МБОУ Инзенская СШ №4 им.Е.Я.Вологодской
«Хлеб – всему голова»
(сценарий праздника)
Подготовила
Гладкова Г.А.-Б.
г. ИНЗА – 2017 г.
ХЛЕБ-ВСЕМУ ГОЛОВА
Цель: формирование уважительного отношения к хлебу и людям, его производящим.
Задачи:
Расширять кругозор учащихся, знания о профессиях.
Расширять знания о процессе создания хлеба.
Продолжать знакомство с народными традициями.
Учить детей работать в группах.
Воспитывать патриотизм , бережливость ,уважение к труду.
Оформление сцены: висят плакаты с рисунками каравая хлеба, пословицами о хлебе. В центре висит высказывание . Выставка продуктов мучных и хлебных, которые производит хлебозавод, выставка книг о хлебе. На стенах газеты, сделанные после рейда в столовую Зал украшен вырезанными из бумаги колосьями пшеницы. На стуле стоит стог из колосьев пшеницы, обвязанный красной лентой.
Звучит песня , музыка Тумашева, слова Бокова.
Ведущий:
Хлеб - один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, то на столе
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Ведущий:
Вот почему взрослые вспоминают славный город целинного края Целиноград. Он вырос на месте первых палаток. Сейчас это красивый и большой город.
Ученик:
Перед этой пашнею шапку скинь, сынок,
Видишь, пробивается хлебный стебелек.
Сколько в это зернышко вложено труда,
Знают только солнышко, ветер да вода...
Ведущий:
День и ночь - и в палящий зной, и в дождь идет битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай всегда выстрадан хлеборобами, завоеван - и в союзе, и в противоборстве с природой.
Ученик:
Вот он - хлебушко душистый,
С хрустом, корочкой витой.
Вот он... теплый, золотистый,
Словно солнцем залитой.
В нем здоровье, наша сила,
В нем - чудесное тепло,
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет весенний в нем.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Ведущий: Нелёгок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делайте и вы так. Смолоду учитесь ценить труд других. Святое дело - вырастить хлеб. Из зёрнышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта . Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зёрен! Сколько же надо, чтобы прокормить народ?
1-й ученик:
Каравай земли и неба
На твоём столе-
Ничего сильнее хлеба
Нету на земле.
В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля,
А на каждом колосочке
Держится земля.
2-й ученик:
В малом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И растёт под небом светлым
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.
Ведущий:
Хлеб! Какое привычное и все-таки необычное слово в самом деле - вдумайтесь! Словом называют не похожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Что такое хлеб?
1-й чтец:
Только снег сошел в апреле
Как поля зазеленели.
Мы говорим: .
2-й чтец:
Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны.
Мы говорим: .
3-й чтец:
Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: .
4-й чтец:
Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: .
5-й чтец:
Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб.
Ведущий:
Сочетание хлеба и соли играло роль исключительно емкого символа: хлеб выражает пожелание богатства и благополучия, а соль защищает от враждебных сил и влияний. У русских в начале и в конце обеда советовали съесть для счастья кусочек хлеба с солью. Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между ним и хозяином отношения приязни и доверия; отказ же от них расценивался как оскорбительный жест.
1-й ученик:
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Пышным круглым караваем.
Он на блюдце расписном,
С белоснежным рушником.
Дети подносят каравай.
2-й ученик
С караваем соль подносим,
Поклоняясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб- соль из рук!
Пышный, мягкий, пропечённый,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченой
Шёл к тебе издалека.
3-й ученик
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье, наша сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
В нём земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки,
Вырастай богатырём!
Чтение и обсуждение пословиц, написанных на плакате.
Ведущий:
Знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового хлеба?
1-й ученик:
Он пахнет полем, речкой, печью, небом.
А главное - работой пахнет хлеб.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
2-й ученик:
Тем, кто хлеб печет чуть свет,
Шлет пшено на кашу,
Тем, кто землю глубоко
Острым плугом пашет, -
Им спасибо говори,
Их за хлеб благодари!
Ведущий:
Вот такое коротенькое, но емкое слово - . А теперь давайте попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в жизни человека?
Ученик. Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает им. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается, потому, что в нем много питательных веществ - это белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Ученые-медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500 г хлеба, а при тяжелой работе - 800 г. В хлебе от 4,7% до 7% белка, 40-45% углеводов, ежедневно обеспечивающих человека 1000-1600 ккал энергии. Это значит, что почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба.
Хлеб... Наскучит ли он? Никогда!
Без него обойтись и не пробуй,
Без него человеку беда.
Ведущий:
Хлеб постоянно живёт в нашем доме. Но все ли мы знаем, как обращаться с ним? Правильно ли используем этот незаменимый продукт питания? Всегда ли мы относимся к нему так, как он того заслуживает? К сожалению, далеко не всегда. Многим полезно ознакомиться с правилами обращения с хлебом.
Ученики:
Когда вы покупаете хлеб, не забывайте о том, что он не может долго храниться, а поэтому берите его столько, сколько потребуется вам и вашей семье на день-два.
В магазинах самообслуживания никогда не определяйте свежесть хлеба руками – это негигиенично и свидетельствует о недостатке культуры.
При покупке хлеба ни в коем случае не бросайте его в сумку с другими продуктами – овощами, мясом, рыбой, а аккуратно положите в чистый полиэтиленовый пакет. Так как хлеб легко впитывает своей поверхностью влагу, пыль, посторонние запахи.
Едят хлеб, отламывая от ломтя небольшие кусочки.
Хранить хлеб лучше всего в специальных хлебницах, в которых хлеб хорошо сохраняет свежесть в течение одного-двух дней.
Ведущий:
В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, кореньев, желудей, семян лебеды и др.
Во время войны в армию были призваны не только из городов, но и из колхозов. Остались женщины, старики, дети. За 1941-1944 гг. в стране было заготовлено 4312 млн. пудов зерна. Стране, фронту был нужен хлеб, и люди самоотверженно трудились, выращивая его.
Звучит куплет песни , слова Н. Палькина, музыка К. Массалитинова.
Ученик:
Был хлеб всегда в почете на Руси -
Ее просторов главное богатство,
Его ты хочешь цену знать? -
Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.
В. Суслов
Ведущий:
900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250 г хлеба, а жители города 125 г. В музее истории Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было выжить назло фашистам. Живой- значит, победа!
Ученик
В дыму ленинградское небо,
На горше смертельных ран
Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.
В годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп.
Шёл народ в огне сражений
За свободу и за хлеб.
Значит, правильны слова:
« Хлеб - всей жизни голова!»
Ведущий:
- это завет, предостережение наших предков, который мы не должны забывать. И заходятся от гнева, боли, жалости сердца людей старшего возраста, переживших голод, когда они видят на помойках выброшенный хлеб.
Ученик:
Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной.
Не мечтаем мы о чуде, -
К нам полей живая речь:
Берегите хлеб, вы - люди,
Научитесь хлеб беречь!
Ведущий:
Наш праздник о хлебе подошёл к концу. Бережное отношение к хлебу и уважение к нему должны быть в крови у каждого человека. Они сродни уважению к своей Родине, к своему народу, к его труду. Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создаёт, подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь.