Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 62 III-IV вида»
Хореография, как средство развития и воспитания слепых и слабовидящих детей
Исследовательская работа
Выполнила: Шустова Е. А.
Педагог-хореограф
1 квалификационная категория
г. Улан-Удэ
2020 г.
Актуальность исследования
- состоит в том, что занятия хореографией позволяют проводить на основе дифференцированного подхода коррекцию вторичных дефектов у детей с нарушением зрения.
Объект исследования – хореография средство коррекции вторичных дефектов детей инвалидов по зрению.
Предмет исследования – учебно-воспитательный процесс.
Цель работы :
- изучение особенностей коррекции вторичных дефектов инвалидов по зрению средствами хореографии.
Задачи:
- синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их взаимодополняющими, обогащающими физическое и художественно-эстетическое развитие детей, имеющих инвалидность по зрению;
- изучить танец, как средство гармонизации психических процессов;
- выявить роль танца в развитии личности ребенка, имеющего инвалидность по зрению.
Гипотеза исследования
танец, может быть эффективным средством для осуществления необходимой коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы по хореографии и психолого-педагогической литературы;
- наблюдение за эстетической деятельностью учащихся;
- беседы;
- анализ и разработка методических материалов.
Практическая значимость
исследования заключается в том, что предложенная программа кружка «Эдельвейс» танцетерапии для учащихся ГБОУ «СКОШИ № 62 III-IV вида», может быть использована при разработке программ и учебных пособий для коррекционного образования; комплекс методов формирования у учащихся навыков, требующих достаточность созревания психо - физиологических функций: зрительного восприятия, пространственной ориентировки, скоординированной моторики и внимания.
Теоретической базой исследования послужили работы ученых: В. А. Лабунская, В.В. Козлов, Т.А. Шкурко, В.Л. Круткин, М.А. Бебик, С. Н. Куракина, Н. И. Солнцева, В .З. Денискина, Л. И. Зеленцова, В. З. Плаксина. В работе были использованы труды зарубежных авторов: К. Рудестам, А. Старк, К. Хендрикс, В. Гленн.
В первой главе мы рассматриваем теоретические основы хореографии как средства развития и воспитания слепых и слабовидящих детей:
- о собые образовательные потребности обучающихся с нарушениями зрения;
- специфика танцетерапии в системе дополнительного образования для детей с нарушением зрения.
Во второй главе нами проведено мониторинговое исследование результативности коррекционной работы по хореографии со слепыми и слабовидящими детьми средствами хореографии с 2018-2020 :
- диагностика творческих способностей учащихся ГБОУ «СКОШИ № 62 III-IV вида»;
- реализация адаптированной модифицированной дополнительной образовательной программы по хореографии для слепых и слабовидящих детей.
База исследования
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 62 III-IV вида» для слепых и слабовидящих детей
В исследовании приняли участие
- Слабовидящие дети младшего состава хореографического ансамбля «Эдельвейс» в количестве 30 человек. Основной контингент детей это слабовидящие и учащийся с остаточным зрением. Все дети являются инвалидами по зрению, имеющие сопутствующие заболевания.
- Слепые и слабовидящие дети отличаются тем, что имеют нарушения в координации, ориентации в пространстве, сохранении равновесия.
Исследование проводилось с использованием следующих диагностических методик:
- мониторинг и диагностическое исследование обучающихся - классификация образовательных компетенций по Хуторскому А.В.;
- диагностика творческого развития личности учащегося по методике К.Тэкэкса.
Входная диагностика уровня обученности и личностного развития участников хореографического ансамбля «Эдельвейс» на начало - 2018-2019 учебный год по Хуторскому А.В.
Адаптированная дополнительная образовательная программа по хореографии для слепых и слабовидящих детей с 7 до 18 лет
Актуальность програм мы
- состоит в том, что она позволяет обучить искусству танца детей - инвалидов по зрению и может одновременно проводить на основе дифференцированного подхода коррекцию вторичных отклонений
- обучающиеся получают социальный опыт творческой деятельности, приобщение личности к общечеловеческим и культурным ценностям
Новизна и преимущества программы
Учтены и адаптированы к возможностям слепых и слабовидящих детей разных возрастов основные направления танца и пластики, включающие: гимнастику, ритмику, элементы классического, народного и джаз-модерн танцев. В программе суммированы особенности программ по перечисленным видам танца, программа модифицирована, перераспределён учебный материал, увеличен срок обучения. Такой подход направлен на раскрытие творческого потенциала и темперамента детей, а также на развитие их сценической культуры.
Цель
Разностороннее развитие слепых и слабовидящих детей средствами хореографии.
Задачи
Образовательные:
- обучать основным танцевальным направлениям данной программы (классический танец, джаз-модерн танец, народный танец)
- формировать двигательные умения и навыки
Коррекционно-развивающие:
- развивать координацию движения, мышечную, слуховую и зрительную память
- развивать чувства темпа и ритма, эмоциональность и позитивное самоощущение
- корректировать и компенсировать вторичные отклонения в развитии
Воспитательные:
- воспитывать ценностное отношение к Человеку, Здоровью и здоровому образу жизни, Спорту и Хореографии, Родине, Познанию, Красоте
- способствовать социальной адаптации и интеграции в общество
Специфика работы
по предмету хореография
- учёт особенностей воспитанников с различными патологиями зрения
- использование специальных методов и приёмов учебной, игровой и трудовой деятельности
- использование специальных тифлотехнических средств обучения
- восполнение недостатков развития, исправление у них последствия вторичного дефекта, т.е. решение коррекционных задач
- способствование дальнейшей успешной социализац ии
Сроки и этапы реализации программы:
- 1 год обучения;
- 12 часов в неделю;
- 25 минут продолжительность занятия.
Программный материал выстраивается по принципу постепенного усложнения с учетом возрастных психических особенностей обучающихся. Дифференцированный подход позволяет сочетать групповую и индивидуальную формы обучения.
Обучение проводится в 3 этапа:
- Первый этап – освоение азов хореографического искусства.
- Второй этап – совершенствование полученных знаний; освоение танцевального репертуара; развитие актерского мастерства.
- Третий этап – предполагает специализированные занятия для детей, проявивших определенные способности к танцу.
Критерии проверки результативности образовательной деятельности
Критерии
Личностный результат
Показатели
Метапредметный результат
-мотивация к занятиям;
Методики
-самоконтроль;
- Диагностика творческого развития личности учащегося по методике К.Тэкэкса.
Предметный результат
-уровень воспитанности;
-уровень развития хореографических умений, навыков;
- Диагностика волевого самоконтроля
- Диагностика уровня обученности и личностного развития по методике Хуторского А.В.
-интеллектуальные, коммуникативные, организационные компетентности
- Диагностика уровня обученности и личностного развития по методике Хуторского А.В.
-уровень развития общих качеств и способностей личности
-уровень развития музыкальных способностей;
- Диагностика уровня обученности и личностного развития по методике Хуторского А.В.
- Диагностика результатов обучения и личностного развития слепых и слабовидящих детей
- Экспертная оценка
-усвоение знаний;
-практические умения, навыки;
-исполнительское мастерство
Контрольная диагностика уровня обученности и личностного развития
участников хореографического ансамбля «Эдельвейс»
по методике Хуторского А.В.
на конец - 2019-2020 учебный год.
Динамика развития уровня высоких творческих способностей у слепых и слабовидящих детей на начало и конец 2018-2020 г. обучения
по К. Тэкэксу
Показатель развития высоких творческих способностей по группе
на начало и конец 2019 – 2020 г. обучения
по К. Тэкэксу
Сравнительные результаты входной и контрольной диагностики уровня обученности и личностного развития по методике Хуторского А.В.
Диагностика результатов обучения и личностного развития слепых и слабовидящих детей ГКОУ «СКОШИ № 62 III-IV вида»
по методике Хуторского А.В.
за 2018-2020 уч. года
Заключение Данная работа была посвящена изучению результативности адаптированной модифицированной дополнительной образовательной программы по хореографии для слепых и слабовидящих детей с 7 до 18 лет, по средствам которой возможно обучить искусству танца детей - инвалидов по зрению и одновременно проводить на основе дифференцированного подхода коррекцию вторичных отклонений. В нашем исследовании мы достигли поставленной цели. Проанализировав всю психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы решили следующие задачи: синхронизировали процессы обучения и воспитания, сделали их взаимодополняющими, обогащающими физическое и художественно-эстетическое развитие детей, имеющих инвалидность по зрению; изучили танец, как средство гармонизации психических процессов; выявили роль танца в развитии личности ребенка, имеющего инвалидность по зрению. В процессе проведенного нами исследования наша гипотеза подтвердилась, так как полученные в ходе исследования результаты, показали, что танец является эффективным средством для осуществления необходимой коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья по зрению.
Хореографический коллектив «Эдельвейс»
Танцуйте вместе с нами,
и пусть Ваши сердца стучат
в ритме танца!
Не имеет значение, насколько мало Ваше достижение – оно ВАШЕ ДОСТИЖЕНИЕ – и это здорово! Грег Куи