СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа результативности ДООП, проведенная на базе ГБОУ "СКОШИ № 62 III-IV вида" Шустовой Е. А. педагогом-хореографом.

Данная работа была посвящена изучению результативности адаптированной дополнительной образовательной программы по хореографии для слепых и слабовидящих детей с 7 до 18 лет, по средствам которой возможно обучить искусству танца детей - инвалидов по зрению и одновременно проводить на основе дифференцированного подхода коррекцию вторичных отклонений.  

Исследование заключалось в том, что предложенная программа по хореографии для учащихся ГБОУ «СКОШИ № 62 III-IV вида» была направлена на применение комплекса методов формирования у учащихся навыков, требующих достаточность созревания психо - физиологических функций: зрительного восприятия, пространственной ориентировки, скоординированной моторики и внимания.

Результаты работы позволяют свидетельствовать о том, что используемые мною технологии и методы, положительно повлияли на качество образования по предмету хореография, способствовали осознанному выбору пути продолжения образования.  Занятия  хореографией помогли  не только укрепить  физическое  здоровье, но и способствовали социализации и адаптации детей-инвалидов. Положительно повлияли на дисциплину, на  общую школьную успеваемость по другим предметам у многих учащихся из группы. Данные мониторинга позволяют констатировать эффективность разработанной мною модели педагогической  работы с воспитанниками хореографической группы.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 62 III-IV вида»   Хореография, как средство развития и воспитания слепых и слабовидящих детей  Исследовательская работа Выполнила: Шустова Е. А. Педагог-хореограф 1 квалификационная категория  г. Улан-Удэ 2020 г.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 62 III-IV вида»

 

Хореография, как средство развития и воспитания слепых и слабовидящих детей

Исследовательская работа

Выполнила: Шустова Е. А.

Педагог-хореограф

1 квалификационная категория

г. Улан-Удэ

2020 г.

Актуальность исследования  состоит в том, что занятия хореографией позволяют проводить на основе дифференцированного подхода коррекцию вторичных дефектов у детей с нарушением зрения. Объект исследования  – хореография средство коррекции вторичных дефектов детей инвалидов по зрению.  Предмет исследования  – учебно-воспитательный процесс.  Цель работы :  изучение особенностей коррекции вторичных дефектов инвалидов по зрению средствами хореографии.

Актуальность исследования

  • состоит в том, что занятия хореографией позволяют проводить на основе дифференцированного подхода коррекцию вторичных дефектов у детей с нарушением зрения.

Объект исследования – хореография средство коррекции вторичных дефектов детей инвалидов по зрению.

Предмет исследования – учебно-воспитательный процесс.

Цель работы :

  • изучение особенностей коррекции вторичных дефектов инвалидов по зрению средствами хореографии.
Задачи:   синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их взаимодополняющими, обогащающими физическое и художественно-эстетическое развитие детей, имеющих инвалидность по зрению;  изучить танец, как средство гармонизации психических процессов;  выявить роль танца в развитии личности ребенка, имеющего инвалидность по зрению. Гипотеза исследования  танец, может быть эффективным средством для осуществления необходимой коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

  • синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их взаимодополняющими, обогащающими физическое и художественно-эстетическое развитие детей, имеющих инвалидность по зрению;
  • изучить танец, как средство гармонизации психических процессов;
  • выявить роль танца в развитии личности ребенка, имеющего инвалидность по зрению.

Гипотеза исследования

танец, может быть эффективным средством для осуществления необходимой коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Методы исследования:  теоретический анализ литературы по хореографии и психолого-педагогической литературы; наблюдение за эстетической деятельностью учащихся; беседы; анализ и разработка методических материалов. Практическая значимость    исследования заключается в том, что предложенная программа кружка «Эдельвейс» танцетерапии для учащихся ГБОУ «СКОШИ № 62 III-IV вида», может быть использована при разработке программ и учебных пособий для коррекционного образования; комплекс методов формирования у учащихся навыков, требующих достаточность созревания психо - физиологических функций: зрительного восприятия, пространственной ориентировки, скоординированной моторики и внимания.

Методы исследования:

  • теоретический анализ литературы по хореографии и психолого-педагогической литературы;
  • наблюдение за эстетической деятельностью учащихся;
  • беседы;
  • анализ и разработка методических материалов.

Практическая значимость

исследования заключается в том, что предложенная программа кружка «Эдельвейс» танцетерапии для учащихся ГБОУ «СКОШИ № 62 III-IV вида», может быть использована при разработке программ и учебных пособий для коррекционного образования; комплекс методов формирования у учащихся навыков, требующих достаточность созревания психо - физиологических функций: зрительного восприятия, пространственной ориентировки, скоординированной моторики и внимания.

 Теоретической базой   исследования послужили работы ученых: В. А. Лабунская, В.В. Козлов, Т.А. Шкурко, В.Л. Круткин, М.А. Бебик, С. Н. Куракина, Н. И. Солнцева, В .З. Денискина, Л. И. Зеленцова, В. З. Плаксина.  В работе были использованы труды зарубежных авторов: К. Рудестам, А. Старк, К. Хендрикс, В. Гленн.

Теоретической базой исследования послужили работы ученых: В. А. Лабунская, В.В. Козлов, Т.А. Шкурко, В.Л. Круткин, М.А. Бебик, С. Н. Куракина, Н. И. Солнцева, В .З. Денискина, Л. И. Зеленцова, В. З. Плаксина. В работе были использованы труды зарубежных авторов: К. Рудестам, А. Старк, К. Хендрикс, В. Гленн.

В первой главе мы рассматриваем теоретические основы хореографии как средства развития и воспитания слепых и слабовидящих детей:  о собые образовательные потребности обучающихся с нарушениями зрения;  специфика танцетерапии в системе дополнительного образования для детей с нарушением зрения.

В первой главе мы рассматриваем теоретические основы хореографии как средства развития и воспитания слепых и слабовидящих детей:

  • о собые образовательные потребности обучающихся с нарушениями зрения;
  • специфика танцетерапии в системе дополнительного образования для детей с нарушением зрения.
 Во второй главе нами проведено мониторинговое исследование результативности коррекционной работы по хореографии со слепыми и слабовидящими детьми средствами хореографии с 2018-2020 :  диагностика творческих способностей учащихся ГБОУ «СКОШИ № 62 III-IV вида»;  реализация адаптированной модифицированной дополнительной образовательной программы по хореографии для слепых и слабовидящих детей.

Во второй главе нами проведено мониторинговое исследование результативности коррекционной работы по хореографии со слепыми и слабовидящими детьми средствами хореографии с 2018-2020 :

  • диагностика творческих способностей учащихся ГБОУ «СКОШИ № 62 III-IV вида»;
  • реализация адаптированной модифицированной дополнительной образовательной программы по хореографии для слепых и слабовидящих детей.
База исследования Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 62 III-IV вида» для слепых и слабовидящих детей 

База исследования

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 62 III-IV вида» для слепых и слабовидящих детей 

В исследовании приняли участие  Слабовидящие дети младшего состава хореографического ансамбля «Эдельвейс» в количестве 30 человек. Основной контингент детей это слабовидящие и учащийся с остаточным зрением. Все дети являются инвалидами по зрению, имеющие сопутствующие заболевания. Слепые и слабовидящие дети отличаются тем, что имеют нарушения в координации, ориентации в пространстве, сохранении равновесия.

В исследовании приняли участие

  • Слабовидящие дети младшего состава хореографического ансамбля «Эдельвейс» в количестве 30 человек. Основной контингент детей это слабовидящие и учащийся с остаточным зрением. Все дети являются инвалидами по зрению, имеющие сопутствующие заболевания.
  • Слепые и слабовидящие дети отличаются тем, что имеют нарушения в координации, ориентации в пространстве, сохранении равновесия.
Исследование проводилось с использованием следующих диагностических методик:  мониторинг и диагностическое исследование обучающихся - классификация образовательных компетенций по Хуторскому А.В.;  диагностика творческого развития личности учащегося по методике К.Тэкэкса.

Исследование проводилось с использованием следующих диагностических методик:

  • мониторинг и диагностическое исследование обучающихся - классификация образовательных компетенций по Хуторскому А.В.;
  • диагностика творческого развития личности учащегося по методике К.Тэкэкса.
Входная диагностика уровня обученности и личностного развития участников хореографического ансамбля «Эдельвейс» на начало - 2018-2019 учебный год  по Хуторскому А.В.

Входная диагностика уровня обученности и личностного развития участников хореографического ансамбля «Эдельвейс» на начало - 2018-2019 учебный год по Хуторскому А.В.

Адаптированная дополнительная образовательная программа по хореографии для слепых и слабовидящих детей с 7 до 18 лет   Актуальность програм мы состоит в том, что она позволяет обучить искусству танца детей - инвалидов по зрению и может одновременно проводить на основе дифференцированного подхода коррекцию вторичных отклонений обучающиеся получают социальный опыт творческой деятельности, приобщение личности к общечеловеческим и культурным ценностям

Адаптированная дополнительная образовательная программа по хореографии для слепых и слабовидящих детей с 7 до 18 лет

Актуальность програм мы

  • состоит в том, что она позволяет обучить искусству танца детей - инвалидов по зрению и может одновременно проводить на основе дифференцированного подхода коррекцию вторичных отклонений
  • обучающиеся получают социальный опыт творческой деятельности, приобщение личности к общечеловеческим и культурным ценностям
Новизна и преимущества программы Учтены и адаптированы к возможностям слепых и слабовидящих детей разных возрастов основные направления танца и пластики, включающие: гимнастику, ритмику, элементы классического, народного и джаз-модерн  танцев. В программе суммированы особенности программ по перечисленным видам танца, программа модифицирована, перераспределён учебный материал, увеличен срок обучения. Такой подход направлен на раскрытие творческого потенциала и темперамента детей, а также на развитие их сценической культуры.

Новизна и преимущества программы

Учтены и адаптированы к возможностям слепых и слабовидящих детей разных возрастов основные направления танца и пластики, включающие: гимнастику, ритмику, элементы классического, народного и джаз-модерн танцев. В программе суммированы особенности программ по перечисленным видам танца, программа модифицирована, перераспределён учебный материал, увеличен срок обучения. Такой подход направлен на раскрытие творческого потенциала и темперамента детей, а также на развитие их сценической культуры.

Цель Разностороннее развитие слепых и слабовидящих детей средствами хореографии. Задачи Образовательные: обучать основным танцевальным направлениям данной программы (классический танец, джаз-модерн танец, народный танец) формировать двигательные умения и навыки  Коррекционно-развивающие: развивать координацию движения, мышечную, слуховую и зрительную память развивать чувства темпа и ритма, эмоциональность и позитивное самоощущение корректировать и компенсировать вторичные отклонения в развитии Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к Человеку, Здоровью и здоровому образу жизни, Спорту и Хореографии, Родине, Познанию, Красоте способствовать социальной адаптации и интеграции в общество

Цель

Разностороннее развитие слепых и слабовидящих детей средствами хореографии.

Задачи

Образовательные:

  • обучать основным танцевальным направлениям данной программы (классический танец, джаз-модерн танец, народный танец)
  • формировать двигательные умения и навыки

Коррекционно-развивающие:

  • развивать координацию движения, мышечную, слуховую и зрительную память
  • развивать чувства темпа и ритма, эмоциональность и позитивное самоощущение
  • корректировать и компенсировать вторичные отклонения в развитии

Воспитательные:

  • воспитывать ценностное отношение к Человеку, Здоровью и здоровому образу жизни, Спорту и Хореографии, Родине, Познанию, Красоте
  • способствовать социальной адаптации и интеграции в общество
Специфика работы по предмету хореография учёт особенностей воспитанников с различными патологиями зрения использование специальных методов и приёмов учебной, игровой и трудовой деятельности использование специальных тифлотехнических средств обучения восполнение недостатков развития, исправление у них последствия вторичного дефекта, т.е. решение коррекционных задач способствование дальнейшей успешной социализац ии

Специфика работы

по предмету хореография

  • учёт особенностей воспитанников с различными патологиями зрения
  • использование специальных методов и приёмов учебной, игровой и трудовой деятельности
  • использование специальных тифлотехнических средств обучения
  • восполнение недостатков развития, исправление у них последствия вторичного дефекта, т.е. решение коррекционных задач
  • способствование дальнейшей успешной социализац ии
 Сроки и этапы реализации программы:   1 год обучения;  12 часов в неделю;  25 минут продолжительность занятия.   Программный материал выстраивается по принципу постепенного усложнения с учетом возрастных психических особенностей обучающихся. Дифференцированный подход позволяет сочетать групповую и индивидуальную формы обучения.  Обучение проводится в 3 этапа:   Первый этап – освоение азов хореографического искусства.  Второй этап – совершенствование полученных знаний; освоение танцевального репертуара; развитие актерского мастерства.  Третий этап – предполагает специализированные занятия для детей, проявивших определенные способности к танцу.

Сроки и этапы реализации программы:

  • 1 год обучения;
  • 12 часов в неделю;
  • 25 минут продолжительность занятия.

Программный материал выстраивается по принципу постепенного усложнения с учетом возрастных психических особенностей обучающихся. Дифференцированный подход позволяет сочетать групповую и индивидуальную формы обучения.

Обучение проводится в 3 этапа:

  • Первый этап – освоение азов хореографического искусства.
  • Второй этап совершенствование полученных знаний; освоение танцевального репертуара; развитие актерского мастерства.
  • Третий этап – предполагает специализированные занятия для детей, проявивших определенные способности к танцу.
Критерии проверки результативности образовательной деятельности Критерии Личностный результат Показатели Метапредметный результат -мотивация к занятиям; Методики -самоконтроль;  Диагностика творческого развития личности учащегося по методике К.Тэкэкса. Предметный результат -уровень воспитанности; -уровень развития хореографических умений, навыков; Диагностика волевого самоконтроля Диагностика уровня обученности и личностного развития по методике Хуторского А.В. -интеллектуальные, коммуникативные, организационные компетентности  Диагностика уровня обученности и личностного развития по методике Хуторского А.В. -уровень развития общих качеств и способностей личности -уровень развития музыкальных способностей; Диагностика уровня обученности и личностного развития по методике Хуторского А.В. Диагностика результатов обучения и личностного развития слепых и слабовидящих детей Экспертная оценка -усвоение знаний; -практические умения, навыки; -исполнительское мастерство

Критерии проверки результативности образовательной деятельности

Критерии

Личностный результат

Показатели

Метапредметный результат

-мотивация к занятиям;

Методики

-самоконтроль;

  • Диагностика творческого развития личности учащегося по методике К.Тэкэкса.

Предметный результат

-уровень воспитанности;

-уровень развития хореографических умений, навыков;

  • Диагностика волевого самоконтроля
  • Диагностика уровня обученности и личностного развития по методике Хуторского А.В.

-интеллектуальные, коммуникативные, организационные компетентности

  • Диагностика уровня обученности и личностного развития по методике Хуторского А.В.

-уровень развития общих качеств и способностей личности

-уровень развития музыкальных способностей;

  • Диагностика уровня обученности и личностного развития по методике Хуторского А.В.
  • Диагностика результатов обучения и личностного развития слепых и слабовидящих детей
  • Экспертная оценка

-усвоение знаний;

-практические умения, навыки;

-исполнительское мастерство

Контрольная диагностика уровня обученности и личностного развития участников хореографического ансамбля «Эдельвейс»  по методике Хуторского А.В. на конец - 2019-2020 учебный год.

Контрольная диагностика уровня обученности и личностного развития

участников хореографического ансамбля «Эдельвейс»

по методике Хуторского А.В.

на конец - 2019-2020 учебный год.

Динамика развития уровня высоких творческих способностей у слепых и слабовидящих детей на начало и конец 2018-2020 г. обучения по К. Тэкэксу

Динамика развития уровня высоких творческих способностей у слепых и слабовидящих детей на начало и конец 2018-2020 г. обучения

по К. Тэкэксу

Показатель развития высоких творческих способностей по группе на начало и конец 2019 – 2020 г. обучения по К. Тэкэксу

Показатель развития высоких творческих способностей по группе

на начало и конец 2019 – 2020 г. обучения

по К. Тэкэксу

  Сравнительные результаты входной и контрольной диагностики уровня обученности и личностного развития по методике Хуторского А.В.

Сравнительные результаты входной и контрольной диагностики уровня обученности и личностного развития по методике Хуторского А.В.

Диагностика результатов обучения и личностного развития слепых и слабовидящих детей ГКОУ «СКОШИ № 62 III-IV вида» по методике Хуторского А.В. за 2018-2020 уч. года

Диагностика результатов обучения и личностного развития слепых и слабовидящих детей ГКОУ «СКОШИ № 62 III-IV вида»

по методике Хуторского А.В.

за 2018-2020 уч. года

Заключение Данная работа была посвящена изучению результативности адаптированной модифицированной дополнительной образовательной программы по хореографии для слепых и слабовидящих детей с 7 до 18 лет, по средствам которой возможно обучить искусству танца детей - инвалидов по зрению и одновременно проводить на основе дифференцированного подхода коррекцию вторичных отклонений. В нашем исследовании мы достигли поставленной цели. Проанализировав всю психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы решили следующие задачи: синхронизировали процессы обучения и воспитания, сделали их взаимодополняющими, обогащающими физическое и художественно-эстетическое развитие детей, имеющих инвалидность по зрению; изучили танец, как средство гармонизации психических процессов; выявили роль танца в развитии личности ребенка, имеющего инвалидность по зрению. В процессе проведенного нами исследования наша гипотеза подтвердилась, так как полученные в ходе исследования результаты, показали, что танец является эффективным средством для осуществления необходимой коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья по зрению.

Хореографический коллектив «Эдельвейс» Танцуйте вместе с нами,  и пусть Ваши сердца стучат в ритме танца!

Хореографический коллектив «Эдельвейс»

Танцуйте вместе с нами,

и пусть Ваши сердца стучат

в ритме танца!

Не имеет значение, насколько мало Ваше достижение – оно ВАШЕ ДОСТИЖЕНИЕ – и это здорово!     Грег Куи

Не имеет значение, насколько мало Ваше достижение – оно ВАШЕ ДОСТИЖЕНИЕ – и это здорово! Грег Куи