Художественная культура
Древней Передней Азии
Древние цивилизации:
Междуречье
Цивилизация – (лат) CIVILIS – гражданский, государственный.
Синоним понятия культуры. Уровень развития материальной и духовной культуры определённого общества.
Месопотамия – (греч. «месос» - середина, «потамос» - река), что означает Междуречье.
Политеизм – (греч. «поли» – много, «теос» - бог) вера во многих богов.
Искусство древней Передней Азии
ЭНЛИЛЬ
Бог земли и воздуха
Религиозно-мифологические представления народов междуречья
Гора Намму
АН (НЕБО) КА (ЗЕМЛЯ)
Океан
Периодизация культуры Месопотамии
IV т.л. до н.э. – распад первобытнообщинного строя
III т.л. до н.э. – образование Шумеро-Аккадского царства
27-25 вв.до н.э возвышение шумерских городов-государств
24-23 вв. до н.э. власть переходит к семитскому городу Двуречья - Аккаду
23-21 вв. до н.э. новое усиление шумерских городов Ура и Лагаша
II т.л. до н.э. – возвышение Вавилонского царства
19-12 вв. до н.э. – объединение Месопотамии под власть Вавилона
I т.л. до н.э. :
9-7 вв. до н.э. - усиление мощи Ассирии
7-6 вв. до н.э. – новое возвышение Вавилона, Нововавилонское царство
536 г. до н.э. завоевание Вавилона Киром, царём Ирана
4-2 вв. до н.э. господство в месопотамии Греко-римских завоевателей
- Территория Передней Азии включает в себя несколько природных зон: Междуречье (долина рек Тигра и Евфрата), которое греки называли Месопотамией; полуостров Малая Азия с примыкающими к нему горными районами; восточное побережье Средиземного моря, Иранское и Армянское нагорья. Народы, населявшие в древности этот обширный регион, одними из первых основали государства и города, изобрели колесо, монеты и письменность, создали замечательные произведения искусства. Искусство народов древней Передней Азии на первый взгляд может показаться сложным и загадочным: сюжеты, приемы изображения людей или событий, отображение пространственно-временных отношений — все это основывалось на специфических представлениях и верованиях древних людей. Любое изображение содержит в себе дополнительный смысл, выходящий за рамки сюжета. За каждым персонажем стенной росписи или скульптуры стоит система абстрактных понятий — добро и зло, жизнь и смерть и т.п. Для выражения этих понятий художники прибегали к языку символов, разобраться в котором современному человеку не так просто. История искусства стран древней Передней Азии, начавшаяся на рубеже IV—III тысячелетий до н. э. в Южном Междуречье, развивалась на протяжении нескольких тысячелетий.
г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В .
ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ В ДРЕВНОСТИ
Периодизация культуры Месопотамии
IV т.л. до н.э. – распад первобытнообщинного строя
III т.л. до н.э. – образование Шумеро-Аккадского царства
27-25 вв.до н.э возвышение шумерских городов-государств
24-23 вв. до н.э. власть переходит к семитскому городу Двуречья - Аккаду
23-21 вв. до н.э. новое усиление шумерских городов Ура и Лагаша
II т.л. до н.э. – возвышение Вавилонского царства
19-12 вв. до н.э. – объединение Месопотамии под власть Вавилона
I т.л. до н.э. :
9-7 вв. до н.э. - усиление мощи Ассирии
7-6 вв. до н.э. – новое возвышение Вавилона, Нововавилонское царство
536 г. до н.э. завоевание Вавилона Киром, царём Ирана
4-2 вв. до н.э. господство в месопотамии Греко-римских завоевателей
Искусство Шумера и Аккада
Шумер (кон.IV – нач.IIIтыс.)
Глиптика
Храмовое строительство
ПИСЬМЕННОСТЬ – пиктограммы – клинопись!
Библиотека Ашшурпбанипала
«Эпос о Гильгамеше» (ок.1800г.д.н.э.)
Зиккураты
Трёхцветные мозаики
Главная тема – прославление силы и могущества человека!
1 . Возникновение шумерской письменности
III тыс. до н.э. – появление письменности у шумеров
Клинопись – письменность, знаки которой состоят из групп клинообразных черточек
Писали на табличках из мягкой глины, тщательно очищенной от всяких примесей
В качестве инструмента для письма использовали заточенные тростниковые или деревянные палочки
Когда табличка была исписана – ее обжигали, так как в обожженном виде она хранилась долго
Перевод текста одной из шумерских табличек (школа)
В доме табличек надсмотрщик сделал мне замечание: «Почему ты опоздал?». Я испугался, сердце мое бешено заколотилось. Подойдя к учителю, я поклонился до земли.
Отец дома табличек выпросил мою табличку, он был ею недоволен и ударил меня. Потом я усердствовал с уроком, мучился с уроком. Классный надсмотрщик приказал нам: «Перепишите!». Я взял свою табличку в руки, писал на ней, много не понимал, не мог прочесть…
Судьба писца мне опостылела,
Судьбу писца я возненавидел…
Город Ниневия (Ассирия) – обнаружена библиотека царя Ашшурбанипала (669-633 г.г. до н.э),
где найдено более 30 тыс. табличек
Бронзовая голова из Ниневии. XXIII в. до н. э.
- Бронзовая голова из Ниневии воплощает в себе новые достижения аккадских ювелиров. Памятник изображает монарха с характерными семитскими чертами (длинная вьющаяся борода и собранные в пучок волосы).
- Это настоящий портрет, в котором отвергнуты шумерские геометрические формы и тщательно изображаются черты лица: орлиный нос, великолепно очерченные губы и вставленные в орбиты глаза. Борода также тщательно отчеканена в каждом из составляющих ее коротких и длинных завитков, равно как и переплетение волос
ОДНОГО ЦАРЯ
Стелла царя
Нарам-Сина
(ок 2300г до н.э.)
Рельеф «Раненая львица»
Статуя адоранта. III тыс. до н. э.
- До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры, озданные в начале III тысячелетия до н. э. Весьма распространенным типом скульптуры был так называемый адорант — статуя молящегося человека со сложенными на груди руками, сидящего или стоящего. На примере данной статуи отчетливо прослеживаются характерные особенности шумерской скульптуры. Ноги персонажа очень крепкие и изображаются параллельно на круглом основании. Расположение рук придает верхней части туловища форму трапеции, округлые плечи сглаживают углы. Вообще телу уделяется не слишком много внимания, оно служит лишь пьедесталом для головы. Лицо подвергается куда более тщательной обработке, отвечающей определенным условностям, что делает модели однообразными и лишает их черт индивидуальности. Роговица глаз изготовлена из морской раковины, радужная оболочка — из ляпис-лазури или смолы, глазная впадина покрыта канифолью. В результате создается эффект огромных, вылезающих из орбит глаз, жалобных и одновременно устрашающих из-за отсутствия век. Важнейшее значение приобретает взгляд, ибо с его помощью благочестивый адорант выражает свою мольбу. Брови, представленные упрощенно, в геометрических формах, инкрустируются ляпис-лазурью; рот закрыт. В результате лицо принимает серьезное, строгое, несколько жесткое выражение. Этнические черты четко различаются по формам. Одни имеют крупную бритую голову и орлиный нос, другие отличаются длинной вьющейся бородой семитского типа. Шумерское искусство не ищет идеал красоты в человеческом теле, воплощая его посредством пластических объемов. Человеческое тело скрыто под жесткими одеяниями. Фигуры изображаются в длинных юбках с фалдами или туниках, которые адаптируются к принятой геометрической схеме, подчеркивая цилиндрический силуэт. Лишь во времена первых династий и в период Гудеа у статуй были открыты руки (а иногда даже торс). Позднее, в ассирийский период тела снова оказываются полностью скрытыми под одеждами, устранившими малейшие намеки на анатомию.
Статуя сановника Эбих-Иля из Мари . сер. III тыс. до н. э.
- Стиль скульптурных мастерских в Мари напоминает утонченную лепку из мягкой глины. Типичным примером может служить статуя сановника Эбих-Иля из Мари. Лицо сановника озарено мягкой улыбкой, огромные глаза смотрят внимательно и напряженно, подбородок четко отделен от груди. С тщательностью выполнены все детали, особенно в одежде, которая представляет собой юбку овечьей шерсти с вырезанными поштучно прядями или клоки бороды с вьющимися кончиками. Руки вырезаны мягко, мускулатура скрыта.
Зарисовать
Штандарт Ура . Около 2600 г. до н. э.
- «Штандарт Ура» представляет собой две наклонные панели, соединенные рейками. Был найден археологом Леонардом Вулли в 1930-е гг. в одной из царских гробниц Ура. Назначение его неизвестно. Вулли предположил, что данный предмет носили на шесте (как штандарт), отсюда его название. Согласно другой теории, «Штандарт Ура» был частью музыкального инструмента. На одной панели штандарта изображены сцены мирной жизни, на другой — военные действия. «Панель войны» представляет собой одно из самых ранних изображений шумерской армии. Боевые колесницы, запряженные четырьмя онаграми каждая, прокладывают дорогу, попирая тела врагов; пешие воины в плащах вооружены копьями; врагов убивают топорами, пленников в раздетом виде ведут к царю, который также держит в руках копье. «Панель мира» изображает ритуальный пир. Процессии несут на пир животных, рыбу и иную снедь. Сидящие фигуры, одетые в юбки с бахромой, пьют вино под аккомпанемент музыканта, играющего на лире. Такого рода сцены весьма характерны для цилиндрических печатей того времени.
Панель мира
Панель войны
Мозаика из перламутра, ракушек, красного известняка и ляпис-лазури.
Панель мира
Панель войны
Статуя Гудеа, правителя Лагаша XXI в. до н. э.
- Гудеа, правитель независимого царства Лагаш, известен своим благочестием и строительством многочисленных храмов, посвященных различным богам. Статуя содержит посвящение богу, а также список храмов, построенных Гудеа, последним в списке стоит храм, посвященный богу Нингирсу, где, собственно, и стояла статуя.
Статуя Гудеа, правителя Лагаша XXI в. до н. э.
- Сосредоточенное выражение лица правителя источает спокойствие и силу. Туловище покрыто простой мантией, которая оставляет обнаженным левое плечо, показывая крепкую мускулатуру; ноги, параллельные и рубленые (с утонченно отчеканенными пальцами), не отделены от массива камня. На лбу — стилизованные кудри, на голове — королевский тюрбан, украшенный тонкими спиралями. Руки сложены в благочестивом жесте.
- Поражают явные диспропорции фигуры: шея практически отсутствует, непомерно большая голова венчает туловище карлика. Однако качество работы не позволяет усомниться в профессионализме и искусности скульптора. Диспропорции объясняются либо художественной традицией того времени, либо техническими ограничениями (отсутствие в Лагаше природных материалов для ваяния).
Периодизация культуры Месопотамии
IV т.л. до н.э. – распад первобытнообщинного строя
III т.л. до н.э. – образование Шумеро-Аккадского царства
27-25 вв.до н.э возвышение шумерских городов-государств
24-23 вв. до н.э. власть переходит к семитскому городу Двуречья - Аккаду
23-21 вв. до н.э. новое усиление шумерских городов Ура и Лагаша
II т.л. до н.э. – возвышение Вавилонского царства
19-12 вв. до н.э. – объединение Месопотамии под власть Вавилона
I т.л. до н.э. :
9-7 вв. до н.э. - усиление мощи Ассирии
7-6 вв. до н.э. – новое возвышение Вавилона, Нововавилонское царство
536 г. до н.э. завоевание Вавилона Киром, царём Ирана
4-2 вв. до н.э. господство в месопотамии Греко-римских завоевателей
Искусство Старовавилонского царства
Искусство Старовавилонского царства
- В 2003 г. до н. э. царство Шумера и Аккада прекратило свое существование, после того как в его пределы вторглось войско соседнего Элама и разгромило столицу царства — город Ур. Период с XX по XVII вв. до н. э. называют старовавилонским, т.к. самым важным политическим центром Месопотамии в это время был Вавилон. Его правитель Хаммурапи после ожесточенной борьбы вновь создал на этой территории сильное централизованное государство — Вавилонию. Старовавилонская эпоха считается золотым веком месопотамской литературы: разрозненные сказания о богах и героях слились в поэмы. Широко известен эпос о Гильгамеше, полулегендарном правителе города Урука в Шумере. Произведений изобразительного искусства и архитектуры того периода сохранилось мало: после смерти Хаммурапи Вавилония не раз подвергалась нашествию кочевников, уничтоживших многие памятники.
Стела царя Хаммурапи из Суз . XVIII в. до н. э.
- Двухметровая стела, получившая название «Кодекс Хаммурапи» содержит 282 закона, записанных сериями по 20 колонок. В верхней части стелы находится рельефное изображение царя Хаммурапи, предстоящего перед богом солнца Шамашем. Восседающий на троне Шамаш, с языками пламени, вырывающимися из его плеч, вручает Хаммурапи атрибуты царской власти. Царь, одетый в простую тунику, оставляющую одно плечо обнаженным, внимает богу, подняв в знак почтения одну руку. Обе фигуры смотрят друг другу прямо в глаза.
Стела царя Хаммурапи из Суз . XVIII в. до н. э.
- Двухметровая стела, получившая название «Кодекс Хаммурапи» содержит 282 закона, записанных сериями по 20 колонок. В верхней части стелы находится рельефное изображение царя Хаммурапи, предстоящего перед богом солнца Шамашем. Восседающий на троне Шамаш, с языками пламени, вырывающимися из его плеч, вручает Хаммурапи атрибуты царской власти. Царь, одетый в простую тунику, оставляющую одно плечо обнаженным, внимает богу, подняв в знак почтения одну руку. Обе фигуры смотрят друг другу прямо в глаза.
- Стела придает данному акту божественный характер и превращает законы в наследие богов, подкрепляя тем самым власть и авторитет царя. Стела царя Хаммурапи — символ месопотамской цивилизации. Она является не только произведением искусства, но также историко-литературным памятником и наиболее полным сводом законов древности, предшествующим библейским законам. Тексты, запечатленные на стеле, являются богатейшим источником информации об обществе, религии, экономике, географии и истории того времени.
Царица тьмы. Рельеф . 1800—1750 гг. до н. э.
- Тарелка с рельефом сделана из обожженной глины, смешанной с соломой. Фигура обнаженной красавицы первоначально была раскрашена в красный цвет. На голове у женщины рогатый головной убор, типичный для месопотамских божеств. В руках - священные символы – прут и кольцо. Разноцветные крылья смотрят вниз, указвая на то, что она является богиней подземного царства. Ноги заканчиваются лапами хищной птицы, весьма похожими на лапы двух сов, сидящих по сторонам от нее. Первоначально фон был раскрашен в черный цвет, подчеркивая связь богини с ночью. Богиня стоит на спинах двух львов. Тарелка, по всей видимости, висела в святилище.
Периодизация культуры Месопотамии
IV т.л. до н.э. – распад первобытнообщинного строя
III т.л. до н.э. – образование Шумеро-Аккадского царства
27-25 вв.до н.э возвышение шумерских городов-государств
24-23 вв. до н.э. власть переходит к семитскому городу Двуречья - Аккаду
23-21 вв. до н.э. новое усиление шумерских городов Ура и Лагаша
II т.л. до н.э. – возвышение Вавилонского царства
19-12 вв. до н.э. – объединение Месопотамии под власть Вавилона
I т.л. до н.э. :
9-7 вв. до н.э. - усиление мощи Ассирии
7-6 вв. до н.э. – новое возвышение Вавилона, Нововавилонское царство
536 г. до н.э. завоевание Вавилона Киром, царём Ирана
4-2 вв. до н.э. господство в месопотамии Греко-римских завоевателей
Искусство Ассирии
Завоевания Ассирийских царей
3. авоевания ассирийских царей
Искусство Ассирии
- Ассирия — мощное, агрессивное государство, чьи границы в период расцвета простирались от Средиземного моря до Персидского залива. Ассирийцы жестоко расправлялись с врагами: разрушали города, устраивали массовые казни, продавали в рабство десятки тысяч людей, депортировали целые народы. В то же время завоеватели с огромным вниманием относились к культурному наследию покоренных стран, изучая художественные принципы чужеземного мастерства. Соединив в себе традиции многих культур, ассирийское искусство приобрело неповторимый облик. На первый взгляд, ассирийцы не стремились создавать новые формы, в их архитектуре встречаются все известные ранее типы построек, например, зиккурат. Новизна заключалась в отношении к архитектурному ансамблю. Центром дворцово-храмовых комплексов стал не храм, а дворец. Появился новый тип города — город-крепость с единой строгой планировкой.
Название "Ассирия" (оно пришло к нам от греков) - от имени Ашшура (Ассура), главного бога города Ашшура
г.Усолье-Сибирское, МОУ «СОШ №2», Масленникова Г.В .
Столица Ассирии Ниневия
В области архитектуры ассирийские зодчие имели крупные достижения. Наиболее важные строения возводились на высоких кирпичных платформах; все постройки сооружались из сырцового кирпича
Религия Ассирии
- Важнейшее значение в религии ассирийцев имели ритуалы и обряды магического характера. Боги представлялись в виде сильных, завистливых и грозных в своём гневе существ, а роль человека по отношению к ним сводилась к роли раба, кормящего их своими жертвами.
Храм богов Ану и Адада
в городе Ашшуре.
XI век до н.э. Реконструкция .
Ашшурбанипал (668 - 635 гг. до н. э.) - последний крупный ассирийский царь, создатель одной из наиболее достопримечательных библиотек древности.
- При царе Ашшурбанипале была собрана большая библиотека в царском дворце.
- Всего в библиотеке хранилось примерно 700 сочинений, из них 200 приходится на литературные произведения.
- Различные мифы, легенды, предания древних шумеров (в частности, мифы о потопе, о космических пришельцах), вавилонян и ассирийцев стали известны благодаря библиотеке Ашшурбанипала.
- Именно в ней сохранилось самое древнее литературное произведение мира, шумерский эпос о Гильгамеше (ок. 2400 г. до н.э.), потом переведенный на ассирийско-вавилонский
Статуя бога-шеду из дворца
Саргона II в Дур-Шаррукине.
Библиотека Ашшурбанипала
При царе Ашшурбани-пале была собрана большая библиотека в царском дворце. В ней хранились вавилонские и ассирийские мифы и предания и астрономические трактаты записанные на гли няных табличках.
Стены библиотеки украшались барельефами изображавшими подвиги царей.
После смерти Ашшурба-напала восстали вавилонцы и мидийцы. В 612 г.до н.э.они взяли Ниневию и сожгли ее.
Город исчез но библиотека сохранилась.Благодаря археологам мы восстановили миф о потопе, сказание о Гильгамеше и др. мифы .
Осада Лахиша.Рельеф из
дворца царя в Ниневии
Крылатый бык с человеческой головой. VIII в. до н. э.
- Крылатые быки с человеческими головами были гениями-хранителями, которых называли шеду. Шеду устанавливали по сторонам городских ворот или проходов во дворец. Шеду являлись символами, совмещавшими в себе свойства человека, животного и птицы и, следовательно, были мощным средством защиты от врагов.
Крылатый гений-хранитель . VIII в. до н. э.
- Гении-хранители — мифологические существа, охранявшие людей или здания и отгонявшие от них злых духов. Этот крылатый гений, вместе с тем, который стоял напротив него, охранял ворота дворца Саргона II в Дур-Шаррукине (совр. Хорсабад, Ирак). Гений благословлял всех, кто проходил мимо него, обрызгивая водой из сосновой шишки. Оба гения стояли позади двух крылатых человекобыков, также охранявших ворота. Колоссальная фигура крылатого гения показана анфас до талии и в профиль — ниже талии.
Герой, укрощающий льва . VIII в. до н. э.
- Мотив укрощения львов был частью сложной архитектурной и декоративной системы. Он символизировал божественную и царскую власть; сила, исходившая от изображения, защищала дворец и продлевала правление монарха .
Раненая львица. Рельеф дворца Ашшурбанипала в Ниневии . VII в. до н. э.
- Эта небольшая панель была частью обширной композиции, изображающей царскую охоту на львов. Поразительна реалистичность, с которой художник изобразил раненое животное.
Раненая львица. Рельеф дворца Ашшурбанипала в Ниневии . VII в. до н. э.
- Из пасти льва, пронзенного царской стрелой, хлещет кровь. На морде зверя отчетливо проступили вены. На первый взгляд, создается впечатление, что художник симпатизирует умирающему зверю. Однако, как известно, в Месопотамии лев являлся символом, враждебным человеческой цивилизации, следовательно, скорее всего, предполагалось, что, наблюдая эту картину, зритель будет торжествовать, а не жалеть.
Стела с богиней Иштар . VIII в. до н.э.
- Стела с изображением богини Иштар являет прекрасный образец провинциального искусства Ассирийской империи в период ее расцвета. Иштар, один из излюбленных персонажей в искусстве древней Передней Азии, почиталась как богиня любви и войны. Головной убор имеет форму цилиндра и венчается диском с лучами, что напоминает о том, что Иштар олицетворяет планету Венера.
Иштар изображена стоящей на спине льва (лев — анималистическая форма самой богини). Левой рукой богиня держит льва на поводке. Над ее головой изображен священный нимб, на боку у нее висит меч, за спиной — два колчана со стрелами. На голове у Иштар — рогатый головной убор, типичный атрибут богов в иконографии народов древней Передней Азии.
Необычным для столь монументального памятника является изображение Иштар в виде богини-воительницы, что более характерно для цилиндрических печатей. . Из-за двойственной роли, которую играла богиня Иштар в месопотамской мифологии, ей поклонялись и как женщине, и как мужчине, о чем свидетельствует ее типично мужской наряд: короткая туника и переброшенная через плечо шаль с бахромой.
Стела с богиней Иштар . VIII в. до н.э.
- Иштар изображена стоящей на спине льва (лев — анималистическая форма самой богини). Левой рукой богиня держит льва на поводке. Над ее головой изображен священный нимб, на боку у нее висит меч, за спиной — два колчана со стрелами. На голове у Иштар — рогатый головной убор, типичный атрибут богов в иконографии народов древней Передней Азии.
- Необычным для столь монументального памятника является изображение Иштар в виде богини-воительницы, что более характерно для цилиндрических печатей. . Из-за двойственной роли, которую играла богиня Иштар в месопотамской мифологии, ей поклонялись и как женщине, и как мужчине, о чем свидетельствует ее типично мужской наряд: короткая туника и переброшенная через плечо шаль с бахромой.
Периодизация культуры Месопотамии
IV т.л. до н.э. – распад первобытнообщинного строя
III т.л. до н.э. – образование Шумеро-Аккадского царства
27-25 вв.до н.э возвышение шумерских городов-государств
24-23 вв. до н.э. власть переходит к семитскому городу Двуречья - Аккаду
23-21 вв. до н.э. новое усиление шумерских городов Ура и Лагаша
II т.л. до н.э. – возвышение Вавилонского царства
19-12 вв. до н.э. – объединение Месопотамии под власть Вавилона
I т.л. до н.э. :
9-7 вв. до н.э. - усиление мощи Ассирии
7-6 вв. до н.э. – новое возвышение Вавилона, Нововавилонское царство
536 г. до н.э. завоевание Вавилона Киром, царём Ирана
4-2 вв. до н.э. господство в месопотамии Греко-римских завоевателей
Искусство Нововавилонского царства
Нововавилонское царство
В 626 году до н.э. в Вавилоне началось восстание местного населения – халдеев против ассирийцев, которые совместно с союзниками смогли покорить Ассирию. В Вавилоне воцарилась нововавилонская халдейская династия. Первым халдейским царем становится Набопаласар
Искусство Нововавилонского царства
- Нововавилонское царство, особенно его столица Вавилон, пережило много взлетов и падений. История Вавилонии — это бесконечная череда военных конфликтов, из которых она далеко не всегда выходила победительницей. Особенно драматичной была борьба с Ассирией. В 689 г. до н. э. ассирийский царь Синаххериб (705—680 гг. до н. э.) разрушил и затопил Вавилон, жестоко расправившись с его жителями. Сын Синаххериба Асархаддон заново отстроил город, однако, подавляя антиассирийское восстание в 652 г. до н. э., повторил злодеяние отца. Только после того как Ассирия прекратила свое существование, Вавилония смогла занять главенствующее положение в Передней Азии. Краткий период ее расцвета пришелся на годы правления Навуходоносора II (605—562 гг. до н. э.). Вавилон стал одним из самых богатых и красивых городов Месопотамии, политическим и религиозным центром. В городе насчитывалось свыше пятидесяти храмов. Вавилонская культура продолжила традиции шумеро-аккадского периода.
План Вавилона
Наследник престола Навуходоносор II становится царем
http://history.rsuh.ru/historycd/history/html/t4/t4-02-06-03.htm
Зиккурат – ступенчатый храм, имеющий 3-7 ярусов из кирпича-сырца, соединявшихся лестницами и пандусами
Пандус – наклонная плоскость, заменяющая лестницу
Первыми ЗИККУРАТЫ начали строить ШУМЕРЫ, позднее вавилоняне и ассирийцы заимствовали у шумеров идею строительства подобных храмов
2. На верхней площадке располагалось святилище, где находилась статуя божества
1. Ступенчатость зиккурата символизировала устройство мира в виде лестницы, связывающей небо и землю
3. Верхняя площадка также использовалась для наблюдения за планетами
Зиккурат в Уре
Наиболее сохранившийся храмовый комплекс Древнего Междуречья. Возведен в XXI века до н.э. в городе Ур местными царями Ур-амму и Шульги как храм Экишнугаль в честь лунного божества Нанна. Впоследствии не раз перестраивался, был значительно расширен нововавилонским царем Набонидом.
Строительство зиккурата вела третья династия Ура, восстановившая местную государственность после нашествий аккадцев и кутиев. Зиккурат был призван служить не только храмом, но и общественным учреждением, архивом и царским дворцом. С его вершины как на ладони можно было созерцать весь город. Вся поверхность здания была облицована кирпичами, которые предварительно прошли обработку битумом.
Три подъёма наподобие приставных лестниц вели в кирпичную надстройку, где помещалось главное святилище. Надстройка эта не сохранилась. Первый исследователь сооружения, Леонард Вулли, полагал, что эти лестницы были в древности обсажены деревьями, чтобы всё сооружение напоминало жителям аллювиальной равнины священную гору.
Зиккурат в Уре служил чтимым образцом для зодчих Древнего Междуречья. Не исключено, что либо сам Экишнугаль, либо построенный по его образцу зиккурат в Вавилоне послужили прообразом описанной в Библии Вавилонской башни .
История появления
Согласно преданию, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. С востока люди пришли в землю Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где решили построить город (Вавилон) и башню высотой до небес, чтобы «сделать себе имя». Строительство башни было прервано Богом, который «смешал» язык людей, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле. Таким образом, легенда о вавилонской башне объясняет появление различных языков после Всемирного потопа.
Миф
Современное состояние
В XX веке экспедиция Леонарда Вулли из Британского музея очистила зиккурат от многовековых наслоений, после чего он был частично реконструирован. Во дворе зиккурата Вулли открыл останки храмового архива — глиняные таблички с информацией о торговых сделках, в которых жрецы выступали представителями лунного божества.
В настоящее время в 2 км к юго-западу от зиккурата лежит американская авиабаза Али. Рядом с зиккуратом расположены развалины храма Навуходоносора II. Ближайший к памятнику город — Насирия.
Интересные факты
Нынешнее здание Европейского парламента спроектировано по образцу картины с изображением недостроенной Вавилонской башни, написанной в 1563 году Питером Брейгелем Старшим. На плакате изображена Вавилонская башня и девиз на французском: «много языков — один голос», искажающий смысл библейского текста. Здание построено так, чтобы производить впечатление недостроенного. На самом деле — это завершённое сооружение Европейского парламента, строительство которого было закончено в декабре 2000 года и сейчас здание используется по назначению. Некоторые христианские богословы усматривают в этом символ нехристианского объединения Европы.
Ряд учёных-библеистов прослеживает связь легенды о вавилонской башне со строительством в Междуречье высоких башен-храмов, называвшихся зиккуратами. Вершины башен служили для отправления религиозных обрядов и астрономических наблюдений.
Самый высокий зиккурат (высотой 91 м) находился именно в Вавилоне. Он назывался Этеменанки, что означает «дом, где сходятся небеса с землею». Неизвестно, когда именно было осуществлено первоначальное строительство этой башни, но она уже существовала во время правления Хаммурапи (1792—1750 до н. э.). Ассирийский царь Синахериб в 689 г. до н. э. разрушил Вавилон, этой же участи подвергся Этеменанки. Зиккурат был восстановлен Навуходоносором II.
Сама же башня разрушалась и реконструировалась несколько раз. Только после последней и самой крупной реконструкции фундамент башни достиг ширины 90 м при такой же высоте сооружения. Подсчёты позволяют говорить о том, что для возведения этой башни было использовано около 85 млн. кирпичей. Монументальная лестница вела к верхней платформе башни, где устремлялся в небо двухэтажный храм. Башня была частью храмового комплекса, располагавшегося на берегах реки Евфрат. Найденные археологами глиняные таблички с надписями позволяют утверждать, что каждая секция башни имела свое особое значение. Те же таблички дают информацию о религиозных ритуалах, отправлявшихся в данном храме.
Зиккурат Этеменанки. Реконструкция . VI в. до н. э.
- Согласно Ветхому Завету, жители города Вавилона задумали построить башню до небес. Однако Бог не позволил им осуществить этот план, смешав языки всех народов, так что они перестали понимать друг друга. Библейская Вавилонская башня имеет совершенно реальный прототип — зиккурат Этеменанки в Вавилоне. Древнегреческий историк Геродот писал, что зиккурат представляет собой «массивную башню, имеющую сто восемьдесят метров в длину и ширину. Над этой башней поставлена другая, над второй — третья и так далее, до восьмой.
- . Подъем на них сделан снаружи, он идет кольцом вокруг всех башен. Поднявшись до середины подъема, находишь место со скамейками для отдыха: восходящие на башню садятся здесь отдохнуть. На последней башне есть большой храм.
- Зиккурат Этеменанки не сохранился до нашего времени, раскопки, проведенные в XX в., лишь установили место, где он находился.
Зиккурат Этеменанки. Реконструкция . VI в. до н. э.
- 91 метр в высоту
- 7 этажей
- Каждый этаж имел свой цвет:
- 1 –золотой
- 2 –белый
- 3 – черный
- 4 –золотой
- 5 – белый
- 6 – черный
- 7 – лазурный - святилище
«ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ»
Пожелали люди построить себе город и башню высотою до небес. "И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие..." и посчитал это строительство проявлением самомнения, гордыни, и наказал людей, смешав их языки. "И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город (и башню)..." А самое главное - люди перестали понимать друг друга. Брейгель писал "Вавилонскую башню" по крайней мере три раза. В святилище находились статуя Мурдука и золотой трон. На вершине зиккурата,облицованной голубыми глазурованными плитками и золотом, находился алтарь бога. Доступ к нему имели только жрецы
- В святилище находились статуя Мурдука и золотой трон. На вершине зиккурата
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%BD%D1%8F
Питер Брейгель «Вавилонская башня»
- В святилище находились статуя Мурдука и золотой трон. На вершине зиккурата
«ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ» Питер Брейгель
Ворота Иштар и дорога процессий
- Самым великолепным храмом Вавилона был «Дом основания неба и земли». К зиккурату вела широкая улица – дорога процессий, украшенная красивейшими воротами Иштар
Ворота храма богини Иштар (Вавилон, IV в до н.э.) – реконструкция. Музей Пергамон, Берлин
Ворота богини Иштар из Вавилона . VI в. до н. э. Реконструкция
- До наших дней сохранились развалины ворот богини Иштар; эти ворота имели для вавилонян особое значение — от них мимо храма Мардука шла Дорога процессий, по которой совершались торжественные шествия. В конце XIX — начале XX вв. немецкие археологи откопали большое количество обломков городской стены, используя которые, удалось полностью восстановить исторический облик ворот Иштар, которые были реконструированы (в натуральную величину) и ныне экспонируются в Государственных музеях Берлина.
Ворота Иштар представляют собой огромную арку, по четырем сторонам которой стоят высокие массивные зубчатые башни. Все сооружение покрыто глазурованным кирпичом с рельефными изображениями священных животных бога Мардука — быка и фантастического существа сирруш. Этот последний персонаж (которого называют также вавилонским драконом) сочетает в себе признаки четырех представителей фауны: орла, змеи, неустановленного четвероногого и скорпиона. Благодаря нежной и изысканной цветовой гамме (желтые фигуры на голубом фоне) памятник выглядел легким и праздничным. Строго выдержанные интервалы между животными настраивали зрителя на ритм торжественного шествия.
Ворота богини Иштар из Вавилона . VI в. до н. э. Реконструкция
- Ворота Иштар представляют собой огромную арку, по четырем сторонам которой стоят высокие массивные зубчатые башни. Все сооружение покрыто глазурованным кирпичом с рельефными изображениями священных животных бога Мардука — быка и фантастического существа сирруш. Этот последний персонаж (которого называют также вавилонским драконом) сочетает в себе признаки четырех представителей фауны: орла, змеи, неустановленного четвероногого и скорпиона. Благодаря нежной и изысканной цветовой гамме (желтые фигуры на голубом фоне) памятник выглядел легким и праздничным. Строго выдержанные интервалы между животными настраивали зрителя на ритм торжественного шествия.
Ворота Иштар
- Ворота Иштар облицованы глазурованным кирпичом с изображением львов и драконов.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%B2%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%80_II
Ворота богини Иштар из Вавилона . VI в. до н. э. Реконструкция
Висячие сады
- Висячие сады были главной знаменитостью Вавилона. По преданию, сады были выполнены для любимой царицы Новуходоносора
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D1%81%D1%8F%D1%87%D0%B8%D0%B5_%D1%81%D0%B0%D0%B4%D1%8B_%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D1%8B
- Висячие сады греки включили в число семи чудес света наряду с египетскими пирамидами
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D1%81%D1%8F%D1%87%D0%B8%D0%B5_%D1%81%D0%B0%D0%B4%D1%8B_%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D1%8B
История
Вавилонский царь Навуходоносор II (605—562 до н. э.) для борьбы против главного врага — Ассирии, чьи войска дважды разрушали столицу государства Вавилон, заключил военный союз с Киаксаром, царем Мидии. Одержав победу, они разделили территорию Ассирии между собой. Их военный союз был подтвержден женитьбой Навуходоносора II на дочери мидийского царя Амитис.
Пыльный и шумный Вавилон, расположенный на голой песчаной равнине, не радовал царицу, выросшую в гористой и зелёной Мидии. Чтобы утешить её, Навуходоносор приказал возвести висячие сады.
В 331 г. до н. э. войска Александра Македонского захватили Вавилон. Прославленный полководец сделал город столицей своей громадной империи. Именно тут, в тени «висячих садов», он и скончался. После смерти Александра, Вавилон постепенно приходит в упадок. Сады оказались в запущенном состоянии. Мощные наводнения разрушили кирпичный фундамент колонн, платформы обрушились на землю. Так погибло одно из чудес света .
Название
Существует версия, что сады названы совсем не в честь той самой девушки, возлюбленной Навуходоносора, которую на самом деле звали по-другому. Говорят, что Семирамида, её так произносили в Греции, была как раз ассирийской правительницей, и с вавилонянами враждовала.
Устройство
В архитектурном плане висячие сады представляли собой пирамиду, состоявшую из четырёх ярусов-платформ. Их поддерживали колонны высотой до 25 метров. Нижний ярус имел форму неправильного четырёхугольника, наибольшая сторона которого составляла 42 м, наименьшая — 34 м.
Чтобы предотвратить просачивание поливной воды, поверхность каждой платформы сначала
покрывалась слоем тростника, смешанного с асфальтом, затем двумя слоями кирпича, скрепленного гипсовым раствором, поверх всего укладывались свинцовые плиты. На них толстым ковром лежала плодородная земля, куда были высажены семена различных трав, цветов, кустарников и деревьев.
Пирамида напоминала вечно цветущий зелёный холм. В полости одной из колонн помещались трубы, по ним вода из Евфрата насосами постоянно подавалась на верхний ярус садов, откуда она, стекая ручейками и небольшими водопадами, орошала растения нижних ярусов.
Висячие сады Семирамиды
г.Вавилон (IV в до н.э)
Изразцовая облицовка стены тронного зала дворца Навуходоносора II из Вавилона . VIв. до н. э. Фрагмент
- Навуходоносор II построил в Вавилоне огромный дворец с висячими садами царицы Семирамиды, который греки считали одним из семи чудес света. Лучше всего сохранился тронный зал дворца, стены его были декорированы великолепно стилизованным глазурованным кирпичом. В нижней части стены находился фриз со львами, в центре были изображены колонны, украшенные завитками, образующими цветочные фризы, колонны со всех четырех сторон обрамлялись бордюрами с растительным орнаментом.
Законы царя Хаммурапи
Внимательно прочитайте законы.
Чьи интересы они защищали?
...Если человек причинит смерть чужому волу, он должен отдать вола за вола. Если человек убьет раба, он должен отдать раба за раба...
...Если человек ударит по щеке равного, он должен заплатить штраф. Если человек ударит по щеке высшего, должно ударить его 60 раз плетью из воловьей кожи...
- Стелла с законами
- Хаммурапи из Суз.
Периодизация культуры Месопотамии
IV т.л. до н.э. – распад первобытнообщинного строя
III т.л. до н.э. – образование Шумеро-Аккадского царства
27-25 вв.до н.э возвышение шумерских городов-государств
24-23 вв. до н.э. власть переходит к семитскому городу Двуречья - Аккаду
23-21 вв. до н.э. новое усиление шумерских городов Ура и Лагаша
II т.л. до н.э. – возвышение Вавилонского царства
19-12 вв. до н.э. – объединение Месопотамии под власть Вавилона
I т.л. до н.э. :
9-7 вв. до н.э. - усиление мощи Ассирии
7-6 вв. до н.э. – новое возвышение Вавилона, Нововавилонское царство
536 г. до н.э. завоевание Вавилона Киром, царём Ирана
4-2 вв. до н.э. господство в месопотамии Греко-римских завоевателей
Искусство империи Ахеменидов
Искусство империи Ахеменидов
- Ахеменидские правители проводили гибкую и дальновидную политику по отношению к завоеванным государствам. Каждое из них объявлялось сатрапией (провинцией) Персии и облагалось данью. Персы и мидяне — племена индоевропейского происхождения, населявшие Иран, — впервые упоминаются в ассирийских хрониках IX в. до н. э. В 550 г. до н. э. персидский царь Кир II Великий (558—530 гг. до н. э.), происходивший из династии Ахеменидов, сверг мидийского царя и присоединил Мидию к своему государству. В 539 г. до н. э. Персидское царство подчинило Вавилонию, в 525 г. до н. э. — Египет, затем распространило свое влияние на города Сирии, Финикии, Малой Азии и превратилось в гигантскую империюПри этом завоеватели не разрушали города, проявляя терпимость к традициям, религии и культуре покоренных народов.Господство Персии на востоке длилось около двухсот лет и было сокрушено только в 331 г. до н. э. во время восточного похода Александра Македонского. Мидийским и персидским мастерам нелегко было найти самостоятельный путь в искусстве, поскольку их окружали произведения более древних и ярких культур, нежели их собственная. Изучая и заимствуя чужие традиции, они тем не менее сумели создать свою собственную художественную систему, которая получила название «имперского стиля». Ахеменидское искусство было придворным, предназначенным символизировать и прославлять могущество и величие государства и царской власти.
- «Ахеменидский имперский стиль» создал единство культуры Инда до побережья Малой Азии и подготовил условия для нового этапа в искусстве - эллинизма.
Гробница Кира II Великого в Пасаргадах . Около 530 г. до н.э.
- Любовь ко всему грандиозному и пышному, характерная для ахеменидской архитектуры, отсутствует в погребальных сооружениях, которые возводились с предельной скромностью. В Пасаргадах сохранилась гробница Кира II — строгое сооружение высотой одиннадцать метров, которое отдаленно напоминает месопотамский зиккурат .
- Гробница имеет вид простого каменного жилища с двускатной крышей, установленного на платформе, состоящей из семи ступеней. На стенах гробницы отсутствовала какая-либо декорация, только над входом помещался символ верховного бога Ахура-Мазды — большая сложной формы розетка (орнамент в виде цветка) с золотыми и бронзовыми вставками
Гробница имеет вид простого каменного жилища с двускатной крышей, установленного на платформе, состоящей из семи ступеней. На стенах гробницы отсутствовала какая-либо декорация, только над входом помещался символ верховного бога Ахура-Мазды — большая сложной формы розетка (орнамент в виде цветка) с золотыми и бронзовыми вставками.
Ворота всех народов в Персеполе . 520—460 гг. до н. э.
- Оригинальным элементом ахеменидского искусства является колонна, широко использовавшаяся во всех типах построек. Первоначально колонны делались из дерева, а затем покрывались штукатуркой и раскрашивались. Впоследствии, в Персеполе, была применена каменная колонна с бороздчатым стволом. Самой оригинальной частью ахеменидской колонны является капитель — из нее наполовину выступают вырезанные тела двух животных, обычно — быков, драконов или человекобыков.
Рельеф входной лестницы во дворец Дария I в Персеполе . 520—460 гг. до н. э. Фрагмент
Сфинкс. Рельеф дворца в Персеполе . V в. до н. э.
- Изображенный на рельефе сфинкс был божеством, охраняющим верховного персидского бога Ахура-Мазду, которого Дарий I «возвел в сан» царского бога. О божественной сущности сфинкса говорит его головной убор, украшенный рогами.
Золотая серьга . V в. до н. э.
- Обработка металлов являлась той разновидностью искусства, в которой ахеменидские мастера добились наиболее выдающихся успехов. Настоящие виртуозы с тонким вкусом, они изготавливали роскошные многоцветные драгоценности, оружие, предметы украшения, столовой посуды и другого назначения. Были весьма распространены украшения со вставленными драгоценными камнями, как эта золотая серьга со вставками из бирюзы, сердолика и ляпис-лазури.
Золотой кубок . V в. до н. э.
- Обработка металлов являлась той разновидностью искусства, в которой ахеменидские мастера добились наиболее выдающихся успехов. Настоящие виртуозы с тонким вкусом, они изготавливали роскошные многоцветные драгоценности, оружие, предметы украшения, столовой посуды и другого назначения. Нередко ювелирные изделия украшались изображениями животных. Типичным сосудом той эпохи был сосуд в форме рога, нижний конец которого был оформлен в виде верхней части туловища зверя, как например, этот золотой кубок, демонстрирующий роскошь и блеск, окружавшие придворную жизнь.
Музыкальное искусство
- Высокий уровень развития
- Арфа , барабан, тарелки, двойной гобой, продольные флейты.
Основные черты искусства Передней Азии
- Массивная монументальность
- Кирпич – основной строительный материал
- Сильное влияние шумерского искусства на архитектуру др.государств Передней Азии