СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественные системы, направления, течения, стили.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

От классицизма до концептуализма (толкование, основные черты, представители).

Просмотр содержимого документа
«Художественные системы, направления, течения, стили.»

Художественные системы, направления, течения, стили. Автор: Бодалова Альфия Альфисовна, учитель русского языка и литературы

Художественные системы, направления, течения, стили.

Автор: Бодалова Альфия Альфисовна,

учитель русского языка и литературы

Классицизм  от лат. classicus – образцовый   Литературное направление, сформировавшееся в XVII-XVIII вв. и занимавшее лидирующее положение до начала ХХ века. Важная черта классицизма – ориентация на эстетические эталонные образы и формы античного («классического») искусства. Основатель – Ф. Малерб; поэтические каноны – Н.Буало (трактат «Поэтическое искусство»). Иерархия жанров : высокие (трагедия, ода, эпопея), низкие (комедия, сатира, басня). Представители : М.Ломоносов, А.Сумароков, А.Кантемир, В.Тредиаковский.

Классицизм от лат. classicus – образцовый

Литературное направление, сформировавшееся в XVII-XVIII вв. и занимавшее лидирующее положение до начала ХХ века.

Важная черта классицизма – ориентация на эстетические эталонные образы и формы античного («классического») искусства.

Основатель – Ф. Малерб; поэтические каноны – Н.Буало (трактат «Поэтическое искусство»).

Иерархия жанров : высокие (трагедия, ода, эпопея), низкие (комедия, сатира, басня).

Представители : М.Ломоносов, А.Сумароков, А.Кантемир, В.Тредиаковский.

Сентиментализм  от франц. sentiment - чувство Литературное течение второй половины XVIIIв. Черта сентиментализма – утверждение превосходства чувств над разумом. Герой индивидуален, его психологический мир более разнообразен и подвижен. Эталон произведения, давший название направлению – «Сентиментальное путешествие» Л.Стёрна (1768) Представители : Ив. Дмитриев, В. Капнист, Ф. Львов, молодой В. Жуковский, Н. Карамзин

Сентиментализм от франц. sentiment - чувство

Литературное течение второй половины XVIIIв.

Черта сентиментализма – утверждение превосходства чувств над разумом. Герой индивидуален, его психологический мир более разнообразен и подвижен.

Эталон произведения, давший название направлению – «Сентиментальное путешествие» Л.Стёрна (1768)

Представители : Ив. Дмитриев, В. Капнист, Ф. Львов, молодой В. Жуковский, Н. Карамзин

Романтизм  восходит к испанскому romance Литературное направление, сформировавшееся в европейской литературе в начале XIX в. Проходит через весь ХХ век. Основная черта – принцип романтического двоемирия, предполагающий резкое противопоставление героя, его идеала окружающему миру. Максимально выразился в творчестве Дж.Байрона. Представители : В. Жуковский, А. Пушкин, Е.Баратынский, М. Лермонтов, Ф. Тютчев.

Романтизм восходит к испанскому romance

Литературное направление, сформировавшееся в европейской литературе в начале XIX в. Проходит через весь ХХ век.

Основная черта – принцип романтического двоемирия, предполагающий резкое противопоставление героя, его идеала окружающему миру.

Максимально выразился в творчестве Дж.Байрона.

Представители : В. Жуковский, А. Пушкин, Е.Баратынский, М. Лермонтов, Ф. Тютчев.

Реализм Литературное направление, утвердившееся в русской литературе в начале XIX столетия и прошедший через весь XX в. Основные черты – верность действительности, изображение мира в динамике, формирование характеров под воздействием окружающей среды. Представители : А.Н.Островский, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров,  М.Е.Салтыков-Щедрин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов, М.Горький, И.Бунин, В.Маяковский, М.Булгаков, М.Шолохов, С.Есенин, А.И.Солженицын и др.

Реализм

Литературное направление, утвердившееся в русской литературе в начале XIX столетия и прошедший через весь XX в.

Основные черты – верность действительности, изображение мира в динамике, формирование характеров под воздействием окружающей среды.

Представители : А.Н.Островский, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров,  М.Е.Салтыков-Щедрин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов, М.Горький, И.Бунин, В.Маяковский, М.Булгаков, М.Шолохов, С.Есенин, А.И.Солженицын и др.

Модернизм Литературное направление первой половины ХХ в., объединяющее в себе множество течений и школ с весьма разнообразной эстетической ориентацией. Противоположен реализму: утверждает самоценность и самодостаточность человеческой личности, её несводимость к ряду причин и следствий. В русской литературе ХХ в. почти не было писателей, чьё творчество полностью укладывалось бы в рамки модернизма. Представители : А.Белый, В.Набоков.

Модернизм

Литературное направление первой половины ХХ в., объединяющее в себе множество течений и школ с весьма разнообразной эстетической ориентацией.

Противоположен реализму: утверждает самоценность и самодостаточность человеческой личности, её несводимость к ряду причин и следствий.

В русской литературе ХХ в. почти не было писателей, чьё творчество полностью укладывалось бы в рамки модернизма.

Представители : А.Белый, В.Набоков.

Символизм  от греч. symbolon – знак, символ Литературно-художественное направление конца XIX- начала XX века. Основная черта – интуиция, подсознание важнее разума и логики. Основу заложили П.Верлен, А.Рембо, С.Малларме. Ж. Мореас «Манифест символизма» (1886). Группы символистов в России : Декаденты - З.Гиппиус, Д.Мерехковский, Н.Минский; «старшие» - В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб; «младшие» -А.Блок, А.Белый, Вяч.Иванов, С.Соловьёв; Издательства: «Скорпион», «Гриф», ж-л «Весы»

Символизм от греч. symbolon – знак, символ

Литературно-художественное направление конца XIX- начала XX века.

Основная черта – интуиция, подсознание важнее разума и логики.

Основу заложили П.Верлен, А.Рембо, С.Малларме.

Ж. Мореас «Манифест символизма» (1886).

Группы символистов в России :

Декаденты - З.Гиппиус, Д.Мерехковский, Н.Минский; «старшие» - В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб; «младшие» -А.Блок, А.Белый, Вяч.Иванов, С.Соловьёв;

Издательства: «Скорпион», «Гриф», ж-л «Весы»

Футуризм  от лат. futurum - будущее Одно из основных авангардистских течений в европейском искусстве начала ХХ в. Основная черта – проповедь свержения прошлых традиций, сокрушения старой эстетики; стремление создать новое искусство, устремлённое в будущее. Группы футуристов в России: «Гилея» - В.Хлебников, В.Маяковский, В.Каменский, А.Крученых, братья Бурлюки; «Ассоциация эгофутуристов» – И.Северянин, К.Олимпов, В. Гнедов; «Мезонин поэзии» – В.Шершеневич, Р.Ивнев; «Центрифуга» – Н.Асеев, Б.Пастернак.

Футуризм от лат. futurum - будущее

Одно из основных авангардистских течений в европейском искусстве начала ХХ в.

Основная черта – проповедь свержения прошлых традиций, сокрушения старой эстетики; стремление создать новое искусство, устремлённое в будущее.

Группы футуристов в России:

«Гилея» - В.Хлебников, В.Маяковский, В.Каменский, А.Крученых, братья Бурлюки;

«Ассоциация эгофутуристов» – И.Северянин, К.Олимпов, В. Гнедов;

«Мезонин поэзии» – В.Шершеневич, Р.Ивнев;

«Центрифуга» – Н.Асеев, Б.Пастернак.

Импрессионизм  от франц. impression - впечатление Направление сложилось во французской живописи конца 1860-х – начала 1870-х гг. Признаки в литературе – отсутствие строго заданной формы и стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое впечатление штрихах; важность не прямого значения слова, а его фонетического аспекта, звукописи. Представители : П.Верлен, С.Малларме, М.Метерлинк, К.Бальмонт, Б.Зайцев, И.Шмелёв.

Импрессионизм от франц. impression - впечатление

Направление сложилось во французской живописи конца 1860-х – начала 1870-х гг.

Признаки в литературе – отсутствие строго заданной формы и стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое впечатление штрихах; важность не прямого значения слова, а его фонетического аспекта, звукописи.

Представители : П.Верлен, С.Малларме, М.Метерлинк, К.Бальмонт, Б.Зайцев, И.Шмелёв.

Экспрессионизм  от лат. expressio - выражение Возник в 1905г. в немецком искусстве и литературе и отразился в культуре ряда других стран. Это искусство, возникшее как отклик на острый социальный кризис (I мировая война и последующие потрясения); основное настроение – ужас, боль, растущее нервное напряжение. В литературе герои обезличены, лишены имён, языковой индивидуальности; поведение героев производят впечатление автоматизма. Представители : Л.Андреев, Е.Замятин, А.Серафимович, ранний В.Маяковский-драматург.

Экспрессионизм от лат. expressio - выражение

Возник в 1905г. в немецком искусстве и литературе и отразился в культуре ряда других стран.

Это искусство, возникшее как отклик на острый социальный кризис (I мировая война и последующие потрясения); основное настроение – ужас, боль, растущее нервное напряжение.

В литературе герои обезличены, лишены имён, языковой индивидуальности; поведение героев производят впечатление автоматизма.

Представители : Л.Андреев, Е.Замятин, А.Серафимович, ранний В.Маяковский-драматург.

Сюрреализм  от франц. surralisme - сверхреализм Авангардистское направление, возникшее в 1910-1920гг. во французском искусстве. В литературе провозглашал основным в писательской деятельности «автоматическое письмо» – запись первых пришедших в голову слов, сочетание которых было порой абсурдно и нелогично. Представители : П. Элюар; в театре А.Арто; кинематограф – Ж.Кокто, Л.Буньюэль.

Сюрреализм от франц. surralisme - сверхреализм

Авангардистское направление, возникшее в 1910-1920гг. во французском искусстве.

В литературе провозглашал основным в писательской деятельности «автоматическое письмо» – запись первых пришедших в голову слов, сочетание которых было порой абсурдно и нелогично.

Представители : П. Элюар; в театре А.Арто; кинематограф – Ж.Кокто, Л.Буньюэль.

Авангардизм Направление в литературе и искусстве ХХв., объединяющее разнообразные течения. В мировой литературе к авангардизму относят дадаизм, сюрреализм, драму абсурда, так называемый «новый роман». В русской литературе самое яркое проявление – футуризм 1910-х гг.

Авангардизм

Направление в литературе и искусстве ХХв., объединяющее разнообразные течения.

В мировой литературе к авангардизму относят дадаизм, сюрреализм, драму абсурда, так называемый «новый роман».

В русской литературе самое яркое проявление – футуризм 1910-х гг.

Социалистический реализм Литературное направление, сформировавшееся в советский период как нормативная художественная система. Основные черты – народность и партийность литературы, пафос героической борьбы, вера в торжество идеи вопреки трагическим событиям настоящего; герой – борец и коллективист. Эталон – роман «Мать» М.Горького.

Социалистический реализм

Литературное направление, сформировавшееся в советский период как нормативная художественная система.

Основные черты – народность и партийность литературы, пафос героической борьбы, вера в торжество идеи вопреки трагическим событиям настоящего; герой – борец и коллективист.

Эталон – роман «Мать» М.Горького.

Постмодернизм Термин, используемый для характеристики современной литературы и общекультурной ситуации. Писатели-постмодернисты сочетают в одном тексте стилистику разных жанров и разных литературных эпох. Представители : А.Битов, Саша Соколов, Д.Пригов, Т.Кибиров и др.

Постмодернизм

Термин, используемый для характеристики современной литературы и общекультурной ситуации.

Писатели-постмодернисты сочетают в одном тексте стилистику разных жанров и разных литературных эпох.

Представители : А.Битов, Саша Соколов, Д.Пригов, Т.Кибиров и др.

Андеграунд  от англ. undeground - подземный Неофициальное явление литературы и художественной культуры, противопоставленное господствующим в обществе художественным нормам и вкусам. В России культура андеграунда наиболее активно развивалась в 60-80-е гг. ХХв.

Андеграунд от англ. undeground - подземный

Неофициальное явление литературы и художественной культуры, противопоставленное господствующим в обществе художественным нормам и вкусам.

В России культура андеграунда наиболее активно развивалась в 60-80-е гг. ХХв.

Концептуализм Одно из течений в современной русской поэзии, развивающееся в рамках постмодернизма. Стилевые приёмы – цитатность, использование пародийной техники, повышенная театральность авторского поведения. Наибольшую известность из относимых критикой к концептуализму поэтов в 80 – начала 90-х гг. получили Т. Кабиров и Д. Пригов.

Концептуализм

Одно из течений в современной русской поэзии, развивающееся в рамках постмодернизма.

Стилевые приёмы – цитатность, использование пародийной техники, повышенная театральность авторского поведения.

Наибольшую известность из относимых критикой к концептуализму поэтов в 80 – начала 90-х гг. получили Т. Кабиров и Д. Пригов.