Художественные системы, направления, течения, стили.
Автор: Бодалова Альфия Альфисовна,
учитель русского языка и литературы
Классицизм от лат. classicus – образцовый
Литературное направление, сформировавшееся в XVII-XVIII вв. и занимавшее лидирующее положение до начала ХХ века.
Важная черта классицизма – ориентация на эстетические эталонные образы и формы античного («классического») искусства.
Основатель – Ф. Малерб; поэтические каноны – Н.Буало (трактат «Поэтическое искусство»).
Иерархия жанров : высокие (трагедия, ода, эпопея), низкие (комедия, сатира, басня).
Представители : М.Ломоносов, А.Сумароков, А.Кантемир, В.Тредиаковский.
Сентиментализм от франц. sentiment - чувство
Литературное течение второй половины XVIIIв.
Черта сентиментализма – утверждение превосходства чувств над разумом. Герой индивидуален, его психологический мир более разнообразен и подвижен.
Эталон произведения, давший название направлению – «Сентиментальное путешествие» Л.Стёрна (1768)
Представители : Ив. Дмитриев, В. Капнист, Ф. Львов, молодой В. Жуковский, Н. Карамзин
Романтизм восходит к испанскому romance
Литературное направление, сформировавшееся в европейской литературе в начале XIX в. Проходит через весь ХХ век.
Основная черта – принцип романтического двоемирия, предполагающий резкое противопоставление героя, его идеала окружающему миру.
Максимально выразился в творчестве Дж.Байрона.
Представители : В. Жуковский, А. Пушкин, Е.Баратынский, М. Лермонтов, Ф. Тютчев.
Реализм
Литературное направление, утвердившееся в русской литературе в начале XIX столетия и прошедший через весь XX в.
Основные черты – верность действительности, изображение мира в динамике, формирование характеров под воздействием окружающей среды.
Представители : А.Н.Островский, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, М.Е.Салтыков-Щедрин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов, М.Горький, И.Бунин, В.Маяковский, М.Булгаков, М.Шолохов, С.Есенин, А.И.Солженицын и др.
Модернизм
Литературное направление первой половины ХХ в., объединяющее в себе множество течений и школ с весьма разнообразной эстетической ориентацией.
Противоположен реализму: утверждает самоценность и самодостаточность человеческой личности, её несводимость к ряду причин и следствий.
В русской литературе ХХ в. почти не было писателей, чьё творчество полностью укладывалось бы в рамки модернизма.
Представители : А.Белый, В.Набоков.
Символизм от греч. symbolon – знак, символ
Литературно-художественное направление конца XIX- начала XX века.
Основная черта – интуиция, подсознание важнее разума и логики.
Основу заложили П.Верлен, А.Рембо, С.Малларме.
Ж. Мореас «Манифест символизма» (1886).
Группы символистов в России :
Декаденты - З.Гиппиус, Д.Мерехковский, Н.Минский; «старшие» - В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб; «младшие» -А.Блок, А.Белый, Вяч.Иванов, С.Соловьёв;
Издательства: «Скорпион», «Гриф», ж-л «Весы»
Футуризм от лат. futurum - будущее
Одно из основных авангардистских течений в европейском искусстве начала ХХ в.
Основная черта – проповедь свержения прошлых традиций, сокрушения старой эстетики; стремление создать новое искусство, устремлённое в будущее.
Группы футуристов в России:
«Гилея» - В.Хлебников, В.Маяковский, В.Каменский, А.Крученых, братья Бурлюки;
«Ассоциация эгофутуристов» – И.Северянин, К.Олимпов, В. Гнедов;
«Мезонин поэзии» – В.Шершеневич, Р.Ивнев;
«Центрифуга» – Н.Асеев, Б.Пастернак.
Импрессионизм от франц. impression - впечатление
Направление сложилось во французской живописи конца 1860-х – начала 1870-х гг.
Признаки в литературе – отсутствие строго заданной формы и стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое впечатление штрихах; важность не прямого значения слова, а его фонетического аспекта, звукописи.
Представители : П.Верлен, С.Малларме, М.Метерлинк, К.Бальмонт, Б.Зайцев, И.Шмелёв.
Экспрессионизм от лат. expressio - выражение
Возник в 1905г. в немецком искусстве и литературе и отразился в культуре ряда других стран.
Это искусство, возникшее как отклик на острый социальный кризис (I мировая война и последующие потрясения); основное настроение – ужас, боль, растущее нервное напряжение.
В литературе герои обезличены, лишены имён, языковой индивидуальности; поведение героев производят впечатление автоматизма.
Представители : Л.Андреев, Е.Замятин, А.Серафимович, ранний В.Маяковский-драматург.
Сюрреализм от франц. surralisme - сверхреализм
Авангардистское направление, возникшее в 1910-1920гг. во французском искусстве.
В литературе провозглашал основным в писательской деятельности «автоматическое письмо» – запись первых пришедших в голову слов, сочетание которых было порой абсурдно и нелогично.
Представители : П. Элюар; в театре А.Арто; кинематограф – Ж.Кокто, Л.Буньюэль.
Авангардизм
Направление в литературе и искусстве ХХв., объединяющее разнообразные течения.
В мировой литературе к авангардизму относят дадаизм, сюрреализм, драму абсурда, так называемый «новый роман».
В русской литературе самое яркое проявление – футуризм 1910-х гг.
Социалистический реализм
Литературное направление, сформировавшееся в советский период как нормативная художественная система.
Основные черты – народность и партийность литературы, пафос героической борьбы, вера в торжество идеи вопреки трагическим событиям настоящего; герой – борец и коллективист.
Эталон – роман «Мать» М.Горького.
Постмодернизм
Термин, используемый для характеристики современной литературы и общекультурной ситуации.
Писатели-постмодернисты сочетают в одном тексте стилистику разных жанров и разных литературных эпох.
Представители : А.Битов, Саша Соколов, Д.Пригов, Т.Кибиров и др.
Андеграунд от англ. undeground - подземный
Неофициальное явление литературы и художественной культуры, противопоставленное господствующим в обществе художественным нормам и вкусам.
В России культура андеграунда наиболее активно развивалась в 60-80-е гг. ХХв.
Концептуализм
Одно из течений в современной русской поэзии, развивающееся в рамках постмодернизма.
Стилевые приёмы – цитатность, использование пародийной техники, повышенная театральность авторского поведения.
Наибольшую известность из относимых критикой к концептуализму поэтов в 80 – начала 90-х гг. получили Т. Кабиров и Д. Пригов.