Художественный текст как поле для формирования УУД
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
- Русский язык .
- Литература .
Модель идеального читателя
Мир текста
Мир ученика
Внешний мир
Чтение художественного текста
- Информация в тексте: фактуальная, концептуальная, подтекстовая.
- Реально-практический диалог рассказчика и слушателя.
- Организация ориентации учащихся на поступок героя и его нравственное содержание.
Мщение В. А. Жуковский
Изменой слуга паладина убил:
Убийце завиден сан рыцаря был.
Свершилось убийство ночною порой –
И труп поглощен был глубокой рекой.
И шпоры, и латы убийца надел,
И в них на коня паладинова сел.
И мост на коне проскакать он спешит,
Но конь поднялся на дыбы и храпит.
Он шпоры вонзает в крутые бока –
Конь бешеный сбросил в реку седока.
Он выплыть из всех напрягается сил,
Но панцирь тяжелый его утопил.
Шел господь С. Есенин
Шел господь пытать людей в любви,
Выходил он нищим на кулижку. Старый дед на пне сухом, в дуброве,
Жамкал деснами зачерствелую пышку. Увидал дед нищего дорогой, На тропинке, с клюшкою железной, И подумал: «Вишь, какой убогой, — Знать, от голода качается, болезный». Подошел господь, скрывая скорбь и муку: Видно, мол, сердца их не разбудишь... И сказал старик, протягивая руку: «На, пожуй... маленько крепче будешь».
Прием «Шесть шляп мышления»
Надевая по очереди каждую шляпу, человек формирует навыки различных способов мышления.
Белая шляпа учит человека беспристрастно работать только с фактами, цифрами, событиями. Благодаря Белой шляпе можно стать беспристрастным, освободившись от эмоций, которые, как известно "туманят разум".
Черная шляпа помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы. Она позволяет оценить риски.
Желтая шляпа , напротив, помогает раскрыть ресурсы, положительные стороны ситуации; увидеть "плюсы" ситуации, явления, проблемы.
Красная шляпа дает возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках. Тем самым, создаются условия для отреагирования эмоций, благодаря чему, они больше не будут "мешать" работе.
Зеленая шляпа актуализирует творческое мышление человека, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые способы и приемы.
Синяя шляпа помогает человеку находить смысл в том, что он делает, продуктивно управлять процессом мышления, обобщать накопленный опыт, вписывать проблему в контекст глобальных событий в экономике, политике, мироустройстве; философски осмыслять события и явления, пронимая, что одна проблема есть проявление более общих механизмов и сил, действующих во Вселенной…
Предновогодняя встреча
Предновогодний вечер. Рынок. Шум. Суета. Радостные, оживленные лица людей. Девочка, прижимающая к груди огромного, такого, по-видимому, долгожданного розового слона. Мужчина, бережно поддерживающий под руку старенькую маму. Оживленная стайка пацанов, шумно обсуждающих чей-то подарок – звенящий на все лады телефон. И все спешат по своим делам, радуясь предстоящему празднику. Спешат что-то, что не успели, доделать, кого-то поздравить, что-то купить. Из сумок выглядывают золотистые мандарины и апельсины, краснощёкие яблоки, какие-то бесконечные свертки с чем-то таким, что, быть может, недоступно, но не менее желанно.
Запахи. Головокружительный запах копченой рыбы. Парного мяса и печенки. Жареных пирожков с чем – то таким вкусным и давно забытым.
Глаза. Огромные глаза. Человеческие глаза. У собаки… Сколько боли. Отчаянья. Тоски. И… пустоты.
Не скулит. Не выпрашивает. Не машет, как раньше, доверчиво хвостом. Не ждет, кажется, уже ничего и никого. Не стало хозяина. Предал. Ушла надежда. Вера в людей. Нет сил ни на что…
Рынок. Одинокий силуэт выброшенной, как старая вещь, собаки. Как знак вопроса… (С. Дмитриева, «Юность», №14, 2003 г.)
Предновогодняя встреча (по рассказу С. Дмитриева)
Вечер. Радостные крики.
Оживленье. Суета.
Девочка к груди прижала
Долгожданного слона.
Праздник. Рынок. Мандарины.
Яблоки и апельсины.
Телефонные звонки.
Запахи копченой рыбы,
И в палатках пирожки.
А глаза… В них столько боли…
И отчаянья, тоски.
Предал… Не скулит, не верит
И надежда на куски…
Вечер… Затихают крики…
И людей давно уж нет.
Только брошенной собаки
Одинокий силуэт.
Чтение с остановками
Чтение – это, прежде всего, диалог. Диалог с самим собой.
- Текст не должен быть знаком учащимся.
- Текст заранее делится на части.
- Задания и вопросы к тексту формулируются с учетом иерархии уровней познавательной деятельности (по Б. Блуму).
Дерево предсказаний
Занятие по зарубежной литературе. Разработано методистом Е. Корольковой (г. Москва)
- Используемые приемы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, дерево предсказаний, эссе.
Ход урока
- Стадия вызова (обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, краткий рассказ об авторе и произведении).
- Стадия осмысления содержания (чтение с остановками).
- Стадия рефлексии (письменная работа).
Ивлин Во
Ивлин Во - крупнейший британский сатирик ХХ века. Он родился в 1903 году и умер в 1966. В юности он не мечтал стать писателем и с достаточно большим скептицизмом относился к деятельности своего отца - директора издательства «Чэпмен энд Холл». Не нашел себя будущий писатель ни в занятиях наукой, ни в художественной деятельности. Поэтому, поступив в Оксфорд, он вскоре покинул его и, чтобы добыть средства к существованию, некоторое время проработал учителем в частной школе, а затем стал всерьез подумывать над тем, чтобы выучиться на столяра-краснодеревщика. Однако судьба вынудила его идти другой дорогой: родители его невесты не захотели видеть своим зятем столяра, хоть и краснодеревщика, и ему пришлось заняться единственно хорошо знакомым делом - писанием романов. Первый роман «Упадок и разрушение» вышел в 1928 г., а затем последовали такие его произведения, как «Мерзкая плоть» (1930), «Черная беда» (1932), «Пригоршня праха» (1934), «Сенсация» (1938).
В годы войны выходят в свет романы, говорящие о нравственных и эстетических идеалах писателя. Это «Прерванная работа» (1942), «Не жалейте флагов» (1942), «Возвращение в Брайдсхед» (1945).
Ивлин Во «Коротенький отпуск мистера Лавдэя»
- - Ты увидишь, папа почти не изменился, - сказала леди Мопинг, когда машина завернула в ворота психиатрической больницы графства.
- ………………………………………………………………………………
- Спору нет, заведение было не самое дорогостоящее; недвусмысленный адрес «Психиатрическая больница графства N», отпечатанный на почтовой бумаге, выстроченный на халатах персонала, даже выведенный крупными буквами на щите у главных ворот, вызывал весьма неприглядные ассоциации.
Первая остановка
- Это стадия осмысления предыдущего фрагмента и одновременно стадия вызова для следующего фрагмента текста. На доске составляется вторая колонка предположений аудитории; это делается после каждой остановки.
- Вопрос: Как вы теперь полагаете: о чем пойдет рассказ?
Ивлин Во «Коротенький отпуск мистера Лавдэя»
- По саду бродили, волоча ноги, унылые фигуры в теплых халатах.
- …………………………………………………………………………… ..
- - Да, я просто не знаю, что бы мы делали без нашего Лавдэя. Его все любят, и персонал, и пациенты.
- Вторая остановка
- Стадия осмысления второго фрагмента, уточнение своих предположений на основе текста и одновременно - это стадия вызова для чтения третьей части текста.
- Вопрос: Как, по-вашему, будет развиваться сюжет?
Ивлин Во «Коротенький отпуск мистера Лавдэя»
- - Я его помню, - сказала леди Мопинг. - Это большое утешение - знать, что у вас тут такие хорошие служители.
- ………………………………………………………………………… ..
- - Но это как-то нехорошо, - сказала Анжела.
- Третья остановка
- Вопрос: Что вы теперь думаете о развитии сюжета?
Ивлин Во «Коротенький отпуск мистера Лавдэя»
- Анжела уезжала из больницы, подавленная ощущением несправедливости. На следующий день, за вторым завтраком, она вернулась к этой теме.
- ……………………………………………………………………………
- - Будет ему коротенький отпуск.
- Четвертая остановка
- Стадия осмысления четвертого фрагмента, уточнение своих предположений на основе текста и одновременно - это стадия вызова для чтения пятой части текста.
- Вопрос: Вы получили новую информацию. Предложите ваши версии развития сюжета?
Ивлин Во «Коротенький отпуск мистера Лавдэя»
- С этого дня у Анжелы появилась новая цель в жизни.
- ………………………………………………………………………… ..
- Теперь я могу без сожалений снова приступить к моей здешней работе.
- Пятая остановка
- Вопрос: Как вы думаете, чем закончится рассказ?
Ивлин Во «Коротенький отпуск мистера Лавдэя»
- Несколько позже на дороге, в полумиле от ворот больницы, нашли брошенный велосипед. Велосипед был дамский, далеко не новый. В двух шагах от него, в канаве, лежал труп задушенной молодой женщины. Она ехала домой пить чай и имела несчастье обогнать мистера Лавдэя, когда тот шагал к станции, размышляя о своих новых возможностях.
- Заключительная беседа
- На этой же стадии уместно развернуть дискуссию, цель которой - развитие правовой культуры. Правовая культура предполагает не только способность отстаивать свои права или права другого человека, не только возможность свободного выбора, но и меру ответственности за принятое решение, за последствия его реализации.
- Завершается работа предложением подобрать свой эпиграф к рассказу.
Урок Т. В. Алексеевой. Проведен в лагере «Зеркальный» для победителей олимпиады по литературе (10 кл.) г. Санкт-Петербурга
- Используемые приемы: чтение с остановками, ассоциативный ряд, прогнозирование по названию, дерево предсказаний, отзыв.
Ход урока
- Стадия вызова (создание ассоциативного ряда, обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, заполнение таблицы «Ожидаемое - Неожиданное).
- Стадия осмысления содержания (чтение с остановками).
- Стадия рефлексии (письменная работа).
Стадия вызова
- Запишите ассоциативный ряд к слову «Дракон».
- Как обычно выглядит дракон? Каково его «цветовое решение».
- Где встречается этот образ?
- Считаете ли вы слово «дракон» удачным для названия рассказа? Почему?
- Кратко запишите ожидаемое содержание (время, место, сюжет) рассказа с таким названием.
Таблица «Ожидаемое – Неожиданное»
Ожидаемое
Неожиданное
Начало рассказа: описание места действия (экспозиция)
Главный герой рассказа (портрет)
Развитие действия (диалог в трамвае)
Кульминация («воробьеныш»)
Завершение рассказа (развязка)
Е. Замятин «Дракон»
- Люто замороженный, Петербург горел и бредил. Было ясно: невидимые за туманной занавесью, поскрипывая, пошаркивая, на цыпочках бредут вон желтые и красные колонны, шпили и седые решетки. Горячечное, небывалое, ледяное солнце в тумане - слева, справа, вверху, внизу - голубь над загоревшимся домом. Из бредового, туманного мира выныривали в земной мир драконо-люди, изрыгали туман, слышимый в туманном мире как слова, но здесь - белые, круглые дымки; выныривали и тонули в тумане. И со скрежетом неслись в неизвестное вон из земного мира трамваи.
Е. Замятин «Дракон». Первая остановка
- Было ли для вас неожиданным начало рассказа?
- Что именно оказалось неожиданным?
- Запишите свои мысли в нужную колонку.
- Ваш прогноз – каково содержание следующего абзаца?
- Мы ждем появление главного героя. Вспомните наш ассоциативный ряд к этому слову!
Е. Замятин «Дракон»
На трамвайной площадке временно существовал дракон с винтовкой, несясь в неизвестное. Картуз налезал на нос и, конечно, проглотил бы голову дракона, если бы не уши: на оттопыренных ушах картуз засел. Шинель болталась до полу; рукава свисали; носки сапог загибались кверху - пустые. И дыра в тумане: рот.
Е. Замятин «Дракон». Вторая остановка
- Мы ожидали, что появится дракон, - и вот он появился. Вернемся к нашей таблице и запишем – что здесь ожидаемое и что неожиданное?
- Что-то мешает полностью признать, что перед нами реальный, обычный человек. Как вы считаете, что?
- Следующий фрагмент – диалог. Обычный разговор на трамвайной площадке двух случайных попутчиков. Обычный ли?
Е. Замятин «Дракон»
Это было уже в соскочившем, несущемся мире, и здесь изрыгаемый драконом лютый туман был видим и слышим:
- ...Веду его: морда интеллигентная - просто глядеть противно. И еще разговаривает, стервь, а? Разговаривает!
- Ну, и что же - довел?
- Довел: без пересадки - в Царствие Небесное. Штычком.
Дыра в тумане заросла: был только пустой картуз, пустые сапоги, пустая шинель. Скрежетал и несся вон из мира трамвай.
Е. Замятин «Дракон». Третья остановка
- О чем же этот разговор?
- Почему красноармеец по дороге убил противника? За что?
- Упоминания об убитом мы больше в рассказе не встретим. Но попытайтесь его представить!
- Как вы думаете, каковы мотивы его поведения?
- Почему он все время пытается заговорить со своим провожатым?
- Могли ли попытки этого человека увенчаться успехом? Почему?
Е. Замятин «Дракон». Третья остановка
- Сожалеет ли «дракон» о своем поступке?
- С каким чувством он рассказывает о нем?
- Почему говорит «штычком», а не «штыком»?
- Какой дракон страшнее – сказочный или замятинский, пустой?
- Можно ли в чем-то убедить пустоту?
- Запишем в таблице, чего мы ожидали и что оказалось неожиданным.
- Еще раз перечитаем этот абзац. Не кажется ли вам, что здесь чего-то не хватает?
- Следующий абзац начинается со слов «И вдруг…». Попробуйте предположить, как будут развиваться события дальше?
Е. Замятин «Дракон»
И вдруг - из пустых рукавов - из глубины - выросли красные, драконьи лапы. Пустая шинель присела к полу - и в лапах серенькое, холодное, материализованное из лютого тумана.
- Мать ты моя! Воробьеныш замерз, а! Ну скажи ты на милость!
Дракон сбил назад картуз - и в тумане два глаза - две щелочки из бредового в человечий мир.
Дракон изо всех сил дул ртом в красные лапы, и это были, явно, слова воробьенышу, но их - в бредовом мире - не было слышно. Скрежетал трамвай.
- Стервь этакая; будто трепыхнулся, а? Нет еще? А ведь отойдет, ей-бо... Ну скажи ты!
Изо всех сил дунул. Винтовка валялась на полу. И в предписанный судьбою момент, в предписанной точке пространства серый воробьеныш дрыгнул, еще дрыгнул - и спорхнул с красных драконьих лап в неизвестное.
Е. Замятин «Дракон». Четвертая остановка
Снова неожиданный поворот. Заполним таблицу: «Ожидаемое – Неожиданное»:
- отметьте наиболее выразительные художественные детали;
- особенности речи «дракона».
Каким вам хочется видеть финал рассказа? Попробуйте предсказать его завершение.
Е. Замятин «Дракон»
Дракон оскалил до ушей туманно-полыхающую пасть. Медленно картузом захлопнулись щелочки в человечий мир. Картуз осел на оттопыренных ушах. Проводник в Царствие Небесное поднял винтовку.
Скрежетал зубами и несся в неизвестное, вон из человеческого мира, трамвай.
Е. Замятин «Дракон». Пятая остановка
- Чему вы удивлялись, читая рассказ?
- Рассказ очень короткий, но можно ли сказать, что читать его трудно? Почему?
- Взгляд Замятина на человека оптимистичен или пессимистичен?
- Перечитаем рассказ целиком. Есть ли в рассказе сквозные мотивы, образы, детали, слова?
- Отметьте наиболее важные, на ваш взгляд, образы и детали.
Обобщение материала урока
Что описывается в рассказе?
О чем рассказ?
- Петербург.
- Зима 1918 г.
- Разговор на трамвайной площадке.
- О страшном времени после революции 1917 г., времени противостояния, когда человеческая жизнь ничего не стоила;
- о жестокости мира и людей в нем;
- об опасности пустоты в душе человека;
- о противостоянии культуры и агрессивного бескультурья;
- о том, что в самом жестоком человеке может быть место проблескам доброты;
- …
Обобщение материала урока
- Рассмотрите таблицу. Как получилось, что такой короткий рассказ вмещает так много? Расскажите об этом письменно.
Варианты домашнего задания:
- Закончить письменный ответ на вопрос.
- Рецензия на рассказ.
- Сочинение «Евгений Замятин: тревожный взгляд в будущее».
- О чем предупреждает Е. Замятин в рассказе «Дракон»?
Урок Е. В. Ягуновой (Санкт-Петербург, гимназия № 177)
- Используемые приемы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, дерево предсказаний, эссе.
Ход урока
- Стадия вызова (обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, краткий рассказ об авторе и произведении).
- Стадия осмысления содержания (чтение с остановками).
- Стадия рефлексии (письменная работа).
И. А. Бунин «Роман горбуна»
Роман горбуна
Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание:
«Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и – к чему скрывать! – давно знаю, давно люблю Вас, Ваш гордый и печальный взор, Ваш благородный, умный лоб, Ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой – букет фиалок...»
Первая остановка
Примерные вопросы и задания
- В чем необычность ситуации?
- Попробуйте описать героя. Почему у него нет имени?
- Как вы думаете, кто написал письмо?
- Автор письма пишет: «… Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам...» В чем может обнаружиться родство?
- Когда и где должна состояться встреча? Почему там?
- Чем настораживает письмо?
- Предположите, как отреагирует горбун?
- Какова проблема рассказа? Почему вы так думаете?
И. А. Бунин «Роман горбуна»
Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели... Потом, наряженный, он сел в кресло, – как гость, как чужой в своей собственной квартире, – и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой – зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг
Вторая остановка
Примерные вопросы и задания
- Как бы вы себя чувствовали в подобной ситуации?
- Попробуйте передать чувства героя через определения, или букет цветов, или цветовую палитру.
- Какие цвета будут доминировать? Почему?
- Случаен ли выбор горбуна?
- Что нового узнали о герое?
- Как вы думаете, чего ожидает от свидания горбун?
- Есть ли уверенность в счастливой развязке?
- Какова же проблема рассказа? Если мнение изменилось, что повлияло на изменение?
- Что могло произойти дальше? Мнение обоснуйте.
И. А. Бунин «Роман горбуна»
оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, – горбунья.
Беспощаден кто-то к человеку!
Литература
- Журнал «Перемена» (2000-2008 гг.).
- Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. – М., 2011.
- Основы критического мышления: Междисциплинарная программа: Пособия/Сост. Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер. – М., 1997-1998.
ККИПК Кафедра гуманитарных дисциплин и методики их преподавания www.kipk.ru
Материал подготовила
Масич Галина Николаевна,
старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин и методики их преподавания ККИПК