СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Хвойные деревья (ель, сосна)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего природного мира. Цель урока: формировать понятие о хвойных деревьях, их отличительных признаках. Задачи урока Познавательные: помочь учащимся узнать, по каким существенным признакам объединили хвойные деревья в одну группу, чем они отличаются от лиственных деревьев; какими бывают хвоинки у хвойных деревьев, где созревают их семена.

Просмотр содержимого документа
«Хвойные деревья (ель, сосна)»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель: Фахрутдинова Г.Р. Класс: 8Г/9Г класс

Тема урока: Хвойные деревья (ель, сосна)



Цели: формирования понятия о хвойных деревьях  - ели и сосны.

Образовательная: 1) Познакомить с отличительными признаками сосны и ели.

                                    2) Научить распознавать ель и сосну по внешним признакам.

                        3) Учить составлять рассказ по картинкам.

  •                         4) Активизировать пассивный словарь.

Развивающая: 1) Развивать зрительное восприятие на основе упражнений в узнавании и различении внешних особенностей                                         хвойных деревьев,

                                        2) Развивать мелкую моторику с помощью заданий по собиранию пазлов.

                                            3) Совершенствовать устную речь, путем ответа на вопросы учителя и составления предложений  по      предложенным словам.




Воспитательная: 1) Способствовать воспитанию бережного отношения к природе родного края

                        2) Воспитывать любознательность и интерес к окружающему нас миру.

                        3) Формировать эстетические представления у детей.



ТИП УРОКА: Урок усвоения новых знаний (УУНЗ)

Методы: наглядные, словесные, практические.



Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.


Карта урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся БУД


Познава

тельная

Коммуни

кативная

Регуля

тивная.

Личност

ная

1.Организационный этап

Я рада нашей новой встрече,

Быть с вами нравится, друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

     

 -Подумайте, что нам необходимо для успешной работы на уроке? (внимание, знания, дружба, умение правильно выражать свои мысли и т. д.)

-Поздоровайтесь с гостями.  

       - Пожелайте друг другу удачи.

Красиво сели, проверили правильную посадку за партой.

Руки? вместе, ноги? Вместе,

 локти? У края, спинка? Прямая.


Кто скажет сегодня какое число? день недели? Время года?

Какой урок по счету? Второй, урок окружающий природный мир.






2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ребята, что бы  узнать, какая у нас будет тема на уроке, нужно отгадать 2 загадки.


Её всегда в лесу найдём,                                                    

Пойдём гулять и встретим.

                       Стоит колючая, как ёж,

                     Зимою в платье летнем.

                     А к нам придёт под Новый год –

        Ребята будут рады.

       Хлопот весёлых полон рот,

       Готовы ей наряды. (ель)


На экране картинка ели.

 

У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви – только на макушке.

                    (Сосна)


На экране картинка сосны.


Тема нашего урока Хвойные деревья ель и сосна.

Сегодня на уроке нам с вами нужно будет познакомиться с хвойными деревьями сосна и ель и научится находить сходство и различие между ними.





Ребята давайте вспомним, какие части есть у дерева? (На доску вывешиваю картинку дерева)

Посмотрите на эту картинку, кто сможет показать части деревьев.

Давайте посмотрим на сосну и ель. Найдите такие же части у этих деревьев. А чем же отличаются эти деревья?





Хвоинки у ели короткие, у сосны – длинные.

У ели сидят по одной, у сосны – по две.

Еловая, сосновая.

Еловые - вытянутые, узкие, длинные. Сосновые – округлые.



Стволы ели и сосны тоже имеют различия.

Ствол ели достигает в высоту до 40-50м. По цвету он красновато – коричневый, чешуйчатый. Ветви густые, растут от земли, поэтому еловый лес  темный.

Ствол сосны имеет такую же высоту, но по цвету он медно – красный, более светлый. Ветви расположены вверху, поэтому сосновые леса светлые.

По стволу ели и сосны часто стекает смола. Какая она? Липкая, клейкая.










-Перед вами веточки ели и сосны, шишки.

Задание: определить ветки и шишки с какого они дерева.

Проверка

-Возьмите в правую руку веточку ели, в левую -сосны.

-Как отличили?

-Как прикрепляются к веточке?

-Возьмите в правую руку еловую шишку, в

левую – сосновую.

-Как отличили?



Чтобы ответить на вопрос мы выполним с вами одно задание.

 Но прежде я прочитаю стихотворение.

Я у мальчиков спросила:
- Это что за деревце?
Говорят они: «Осина»,
Только мне не верится…

Даже елки мы вначале
От сосны не отличали:
Раз торчат иголочки,
Значит это елочки.

А когда на ветку ели
Мы получше поглядели,
Оказалась, что она
Не такая, как сосна. (. А. Барто)







3. Актуализация знаний

Итак, у вас на столах лежат ветви и шишки,. Вам нужно внимательно рассмотреть их и ответить на вопросы, которые записаны на карточке. (5-7 мин)

Подводим итог, отвечаем на вопросы, которые читают дети.

На карточках:

Как называется растение?

Найдите иголки. Какого они цвета?

Какие они по размеру ?

 Какие они на ощупь? Как они пахнут?

Как крепятся к ветке?

Как называются зеленые иголки?

Рассмотрите шишки. Какой они формы?

Чем отличаются шишки?














4. Первичное усвоение новых знаний

Подводим итог работы в парахЯ задаю вопросы, дети отвечают.

Мы уже сказали, что иголки у этих деревьев называются хвоя, значит эти деревья хвойные.

Вывешиваю картину пейзаж зимой. Мы с вами ходили на экскурсию. Скажите какие деревья стоят зимой? А все ли деревья стоят голыми. Деревья, которые не сбрасывают листья на зиму, называются вечнозеленые.

На доску вывешиваю слова: хвойные, вечнозеленые.












5. Первичная проверка понимания

Физкультминутка.

Во дворе стоит сосна
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
Ветки гнутся взад-вперед,
Ветер их качает, гнет.
Будем вместе приседать-
1,2,3,4,5.
Мы размялись от души,
И за парты поспешим.

Давайте продолжим сравнивать  сосну и ель.















6.Первичное закрепление

А сейчас послушайте еще про эти деревья.

Мы с вами посмотрели, чем ветки ели и сосны отличаются друг от друга, но и сами деревья то же имеют отличия.

 Посмотрите как расположены ветви у этих деревьев?

 Сосна это высокое стройное дерево. Сосна растет в борах или на открытых участках, там, где сухо, например, на опушке леса, на полянках, а ель любит тенистые сырые места.  Корни у сосны и ели тоже располагаются под землей по - разному, у сосны они уходят глубоко в землю, а у ели неглубоко.

(Показываю рисунки. Предлагается детям  угадать, какие корни какому дереву принадлежат.) Вывешиваю на доску корневые системы  деревьев.

Сосна растет быстрее, чем ель. Доживают и сосна и ель до 350 лет.

Значение: из сосны наши предки строили корабли, сейчас из сосны делают мебель, а из ели делают бумагу, в сосновых борах растут грибы и ягоды, а ещё мы все любим, когда елочка приходит к нам в дом на Новый год. (рассказ сопровождается показом иллюстраций)

Ребята, вам нравится, когда у вас дома стоит елка? А если каждый год, мы будем вырубать много елок, то скоро их не будет совсем, потому, что елки растут очень медленно, и чтобы выросла большая, красивая ель требуется почти 50 лет. Поэтому в новый год лучше использовать искусственную елочку, которую можно купить в магазине.  

Ель и сосна привлекали внимание художников, про эти деревья написаны картины. Вывешиваю картины: Шишкин «Сосновый бор» и «Еловый лес». Ребята, скажите, какая картина вам понравилась больше? Да, ребята, в сосновом бору всегда светло.



А сейчас немного поиграем.

Детям  предлагается собрать тематические пазлы с изображением сосны и ели.











7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Я вам всем раздам








8. Рефлексия ( подведение итогов занятия)

Рефлексия.  Скоро у нас пройдет замечательный праздник Новый год. И символом нового года…

Вся нарядная в игрушках

Вся в гирляндах и в хлопушках

Не колючая ни сколько

Ну конечно это …

(Ёлка)

— Давайте создадим свою елку настроения из ладошек. Если у вас сегодня на уроке хорошее настроение – зеленая ладошка. Если не очень – желтая.




Стихотворение все вместе говорят.

Даже ёлки мы вначале от сосны не отличали.

Раз торчат иголочки, значит это ёлочки.

А когда на ветку ели , ы получше поглядели.

Оказалось, что она не такая, как сосна.

Стихотворение все вместе говорят.

Даже ёлки мы вначале от сосны не отличали.

Раз торчат иголочки, значит это ёлочки.

А когда на ветку ели , ы получше поглядели.

Оказалось, что она не такая, как сосна.