СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ель и сосна -хвойные деревья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: нахождение сходства и различия между елью и сосной,

          распознавание частей хвойного дерева, охрана леса.

Просмотр содержимого документа
«Ель и сосна -хвойные деревья.»

Предмет: развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

Класс: 4

Учитель: Реунова Н.И.

Тема урока: Ель и сосна - хвойные деревья.

 Цель: нахождение сходства и различия между елью и сосной,

распознавание частей хвойного дерева, охрана леса.

Задачи: 1.Социально-образовательная - способствовать формированию понятия – хвойные деревья, познакомить с отличительными признаками сосны и ели.
2. Коррекционно – развивающая – создать условия для развития речи на основе уточнения и обогащения словаря, описания деревьев, составления предложений и рассказа о хвойных деревьях;
создать условия для развития приёмов анализа и синтеза через сравнение деревьев, классификацию и обобщение, закрепить умение работать с таблицами.
3. Воспитательная – способствовать воспитанию познавательного интереса, продолжить формирование ценностного отношения к природе родного края

Оборудование: презентация, карточки с изображением деревьев, ветки и шишки сосны и ели для каждого ребёнка, таблицы с изображениями дерева, кедровые орешки, масло можжевельника.


Ход урока:

1) Организационный момент.

Рапорт ученика.

Уч: - Сегодня прекрасный зимний день. Мы рады приветствовать наших гостей. Надеюсь настроение у всех отличное, посмотрите на гостей, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе и всему классу.

2) Работа с картинками.

- У вас на партах конверты с заданием. Достаньте картинки, положите перед собой.

- Рассмотрите ,что изображено на них и как одним словом это всё назвать? (деревья)

- На прошлом уроке мы изучали тему «Деревья».

Давайте вспомним, какие части есть у всех деревьев?( ствол, ветки, корень, крона)

- Покажите эти части на таблице.

-Я буду загадывать вам загадки ,а вы отгадав часть дерева берёте карточку с отгадкой и крепите к таблице на доске .

Царства тёмного жильцы Ползут в разные концы, Неустанно воду пьют, Всем растениям жизнь дают.(Корень)
Что у дерева вместо рук? (Ветки)
Этот стройный молодец Каждый год становится все выше. Возраст его состоит из колец, Которых не видно, пока его не спилишь (Ствол)

Нет на дереве берета,
То не шапка, не корона –
Из листвы и веток …
(Крона)

- Чем лиственные деревья могут отличаться от хвойных? ( У лиственных деревьев - листья, а у хвойных – хвоя.)

Что же такое хвоя?

3) Словарная работа:

Хвоя – это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковая кожица не дает им пересохнуть. Они и зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи. Эти листья живут несколько лет. Затем они желтеют ,как листья и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется листва. Вот отсюда и название “вечнозеленые” хвойные деревья.

-Давайте прочитаем это слово: ХВО-Я.

-Составьте предложение с этим словом.

- По этому признаку разделите деревья на две группы лиственные и хвойные. Какие деревья вошли в группу хвойных? (ель и сосна)

4) Сообщение темы урока.

Тема нашего урока «Ель и сосна –хвойные растения». (На доске записана тема. )

- Сегодня мы должны узнать и запомнить чем похожи и чем различаются ель и сосна, будем наблюдать, сравнивать, играть, работать в группах, отгадывать и загадывать загадки, разыграем небольшую сказку.

- Вернемся к теме урока.

5) Беседа о хвойных деревьях.

-Скажите, как называют ель, когда она маленькая? (Ёлочка.)

- Как называют лес, в котором растут только ели? Еловый.

- Как называют маленькую сосну? (сосенка)

-Назовите лес, в котором растут только сосны? (сосновый)

- Что вместо листьев у сосны и ели? (хвоя)

- Как называется одна иголочка? (хвоинка)

6) Просмотр видеосюжета.

- Лучше всего наблюдать за хвойными красавицами в лесу. Сейчас мы туда и отправимся.

- Лес наш друг, помощник, а мы – друзья природы. Поэтому, отправляясь в гости, в лес, давайте вспомним правила культурного поведения. Я покажу вам знаки на слайде, а вы скажите, что они обозначают. (не рвите цветы, не шумите в лесу, не губите животных и птиц, не мусорите, не жгите костер )

-А как вы себя ведёте в лесу?Вы соблюдаете эти правила?

- Какие еще правила поведения в лесу вы знаете? Молодцы. Отправляемся в лес. Вдохните глубоко свежий воздух хвойного леса.

(Просмотр видеосюжета)

- Какие деревья вы увидели в лесу? (сосны и ели)

- Как называются эти деревья? (хвойные)

- Почему они так называются? (у них вместо листьев хвоинки)

- Лес защищает поля от ветра, бережёт влагу в почве, улучшает климат.

Лес – это великое богатство.

- Почему лес называют богатством?

- Деревья живут очень долго, до 500 лет.

Но чтобы вырастить молодую ёлочку нужно до 10 лет, сосенки вырастают чуть быстрее. Лесники выращивают молодые сосны и ели, потом их высаживают на вырубках.

-Кто знает, что такое «вырубки»? (это место где сажают деревья, для дальнейшей вырубки либо на праздник, либо для заготовки досок для стройки или изготовления музыкальных инструментов.)

7) Игра с мячом «Наоборот»

-Для того, чтобы сравнить ель и сосну вы должны уметь называть слова с противоположным значением. Давайте вспомним и поиграем в игру «Наоборот»

Я буду кидать вам мяч, а вы ловить и называть слово с противоположным значением: высокий-…, тонкий-…, крупный-…, молодой-…, теплый-…, короткий-…, сильный-…, широкий-…, большой-…

8)Отличие ели от сосны.

– У этих хвойных деревьев отличия не только во внешнем виде. Давайте сравним их ветки, хвоинки и шишки.

- Перед вами веточки и шишки ели и сосны. Вам нужно, определить с какого именно они дерева.

Проверка

-Поднимите вверх левую руку. А теперь поднимите правую.

- Возьмите в правую руку веточку ели, в левую – сосны.

Как отличили? ( Хвоинки у ели короткие, у сосны – длинные.)

- Как прикрепляются к веточке? (У ели сидят по одной, у сосны – по две иголки(хвоинки)).

- Как сказать – шишка ели - еловая,

шишка сосны – сосновая.

- Возьмите в правую руку еловую шишку, в левую – сосновую.

- Как отличили? (Еловые – вытянутые, узкие, длинные,

сосновые – округлые).

У сосны и ели вместо плодов – шишки с семенами.

- Но ведь плоды вырастают на месте цветка. Значит, ель и сосна цветут? (да)

- Действительно, в начале лета сосна и ель цветут. Они не дают пышных цветов, а появляются маленькие красноватые шишечки. Семена вызревают через 18 месяцев, в феврале-марте они выпадают из шишек на снег, их подхватывает ветер и разносит в разные стороны. Прорастают семена весной.

- Стволы ели и сосны тоже имеют различия.

Ствол ели достигает в высоту до 40- 50 м. Это примерно ,как 10 этажный дом. По цвету он красновато-коричневый, чешуйчатый. Ветви густые, растут от земли, поэтому еловые леса тёмные.

Сосны больше других деревьев любят свет, поэтому их ветви подняты высоко от земли, они тянутся к солнцу. Ствол сосны имеет такую же высоту, но по цвету он медно-красный, более светлый. Ветви расположены вверху, поэтому сосновые леса светлые.

- Чему мы сейчас учились? (отличать ель от сосны)

Давайте подведём итог, что общего и чем отличаются ель и сосна.

Вывод. У ели и сосны есть одни и те же части – ствол, ветви, листья (хвоинки), цветок, плод с семенами (шишка), но различаются они по форме и размерам.

9) Физкультминутка.

-Давайте немного отдохнём и проведём физкультминутку.

Во дворе стоит сосна.
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
Ветки гнутся взад-вперед,
Ветер их качает, гнет.
Будем вместе приседать-
1,2,3,4,5.
Мы размялись от души.
И за парты вновь спешим.

10) «Отгадай загадку»

-А теперь давайте отгадаем загадки про хвойные деревья. Ведь кроме сосны и ели есть ещё хвойные деревья.


Он растёт у нас в Сибири,
Самый лучший хвойник в мире.
Шишек урожай хороший
Собирают в день погожий.
Шишки и орешки эти 
Любят взрослые и дети.
Как же он красив и щедр
Великан известный ...(кедр)


Ее всегда в лесу найдешь.
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж, 
Зимою в платье летнем (ель)


Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок.
(Лиственница)


У меня длинней иголки, 
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если на опушке,
Ветви - только на макушке (сосна)


У маленькой ёлочки
Колкие иголочки,
Шарики синие,
Словно бы в инее!
(Можжевельник)

-А как вы думаете, нужны ли людям хвойные деревья? Для чего?

В сосновом лесу очень чистый воздух. В старину из сосны строили корабли.

Ель – служит сырьём для изготовления бумаги и музыкальных инструментов (скрипки). Лиственница – очень долго не гниёт, из неё строят дома.

Давным-давно из коры можжевельника делали посуду. В такой посуде не прокисало молоко даже в жаркий день. С течением времени из древесины можжевельника изготавливают карандаши. Масло из этого растения очищает, обезболивает, бодрит. (можно дать понюхать масло)

11)Игра «Признаки»

-А теперь поиграем в игру .

- При назывании признаков сосны вы наклоняетесь влево, ели – вправо, если признаки не подходят ни сосне, ни ели, то хлопаете. Будьте внимательны.

- Длинные иголки, короткие иголки,

шишки округлой формы, иголки опадают зимой(это лиственница),шишки продолговатой формы, кора на стволе белая(берёза),на ветках прикреплены по две иголки.

12)Сказка «Про сосну и ель».

-А теперь как я уже говорила разыграем сказку.

Жили-были в лесу две лесные красавицы, две подружки. Жили они дружно и весело.

Ель была важная, любила она себя похвалить. Говорила ёлка другим деревьям: «Я – хвойная красавица. У меня короткие иголки. Мои ветки густые и растут от земли. Шишки у

меня длинные, овальные.»

Сосна тоже была хвастливая и тоже хвалилась: « Я – хвойная красавица. У меня длинные иголки. Мои ветки тоже густые . А шишки у

меня округлые.»

Жили ель и сосна дружно, весело, но каждый раз, когда приближалась зима начинали дрожать. И дрожали они не от холода, а от страха. Как вы думаете, чего они боялись?

- Как можно исправить эту ситуацию? Наряжать искусственную ёлку.

-С давних времён стало обычаем ставить в канун Нового года зелёное деревце в доме. Каждый старается приобрести это красивое, вечнозелёное деревце и украсить его. Но надо задуматься, что это временное удовольствие, за которое расплачивается своей жизнью деревце.

- Много елей и сосен вырубают на Новый год, чтобы их сохранить люди и стали изготовлять и наряжать искусственные ёлки.

13)Итог урока

-Урок подошел к концу, скажите:

- Что вам понравилось и запомнилось на уроке?
- Чему учились на уроке развития речи?(находить отличия и общее между сосной и елью.)
-Давайте расскажем о хвойных деревьях , глядя на схему.

Ель и сосна …….. деревья. (хвойные)

Лес состоящий из этих деревьев называется…... . (хвойный)

Вместо листьев, у них ……. . (хвоинки)
У ……. длинней иголки, чем …………. .

Шишка ……… продолговатая, овальная, а шишка …….. округлая.

- Давайте прочитаем какой рассказ у нас получился.

14) Домашнее задание

-Домашнее задание на карточках. Вам нужно соединить последовательно точки по цифрам, раскрасить рисунок и подписать какое дерево у вас получилось.

15) Рефлексия.

Как мы уже говорили, что бы сохранить вечнозелёное деревце, люди придумали искусственные ёлки. Мы сегодня с вами тоже нарядим искусственную елку Если у вас все получилось и вы довольны своей работой на уроке, то повесьте красный шарик, если были какие то трудности и вам не всё удалось – то повесьте желтый шарик.

16)Выставление оценок.

Всем спасибо, урок окончен!