КЕЙС – ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Кедровская Т.Т. (Николаевск, учитель биологии МОУ «Средняя школа №3 г. Николаевска»)
Кейс – современный и состоявшийся метод обучения, с приоритетом деятельностного подхода и практической значимостью для обучающихся. Метод кейсов предполагает изучение предмета путем использования определенного количества кейсов, которые помогают рассмотреть ключевую проблему с разных точек зрения. Такое обучение развивает в учащихся способность мыслить на языке основных проблем, с которыми они сталкиваются в определенной сфере деятельности. Цели данной технологии различные:
- научить анализировать информацию как индивидуально, так и в составе группы;
- выявлять ключевые проблемы предложенной ситуации;
- выбирать оптимальные решения и формировать программы действий;
- достижение социальных компетентностей.
Кейс должен соответствовать определенным требованиям:
- соответствовать четко поставленной теме, проблеме и цели дискуссии;
- иметь уровень трудности, доступный для учащихся;
- ситуация должна иллюстрироваться примерами из реальной жизни;
- давать основу для размышлений и выработки решений;
- необходимо стимулировать дискуссию. Кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему, могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц.
Задания для учащихся делятся на три группы- задания перед занятием, на занятии и после занятия. Задания перед каждой главой предлагаются для решения основных задач:
1. Акцентировать внимание учащихся при работе с текстом.
2. Актуализировать проблему через апелляцию к личному опыту.
3. Организовать поисковую активность учащегося, ориентированную на тему будущей дискуссии.
Методика данной технологии основана на дискуссии на занятии по заданной теме-проблеме и дальнейшее обсуждение в группах по конкретным фрагментам этой проблемы с последующей презентацией результатов.
Перед дискуссией должна пройти предварительная подготовка, как учителя, так и учащегося. Действия учителя: сборка кейса, определение основных и дополнительных материалов для работы в группах, разработка сценария ведения дискуссии, формат презентации работы групп, систему оценки учащихся. Действия ученика: получает кейс или требования к формированию своей части кейса, список рекомендуемой литературы, индивидуально готовится к занятию, разрабатывает вариант решения, реализует свой вариант или предлагает его группе учащихся, составляет отчет в виде презентации.
Мною разработана серия кейсов дискуссий для изучения конкретных тем, их закрепления, практических занятий по данной теме. Тематика кейс - уроков:
- «Биотехнологические производства и их влияние на окружающую среду»;
- «Гипотезы происхождения жизни на Земле. Современное состояние проблемы»;
- «Культивирование животных клеток и тканей – фантастика или реальность»;
- «Промышленная биотехнология. Биоэнергетика на службе человека»;
- «Распознавание зрительных образов» и другие.
Я использую кейс-технологию и во внеурочное время, делая ее основой дальнейшей исследовательской работы учащихся.
Уважаемые коллеги! Если ВЫ не совсем довольны состоянием биологического образования в школе и ищите новые формы и методы обучения, способные повысить мотивацию школьников к обучению и творчеству, то надеюсь, что предлагаемые технологии помогут изменить привычные подходы к обучению и дадут Вам ответы на Ваши вопросы, надежды и чаяния. Удачи Вам.