Контрольная работа «Синтаксис и синтаксические нормы». Предмет: Русский язык. Класс: 11
Пояснительная записка
Назначение работы
Оценка уровня подготовки обучающихся 11 класса по русскому языку в соответствии с планируемыми результатами основного общего образования, представленными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Структура контрольной работы
Контрольная работа состоит из двух частей, которые включают 16 заданий с кратким ответом, предполагающих проведение различных видов анализа языкового материала. Задания части 1 (1––9) проверяют умение выполнять синтакический, пунктуационный, грамматический анализ; задания части 2 (10––16) нацелены на анализ текста, а именно проверяют глубину и точность понимания содержания текста, выявляют уровень постижения обучающимися культурно-ценностных категорий текста: понимание проблемы, позиции автора или героя; характеристика героя; понимание отношений синонимии и антонимии, важных для содержательного анализа текста; опознавание изученных средств выразительности речи.
В контрольной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
– задания на запись самостоятельно сформулированного краткого ответа;
– задания на выбор и запись номеров правильных ответов из предложенного перечня.
Задания контрольной работы соответствуют заданиям экзаменационной модели ЕГЭ по русскому языку.
№ | Проверяемый элемент содержания | Уровень программы | Макси- мальный балл за выполнение задания |
| Синтаксис. Синтаксические нормы | | |
1 | Синтаксис как раздел лингвистики. Синтаксический анализ словосочетания и предложения | БУ | 1 |
2 | Изобразительно-выразительные средства синтаксиса. Синтаксический параллелизм, парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, анафора, эпифора, антитеза; риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение; многосоюзие, бессоюзие, метонимия, антитеза, сравнение, ряды однородных, членов, эпитет, фразеологизмы, оксюморон, инверсия, гипербола | П | 2 |
3 | Основные нормы управления: правильный выбор падежной или предложно-падежной формы управляемого слова | БУ | 1 |
4 | Основные нормы употребления однородных членов предложения | БУ | 1 |
5 | Основные нормы употребления причастных и деепричастных оборотов | БУ | 1 |
6 | Основные нормы построения сложных предложений | БУ | 1 |
| Пунктуация. Основные правила пунктуации | | |
7 | Знаки препинания в конце предложений | БУ | 1 |
8 | Знаки препинания между подлежащим и сказуемым | БУ | 1 |
9 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | БУ | 1 |
10 | Знаки препинания при обособлении | БУ | 1 |
11 | Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями, обращениями, междометиями | БУ | 1 |
12 | Знаки препинания в сложном предложении | БУ | 1 |
13 | Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи | БУ | 1 |
14 | Нормы ударения в современном литературном русском языке | БУ | 1 |
15 | Информационно-смысловая переработка прочитанного текста | БУ | 1 |
16 | Информативность текста. Виды информации в тексте | БУ | 1 |
17 | Логико-смысловые отношения между предложениями в тексте | БУ | 1 |
| Итого | | 17 |
| | | |
Продолжительность контрольной работы
На выполнение контрольной работы отводится 40 минут.
Система оценивания контрольной работы
Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если правильно указаны требуемая цифра, последовательность цифр, слово или слова.
Правильный ответ на каждое из заданий 1–15 оценивается 1 баллом, 16-2б; неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся за выполнение работы, – 17.
№ задания | Ответ |
| Вариант 1 | Вариант 2 |
1 | 25 | 235 |
2 | 4 | 4 |
3 | 13 | 14 |
4 | 34 | 1234 |
5 | 1 | 1 |
6 | 3 | 3 |
7 | 3 | 2 |
8 | 1234 | 134 |
9 | Обеспечение | принудить |
10 | 2 | 2 |
11 | 4 | 4 |
12 | Этом, тех, кто, этого | Те, кто, её, все |
13 | 18 | 2524 |
14 | 17 | 33 |
15 | 6 | 2 |
16 | 69287 | 16934 |
Перевод баллов в отметку по 5-балльной системе
Отметка | «5» | «4» | «3» | «2» |
Количество баллов | 16-17 | 13-15 | 9-12 | 8 – 0 |
Контрольная работа «Синтаксис и синтаксические нормы». Предмет: Русский язык. Класс: 11
I вариант
1.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Пушистая белая шапочка обрамляла нежное лицо девушки.
2) И шимпанзе и гориллы постоянно кочуют по довольно большой территории.
3)Осталось выучить параграф о Конституции да распечатать реферат.
4)В такой снегопад машины и лошади и люди тонули в снегу.
5)Этруски творчески перерабатывали натуру и представляли хотя и достоверный но поэтизированный образ человека.
2.В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Увидев свой отряд (1) измученный (2) и поредевший втрое (3) уныло растянувшийся вдоль дороги (4) он понял, как он (5) сам смертельно уставший (6) бессилен теперь сделать что-либо для этих людей.
1)1,3,4 — выделяются деепричастный и причастный обороты
2)1, 3, 4, 5,6— выделяются два причастных и один деепричастный обороты
3)1,3,4 — выделяются два причастных оборота
4)1,3,4,5,6 — выделяются три причастных оборота
3.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Разноцветные заросли (1) образованные одиночными (2) и колониальными коралловыми полипами (3) хорошо видны сквозь прозрачные воды тёплых тропических морей (4) в тихий солнечный день
4.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Иногда Ивану Петровичу Аргунову (1) всё-таки (2) удавалось целиком отдаться вдохновению. В такой радостный час (3) наверное (4) и создал он портрет неизвестной молодой женщины в праздничном крестьянском платье.
5.Расставьте знаки препинания: укажите цифру, на месте которой в предложении должны стоять запятая.
Для ловли протоптеров жители Судана используют специальный барабан (1) с помощью (2) которого (3)
издаются звуки (4) падающих дождевых капель.
6.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1)Люди, птицы, травы — всё слушает песню соловья.
2)На выставке была представлена не только живопись, но и графика.
3)Мы увидели заросли земляники и лесной малины, и решили наполнить наши корзинки.
4)Он был хоть и невысок ростом, да жилист.
7.Укажите грамматически правильное продолжение предложения. С головы до ног оглядев меня,
1)лицо его выражало полное разочарование.
2)мне показалось странным это молчание.
3)она попросила впредь предупреждать о приезде.
4)ему было необходимо разобраться в своих чувствах.
8.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Французский посол (1)оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых (2) писал (3) что (4) когда он увидел балет (5) то был потрясён талантом (6) крепостных людей.
9.Выпишите слово, в котором неправильно поставлено ударение
1) из аэропОрта 2) бАнты 3) обеспечЕние 4) сверлИт
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Для России литература - точка отсчёта, символ веры, идеологический и нравственный фундамент. (2)Можно как угодно интерпретировать историю, политику, религию, национальный характер, но стоит произнести «Пушкин», как радостно и дружно закивают головами ярые антагонисты. (3)Конечно, для такого
взаимопонимания годится только та литература, которую признают классической. (4) Классика — универсальный язык, основанный на абсолютных ценностях.
(5)Русская литература золотого XIX века стала нерасчленимым
единством, некой типологической общностью, перед которой отсту пают различия между отдельными писателями. (6) Отсюда и вечный соблазн найти доминантную черту, отграничивающую российскую словесность от любых других - напряжённость
духовного поиска, или народолюбие, или религиозность, или целомудренность.
(7)Впрочем, с таким же - если не большим - успехом можно было бы говорить не об уникальности русской литературы, а об уникальности русского читателя, склонного видеть в любимых книгах самую священную национальную собственность. (8)3адеть классика — всё равно что оскорбить родину.
Естественно, что такое отношение складывается с малых лет.
Уроки литературы сыграли грандиозную роль в формировании российского общественного сознания в первую очередь потому, что книги противостояли воспитательным претензиям государства. (11) Во все времена литература, как бы с этим ни боролись, обнаруживала свою внутреннюю противоречивость. (12) Нельзя было не заметить, что Пьер Безухов и Павел Корчагин — герои разных романов. (13)На этом противоречии вырастали поколения тех, кто сумел сохранить скепсис и иронию в мало приспособленном для этого обществе.
(14)А главное — чтобы читать Чехова и Толстого, не надо было
ждать очередной «оттепели». (15)Часто забывается, что школьники сталинской эпохи учили наизусть не только Демьяна Бедного, но и Лермонтова.
(16)Однако диалектика жизни ведёт к тому, что твёрдо усвоенное в школе преклонение перед классикой мешает видеть в ней живую словесность. (17)Книги, знакомые с детства, становятся знаками
книг, эталонами для других книг. (18)Их достают с полки так же редко, как парижский эталон метра.
(19)Тот, кто решается на такой поступок — перечитать классику без предубеждения, — сталкивается не только со старыми авторами, но и с самим собой. (20)Читать главные книги русской литературы — как пересматривать заново свою биографию.
(21)Жизненный опыт накапливался попутно с чтением и благодаря ему. (22)Дата, когда впервые был раскрыт Достоевский, не менее важна, чем семейные годовщины.
(23)Мы растём вместе с книгами — они растут в нас. (По П. Вайлю и А. Генису *)
10. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
1)Русская литература внутренне противоречива.
2) В отдельные времена русская классика была под запретом.
3) Для русского человека литература является нравственным фундаментом.
4) Преклонение перед классикой мешает в ней видеть живую сло весность.
11. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 1-4?
1) повествование и рассуждение 2) рассуждение и описание
3) повествование и описание 4) рассуждение
12. Из предложения 13 выпишите все местоимения.
13. Среди предложений 14-18 найдите простое односоставное неопределённо-личное предложение. Напишите его номер.
14. Среди предложений 16—22 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
15. Среди предложений 1-6 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи наречия и лексических синонимов. Напишите номер этого предложения.
16.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | Изобразительно-выразительные средства |
А) Игру его (сонета) любил творец Макбета. (А.С. Пушкин) Б) Много за жизнь повымел Вилли — одних пылинок целый лес. В) Мы открывали Маркса каждый том, Как в доме собственном мы открываем ставни. (В. Маяковский) Г) Завыл, запел, взлетел под небо камень, И заволокся дымом весь карьер. (Н.Заболоцкий) Д) Там есть и уголь, и уран, и рожь, и виноград. (В.Инбер) | 1) эпитет 2) сравнение 3) метафора 4) устарелые слова 5) антитеза 6) перифраза 7) многосоюзие 8) градация 9) гипербола |
Контрольная работа «Синтаксис и синтаксические нормы». Предмет: Русский язык. Класс: 11
2 вариант
1.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1)Мрачный бор угрюмо молчит или воет глухо.
2)Весенний гром то грозно рычал то добродушно ворчал.
3)У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах.
4)Эти гигантские каменные сооружения свидетельствуют о зарождении монументальных форм в корейской
архитектуре.
5)Ни скверная английская погода ни ледяная стужа спальни не могли изменить настроение гостя.
2.В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Отдельные камни (1) лежащие в скверах к парках (2) и едва
проступающие на газонах (3) украшают городские виды (4) не создавая в то же время никакой суеты.
1)1,3 — выделяется причастный оборот
2)1,2,3 — выделяются два причастных оборота
3)4 — выделяется деепричастный оборот
4)1,3,4 — выделяются причастный и деепричастный обороты
3.Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Славная биография «архангельского мужика» Михаила Васильевича Ломоносова (1) ушедшего из деревни с
обозом в Москву (2) и (3) ставшего со временем величайшим учёным (4) известна сегодня каждому школьнику.
4.Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Медведь-камень на реке Тагил представляет собой (1) без сомнения (2) одну из самых высоких скал Среднего Урала. Здесь (3) по преданию (4) зимовал со своим войском Ермак.
5.Расставьте знаки препинания: укажите цифру, на месте которой в предложении должна стоять запятая.
Природа была важной частью той «живой правды жизни» (1) запечатлевать (2) которую (3) поставили своей целью (4) пейзажисты-передвижники.
6.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1)Сказка нужна не только детям, но и взрослым.
2)Куприн просто заставлял Никандрова писать долго, терпеливо, учил его основам писательского мастерства.
3)С Гиляровским дружили не только Чехов, но и Куприн, Бунин и многие актёры, и художники.
4)В саду росли пахучие белоснежные лилии, и яркие алые розы, и скромные бархатцы.
7.Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Изучая историю своей страны,
1)летописи помогут вам в этом.
2)читайте мемуары очевидцев исторических событий.
3)в музеях хранится множество уникальных документов.
4)архивы играют огромную роль.
8.Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Алексей Павлович вставал с ранней зарёй (1) и (2) когда он вдыхал прохладный воздух (3)напоённый влажным запахом росы (4) то на душе у него становилось (5) легко и просторно.
9. Выпишите слово, в котором неправильно поставлено ударение
1) повторИм 2) позвонИшь 3) принудИть 4) пролилА
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Поговорим о роскоши. (2)Она окружает нас сегодня со всех сторон. (3)По телевизору редко увидишь фильм из жизни бедных
чаще всего мы погружаемся с героями фильма в богатую,
роскошную жизнь, где не квартира, а дворец, где множество слуг, красивейшие наряды, где и люди-то не такие, как большинство из нас, совсем другие, особые — они выросли в роскоши. (4)Да что
кино! (5)В больших городах появились роскошные магазины с такими витринами, что не оторвёшься. (6)По улицам мчатся
роскошные иномарки — блестящие мощные лимузины, и в них тоже необыкновенные, будто не из этого мира, женщины и мужчины. (7)Выедешь за город, а там роскошные двухэтажные особняки причудливой архитектуры — кто в них живёт? (8) Кто живёт в этих особняках, ездит в этих лимузинах, носит бриллианты? (9)Почему не я, почему мне всё это недоступно?
(10)Вы никогда так не думали? (11 )Ни разу? (12)Скорей всего нет, и это хорошо, потому что, в общем-то, людям не свойственно зави- довать чужому богатству и каждый раз при виде его шептать про себя: (13) «Вот бы и мне!»
(14)Хотя и такие люди есть: когда они видят что-нибудь хорошее, у них сразу появляется эта мысль. (15)И так всё время. (16)«Вот бы и мне, вот бы и мне»,- мечтают они, и постепенно своя, обыкно- венная, не то что без роскоши, а просто бедная жизнь становится им отвратительной. (17)Они не любят себя самих, люди вокруг
кажутся им ничтожными, одежды — жалкими, и тоска, тоска гложет их сердца. (18)Единственная отдушина — красивый фильм в
кинотеатре или по телевизору. (19)Но и фильмом они
наслаждаться не могут, потому что точит душу унылая мысль: (20)
«Вот бы и мне...»
(21)Для таких людей весь мир — словно на бумаге, в одной пло- скости: все делятся на бедных и богатых, на тех, кто живёт просто, и на тех, кто живёт в роскоши. (22)Ничего другого они не видят. (23)Нет красивых, добрых, нежных, талантливых, весёлых, силь- ных — есть только бедные и богатые.
(24)Так скучно жить в этом плоском, на одной плоскости нарисо- ванном мире! (25)Так страшно жить в постоянной зависти, в
тоскливых и пустых мечтах! (26)Так обидно ценить людей лишь в той мере, в какой они богаты!
(27) Но роскошь утешает одну только бедность, да и то ненадолго
на одно мгновение. (28)Потом она становится привычной и больше не привлекает. (29)Люди, живущие в роскоши, особенно те, кто вырос в роскоши, не замечают её, они живут, как и все, обычной жизнью. (30)Они могут быть счастливы, могут быть и несчастливы — какое, например, счастье для молодой девушки жить с богатым и нелюбимым стариком? (31)Хоть и в роскоши...
(32)Каждый человек рождается и живёт в определённых условиях жизни. (ЗЗ)Иных судьба возносит, и, рождённые в бедности, они добиваются богатства. (34)Сначала они упиваются роскошью, общем-то, все равны. (35)Роскошь сама по себе радости не приносит
Так стоит ли завидовать, стоит ли мучить себя несбыточными мечтами?
Будем ценить свою жизнь. (38)Будем помнить, что всегда есть кто-то, кто живёт гораздо лучше нас, но всегда есть и кто-то, кто живёт хуже нас с вами, — ему кажется, что мы живём в роскоши.
По С.Соловейчику
10. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
Каждый человек мечтает жить в роскоши.
Люди не должны завидовать чужому богатству.
Всегда найдутся люди, которые живут хуже нас.
Роскошь зачастую не приносит радости, она не является целью в жизни.
11. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 21—26?
1)описание 3) рассуждение и описание 4)повествование и рассуждение 4) рассуждение
12. Из предложения 29 выпишите все местоимения.
13. Среди предложений 21—26 найдите простые безличные предложения. Напишите их номера.
14. Среди предложений 32—38 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
15. Среди предложений 1-7 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
16.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | Изобразительно-выразительные средства |
А) Досталась им буханка светлого хлеба — радость! Сегодня фильм хороший в клубе — радость! Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли — радость! (А. Солженицын) Б) Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды… (А.С. Пушкин) В) Луна скользит блином в сметане. (Б. Пастернак) Г) Ветви старых елей обросли сизыми бородами лишайника. (В. Полторацкий). Д) На наших глазах умирали товарищи, По-русски рубаху рванув на груди. (К.Симонов) | 1) эпифора 2) сравнение 3) метафора 4) аллитерация 5) антитеза 6) бессоюзие 7) парцелляция 8) оксюморон 9) сравнение |