СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КИМ. Синтаксис. 11

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа оценивает уровень подготовки обучающихся 11 класса по русскому языку в соответствии с планируемыми результатами основного общего образования, представленными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.

Просмотр содержимого документа
«КИМ. Синтаксис. 11»

Контрольная работа «Синтаксис и синтаксические нормы». Предмет: Русский язык. Класс: 11


Пояснительная записка


Назначение работы

Оценка уровня подготовки обучающихся 11 класса по русскому языку в соответствии с планируемыми результатами основного общего образования, представленными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.

Структура контрольной работы

Контрольная работа состоит из двух частей, которые включают 16 заданий с кратким ответом, предполагающих проведение различных видов анализа языкового материала. Задания части 1 (1––9) проверяют умение выполнять синтакический, пунктуационный, грамматический анализ; задания части 2 (10––16) нацелены на анализ текста, а именно проверяют глубину и точность понимания содержания текста, выявляют уровень постижения обучающимися культурно-ценностных категорий текста: понимание проблемы, позиции автора или героя; характеристика героя; понимание отношений синонимии и антонимии, важных для содержательного анализа текста; опознавание изученных средств выразительности речи.

В контрольной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

– задания на запись самостоятельно сформулированного краткого ответа;

– задания на выбор и запись номеров правильных ответов из предложенного перечня.

Задания контрольной работы соответствуют заданиям экзаменационной модели ЕГЭ по русскому языку.

Проверяемый элемент содержания

Уровень программы

Макси-
мальный
балл за
выполнение
задания


Синтаксис. Синтаксические нормы




1

Синтаксис как раздел лингвистики. Синтаксический анализ словосочетания и предложения

БУ

1

2

Изобразительно-выразительные средства синтаксиса. Синтаксический параллелизм, парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, анафора, эпифора, антитеза; риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение; многосоюзие, бессоюзие, метонимия, антитеза, сравнение, ряды однородных, членов, эпитет, фразеологизмы, оксюморон, инверсия, гипербола


П


2

3

Основные нормы управления: правильный выбор падежной или предложно-падежной формы управляемого слова

БУ

1

4

Основные нормы употребления однородных членов предложения

БУ

1

5

Основные нормы употребления причастных и деепричастных оборотов

БУ

1

6

Основные нормы построения сложных предложений

БУ

1


Пунктуация. Основные правила пунктуации



7

Знаки препинания в конце предложений

БУ

1

8

Знаки препинания между подлежащим и сказуемым

БУ

1

9

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

БУ

1

10

Знаки препинания при обособлении

БУ

1

11

Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями, обращениями, междометиями

БУ

1

12

Знаки препинания в сложном предложении

БУ

1

13

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

БУ

1

14

Нормы ударения в современном литературном русском языке

БУ

1

15

Информационно-смысловая переработка прочитанного текста

БУ

1

16

Информативность текста. Виды информации в тексте

БУ

1

17

Логико-смысловые отношения между предложениями в тексте

БУ

1


Итого


17







Продолжительность контрольной работы

На выполнение контрольной работы отводится 40 минут.

Система оценивания контрольной работы

Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если правильно указаны требуемая цифра, последовательность цифр, слово или слова.

Правильный ответ на каждое из заданий 1–15 оценивается 1 баллом, 16-2б; неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.

Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся за выполнение работы, – 17.

задания

Ответ


Вариант 1

Вариант 2

1

25

235

2

4

4

3

13

14

4

34

1234

5

1

1

6

3

3

7

3

2

8

1234

134

9

Обеспечение

принудить

10

2

2

11

4

4

12

Этом, тех, кто, этого

Те, кто, её, все

13

18

2524

14

17

33

15

6

2

16

69287

16934

Перевод баллов в отметку по 5-балльной системе


Отметка

«5»

«4»

«3»

«2»

Количество баллов

16-17

13-15

9-12

8 – 0



Контрольная работа «Синтаксис и синтаксические нормы». Предмет: Русский язык. Класс: 11


I вариант


1.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Пушистая белая шапочка обрамляла нежное лицо девушки.

2) И шимпанзе и гориллы постоянно кочуют по довольно большой территории.

3)Осталось выучить параграф о Конституции да распечатать реферат.

4)В такой снегопад машины и лошади и люди тонули в снегу.

5)Этруски творчески перерабатывали натуру и представляли хотя и достоверный но поэтизированный образ человека.

2.В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Увидев свой отряд (1) измученный (2) и поредевший втрое (3) уныло растянувшийся вдоль дороги (4) он понял, как он (5) сам смертельно уставший (6) бессилен теперь сделать что-либо для этих людей.

1)1,3,4 — выделяются деепричастный и причастный обороты

2)1, 3, 4, 5,6— выделяются два причастных и один деепричастный обороты

3)1,3,4 — выделяются два причастных оборота

4)1,3,4,5,6 — выделяются три причастных оборота

3.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Разноцветные заросли (1) образованные одиночными (2) и колониальными коралловыми полипами (3) хорошо видны сквозь прозрачные воды тёплых тропических морей (4) в тихий солнечный день

4.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Иногда Ивану Петровичу Аргунову (1) всё-таки (2) удавалось целиком отдаться вдохновению. В такой радостный час (3) наверное (4) и создал он портрет неизвестной молодой женщины в праздничном крестьянском платье.

5.Расставьте знаки препинания: укажите цифру, на месте которой в предложении должны стоять запятая.

Для ловли протоптеров жители Судана используют специальный барабан (1) с помощью (2) которого (3)

издаются звуки (4) падающих дождевых капель.

6.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1)Люди, птицы, травы — всё слушает песню соловья.

2)На выставке была представлена не только живопись, но и графика.

3)Мы увидели заросли земляники и лесной малины, и решили наполнить наши корзинки.

4)Он был хоть и невысок ростом, да жилист.

7.Укажите грамматически правильное продолжение предложения. С головы до ног оглядев меня,

1)лицо его выражало полное разочарование.

2)мне показалось странным это молчание.

3)она попросила впредь предупреждать о приезде.

4)ему было необходимо разобраться в своих чувствах.

8.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Французский посол (1)оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых (2) писал (3) что (4) когда он увидел балет (5) то был потрясён талантом (6) крепостных людей.

9.Выпишите слово, в котором неправильно поставлено ударение

1) из аэропОрта 2) бАнты 3) обеспечЕние 4) сверлИт

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Для России литература - точка отсчёта, символ веры, идеологический и нравственный фундамент. (2)Можно как угодно интерпретировать историю, политику, религию, национальный характер, но стоит произнести «Пушкин», как радостно и дружно закивают головами ярые антагонисты. (3)Конечно, для такого

взаимопонимания годится только та литература, которую признают классической. (4) Классика — универсальный язык, основанный на абсолютных ценностях.

(5)Русская литература золотого XIX века стала нерасчленимым

единством, некой типологической общностью, перед которой отсту пают различия между отдельными писателями. (6) Отсюда и вечный соблазн найти доминантную черту, отграничивающую российскую словесность от любых других - напряжённость

духовного поиска, или народолюбие, или религиозность, или целомудренность.

(7)Впрочем, с таким же - если не большим - успехом можно было бы говорить не об уникальности русской литературы, а об уникальности русского читателя, склонного видеть в любимых книгах самую священную национальную собственность. (8)3адеть классика — всё равно что оскорбить родину.

Естественно, что такое отношение складывается с малых лет.

Уроки литературы сыграли грандиозную роль в формировании российского общественного сознания в первую очередь потому, что книги противостояли воспитательным претензиям государства. (11) Во все времена литература, как бы с этим ни боролись, обнаруживала свою внутреннюю противоречивость. (12) Нельзя было не заметить, что Пьер Безухов и Павел Корчагин — герои разных романов. (13)На этом противоречии вырастали поколения тех, кто сумел сохранить скепсис и иронию в мало приспособленном для этого обществе.

(14)А главное — чтобы читать Чехова и Толстого, не надо было

ждать очередной «оттепели». (15)Часто забывается, что школьники сталинской эпохи учили наизусть не только Демьяна Бедного, но и Лермонтова.

(16)Однако диалектика жизни ведёт к тому, что твёрдо усвоенное в школе преклонение перед классикой мешает видеть в ней живую словесность. (17)Книги, знакомые с детства, становятся знаками

книг, эталонами для других книг. (18)Их достают с полки так же редко, как парижский эталон метра.

(19)Тот, кто решается на такой поступок — перечитать классику без предубеждения, — сталкивается не только со старыми авторами, но и с самим собой. (20)Читать главные книги русской литературы — как пересматривать заново свою биографию.

(21)Жизненный опыт накапливался попутно с чтением и благодаря ему. (22)Дата, когда впервые был раскрыт Достоевский, не менее важна, чем семейные годовщины.

(23)Мы растём вместе с книгами — они растут в нас. (По П. Вайлю и А. Генису *)

10. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1)Русская литература внутренне противоречива.

2) В отдельные времена русская классика была под запретом.

3) Для русского человека литература является нравственным фундаментом.

4) Преклонение перед классикой мешает в ней видеть живую сло весность.

11. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 1-4?

1) повествование и рассуждение 2) рассуждение и описание

3) повествование и описание 4) рассуждение

12. Из предложения 13 выпишите все местоимения.

13. Среди предложений 14-18 найдите простое односоставное неопределённо-личное предложение. Напишите его номер.

14. Среди предложений 16—22 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

15. Среди предложений 1-6 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи наречия и лексических синонимов. Напишите номер этого предложения.

16.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Изобразительно-выразительные средства

А) Игру его (сонета) любил творец Макбета. (А.С. Пушкин)

Б) Много за жизнь повымел Вилли — одних пылинок целый лес.

В) Мы открывали Маркса каждый том, 

Как в доме собственном мы открываем ставни. (В. Маяковский)

Г) Завыл, запел, взлетел под небо камень,
И заволокся дымом весь карьер.             (Н.Заболоцкий)

Д) Там есть и уголь, и уран, и рожь, и виноград.  (В.Инбер)

1)  эпитет

2)  сравнение

3)  метафора

4)  устарелые слова

5)  антитеза

6)  перифраза

7) многосоюзие

8) градация

9)  гипербола



Контрольная работа «Синтаксис и синтаксические нормы». Предмет: Русский язык. Класс: 11

2 вариант

1.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1)Мрачный бор угрюмо молчит или воет глухо.

2)Весенний гром то грозно рычал то добродушно ворчал.

3)У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах.

4)Эти гигантские каменные сооружения свидетельствуют о зарождении монументальных форм в корейской

архитектуре.

5)Ни скверная английская погода ни ледяная стужа спальни не могли изменить настроение гостя.

2.В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Отдельные камни (1) лежащие в скверах к парках (2) и едва

проступающие на газонах (3) украшают городские виды (4) не создавая в то же время никакой суеты.

1)1,3 — выделяется причастный оборот

2)1,2,3 — выделяются два причастных оборота

3)4 — выделяется деепричастный оборот

4)1,3,4 — выделяются причастный и деепричастный обороты

3.Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Славная биография «архангельского мужика» Михаила Васильевича Ломоносова (1) ушедшего из деревни с

обозом в Москву (2) и (3) ставшего со временем величайшим учёным (4) известна сегодня каждому школьнику.

4.Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Медведь-камень на реке Тагил представляет собой (1) без сомнения (2) одну из самых высоких скал Среднего Урала. Здесь (3) по преданию (4) зимовал со своим войском Ермак.

5.Расставьте знаки препинания: укажите цифру, на месте которой в предложении должна стоять запятая.

Природа была важной частью той «живой правды жизни» (1) запечатлевать (2) которую (3) поставили своей целью (4) пейзажисты-передвижники.

6.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1)Сказка нужна не только детям, но и взрослым.

2)Куприн просто заставлял Никандрова писать долго, терпеливо, учил его основам писательского мастерства.

3)С Гиляровским дружили не только Чехов, но и Куприн, Бунин и многие актёры, и художники.

4)В саду росли пахучие белоснежные лилии, и яркие алые розы, и скромные бархатцы.

7.Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Изучая историю своей страны,

1)летописи помогут вам в этом.

2)читайте мемуары очевидцев исторических событий.

3)в музеях хранится множество уникальных документов.

4)архивы играют огромную роль.

8.Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Алексей Павлович вставал с ранней зарёй (1) и (2) когда он вдыхал прохладный воздух (3)напоённый влажным запахом росы (4) то на душе у него становилось (5) легко и просторно.

9. Выпишите слово, в котором неправильно поставлено ударение

1) повторИм 2) позвонИшь 3) принудИть 4) пролилА

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Поговорим о роскоши. (2)Она окружает нас сегодня со всех сторон. (3)По телевизору редко увидишь фильм из жизни бедных

чаще всего мы погружаемся с героями фильма в богатую,

роскошную жизнь, где не квартира, а дворец, где множество слуг, красивейшие наряды, где и люди-то не такие, как большинство из нас, совсем другие, особые — они выросли в роскоши. (4)Да что

кино! (5)В больших городах появились роскошные магазины с такими витринами, что не оторвёшься. (6)По улицам мчатся

роскошные иномарки — блестящие мощные лимузины, и в них тоже необыкновенные, будто не из этого мира, женщины и мужчины. (7)Выедешь за город, а там роскошные двухэтажные особняки причудливой архитектуры — кто в них живёт? (8) Кто живёт в этих особняках, ездит в этих лимузинах, носит бриллианты? (9)Почему не я, почему мне всё это недоступно?

(10)Вы никогда так не думали? (11 )Ни разу? (12)Скорей всего нет, и это хорошо, потому что, в общем-то, людям не свойственно зави- довать чужому богатству и каждый раз при виде его шептать про себя: (13) «Вот бы и мне!»

(14)Хотя и такие люди есть: когда они видят что-нибудь хорошее, у них сразу появляется эта мысль. (15)И так всё время. (16)«Вот бы и мне, вот бы и мне»,- мечтают они, и постепенно своя, обыкно- венная, не то что без роскоши, а просто бедная жизнь становится им отвратительной. (17)Они не любят себя самих, люди вокруг

кажутся им ничтожными, одежды — жалкими, и тоска, тоска гложет их сердца. (18)Единственная отдушина — красивый фильм в

кинотеатре или по телевизору. (19)Но и фильмом они

наслаждаться не могут, потому что точит душу унылая мысль: (20)

«Вот бы и мне...»

(21)Для таких людей весь мир — словно на бумаге, в одной пло- скости: все делятся на бедных и богатых, на тех, кто живёт просто, и на тех, кто живёт в роскоши. (22)Ничего другого они не видят. (23)Нет красивых, добрых, нежных, талантливых, весёлых, силь- ных — есть только бедные и богатые.

(24)Так скучно жить в этом плоском, на одной плоскости нарисо- ванном мире! (25)Так страшно жить в постоянной зависти, в

тоскливых и пустых мечтах! (26)Так обидно ценить людей лишь в той мере, в какой они богаты!

(27) Но роскошь утешает одну только бедность, да и то ненадолго

на одно мгновение. (28)Потом она становится привычной и больше не привлекает. (29)Люди, живущие в роскоши, особенно те, кто вырос в роскоши, не замечают её, они живут, как и все, обычной жизнью. (30)Они могут быть счастливы, могут быть и несчастливы — какое, например, счастье для молодой девушки жить с богатым и нелюбимым стариком? (31)Хоть и в роскоши...

(32)Каждый человек рождается и живёт в определённых условиях жизни. (ЗЗ)Иных судьба возносит, и, рождённые в бедности, они добиваются богатства. (34)Сначала они упиваются роскошью, общем-то, все равны. (35)Роскошь сама по себе радости не приносит

Так стоит ли завидовать, стоит ли мучить себя несбыточными мечтами?

Будем ценить свою жизнь. (38)Будем помнить, что всегда есть кто-то, кто живёт гораздо лучше нас, но всегда есть и кто-то, кто живёт хуже нас с вами, — ему кажется, что мы живём в роскоши.

По С.Соловейчику

10. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

Каждый человек мечтает жить в роскоши.

Люди не должны завидовать чужому богатству.

Всегда найдутся люди, которые живут хуже нас.

Роскошь зачастую не приносит радости, она не является целью в жизни.

11. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 21—26?

1)описание 3) рассуждение и описание 4)повествование и рассуждение 4) рассуждение

12. Из предложения 29 выпишите все местоимения.

13. Среди предложений 21—26 найдите простые безличные предложения. Напишите их номера.

14. Среди предложений 32—38 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

15. Среди предложений 1-7 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

16.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Изобразительно-выразительные средства

А) Досталась им буханка светлого хлеба — радость! Сегодня фильм хороший в клубе — радость! Двухтомник Паустовского в книжный ма­газин привезли — радость! (А. Солженицын)

Б) Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды… (А.С. Пушкин)

В) Луна скользит блином в сметане. (Б. Пастернак)

Г) Ветви старых елей обросли сизыми бородами лишайника. (В. Полторацкий).

Д) На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди. (К.Симонов)

1) эпифора

2) сравнение

3) метафора

4) аллитерация

5)  антитеза

6)  бессоюзие

7) парцелляция

8) оксюморон

9) сравнение