КИМы для оценки предметных и метапредметных результатов
Останина Татьяна Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Косинская СОШ»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, содержащий чёткие требования к структуре урока, организации учебного процесса, системе оценки достижения планируемых результатов (предметных и метапредметных), определил необходимость разработки педагогического инструментария. В связи с этим актуальным становится разработка новых дидактических материалов, обеспечивающих включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для достижения результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции — умения учиться.
Для оценки результатов создается пакет КИМ-ов по тематическим разделам курса. Контрольно – оценочные процедуры проводятся после изучения тематических разделов.
В качестве примера остановимся на некоторых КИМ- ах для 5- 6 класса. Диагностической контрольной работой, оценивающей сформированность отдельных УУД является единая контрольная работа (ЕДКР). Содержание контрольной работы определяется перечнем и планируемыми результатами образовательной программы. При разработке ЕДКР учитываются уровни достижения планируемых результатов: оптимальный, достаточный, критический уровни.
Например, КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА за I полугодие в 5 классе.
Задание, направленные на проверку предметных знаний
1. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
(I) Скворцы желанные для нас гости. Вернут(?)ся они в...сной с теплого юга и разлетят(?)ся парочками в приготовленные для них уютные квартирки.
(II) Скач...т скворцы (по)полю ищут в з...мле ч...рвей слизняков жучков разных. Много вредных насекомых переловят они (за)лето. Поэтому старают(?)ся люди принимать скворцов поближе к полям и огородам и развешивают для них сквореч(?)ники. Добро пожаловать д...рогие гости!
(III) Скворец птица п...лезная и занятная! Слуша...шь его и д...вишься: какие только звуки в его песенке ни встречают(?)ся!.. Что услыш...т скворец, что запомнит, то и старает(?)ся повторить.
2. Распределите слова на однозначные и многозначные.
Айсберг, кисть, игла, робот, троллейбус, ручка, компьютер, хвост.
Однозначные слова | Многозначные слова |
| |
3. Запишите все парные согласные звуки по глухости-звонкости и все непарные твердые согласные.
4. Прочитайте предложения, определите, какими членами предложения являются однородные члены в каждом из предложений.
1. В воздухе летали красные, синие, желтые шары.
2. На столе лежали яблоки и груши.
3. Мы ехали быстро, весело.
4. Кошка потянулась и пошла на кухню.
5. Мы были вчера в магазине и на почте.
6. Орел охотился за цыплятами и гусятами.
Диагностика уровня развития познавательных УУД
на материале курса
1. Звуковой графический диктант: запишите, какие знаки препинания вы поставите в конце каждого услышанного предложения.
1. На улице прекрасная погода!
2. Ты пойдешь сегодня в школу?
3. Мы веселились от души.
4. Когда мы пойдем в кино?
5. Дай мне книгу!
2. Установите соответствие между выделенными словами.
1. На улице то пасмурно, то солнечно. | А. Омонимы. |
2. В лесу есть ключ. Я потеряла ключ. | Б. Синонимы. |
3. Сегодня Маша была грустная, печальная. | В. Антонимы. |
4. Петя учится хорошо, а Вася — плохо. | |
5. Раньше глаза назывались очи. | |
3. Подчеркните слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука: семья, цвет, вьюга, объём, день, пенёк, яблоко, вечер, юг, печка.
4. В каждой строчке найдите четвертое лишнее.
а) выросла сосулька, хороший знак, пришел в школу, отвечал у доски;
б) шуба из кролика, под снегом, маленький ребенок, красивое небо;
в) я пришел, лежал на земле, яблоки поспели, месяц встал;
г) помощь, ответ, принес тетрадь, принес.
5. Распределите восклицательные предложения на 2 группы (повествовательные и побудительные).
1. Здравствуйте!
2. Прекрасно сделано!
3. Приходите завтра!
4. Дай мне хлеб!
5. Что за мальчишка!
6. Купи в магазине молоко!
7. Как жаль!
Повествовательные предложения | Побудительные предложения |
| |
6. Придумайте и запишите по 2 предложения со словами сестричка, солнышко так, что бы в первом случае слово было подлежащим, а во втором — обращением.
3. Диагностика уровня развития коммуникативных УУД
на материале курса
1. Замените распространенные предложения на нераспространенные, и наоборот.
1. Зеленые лягушки весело скачут по кочкам.
2. Мы приехали.
3. Маша собирала грибы и ягоды.
4. Весело поет.
5. Собака ест.
2. Придумайте и запишите 3 предложения, в которых между подлежащим и сказуемым нужно ставить тире.
3. Расставьте ударения в словах: алфавит, ворота, дефис, звонит, документ, инженеры, квартал, магазин, щавель, свекла.
4. Диагностика способности решать компетентностные задачи и уровня развития регулятивных УУД на материале курса
1. Вспомните схему фонетического разбора, выполните разбор слова «завьюжить».
2. Выполните разбор словосочетания: отдыхать в лесу.
3. Верно ли выполнен синтаксический разбор предложения? Если есть ошибки, исправьте их.
Скач...т скворцы ищутв з...млеч...рвей слизняков жучковразных.
Источником составления КИМ- ов служит фонд оценочных средств, КИМы на сайте ФИПИ, методические пособия по предмету.
Проблемы: нет готовых единых комплексных контрольных работ, каждая контрольная работа включает кодификатор, спецификация КИМ, в отношении которых пока испытываем трудности.
Приложение1
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА за I полугодие в 5 классе.
Раздел работы | Текст задания | Уровневые дескрипторы оценок |
Оптимальный уровень (5 баллов) | Достаточный уровень (4 балла) | Критический уровень (3 балла) |
1. Предметные знания | 1. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. (I) Скворцы желанные для нас гости. Вернут(?)ся они в...сной с теплого юга и разлетят(?)ся парочками в приготовленные для них уютные квартирки. (II) Скач...т скворцы (по)полю ищут в з...мле ч...рвей слизняков жучков разных. Много вредных насекомых переловят они (за)лето. Поэтому старают(?)ся люди принимать скворцов поближе к полям и огородам и развешивают для них сквореч(?)ники. Добро пожаловать д...рогие гости! (III) Скворец птица п...лезная и занятная! Слуша...шь его и д...вишься: какие только звуки в его песенке ни встречают(?)ся!.. Что услыш...т скворец, что запомнит, то и старает(?)ся повторить. 2. Распределите слова на однозначные и многозначные. Айсберг, кисть, игла, робот, троллейбус, ручка, компьютер, хвост. Однозначные слова | Многозначные слова | | | 3. Запишите все парные согласные звуки по глухости-звонкости и все непарные твердые согласные. 4. Прочитайте предложения, определите, какими членами предложения являются однородные члены в каждом из предложений. 1. В воздухе летали красные, синие, желтые шары. 2. На столе лежали яблоки и груши. 3. Мы ехали быстро, весело. 4. Кошка потянулась и пошла на кухню. 5. Мы были вчера в магазине и на почте. 6. Орел охотился за цыплятами и гусятами. | Все буквы (17) вставлены верно, также верно расставлены знаки препинания (6). Все слова распределены верно. Записаны все парные согласные по глухости-звонкости и все непарные твердые звуки. Верно определена синтаксическая функция всех однородных членов. | Буквы вставлены верно не менее чем в 15 случаях. Не менее 4 знака препинания расставлены верно. Верно распределены не менее 6 слов. Записано не менее 4 пар согласных по глухости-звонкости и не менее 2-х непарных твердых звуки. Верно определена синтаксическая функция не менее 4-х однородных членов. | Буквы вставлены верно не менее чем в 11 случаях. Не менее 2 знаков препинания расставлены верно. Верно распределены не менее 4 слов. Записано не менее 2 пар согласных по глухости-звонкости и не менее одного непарного твердого звука. Верно определена синтаксическая функция не менее 2-х однородных членов. |
2. Диагностика уровня развития познавательных УУД на материале курса | 1. Звуковой графический диктант: запишите, какие знаки препинания вы поставите в конце каждого услышанного предложения. 1. На улице прекрасная погода! 2. Ты пойдешь сегодня в школу? 3. Мы веселились от души. 4. Когда мы пойдем в кино? 5. Дай мне книгу! 2. Установите соответствие между выделенными словами. 1. На улице то пасмурно, то солнечно. | А. Омонимы. | 2. В лесу есть ключ. Я потеряла ключ. | Б. Синонимы. | 3. Сегодня Маша была грустная, печальная. | В. Антонимы. | 4. Петя учится хорошо, а Вася — плохо. | | 5. Раньше глазаназывались очи. | | 3. Подчеркните слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука: семья, цвет, вьюга, объём, день, пенёк, яблоко, вечер, юг, печка. 4. В каждой строчке найдите четвертое лишнее. а) выросла сосулька, хороший знак, пришел в школу, отвечал у доски; б) шуба из кролика, под снегом, маленький ребенок, красивое небо; в) я пришел, лежал на земле, яблоки поспели, месяц встал; г) помощь, ответ, принес тетрадь, принес. 5. Распределите восклицательные предложения на 2 группы (повествовательные и побудительные). 1. Здравствуйте! 2. Прекрасно сделано! 3. Приходите завтра! 4. Дай мне хлеб! 5. Что за мальчишка! 6. Купи в магазине молоко! 7. Как жаль! Повествовательные предложения | Побудительные предложения | | | 6. Придумайте и запишите по 2 предложения со словами сестричка, солнышко так, что бы в первом случае слово было подлежащим, а во втором — обращением. | Верно определены знаки препинания во всех предложениях. Соответствие установлено верно во всех случаях. Верно подчеркнуты все слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука. Верно найдены все лишние сочетания. Верно распределены все предложения. Все предложения составлены верно. | Верно определены знаки препинания не менее чем в 4-х предложениях. Соответствие установлено верно не менее чем в 4-х случаях. Верно подчеркнуты не менее 3-х слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука. Верно найдено не менее чем 2 лишних сочетания. Верно распределено не менее чем 5 предложений. Верно составлено не менее чем 3 предложения. | Верно определены знаки препинания не менее чем в 2-х предложениях. Соответствие установлено верно не менее чем в 2-х случаях. Верно подчеркнуты не менее 2-х слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука. Верно найдено не менее чем 1 лишнее сочетание. Верно распределено не менее чем 3 предложения. Верно составлено не менее чем 2 предложения. |
3. Диагностика уровня развития коммуникативных УУД на материале курса | 1. Замените распространенные предложения на нераспространенные, и наоборот. 1. Зеленые лягушки весело скачут по кочкам. 2. Мы приехали. 3. Маша собирала грибы и ягоды. 4. Весело поет. 5. Собака ест. 2. Придумайте и запишите 3 предложения, в которых между подлежащим и сказуемым нужно ставить тире. 3. Расставьте ударения в словах: алфавит, ворота, дефис, звонит, документ, инженеры, квартал, магазин, щавель, свекла. | Все предложения заменены верно. Верно составлено и записано 3 предложения. Ударение расставлено верно во всех словах. | Верно заменено не менее чем 3 предложения. Верно составлено и записано не менее 2-х предложений. Ударение расставлено верно менее чем в 8 словах. | Верно заменено не менее чем 2 предложения. Верно составлено и записано не менее одного предложения. Ударение расставлено верно менее чем в 6 словах. |
4. Диагностика способности решать компетентностные задачи и уровня развития регулятивных УУД на материале курса | 1. Вспомните схему фонетического разбора, выполните разбор слова «завьюжить». 2. Выполните разбор словосочетания: отдыхать в лесу. 3. Верно ли выполнен синтаксический разбор предложения? Если есть ошибки, исправьте их. Скач...т скворцы ищутв з...млеч...рвей слизняков жучковразных. | Фонетический разбор выполнен полностью верно. Верно выполнен разбор словосочетания. В синтаксический разбор внесены все необходимые изменения. | Верно определено количество слогов и ударный слог, записана транскрипция; верно охарактеризовано не менее чем 6 звуков; верно посчитано количество букв и звуков. Разбор словосочетания выполнен с 1 недочетом. В синтаксический разбор внесено не менее чем 3 исправления. | Верно определено количество слогов и ударный слог, записана транскрипция; верно охарактеризовано не менее чем 4 звука; верно посчитано количество букв и звуков. Разбор словосочетания выполнен более чем с 1 недочетом. В синтаксический разбор внесено не менее чем 2 исправления. |
Приложение2
Тематическая контрольная работа «в формате ФГОС» по русскому языку
Тема «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи», 5 класс
Разделы работы | Текст задания | Уровневые дескрипторы оценки, понятные вашим ученикам |
Оптимальный уровень (5 баллов) | Достаточный уровень (4 балла) | Критический уровень (3 балла) |
1. Предметные знания | Произведите синтаксический разбор словосочетания весенние воды. Произведите синтаксический разбор предложения: Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною. (Ф.И. Тютчев) Расставьте знаки препинания в предложении: Гномам очень нравилась зима но в феврале они стали скучать по теплым денькам. Поэтому они собрались вместе чтобы позвать Весну. На один из гномов предложил просто выйти и прокричать Весна Приходи и отогрей нас ото сна! Второй гном предложил спеть песенку про Весну. Долго гномы думали как же им правильнее Весну позвать чтобы та не обиделась. В конце концов, решили пойти к Речке за советом. (По Михаилу Григорьеву) Эталон: Гномам очень нравилась зима, но в феврале они стали скучать по теплым денькам. Поэтому они собрались вместе, чтобы позвать Весну. На один из гномов предложил просто выйти и прокричать: «Весна! Приходи и отогрей нас ото сна!» Второй гном предложил спеть песенку про Весну. Долго гномы думали, как же им правильнее Весну позвать, чтобы та не обиделась. В конце концов, решили пойти к Речке за советом. (По Михаилу Григорьеву) | Выполнены правильно все задания | Выполнены правильно два задания | Выполнено правильно одно задание |
2. Диагностика уровня развития познавательных УУД на материале темы | Установите соответствие между предложением и схемой: А) Зазвенели ручьи, прилетели грачи. | А) П: «А!» | Б) Скажи, Весна, какая кисть Вот это всё нарисовала? (Леонид Крупатин) | Б)  ![]() , ? . 2) 1) ![]() ![]() ![]() ![]() | В) Даже цветок на груди у меня Тоже сказал: «Весна – это я!» (Наби Хазри) | В) …,О,… ! | | Установлены правильно все соответствия | Установлены правильно два соответствия | Установлено правильно одно соответствие |
3. Диагностика уровня развития коммуникативных УУД на материале темы | Напишите сочинение-миниатюру из 5 – 7 предложений на тему «Моё село весной» с использованием предложений разных типов: простое предложение, осложненное однородными членами, простое предложение, осложненное обращением, предложение с прямой речью, сложное предложение | Использованы предложения трех из указанных типов | Использованы предложения двух из указанных типов | Использованы предложения одного из указанных типов |
4. Диагностика способности решать компетентностные задачи и уровня развития регулятивных УУД на материале темы | Установить последовательность предложений в тексте: А когда заметили, что переменилась погода, ветки ив уже оттаяли, и весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща. И никто сгоряча не заметил, что после полудня небо затянулось низкими облаками и задул по седым ивам ровный и тёплый ветер. Ветер дул с юга. Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лёд у мельницы. С каждым часом становилось всё теплее. В воздухе запахло весной, навозом. Эталон: 1) Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лёд у мельницы. 2) И никто сгоряча не заметил, что после полудня небо затянулось низкими облаками и задул по седым ивам ровный и тёплый ветер. 3) А когда заметили, что переменилась погода, ветки ив уже оттаяли, и весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща. 4) В воздухе запахло весной, навозом. 5) Ветер дул с юга. 6) С каждым часом становилось всё теплее. (К.Г. Паустовский «Теплый хлеб») | Предложения в тексте выстроены последовательно | Допущено одно нарушение последовательности предложений в тексте | Допущено два нарушения последовательности предложений в тексте |