СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"КИМы для оценки предметных и метапредметных результатов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Говорится о разработке новых дидактических материалов в сязи с введением ФГОС ООО. Приведены примеры контрольных работ. 

Просмотр содержимого документа
«"КИМы для оценки предметных и метапредметных результатов"»

КИМы для оценки предметных и метапредметных результатов

Останина Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Косинская СОШ»

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, содержащий чёткие требования к структуре урока, организации учебного процесса, системе оценки достижения планируемых результатов (предметных и метапредметных), определил необходимость разработки педагогического инструментария. В связи с этим актуальным становится разработка новых дидактических материалов, обеспечивающих включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для достижения результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции — умения учиться.

Для оценки результатов создается пакет КИМ-ов по тематическим разделам курса. Контрольно – оценочные процедуры проводятся после изучения тематических разделов.

В качестве примера остановимся на некоторых КИМ- ах для 5- 6 класса. Диагностической контрольной работой, оценивающей сформированность отдельных УУД является единая контрольная работа (ЕДКР). Содержание контрольной работы определяется перечнем и планируемыми результатами образовательной программы. При разработке ЕДКР учитываются уровни достижения планируемых результатов: оптимальный, достаточный, критический уровни.

Например, КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА за I полугодие в 5 классе.

Задание, направленные на проверку предметных знаний

1. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

(I) Скворцы желанные для нас гости. Вернут(?)ся они в...сной с теплого юга и разлетят(?)ся парочками в приготовленные для них уютные квартирки.

(II) Скач...т скворцы (по)полю ищут в з...мле ч...рвей слизняков жучков разных. Много вредных насекомых переловят они (за)лето. Поэтому старают(?)ся люди принимать скворцов поближе к полям и огородам и развешивают для них сквореч(?)ники. Добро пожаловать д...рогие гости!

(III) Скворец птица п...лезная и занятная! Слуша...шь его и д...вишься: какие только звуки в его песенке ни встречают(?)ся!.. Что услыш...т скворец, что запомнит, то и старает(?)ся повторить.


2. Распределите слова на однозначные и многозначные.

Айсберг, кисть, игла, робот, троллейбус, ручка, компьютер, хвост.

Однозначные слова

Многозначные слова




3. Запишите все парные согласные звуки по глухости-звонкости и все непарные твердые согласные.


4. Прочитайте предложения, определите, какими членами предложения являются однородные члены в каждом из предложений.

1. В воздухе летали красные, синие, желтые шары.

2. На столе лежали яблоки и груши.

3. Мы ехали быстро, весело.

4. Кошка потянулась и пошла на кухню.

5. Мы были вчера в магазине и на почте.

6. Орел охотился за цыплятами и гусятами.


Диагностика уровня развития познавательных УУД

на материале курса

1. Звуковой графический диктант: запишите, какие знаки препинания вы поставите в конце каждого услышанного предложения.

1. На улице прекрасная погода!

2. Ты пойдешь сегодня в школу?

3. Мы веселились от души.

4. Когда мы пойдем в кино?

5. Дай мне книгу!


2. Установите соответствие между выделенными словами.

1. На улице то пасмурно, то солнечно.

А. Омонимы.

2. В лесу есть ключ. Я потеряла ключ.

Б. Синонимы.

3. Сегодня Маша была грустная, печальная.

В. Антонимы.

4. Петя учится хорошо, а Вася — плохо.


5. Раньше глаза назывались очи.




3. Подчеркните слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука: семья, цвет, вьюга, объём, день, пенёк, яблоко, вечер, юг, печка.


4. В каждой строчке найдите четвертое лишнее.

а) выросла сосулька, хороший знак, пришел в школу, отвечал у доски;

б) шуба из кролика, под снегом, маленький ребенок, красивое небо;

в) я пришел, лежал на земле, яблоки поспели, месяц встал;

г) помощь, ответ, принес тетрадь, принес.



5. Распределите восклицательные предложения на 2 группы (повествовательные и побудительные).

1. Здравствуйте!

2. Прекрасно сделано!

3. Приходите завтра!

4. Дай мне хлеб!

5. Что за мальчишка!

6. Купи в магазине молоко!

7. Как жаль!

Повествовательные предложения

Побудительные предложения






6. Придумайте и запишите по 2 предложения со словами сестричка, солнышко так, что бы в первом случае слово было подлежащим, а во втором — обращением.



3. Диагностика уровня развития коммуникативных УУД

на материале курса

1. Замените распространенные предложения на нераспространенные, и наоборот.

1. Зеленые лягушки весело скачут по кочкам.

2. Мы приехали.

3. Маша собирала грибы и ягоды.

4. Весело поет.

5. Собака ест.

2. Придумайте и запишите 3 предложения, в которых между подлежащим и сказуемым нужно ставить тире.



3. Расставьте ударения в словах: алфавит, ворота, дефис, звонит, документ, инженеры, квартал, магазин, щавель, свекла.


4. Диагностика способности решать компетентностные задачи и уровня развития регулятивных УУД на материале курса

1. Вспомните схему фонетического разбора, выполните разбор слова «завьюжить».


2. Выполните разбор словосочетания: отдыхать в лесу.


3. Верно ли выполнен синтаксический разбор предложения? Если есть ошибки, исправьте их.


Скач...т скворцы ищутв з...млеч...рвей слизняков жучковразных.




Источником составления КИМ- ов служит фонд оценочных средств, КИМы на сайте ФИПИ, методические пособия по предмету.

Проблемы: нет готовых единых комплексных контрольных работ, каждая контрольная работа включает кодификатор, спецификация КИМ, в отношении которых пока испытываем трудности.




Приложение1

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА за I полугодие в 5 классе.

Раздел работы

Текст задания

Уровневые дескрипторы оценок

Оптимальный уровень

(5 баллов)

Достаточный уровень (4 балла)

Критический уровень (3 балла)

1. Предметные знания

1. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

(I) Скворцы желанные для нас гости. Вернут(?)ся они в...сной с теплого юга и разлетят(?)ся парочками в приготовленные для них уютные квартирки.

(II) Скач...т скворцы (по)полю ищут в з...мле ч...рвей слизняков жучков разных. Много вредных насекомых переловят они (за)лето. Поэтому старают(?)ся люди принимать скворцов поближе к полям и огородам и развешивают для них сквореч(?)ники. Добро пожаловать д...рогие гости!

(III) Скворец птица п...лезная и занятная! Слуша...шь его и д...вишься: какие только звуки в его песенке ни встречают(?)ся!.. Что услыш...т скворец, что запомнит, то и старает(?)ся повторить.


2. Распределите слова на однозначные и многозначные.

Айсберг, кисть, игла, робот, троллейбус, ручка, компьютер, хвост.

Однозначные слова

Многозначные слова





3. Запишите все парные согласные звуки по глухости-звонкости и все непарные твердые согласные.







4. Прочитайте предложения, определите, какими членами предложения являются однородные члены в каждом из предложений.

1. В воздухе летали красные, синие, желтые шары.

2. На столе лежали яблоки и груши.

3. Мы ехали быстро, весело.

4. Кошка потянулась и пошла на кухню.

5. Мы были вчера в магазине и на почте.

6. Орел охотился за цыплятами и гусятами.


Все буквы (17) вставлены верно, также верно расставлены знаки препинания (6).












Все слова распределены верно.







Записаны все парные согласные по глухости-звонкости и все непарные твердые звуки.




Верно определена синтаксическая функция всех однородных членов.

Буквы вставлены верно не менее чем в 15 случаях. Не менее 4 знака препинания расставлены верно.











Верно распределены не менее 6 слов.







Записано не менее 4 пар согласных по глухости-звонкости и не менее 2-х непарных твердых звуки.




Верно определена синтаксическая функция не менее 4-х однородных членов.

Буквы вставлены верно не менее чем в 11 случаях. Не менее 2 знаков препинания расставлены верно.











Верно распределены не менее 4 слов.







Записано не менее 2 пар согласных по глухости-звонкости и не менее одного непарного твердого звука.




Верно определена синтаксическая функция не менее 2-х однородных членов.

2. Диагностика уровня развития познавательных УУД на материале курса

1. Звуковой графический диктант: запишите, какие знаки препинания вы поставите в конце каждого услышанного предложения.

1. На улице прекрасная погода!

2. Ты пойдешь сегодня в школу?

3. Мы веселились от души.

4. Когда мы пойдем в кино?

5. Дай мне книгу!


2. Установите соответствие между выделенными словами.

1. На улице то пасмурно, то солнечно.

А. Омонимы.

2. В лесу есть ключ. Я потеряла ключ.

Б. Синонимы.

3. Сегодня Маша была грустная, печальная.

В. Антонимы.

4. Петя учится хорошо, а Вася — плохо.


5. Раньше глазаназывались очи.




3. Подчеркните слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука: семья, цвет, вьюга, объём, день, пенёк, яблоко, вечер, юг, печка.






4. В каждой строчке найдите четвертое лишнее.

а) выросла сосулька, хороший знак, пришел в школу, отвечал у доски;

б) шуба из кролика, под снегом, маленький ребенок, красивое небо;

в) я пришел, лежал на земле, яблоки поспели, месяц встал;

г) помощь, ответ, принес тетрадь, принес.



5. Распределите восклицательные предложения на 2 группы (повествовательные и побудительные).

1. Здравствуйте!

2. Прекрасно сделано!

3. Приходите завтра!

4. Дай мне хлеб!

5. Что за мальчишка!

6. Купи в магазине молоко!

7. Как жаль!

Повествовательные предложения

Побудительные предложения






6. Придумайте и запишите по 2 предложения со словами сестричка, солнышко так, что бы в первом случае слово было подлежащим, а во втором — обращением.



Верно определены знаки препинания во всех предложениях.






Соответствие установлено верно во всех случаях.











Верно подчеркнуты все слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука.



Верно найдены все лишние сочетания.










Верно распределены все предложения.














Все предложения составлены верно.


Верно определены знаки препинания не менее чем в 4-х предложениях.






Соответствие установлено верно не менее чем в 4-х случаях.










Верно подчеркнуты не менее 3-х слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука.



Верно найдено не менее чем 2 лишних сочетания.









Верно распределено не менее чем 5 предложений.













Верно составлено не менее чем 3 предложения.


Верно определены знаки препинания не менее чем в 2-х предложениях.






Соответствие установлено верно не менее чем в 2-х случаях.










Верно подчеркнуты не менее 2-х слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука.



Верно найдено не менее чем 1 лишнее сочетание.









Верно распределено не менее чем 3 предложения.













Верно составлено не менее чем 2 предложения.



3. Диагностика уровня развития коммуникативных УУД на материале курса

1. Замените распространенные предложения на нераспространенные, и наоборот.

1. Зеленые лягушки весело скачут по кочкам.

2. Мы приехали.

3. Маша собирала грибы и ягоды.

4. Весело поет.

5. Собака ест.

2. Придумайте и запишите 3 предложения, в которых между подлежащим и сказуемым нужно ставить тире.



3. Расставьте ударения в словах: алфавит, ворота, дефис, звонит, документ, инженеры, квартал, магазин, щавель, свекла.



Все предложения заменены верно.







Верно составлено и записано 3 предложения.



Ударение расставлено верно во всех словах.



Верно заменено не менее чем 3 предложения.






Верно составлено и записано не менее 2-х предложений.


Ударение расставлено верно менее чем в 8 словах.

Верно заменено не менее чем 2 предложения.






Верно составлено и записано не менее одного предложения.


Ударение расставлено верно менее чем в 6 словах.


4. Диагностика способности решать компетентностные задачи и уровня развития регулятивных УУД на материале курса

1. Вспомните схему фонетического разбора, выполните разбор слова «завьюжить».













2. Выполните разбор словосочетания: отдыхать в лесу.





3. Верно ли выполнен синтаксический разбор предложения? Если есть ошибки, исправьте их.


Скач...т скворцы ищутв з...млеч...рвей слизняков жучковразных.





Фонетический разбор выполнен полностью верно.












Верно выполнен разбор словосочетания.




В синтаксический разбор внесены все необходимые изменения.


Верно определено количество слогов и ударный слог, записана транскрипция; верно охарактеризовано не менее чем 6 звуков; верно посчитано количество букв и звуков.



Разбор словосочетания выполнен с 1 недочетом.



В синтаксический разбор внесено не менее чем 3 исправления.


Верно определено количество слогов и ударный слог, записана транскрипция; верно охарактеризовано не менее чем 4 звука; верно посчитано количество букв и звуков.



Разбор словосочетания выполнен более чем с 1 недочетом.



В синтаксический разбор внесено не менее чем 2 исправления.









Приложение2



Тематическая контрольная работа «в формате ФГОС» по русскому языку



Тема «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи», 5 класс




Разделы работы


Текст задания

Уровневые дескрипторы оценки, понятные вашим ученикам

Оптимальный уровень

(5 баллов)

Достаточный уровень

(4 балла)

Критический уровень

(3 балла)


1. Предметные знания

  1. Произведите синтаксический разбор словосочетания весенние воды.

  2. Произведите синтаксический разбор предложения:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною. (Ф.И. Тютчев)

  1. Расставьте знаки препинания в предложении:

Гномам очень нравилась зима но в феврале они стали скучать по теплым денькам. Поэтому они собрались вместе чтобы позвать Весну. На один из гномов предложил просто выйти и прокричать Весна Приходи и отогрей нас ото сна!

Второй гном предложил спеть песенку про Весну. Долго гномы думали как же им правильнее Весну позвать чтобы та не обиделась. В конце концов, решили пойти к Речке за советом. (По Михаилу Григорьеву)

Эталон: Гномам очень нравилась зима, но в феврале они стали скучать по теплым денькам. Поэтому они собрались вместе, чтобы позвать Весну. На один из гномов предложил просто выйти и прокричать: «Весна! Приходи и отогрей нас ото сна!» Второй гном предложил спеть песенку про Весну. Долго гномы думали, как же им правильнее Весну позвать, чтобы та не обиделась. В конце концов, решили пойти к Речке за советом. (По Михаилу Григорьеву)

Выполнены правильно все задания

Выполнены правильно два задания

Выполнено правильно одно задание

2. Диагностика уровня развития познавательных УУД на материале темы

Установите соответствие между предложением и схемой:

А) Зазвенели ручьи,

прилетели грачи.

А) П: «А!»

Б) Скажи, Весна, какая кисть Вот это всё нарисовала? (Леонид Крупатин)

Б)

, ? .

2)

1)


В) Даже цветок на груди у меня Тоже сказал: «Весна – это я!» (Наби Хазри)

В)

…,О,…

!



Установлены правильно все соответствия

Установлены правильно два соответствия

Установлено правильно одно соответствие

3. Диагностика уровня развития коммуникативных УУД на материале темы

Напишите сочинение-миниатюру из 5 – 7 предложений на тему «Моё село весной» с использованием предложений разных типов:

  • простое предложение, осложненное однородными членами,

  • простое предложение, осложненное обращением,

  • предложение с прямой речью,

  • сложное предложение

Использованы предложения трех из указанных типов


Использованы предложения двух из указанных типов


Использованы предложения одного из указанных типов


4. Диагностика способности решать компетентностные задачи и уровня развития регулятивных УУД на материале темы

Установить последовательность предложений в тексте:

А когда заметили, что переменилась погода, ветки ив уже оттаяли, и весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща. И никто сгоряча не заметил, что после полудня небо затянулось низкими облаками и задул по седым ивам ровный и тёплый ветер. Ветер дул с юга. Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лёд у мельницы. С каждым часом становилось всё теплее. В воздухе запахло весной, навозом.

Эталон: 1) Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лёд у мельницы. 2) И никто сгоряча не заметил, что после полудня небо затянулось низкими облаками и задул по седым ивам ровный и тёплый ветер. 3) А когда заметили, что переменилась погода, ветки ив уже оттаяли, и весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща. 4) В воздухе запахло весной, навозом.

5) Ветер дул с юга. 6) С каждым часом становилось всё теплее. (К.Г. Паустовский «Теплый хлеб»)

Предложения в тексте выстроены последовательно

Допущено одно нарушение последовательности предложений в тексте

Допущено два нарушения последовательности предложений в тексте