Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | I. Самопроверка знаний. Механика. Раздел кинематика. Механическое движение. Сегодня у нас необычный урок. Первым заданием на уроке выполнение соотношения: Перед вами таблица, состоящая из двух частей: в левой части написаны примеры различных видов механического движения, в правой названия видов механического движения. Ваша задача установить соответствие между видами мех. движения и примерами. На выполнение этого нового для вас, но простого задания - всего 2 минуты. | |
2. | II. Повторение. Механика. Раздел кинематика. Механическое движение. | |
Что мы рассматриваем? | - Различные виды механического движения. |
Для выполнения второго задания попрошу выйти к доске двух учащихся. Вам будут предложены вопросы, ваша задача на них ответить, помогая, и исправляя друг друга. Задание классу. Откройте учебник на стр. 79 раздел «Основные положения» найдите и проверьте правильность ответов. | Два ученика выходят к доске. По очереди отвечают на вопросы. Класс слушает, исправляет и добавляет. |
1. Что такое механическое движение? | - Механическое движение - изменение пространственного положения тела относительно других тел с течением времени. |
2. Какой раздел механики занимается изучение механического движения? | - Кинематика изучает механическое движение, не рассматривая причины, которыми это движение вызывается. (Где? Когда? Находилось тело) |
3. Какие виды механического движения вы знаете? | - Равномерное прямолинейное движение – движение, при котором тело перемещается с постоянной по модулю и направлению скоростью: y = const. |
4. Баллистическое движение. | - Равноускоренное прямолинейное движение – прямолинейное движение, при котором ускорение параллельно (сонаправлено) скорости и постоянно по модулю. |
3. | III. Введение в тему: Кинематика периодического движения | |
Какой из этих видов движения мы с вами еще не изучали? | - Движение по окружности. |
Правильно. Оказывается, что движение по окружности - это частный случай периодического движения. | |
Само название периодическоекакими словами вы бы заменили? Как будет происходить движение? | - Периодически - повторять движение - циклически. |
Существуют ли в природе явления или примеры движения тел, которым присуща повторяемость? | Примеры: повторяющиеся, циклические явления в окружающем нас мире: Смена времен года, смена дня и ночи, солнечные и лунные затмения, перемещение звезд и планет по звездному куполу, колебание маятников и пружин, сердцебиение. |
Итог: Мы часто в жизни встречаемся с такими примерами и сегодня на уроке мы познакомимся с их физическим объяснением. Откроем тетрадь и запишем тему урока. | |
4 | IV. Новый материал. Тема урока: Кинематика периодического движения | Запись темы урока. |
Может кто-то сможет предложить формулировку определения периодического движения? | (Возможные варианты предложений по формулировке ПД) |
Давайте сравним наши ответы с формулировкой в учебнике. Обратимся к учебнику на стр 72 параграф 18. Сравним наши ответы и формулировку по учебнику. Прочитаем формулировку ПД и запишем в тетрадь. Повторяющееся Равные промежутки времени | Учебник: параграф 18 стр. 72. Чтение формулировки. Запись в тетрадь: Периодическое движение - движение, повторяющееся через равные промежутки времени. |
Возвращаемся к примерам: Движение Земли вокруг Солнца, колебания маятника. . . - это примеры ПД. | |
5 | IV. Новый материал.Виды периодического движения Существуют два вида периодического движения: Вращательное движение (движение по окружности) Колебательное движение | Чтение учебника. Запись таблицы. |
Найдем по учебнику и прочитаем: Какое движение относится к вращательному? | Вращательное - движение в одном направлении по плоской ( или пространственной) замкнутой траектории. (Земля по орбите вокруг Солнца рис. 59) |
Какое к колебательному? | Колебательное - движение вдоль одного и того же отрезка с изменением направления движения (колебание маятника рис. 60) |
Итог: Наша задача изучить подробно равномерное движение по окружности. | |
6. | V. Равномерное движение по окружности.(определение, траектория движения, модуль и вектор скорости). | |
Запишем подзаголовок: 3. Равномерное движение по окружности Демонстрация (Понаблюдаем за движением) -движения планет вокруг Солнца - теллурий, как пример движения тел по окружности. -Вращение мяча Если размерами тела, движущегося по окружности, можно пренебречь по сравнению с радиусом окружности, то его можно рассматривать, как материальную точку. (Земля вокруг Солнца, электрон вокруг ядра атома) | Запись подзаголовка: Равномерное движение по окружности. Наблюдают за демонстрацией движения планет и сравнивают с вращательным движением мяча. - разница размеров тел по сравнению с радиусом. |
Рассмотрим равномерное движение материальной точки, движущейся по окружности радиусом r, имеющей скорость v. Начертим в тетради, а один человек на доске - окружность произвольного радиуса, что будет являться траекторией движение тела. Покажем в 2-х или 3-х произвольных точках направление вектора скорости. | Один учащийся у доски другие в тетради чертят окружность, показывают: центр окружности, радиус, формулу для расчета длины окружности, угол. |
При равномерном движении по окружности модуль скорости тела остается постоянным, а направление будет меняться. | Запись определения движения МТ по окружности. Покажем в произвольных точках вектор скорости (по величине одинаковый, по направлению - разный). |
При этом обратим внимание. Что движение наз. Равномерным. Как вы думаете. Что это означает? | |
7. | VI. Равномерное движение по окружности. (определение положения МТ, движущийся в пространстве по окружности в произвольный момент времени)). Кинематика ставит вопросы - Где? Когда? находилось тело в любой момент времени. Как можно определить положение частицы, движущейся в пространстве по окружности в произвольный момент времени? | |
Начальный момент времени частица находится в точке А, а ее движение происходит против часовой стрелки (рис. 61). Вопрос сложный. Пусть нам поможет ответить на него учебник. Способы определения положения частицы в произвольный момент времени | Работа с учебником. Чтение на стр. 71 Способы определения положения частицы, знакомство с рис. 61-63. |
Рассмотрим три способа определения положения частицы, движущейся в пространстве по окружности в произвольный момент времени. Даю вам на это три минуты. | Нахождение положения частицы в пространстве в произвольный момент времени I можно определит тремя способами: |
В чем заключается 1-ый способ? Какие математические и физические величины здесь используются? | 1. С помощью пути I, пройденного частицей от начальной точки А до точки В. |
2-ой - ? | 2. С помощью угла поворота радиуса-вектора г относительно его начального положения. |
3-ий - ? | 3. С помощью закона движения в координатной форме (зависимость координат частиц от времени). |
8. | VI. Равномерное движение по окружности. (величины, характеризующие РД по окружности). Для количественного описания движения необходимо познакомиться с величинами, характеризующие РД по окружности. | |
Задание: Каждый из вас получает табличку, ее необходимо заполнить, а в результате познакомиться с основными величинами, характеризующими РД по окружности. На уроке вы заполняете столбцы: Обозначение, формулы и единицы измерения, дома запишите определения, которые при проверке выполнения задания вы зачитываете по учебнику. Для выполнения откройте страницы учебника: 72-75 | Заполнение таблицы №1 (Приложение) |
9. | VII. Проверка задания. Проверим, как вы справились с заданием и усвоили сегодняшней материал. На доске вы видите такую же таблицу как у вас. Но в некоторых местах пропуск (наверное кто-то стер) наша задача восполнить пробелы! | |
К доске один человек, которому необходимо будет заполнить пропуски. Желающие: без тетради; в помощь тетрадь; помощь класса; | Ученик дописывает недостающие записи. |
При проверке обратить внимание на ац. Как зависит ац от скорости и от радиуса? | Проверяют, сравнивают, анализируют выполнение задания у себя по тетради. |
| VIII. Промежуточное повторение по основным вопросам урока. Подведение итогов Задание на дом | |