2 | Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний | | -Что было задано на дом? -Есть ли вопросы по домашней работе? Дома вы должны были провести серию испытаний с монетой – подкинуть её 50 раз и найти абсолютную и относительную частоту появления орла. На перемене вы заполнили таблицу вашими результатами. - Ребята! Очень часто в разговорах, между взрослыми, знакомыми или в средствах массовой информации можно услышать такие предложения: -Вероятность того, что этот кандидат победит на выборах равно 1\2. -Вероятность того, что завтра на экзамене мне попадётся тот билет, который я выучил , равна 25%. -
-Вероятность того, что встреча произойдёт в парке, равна 1:100. -
Вероятно, завтра пойдет дождь. -
-Кто-нибудь из вас сможет объяснить эти предложения? -А что общего в этих предложениях? Комментарии учителя. Что - Чтобы объяснить эти предложения мы должны понять, что такое вероятность. Цель сегодняшнего урока – ввести понятие вероятности (статистическое и классическое) и научиться её находить. Открываем тетради и записываем тему урока: «Статистическое и классическое определение вероятности». Чтобы разобраться в новой теме, нам поможет материал предыдущего урока, на котором мы начали изучать новый раздел математики «Элементы теории вероятности». | Двое учащихся у доски выполняют задания: №1(уровень А), стр.81 №1(уровень А), стр.92 Анализ правильного решения дом.задания. Учащиеся, заполняют таблицу.  Учащиеся, анализируя, отвечают. ( Один из вариантов ответа может быть : «Нет») -Они содержат слово вероятность. Записывают тему урока. | Устное оценивание |
3 | Преподавание учение нового материала. | Ц1 Ц2 Ц2 Ц3 Ц4 |
- Что изучает теория вероятности? - О каких событиях мы говорили на предыдущем уроке? Какое событие называется достоверным, невозможным, случайным? Примеры событий. Играющий бросает кубик и смотрит, сколько точек имеется на выпавшей грани (на той грани, которая располагается сверху). Довольно часто точки на грани кубика заменяют соответствующим числом и тогда говорят о выпадении 1, 2 или 6. Бросание кубика можно считать опытом, экспериментом, испытанием, а полученный результат—исходом испытания или элементарным событием. Людям интересно угадывать наступление того или иного события, предсказывать его исход. Какие предсказания они могут сделать, когда бросают игральный кубик? Например, такие: Событие А={выпадает цифра 1, 2, 3, 4, 5 или 6}; Событие В={выпадает цифра 7, 8 или 9}; Событие С={выпадает цифра 1}. Событие А, предсказанное в первом случае, обязательно наступит. Вообще, событие, которое в данном опыте обязательно наступит, называют достоверным событием. Событие В, предсказанное во втором случае, никогда не наступит, это просто невозможно. Вообще, событие, которое в данном опыте наступить не может, называют невозможным событием. А событие С, предсказанное в третьем случае, наступит или не наступит? На этот вопрос мы с полной уверенностью ответить не в состоянии, поскольку 1 может выпасть, а может и не выпасть. Событие, которое в данном опыте может как наступить, так и не наступить, называют случайным событием. -Сегодня на уроке нас с вами будут интересовать только случайные события. -О каких опытах, испытаниях мы говорили на предыдущем уроке? -Что такое исход испытания? -Сколько исходов у испытаний - подбрасывание кубика, монеты, выдёргивание карты из колоды, карандаша из коробочки? -Что такое абсолютная частота случайного события? -Что такое относительная частота случайного события? Проанализируем результаты домашней работы. 
Комментарии учителя. Из наших с вами результатов видно, что относительная частота при увеличении числа испытаний колеблется от 0,47 до 0,58. Но с другой стороны, очевидно, что они происходят около некоторого числа. Из таблицы видно, что относительная частота орла мало отличается от 0,5 или 1/2. Фундаментальным свойством относительных частот (законом природы) является тот факт, что с увеличением числа опытов относительная частота приближается к определённому числу, которое и следует считать вероятностью.  Комментарии учителя. Перед вами график изменения относительных частот выпадения орлов в длинной серии экспериментов, которые проводили учёные-исследователи. Частота орлов пересчитывалась после каждые 100 опытов и наносилась на график. По графику видно, что с ростом числа опытов частота приближается к конкретному числу 0,5. Для более точной оценки нужно увеличить количество. Число 0,5 – вероятность события выпадения орла. Определение: Вероятностью случайного события А называется число Р(А), к которому приближается относительная частота этого события в длинной серии экспериментов. Запись на доске (показывает учитель). А- событие (выпадение орла) Р(А) = 0,5=1\2=50%=1:2 PROBABILITE(франц. слово) - вероятность Данное определение называют статистическим ( от слова «статистика» - сбор и обработка данных). Оно даёт возможность приближённо оценить значение вероятности по относительной частоте, причём тем точнее, чем длиннее серия экспериментов. Можно ли вычислить вероятность не прибегая к экспериментам, а как-нибудь теоретическим методом? Сейчас мы попробуем это сделать. Но перед этим мы должны ввести 2 важных определения. В опытах по подбрасыванию монеты 2 исхода – орёл и решка. Каждая грань ничем не лучше другой, обе стороны сделаны из одного материала, т. е. однородны, все исходы имеют равные шансы наступления. Исходы эксперимента, которые имеют равные шансы наступления, называют равновозможными. Благоприятный исход – исход, при котором наступает событие А. Для опытов с конечным числом равновозможных исходов можно сформулировать такое определение вероятности. Определение (записывают в тетрадь): Вероятностью случайного события А называется отношение числа благоприятных для него исходов к числу всех равновозможных исходов эксперимента. Р(А) = m/n m-число благоприятных исходов события, n- число равновозможных исходов эксперимента. Р(А)=1\2=0,5=50% Это определение называют классическим (от слова «классно» – быстро, удобно) Формула даёт простой, не требующий экспериментов, способ вычисления вероятности. Мы получили, что вероятность выпадения орла равна 1\2. Но это вовсе не значит, что из 2 подбрасываний орёл выпадет 1 раз. Возможно, он выпадет 2 раза, а возможно – ни разу. Но если провести большое число испытаний, то относительная частота выпадения орла будет мало отличаться от 1\2. | Уч-ся отвечают на вопрос: «Теория вероятностей есть математическая наука, изучающая закономерности в случайных явлениях». Учащиеся, анализируя, отвечают. -Первичным понятием теории вероятностей является событие. В теории вероятности возможный исход эксперимента называется элементарным событием, а множество таких исходов (подмножество всех возможных исходов) называется просто событием. О событии можно сказать либо :Да, оно произошло. Либо: Нет, оно не произошло. Учащиеся дают ответы.

-Подбрасывание кубика, монеты, выдёргивание карты из колоды, карандаша из коробочки -Один из вариантов, которым может завершиться испытание, результат испытания. Учащиеся дают ответы - Общее число испытаний. - Пусть при n испытаниях событие A появилось m раз. Отношение m/n называется частотой (относительной частотой) события A . Приводят свои примеры.  |
Устные и письменные вопросы, задания. |
4 | Закрепление материала и формирование умений. | Ц1 Ц2 Ц3 Ц4 Ц5 | Сравним статистическое и классическое определение. Можно сделать вывод, что нахождение классической вероятности не требует проведение испытаний, а статистическая вероятность предполагает их фактическое проведение. Решение задач: Задача 1. На 100 электрических лампочек в среднем приходится 25 бракованных. Какова вероятность купить исправную лампочку? Задача 2. ( Устная разминка) Определите вероятности следующих событий, назовите количество равновозможных и благоприятных исходов: B-При бросании кубика выпала тройка C-При бросании кубика выпало чётное число D-Из колоды карт вытянули туза E-Из колоды карт вытянули шестёрку ( P(B)=1/6, P(C)=3/6, P(D)=4/36, P(E)=4/36.)
Хотя формула классической вероятности и проста, но при её применении не всегда легко определить количество равновероятных исходов. Французский французский математик Даламбер(1717-1783 г) вошел в историю теории вероятности со своей знаменитой ошибкой, суть которой в том, что он неверно определил равновозможность исходов в опыте с двумя монетами. Задача Даламбера. Найти вероятность того, что при подбрасывании двух монет на обеих монетах выпадут решки. Решение Даламбера. Опыт имеет 3 равновозможных исхода: Обе монеты упадут на «орла» Обе монеты упадут на «решку» Одна монета упадёт на «орла», другая на «решку» Благоприятным будет 1 исход Вероятность события равна 1\3. Правильное решение: Опыт имеет 4 равновозможных исхода: Первая монета упадёт на «орла», другая на «решку» Первая монета упадёт на «решку», другая на «орла» Первая монета упадёт на «орла», другая на «орла» Первая монета упадёт на «решку», другая на «орла» Благоприятным будет 1 исход Вероятность события равна 1\4. Ошибка: Даламбер объединил два элементарных исхода в один. Задача 4. «Выбор перчаток» В коробке лежат 3 пары одинаковых перчаток. Из нее, не глядя, вынимаются две перчатки. Перечислите все равновозможные исходы. Помните, что природа различает все предметы, даже если внешне они для нас неотличимы. | Устные и письменные вопросы, задания. Учащиеся отвечают на вопросы и делают записи в тетради. У доски один из учеников решает задачу.   Фронтальная работа с классом.  | Устные и письменные вопросы, задания. |
7 | Итоги урока. | | Учитель: - Итак, мы сегодня говорили о …?. - Вернёмся к началу урока. -В каком предложении люди, при нахождении вероятности, использовали классическое определения ( с билетами), -а где статистическое (с выборами). А вот вероятность встречи основывается на другом, геометрическом, определении вероятности, которое мы с вами рассмотрим на следующем уроке. Учитель: - Я думаю, слова, записанные на доске, вы заметили? Поделитесь своими мыслями по поводу высказывания И. Гете. “Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир”. - Ученик читает слова. Рассуждения детей, пожалуй, станут ответом на вопрос - зачем мы изучаем математику и, в частности, теорию вероятности? Учитель: - Язык чисел, фигур, формул – это язык, на котором с нами говорит окружающий мир. Научиться понимать этот язык – научится понимать все вокруг, а значит жить в гармонии с миром, с его законами, красотой.
| - Сегодня на уроке мы ввели новое понятие вероятность. -Узнали 2 определения вероятности статистическое, основанное на длинной серии экспериментов и классическое, которое позволяет быстро и просто найти вероятность, но воспользоваться им мы не всегда можем. Не всегда бывает возможно найти количество исходов в испытаниях
На конкретных примерах, показали необходимость введения нового понятия
- Ученик читает слова. Рассуждения детей, пожалуй, станут ответом на вопрос - зачем мы изучаем элементы теории вероятности и элементы математической статистики. | |