Внеклассное мероприятие «День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов»
Цель мероприятия: создание условий по ознакомлению учащихся с историческими фактами времен Великой Отечественной войны.
Задачи:
Формировать у школьников патриотическую позицию.
Познакомить учащихся с документальной информацией о земляках- участниках Великой Отечественной войны.
Пробудить в душе ребенка любовь к Родине.
Развивать способность чувствовать, сопереживать, формировать умение слушать окружающих
Оборудование:
Фотографии земляков-участников Великой Отечественной войны.
Грамзаписи А.Александров "Священная война", «В землянке» муз. К. Листова (минус), «Журавли» (сл.Р.Гамзатова, муз. Я.Френкеля).
Макеты журавлей.
Аудиозапись метронома для минуты молчания.
Форма: классный час.
Тема: Что такое война?
Звучит песня А.Александрова "Священная война»
Учитель: Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова.
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
Так о войне сказал поэт Александр Твардовский. Что же такое война?
22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии.
Выходят ученики в военной форме.
Учитель: Вот они – добровольцы! В первый день войны им было по 17, 18, 19 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!
1-й чтец: Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны.
2-й чтец: Через секунду мир взорвётся,
Смерть поведёт парад-алле,
И навсегда погаснет солнце
Для миллионов на земле.
3-й чтец: Безумный шквал огня и стали
Не повернётся сам назад.
Два «супербога»: Гитлер – Сталин,
А между ними страшный ад.
4-й чтец: Июнь. Россия. Воскресенье.
Страна на грани: быть не быть…
И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть…
5-й чтец: В тот страшный день земля рванула в небо.
От грохота застыла в жилах кровь.
Июнь цветастый сразу канул в небыль,
И смерть, вдруг, оттеснила жизнь, любовь.
6-й чтец: Надели гимнастёрки и шинели
Вчерашние мальчишки – цвет страны.
Девчонки на прощанье песни пели,
Желали выжить в грозный час войны.
Звучит песня «В землянке» (сл. А Суркова, муз. К Листова) в исполнении вокальной группы девочек.
Учитель:
•Война – это 1725 разрушенных и сожженных городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень в нашей стране.
•Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.
•Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 г хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
•Война – это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на соленой от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.
•Война… От Бреста до Москвы – 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600. Итого: 2600 км – это если считать по прямой. Кажется, мало, правда? Самолетом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски – 4 года, 1418 дней.
Ученица читает стихотворение И. Каркова Мальчики
Уходили мальчики – на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели,
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики, где – не знали сами…
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки.
Убивали мальчиков за побег на месте,
Не продали мальчики совести и чести…
Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
В черный дым сражений, на броне покатой
Уезжали мальчики – стиснув автоматы.
Повидали мальчики – храбрые солдаты –
Волгу – в сорок первом,
Шпрее – в сорок пятом,
Показали мальчики за четыре года,
Кто такие мальчики нашего народа.
Учитель: Нелегко досталась нам победа. Каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу был подвигом, проявлением беспредельного мужества и стойкости людей, верности Родине. Уходили на фронт и наши земляки, наши деды и прадеды.
Рассказ учащихся-участников муниципального конкурса «Страницы одной биографии», посвященного 75-летию Победы
Выступление Куншпаева Камиля
Мой прадед Аргуткин Василий Никонорович родился в с.Ерёмкино Хвалынского района в крестьянской семье. В 1942 году, когда ему исполнилось 18 лет, был призван в ряды Красной Армии, в этом же году попал под Сталинград и был участником Сталинградской битвы. По малочисленным воспоминаниям прадеда, он был в окружении, голодал и хватил все лишения военных лет: был ранен, получил контузию. Он вспоминал, что участвовал в боях по окружению фашистской группировки под Сталинградом. Я горжусь, что мой прадед был награжден медалью «За оборону Сталинграда». Свой боевой путь Василий Никонорович продолжил в железнодорожных войсках. Награжден прадед медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией». На фотографии видно, что у прадеда есть и четвертая медаль, но, к сожалению, документы об этой медали в семейном архиве не сохранились. Демобилизовался он в звании ефрейтора в 1947 году уже из советской армии. В послевоенное время Василий Никонорович был награжден медалью «За освоение целинных земель».
Выступление Колесник Ольги
Мой прадед Шапошников Петр Михайлович родился 22 декабря 1899 года в селе Маянга Балаковского района Саратовской области. До войны Петр Михайлович работал рядовым колхозником. В период Гражданской войны воевал за Советску власть в чапаевском отряде. На войну с фашистами был призван в марте 1942 года, воевал на Смоленском направлении, служил в 457-м полку. Был ранен 19 августа 1942 года во время тяжелых боев под Смоленском. После госпиталя вернулся домой без руки. Петр Михайлович награжден Орденами Славы I и II степени, Орденом Отечественной войны, медалями. Будучи инвалидом войны, победу встретил дома в селе Маянга. После войны Петр Михайлович продолжил трудовую деятельность в родном колхоз, был бригадиром полеводческой бригады, работал на плантации.
Учитель: Трудно найти в нашей стране дом, куда бы не пришло горе: кто потерял сына, кто – отца или мать, кто – сестру или брата, кто – друга. Более 27 миллионов людей погибло в той страшной войне – каждый восьмой житель нашей страны.
•Я прошу встать тех, чьи родные и близкие погибли в годы Великой Отечественной войны.
•Прошу встать тех, чьи родные и близкие воевали на фронтах Великой Отечественной.
•Прошу встать и тех, чьи родные и близкие были в эвакуации, работали на трудовом фронте, голодали, подвергались лишениям в годы войны.
•Давайте еще раз вспомним их имена! (Учащиеся и их родители называют фамилии, имена и отчества своих родственников – участников войны).
•Прошу почтить их память минутой молчания.
Учитель: Что такое война?
1-й ученик: Война – это разруха.
2-й ученик: Война – это когда плачут дети и старики.
3-й ученик: Война – это очень страшно.
4-й ученик: Позвал я внука со двора
К открытому окну:
Во что идет у вас игра?
В подводную войну!
В войну? К чему тебе война?
Послушай, командир:
Война народам не нужна.
Играйте лучше в мир.
Ушел он, выслушав ответ.
Потом пришел опять
И тихо спрашивает: Дед,
А как же в мир играть?
Ловя известья, что с утра
Передавал эфир,
Я думал: перестать пора
Играть с войной, чтоб детвора
Играть училась в мир!
Учитель: С какими словами ассоциируется слово «победа»?
•МИР, СОЛНЦЕ, ДРУЖБА, ДЕТИ, СЧАСТЬЕ, РАДОСТЬ (на доске вывешиваются таблички с данными словами)
Дети читают стихи о мире.
Мир и дружба всем нужны
Мир важней всего на свете
На земле, где нет войны
Ночью спят спокойно дети
Там, где пушки не гремят
В небе солнце ярко светит
Нужен мир для всех ребят
Нужен мир на всей планете
***
Пусть пулеметы не строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города...
Мир нужен на земле всегда!
Пусть ходят голуби по крышам,
Пусть тают в небе журавли…
Пусть будет мир!
Он так нам нужен!
Мир нужен людям всей земли!
Пусть будут реки, города и села,
Пусть лес растет, возводятся мосты…
Пусть дети всей планеты ходят в школы,
Пускай цветут во всех дворах цветы!
Учитель: В преддверии 75-летия Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне, мы заявляем:
Дети хором:
•Мы не хотим войны!
•Мы против насилия, жестокости, уничтожения людей!
•Мы хотим мира!
•Мы хотим голубого неба и яркого солнца!
•Мы хотим счастливого детства!
Звучит песня «Журавли» (сл.Р.Гамзатова, муз. Я.Френкеля).
Дети покачивают макеты журавлей в такт песни.
Список литературы:
Артюхова И.С. Настольная книга классного руководителя 1-4 классы, 2008г.
Емелина Т.А. Школьная пора: для организаторов внеклассной работы, 2002г.
Дик Н.Ф. Настольная книга учителя начальных классов, Ростов-на-Дону, 2004г.
Интернет-ресурс 7ya-mama.ru Подборка стихов о войне для начальной школы.