СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час " Что в имени моём?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час " Что в имени моём?"»



Внеклассное мероприятие 
«Что в имени моем?»

4 класс

Девиз. Тайна имени – тонкое дело.


 Цели:

- приобщение учащихся к культурным традициям, связанным с родным языком, литературой, историей, этнографией.

Задачи:

создать условия для развития у учащихся

-интереса к поисковой работе, уважения к традициям семьи, к собственному имени, к осознанию своего места в мире людей.


Ход мероприятия.


1. 1.Организационный этап.

-Здравствуйте, ребята.

- Отгадайте загадку: Что тебе дано, а люди пользуются? (Это имя)

-А три тысячи лет назад легендарный поэт Древней Греции Гомер сказал: 
В первый же миг по рождению каждый убогий и знатный, 
Имя, как сладостный дар, от родимыхсвоих получает…


СТИХОТВОРЕНИЕ С.Я.Маршака.

1.Имена, имена, имена...
В нашей речи звучат не случайно.
Как загадочна эта страна,
Так и имя - загадка и тайна.


2.В этой жизни, а может быть, в той,
Под земною звездой и небесной
Охраняет любого святой,
Не для каждого, впрочем, известный.


3.Посреди разоренной земли
На ветру разгорелась рябина.
В сентябре прозвучит Натали,
В октябре отзовется Марина.


4.И осыплется с веток листва,
Не убавить уже, не прибавить.
Имена ведь - не просто слова,
А почти воплощенная память.


5."Всем имена при рождении дали,

Мы в чистоте сохранить их должны.

Имя твое среди звезд отыскали,

Имя мое – на дорогах войны."




6.Ради вечной надежды своей
Вспоминайте судьбою хранимых,
Имена самых верных друзей,
Даже боль приносивших любимых...


ПЕСНЯ.


1.Во все времена, как только человек приходит в этот мир, его нарекают каким-либо именем. Имя с древнейших времен обладает магической силой, является объектом различных теорий и исследований.


2.Роль имени в жизни человека всегда волновала, и будет волновать людей. Сложилось мнение, что через определенное имя можно передать человеку качества характера и судьбу.


3.Имена имеют свою историю. Она тесно связана с историей народа и его языка. Имена возникают, изменяются, исчезают и вновь могут возродиться. Чтобы узнать значение и понять происхождение имени, необходимо вернуться к далекому прошлому, к истокам развития родного языка.


4.Ведь имя дается при рождении и сопутствует человека всю жизнь, являясь своеобразной визитной карточкой его носителя. «Как корабль назовёшь, таким и будет плавание». Эта поговорка оказывает серьёзное влияние на характер и судьбу человека.


Вед.- Почему с самого рождения красивыми и не очень, звучными и скромными, русскими и иностранными нарекают человека именами? Как вы думаете, что такое имя?-


Ученики: 

1.Имя – это название, наименование, особенное слово.

2.Имена – привычные на слух слова, а за ними открывается целый мир и неповторимая судьба человека.

3.Имена должны быть у всех людей.

4.Имя много значит для человека. Оно раскрывает характер человека, может повлиять на судьбу человека

Вед. - Да, действительно, ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя. Каждому хочется, чтобы его имя звучало красиво, чтобы оно ласкало слух, звучало как музыка, как легко дующий ветерок, как шелест листочков.

О роли имени говорят и русские народные пословицы, послушайте:


  • В лицо человек сам себя не признает, а по имени знает.

  • С именем Иван, а без имени болван.

  • Без имени ребенок - чертенок.

  • Хорошо там и тут, где по имени зовут.

  • Где робкий Семен, там враг силен.

  • На бедного Макара и шишки валятся.

  • Не стоит гроша Пахом, а смотрит пятаком.

  • Хитрый Митрий, да и Иван не дурак.

  • Люди с базара, а Назар на базар.

  • Наш Филат не бывает виноват.

. Загонят, куда Макар телят не гонял.

Вед. - Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми. И у каждого имени есть своя история и родина!


Ученик в костюме жителя Древней Греции:

Древние греки давали ребенку имена богов и героев, надеясь, что ребенок будет пользоваться их благосклонностью и унаследует их качества и судьбу. Но называть детей похожими именами было нельзя, поэтому для повседневного обращения к богам использовали их культовые имена Например, Виктор – победитель, Софья – мудрая;


Ученик в костюме жителя Древней Руси:

В Древней Руси ребенку давали народное имя. Часто малыша нарекали именем, производным от количества детей в семье; от цвета его волос и кожи. Родители желали, чтобы их чадо походило на древних героев, богов, желали через имя привлечь на ребенка благословение неведомых высших сил.

Владимир - владеющий миром;

Светлана – светлая.


В Дагестанской одежде

Не смотря на большое количество языков, система имен всех дагестанских народов во многом одинаковая. История имен в основном рассказывает об их арабском, персидском и тюркском происхождении. В этой горной стране считается, что дагестанские имена обязательно должны быть с определенным значением. Женскому имени подобает сиять как звезда и источать аромат цветка. Мужское имя должно сочетать храбрость воина и мудрость книг.

ПЕСНЯ.


Вед. - Когда ждут появления ребенка все думают как же назвать его? Как в этом стих.

1.Дед, стараясь для внучонка,

                       Нахватал из разных мест

                       Ряд имён, звучащих звонко:

                       Товий…Муций… Свен…Орест…


 2.Зять решил по ходу прений

  Повернуть вопрос ребром:

   -Назовём посовременней-

   Гелий…Атом…Космодром…


3.Дочь, захваченная спором,


                          Шумно лезет на рожон  

                          С целым импортным набором:

                          Эдвин…Мельвин…Сельвин…Джон…

         

    4.Бабка с нехристями знаться    

     Не желает и  сама

      Вносит лепту, глядя в святцы:    

      Псой…Сысой….Кузьма…Фома…


    5.Сочинительством премудрым      

                             Занимались вчетвером.

                             Ночь поспорили, а утром        

                              Мальчик назван был Петром.


Вед. Ученики нашего класса провели небольшое исследование-опрос на тему: «Почему вас так назвали?». Предлагаю заслушать их выступление.


Ученик.

Мы решили выяснить, какие имена самые популярные в нашем классе и по какой причине каждый получил свое имя.

Оказалось, что самыми популярными у нас являются имена Фатима , Амиран, Хадижат.

И, что 8 имен наши одноклассники получили благодаря выбору мам и пап, ?14 человека назвали в честь бабушек или дедушек, а у остальных источники еще не найдены.


«Знаете ли вы, что...»


1.- Наука о собственных именах называется ономастикой. От греческого «онома» - имя , в некоторых странах существует обычай, если кто-нибудь берет что-то в долг, то оставляет в залог свое имя. И до тех пор, пока долг не будет возвращен, этот человек остается безымянным.

2.- Один бельгиец дал своему новорожденному сыну 20 имен, это были фамилии игроков местной футбольной команды, ее основного и запасного состава.

3.- В Ливерпуле один папа дал своей дочери имена на все буквы алфавита, а в школе ее называли Алфавит.

4.- Если бы вы жили в Дании и были бы богатыми, то могли бы покупать себе новую фамилию хоть каждый день. Стоит только дать заказ и вам подберут новую фамилию, а может и сочинят ее. Лишь бы вы заплатили 100 крон.


Сценка №2 из сказки Л.Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»

Алиса: Меня зовут Алиса.

Шалтай: Какое дурацкое имя! Что оно означает?

Алиса: Разве имя должно что-то означать?

Шалтай: Вне всякого сомнения. Лично мое имя указывает на ту хрупкую форму, которая мне присуща. Потрясающая форма! А с таким именем, как у тебя, можно оказаться какой хочешь формы.


Вед.- А что означает ваше имя?

 Вы тоже собирали материал об именах. Узнали значение и его происхождение. К этому мероприятию вы приготовили небольшие презентации. Давайте послушаем

 

Фатима-защита проекта.

Эльман…….

Бахтияр……

Салимат……

Амина…….


ИМЕНА ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ЦВЕТЫ.


КАМЕЛИЯ ,РОЗА ,ЛИЛИЯ….

БЕНЕВША-ФИАЛКА, ГЮЛЬНАРА-ЦВЕТОК ГРАНАТА, АЛМАГЮЛЬ- ЦВЕТОК ЯБЛОНИ



Частушки.

Учитель: А сейчас мы послушаем веселые частушки, в которых встретятся имена учеников нашего класса.


1. На уроке Ильяс с Амиром.

Толковали о футболе.

Забивали вместе гол,

Получили вместе кол.


2. Халимка мучила расческу

В классе делала прическу.

Мучила-то мучила,

Получилось чучело.


3. А с Сулейманом-забиякой

Интересный случай был:

Он полез с Мариной в драку

И… по шее получил.


4. Запевают в роще сойки,

Щелкают тетерки,

Одолели Катю двойки!

Где же вы, пятерки?


6. Поленился Гамид утром

Причесаться гребешком,

Подошла к нему корова,

Причесала языком!


7. Даже в Дианин день рожденья

Шахбан по привычке

Диану вместо поздравленья

Дернул за косичку.


9. Тряс и тряс портфель Шамиль

Чтоб найти тетрадки.

Но тетрадки каждый раз

С ним играли в прятки.


10.Хадижка смотрит на задачу

И бормочет чуть не плача:

«Доведут до ручки

Эти закорючки!»


11. Трень — брень — дребедень!

Выступали б целый день!

Нам учиться неохота,

А частушки петь не лень!

Игра «Найди пару» 
Учитель. -Посмотрите на доску. Запишите их парами. Ученики выполняют задание.


На доске записаны имена: Маша, Мария, Анатолий ,Толя ,Патя, Патимат, Мага, Магомед, Зульфира, Зуля, Издаг, Иза.


СЦЕНКА ОБЫЧАЯ (РОДИТЕЛИ)


…."Старец, похожий на мудреца из старинной восточной сказки наклоняется над одним ухом младенца и шепчет: «Ибрагим». Потом громко кричит в другое: «Ибрагим». И только передавая ребенка на руки матери, он обращается ко всем присутствующим:— Пришел Ибрагим.

И тогда все мужчины аула, выходят из дома и стреляют в воздух. В горах родился еще один джигит или будущая невеста.


Сценка №1 из сказки Л.Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»

Комар: Надеюсь, вы не намерены потерять свое имя!

Алиса: Конечно, нет.

Комар: Не знаю, не знаю. Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: «Иди к доске…», - и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы, разумеется, сможете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там!

Алиса: Ничего из этого не выйдет, и все равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Если учительница забудет, как меня зовут, она скажет: «Эй, ты!», или «Эй!», или еще как-нибудь.


Уч. .... А когда дагестанец вернется к себе, он обязательно расскажет аульчанам, что встретил в Москве или Токио – Магомеда из Хунзаха. И в первую очередь старики спросят:

— Достойно ли носит свое имя Магомед из Хунзаха?

— Да, он уважаемый человек,— Слава аллаху и его отцу, — промолвят старцы, проведут ладонями по седым бородам и их выцветшие глаза увлажнятся от того, что достойно несет свое имя Магомед из Хунзаха.


Вед.-Храните, ребята, свое имя, честь, человеческое достоинство. Храните память о своих предках. Совершайте благородные поступки во имя людей, во имя добра, чтобы сохранить навсегда свое доброе, честное имя.


ПЕСНЯ.