Классный час на тему «Давайте, отправимся в музей!»
Цель: способствовать развитию интереса детей к музеям России и своей малой Родины.
Задачи классного часа:
расширение знаний учащихся о музеях;
знакомство с азами музейного дела;
формирование интереса к музеям как основным хранилищам памятников материальной и духовной культуры
Целевая аудитория: 1-11 класс
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, видео-экскурсии.
Ход мероприятия:
Учитель: 2014 год был объявлен в России годом культуры. Но, я думаю, что культуру необходимо изучать постоянно. Да и правда, мы с вами её изучаем каждый день. А как вы думаете, у нас это получается?
Изучать культуру России нельзя не посещая музеи, театры, выставки, не знакомясь с историей народов нашей страны, с достижениями народа.
И сегодня я мы окунёмся лишь в одну из категорий культуры. Я приглашаю вас совершить виртуальную экскурсию в музей! И даже не в один музей, а сразу в несколько.
Музей - это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием памятников материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью".
Слово "музей" образовано от слова "муза". У древнегреческого бога Зевса было 9 дочерей, 9 муз (муза - от греч. "муса" - мыслящие), которые покровительствовали наукам и искусствам: Мельпомена - муза трагедии, Талия -муза комедии, Каллиопа - муза эпической поэзии, Эвтерпа - муза лирики, Эрато -муза любовных песен, Терпсихора - муза танцев, Клио - муза истории, Урания -муза астрономии и Полигимния - муза священных гимнов. Богини обычно выступали под водительством покровителя искусств Аполлона, получившего от богов второе имя Мусагет. Поэтому "музей" - это "храм искусств" т. е. мусейон. Мусейоны были центрами духовной жизни древних греков, здесь собирались на ученые диспуты и состязания философы, поэты, певцы, музыканты.
Существует много разных типов музеев. Это зависит от того, какие экспонаты хранятся в музее.
Скажите ребята, а в каких музеях вы бывали? Что там видели? Что вам понравилось больше всего?
Я предлагаю вам начать нашу экскурсию со столицы нашей Родины – города Москвы. И мы с вами побываем в двух музеях. Начнем с одного из самых знаменитых музеев нашей страны – Третьяковской галереи. Бывал ли кто из вас в ней?
Третьяковская галерея.
Есть в Москве тихий Лаврушинский переулок, в который ежедневно приезжают сотни тысяч людей. Именно здесь находится Государственная Третьяковская галерея, которая расположена в одном из древнейших районов Москвы – в Замоскворечье. Собрание Третьяковской галереи посвящено исключительно национальному русскому искусству.
А знаете, в честь кого галерея получила своё название? Павел Михайлович Третьяков был крупным деловым человеком, достойным продолжателем торгового дела своих родителей. Он известен как почётный гражданин города Москвы, известный коллекционер. Датой основания галереи принято считать 1856 год, когда молодой Третьяков приобрел, первые работы современных ему русских художников и решил создать музей национального искусства. В Третьяковской галерее в настоящий момент находится богатейшее собрание иконописи всех основных школ древнерусского искусства, в том числе работы Феофана Грека, Андрея Рублёва.
Многие из картин, что выставлены в Третьяковской галерее, вам знакомы. Я вам буду показывать изображения, а вы постарайтесь вспомнить их названия.
А теперь мы с вами отправимся в интерактивную экскурсию по Третьяковской галерее.
Музей-панорама «Бородинской битвы» в Москве.
Сейчас мы посетим музей, в котором нам могут рассказать о великом событии Отечественной войны 1812 года. Как вы думаете, о каком событии?
Расположенный в центре Москвы, на Кутузовском проспекте на территории бывшей деревни Фили, музей-панорама «Бородинская битва» является центром историко-мемориального комплекса, посвященного Отечественной войне 1812 года.
Комплекс начал складываться в конце XIX, когда в 1883 г. офицеры Гренадерского корпуса, в память о событиях 1812 года установили верстовой столб со Смоленской дороги на месте сгоревшей избы Военного совета. Сама «Кутузовская изба» была восстановлена силами Общества хоругвеносцев храма Христа Спасителя в 1887г.
В 1912 г., в год столетнего юбилея войны, рядом с избой возводится музей-часовня Архистратига Михаила, в память генерал – фельдмаршала М.И. Голенищева-Кутузова. Бородинскому сражению посвящён и один из самых популярных музеев советской столицы – Музей - панорама «Бородинская битва». Здесь экспонируется знаменитая Бородинская панорама (размер полотна 115X15М), созданная художником Ф.А.Рубо в 1910-1912 годах и восстановленная советскими художниками к 150-летию Бородинской битвы (открыта 18 октября 1962 г.). Ну что же, посетим музей-панораму.
Ну что же, в столице побывали. Но я бы хотела вам предложить посетить музеи, которые не так далеко от нас и не так известны по всему миру. Нонам с вами они должны быть известны, ведь они находятся в Смоленске. Пусть они меньше, не так известны, но рассказать нам могут о нашей Смоленщине, о её истории, о людях, о подвигах, о сражениях, о войне и мире.
Думаю нам лучше начать со Смоленского исторического музея. Исторический музей Смоленска располагается возле центрального сада Блонье, по соседству с Музеем скульптуры С. Т. Коненкова и неподалеку от Художественной галереи. Входит в состав Смоленского музея-заповедника.
Историко-археологический музей был открыт в стенах городской Думы еще в 1888 году, что делает его старейшим среди музеев заповедника.
Территория поделена на несколько тематических экспозиций, в частности есть раздел, который рассказывает о древнейшей истории Смоленска (орудия охоты, топоры, сосуды, украшения из бронзы, предметы культа), о Смоленске в IX—XIII вв. (княжеская печать, берестяные грамоты, фрески, орудия мастеров-ремесленников), истории и культуре XIII—XVIII вв. (более 2 тыс. экспонатов) и т. д.
Ребята, а кто был в музее Смоленска? Кто был - вспомнит, кто не был - побывает.
Музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»
Мы в Москве побывали в военном музее, в Смоленске тоже есть музей, посвященный событиям Великой Отечественной Войны 1941-1945гг.
Музей расположен в здании бывшего Городского народного училища памяти 1812 года. Оно было построено в 1912 году к 100-летнему юбилею победы над армией императора Наполеона. Автор проекта – архитектор Николай Запутряев. Открытие музея после реконструкции - 8 мая 2015 года.
В музее «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны» собраны и представлены подлинные фотографии и документы первых месяцев войны, страшного периода оккупации на Смоленщине, подполья и партизанского движения, освобождения Смоленской области, участия смолян в освобождении стран Восточной Европы.
Посетителям музея будут интересны уникальные образцы стрелкового оружия Красной Армии и гитлеровской Германии; ордена, медали, личные вещи участников боев за Смоленск, Ельню, Вязьму; военная форма и награды французских летчиков легендарного полка «Нормандия-Неман»; боевые знамена воинских частей и соединений, получивших почетное наименование «Смоленских»; трофеи поверженной фашистской Германии.
А нас с вами было не так много времени, но мы побывали в четырех музеях. Скажите, вам понравилось? А что вы запомнили, после наших экскурсий?
И в конце нашего классного часа. Я хотела бы прочитать вам диалог мамы и сына.
Мама: Собирайся, сынок! Мы сегодня идем в музей.
Сын: Опять? Мы каждое воскресенье ходим в музеи. Что там делать? Кругом одни старые вещи. Ходишь, смотришь, только ноги устают.
Мама: Ты не прав, сынок! Музей - это не склад старых вещей, это память.
Сын: О чем?
Мама: О людях, о событиях. А еще это расширение кругозора (подсаживается к сыну). Вот ты любишь смотреть телевизор?
Сын: Люблю!
Мама: А знаешь ли ты, когда появился первый телевизор? Как он выглядел и работал?
Сын: Нет, но об этом можно почитать в Интернете.
Мама: Можно, конечно. Но одно дело почитать, а другое - увидеть своими глазами в Политехническом музее настоящий телевизор, который стоял в квартирах 50 лет назад, и узнать, как он работал.
Сын: Пожалуй, это интересно. Но вот, к примеру, побывать на Бородинском сражении нельзя.
Мама: Побывать нельзя, но в музее Бородинская панорама "можно увидеть, как располагались русские и французские войска, какая у них была форма, какое оружие.
Сын: Здорово! Давай туда сходим.
Мама: Обязательно сходим.
Сын: А что интересного в музее какого-нибудь писателя?
Мама: Много интересного. Ты увидишь его рукописи, узнаешь, как он работал. А личные вещи, книги могут многое рассказать о личности человека, его характере, интересах.
Сын: Кажется, я понял. В музее не просто лежат старые вещи. Они, словно свидетели истории, хранят прошлое и доносят его нам. Пойдем в музей!
Спасибо вам ребята, что составили мне компанию! До встречи в музеях!