Классный час "Моя школа"
Цель: оптимизация процесса адаптации детей к школе, к новой социальной ситуации.
Задачи:
снижение уровня адаптационного стресса, профилактика школьной тревожности;
социализация детей путем знакомства с новыми школьными правилами и требованиями;
формирование учебно-познавательной мотивации;
развитие рефлексии и самоанализа, умения осознавать свои эмоции.
Оборудование:
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационная часть, приветствие.
(Дети заходят в класс, рассаживаются за парты, звучит песня «Первоклашка»)
- Здравствуйте, дорогие ребята! Вот и наступил долгожданный день, когда вы впервые пришли в школу. Я уверена, что вы очень-очень ждали, когда же настанет этот день! Еще вчера вас называли малышами, а сегодня будут говорить «ученик», «школьник», «первоклассник». Я поздравляю вас с началом школьной жизни, желаю быть добрыми, честными, хорошо учиться, найти много новых друзей. Я ваша первая учительница, меня зовут Татьяна Викторовна.
2. Основная часть.
- Ребята, сегодня необычный день - праздник «День Знаний». Каждый год в этот день все школы открывают двери для детей. Наша школа сегодня распахнула свои двери пятый раз, и мы отмечаем ее первый юбилей. И я хочу вам сказать, что происходят просто чудеса какие-то. Смотрите, какую телеграмму я сегодня получила (показать телеграмму). Эта телеграмма от Королевы Страны Знаний, для учеников 1 «а» класса, для нас с вами! Будем читать телеграмму?
(Зачитывается телеграмма)
Телеграмма
Здравствуйте, ребята! Спешу поздравить вас с первым школьным днем и приглашаю в первое путешествие по Стране Знаний!
Ваша Королева Страны Знаний
-Ну, что, ребята, отправимся в путешествие в Страну Знаний?
-Я предлагаю путешествовать на этом поезде, только мне кажется, чтобы ехать на поезде, нам чего-то не хватает?
- Конечно, билетов.
-У вас есть билеты? И у меня нет. Чтобы их получить, вы должны отгадать загадки.
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?..
(Карандаш)
Вы цветным карандашом
Все рисуночки раскрасьте.
Чтоб подправить их потом,
Очень пригодится…
(Ластик)
Я весь мир слепить готов —
Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин —
У меня есть…
(Пластилин)
Я большой, я ученик!
В ранце у меня…
(Дневник)
Я готов к учебным стартам,
Скоро сяду я за…
(Парту)
Углы рисую и квадратики
Я на уроке…
(Математики)
И понимает каждый школьник,
Что очень нужен мне…
(Угольник)
Линию прямую, ну-ка,
Сам нарисовать сумей-ка!
Это сложная наука!
Пригодится здесь…
(Линейка)
На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладешь.
Школьник, ты меня узнал?
Ну, конечно, я -…
(Пенал)
Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная…
(Бумага)
- Молодцы! С заданием справились. Загляните под свои столы. Королева Страны Знаний дарит вам билеты. Ну, что, все получили билеты? Тогда мы можем отправляться в путь! По дороге нам встретятся станции, на которых мы сделаем остановки. Но раз это путешествие необычное, то и станции нам встретятся необычные – волшебные. Нам предстоит выполнить все задания и в конце нашего путешествия нас ждёт сюрприз. Все готовы? Ну, тогда в путь! Закрываем глазки, поехали! (включается аудиозапись звуки движущегося поезда)
- Ой, смотрите, мы попали в Страну Знаний, и наш поезд делает первую остановку на станции «Школьных правил».
Станция «Школьные правила»
Первое, о чем вспоминают ребята, садясь за парту, – это школьная посадка. Ну-ка, посмотрим, кто уже знает, как должен сидеть ученик?
Просмотр слайдов по правилам поведения в школе.
– Конечно, это не все правила, которые необходимо соблюдать в школе, так как их достаточно много. Но, к сожалению, не все ребята выполняют всегда школьные требования. Давайте попробуем вместе разобраться, а что же не следует делать на уроке. Для этого поиграем в одну интересную игру.
Но перед тем вспомним правила перехода через проезжую дорогу. На какой свет можно переходить дорогу? Правильно на зеленый. Вот и мы с вами будем показывать зеленый сигнал, если так можно вести себя на уроке. А на какой свет нельзя переходить дорогу? Правильно, на красный. Вот и мы с вами будем показывать красный сигнал, если так нельзя вести себя на уроке.
Далее приводятся примеры разных ситуаций:
– Есть банан
– Решать задачу
– Писать в тетради
– Списывать у соседа по парте
– Рисовать в учебнике
– Рисовать рисунок
– Разговаривать с одноклассником
– Отвечать на вопрос учителя
– Играть с плюшевым мишкой
– Выполнять задание учителя
Станция «Пиши-читай-ка»
К доске приглашаются группы по 5-6 человек, которые должны будут из букв составить слова: ученик, школа, парта, ручка, Букварь.
Станция «Прилежный ученик»
Игра «Собери портфель»
– Без чего невозможно представить себе школьника? Правильно, каждому школьнику нужен портфель. Но еще важно уметь этот портфель быстро и правильно собрать.
Итак, дети, если я назову предмет, который нужно взять в школу, вы хлопаете в ладоши. Если этот предмет не нужен в школе, вы топаете ногами.
Учебники и книжки,
Игрушечная мышка,
Паровозик заводной,
Пластилин цветной,
Кисточки и краски,
Новогодние маски,
Ластик и закладки,
Степлер и тетрадки,
Расписание, дневник.
Собран в школу ученик
Станция «Дружба»
- Ребята, мы с вами прибыли на последнюю станцию – «Дружба», на этой станции я предлагаю вам посадить наше классное «Дерево дружбы», которое поможет нам подружиться. Для этого каждому из вас необходимо взять цветок, написать на нем свое имя, и мы вместе приклеим его на «Дерево дружбы». (Дети работают, учитель помогает)
- Смотрите, какое красивое, пышное дерево мы с вами посадили. Я надеюсь, что с каждым днем оно будет становиться выше, крепче, так же, как будет крепнуть наша с вами дружба!
- А наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться, но вы не расстраивайтесь, мы еще не раз вернемся в Страну Знаний. Королева Страны Знаний не хочет отпускать вас без подарков. Смотрите, какую посылку она вам приготовила! (учитель показывает коробку-посылку)
- Будем смотреть, что в этой посылке? Открываем!
(Открыть посылку совместно с детьми)
- В посылке маленькие подарки для каждого (напутствие первокласснику и медалька)!
- Вот теперь вы настоящие ученики! Помните, что история школы и история нашей огромной страны начинается с каждого из вас. Я еще раз поздравляю вас с началом школьной жизни.
5. Поведение итогов
– Ну что ж, как не жаль расставаться, но наш урок подошёл к концу. Давайте вспомним, что нового узнали вы сегодня? Что понравилось? Какие правила школьной жизни вы запомнили?
Понравилось ли у нас в школе? Кому захотелось прийти к нам учиться.
6. Рефлексия
- В начале нашего урока многие из вас немножечко тревожились, беспокоились, стеснялись. А теперь ваше настроение изменилось? Покажите, что же испытываете вы теперь, после нашего занятия. Изменились ли ваши эмоции или остались такими же, как в начале встречи?
Список литературы: «Здравствуй, школа!» Адаптационные занятия с первоклассниками под редакцией Пилипко Н.В.
4