Тема: «Доброта».
Форма: Классный час.
Возраст детей: 3 класс
Цели: 1. Интеллектуально-познавательная: формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла; определить качества доброго человека; расширить знания о доброте и её роли в жизни человека; пробудить интерес к совершению добрых дел и поступков.
2. Эмоционально- чувственная: воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям; воспитывать нравственность, милосердие, умение прийти на помощь; развивать чувство взаимопомощи, внимательности и уважения к людям, гуманное отношение к природе.
3. Поведенческо- деятельностная : Развивать творческие способности, речь детей; формировать умение совместно работать в группах; развивать навык нравственного поведения.
Оборудование: сделанные из картона солнечные лучики, трафарет ромашки.
Ход занятия.
1. Орг. момент:
- Здравствуйте, дети! Сегодня я хочу чтобы вы послушали очень интересное стихотворение и предположили о каком качестве человека идет речь:
Слово это серьёзное, главное, важное.
То, что значит оно, очень нужно для каждого.
В нём забота и ласка, тепло и любовь.
В нём стремленье на помощь прийти вновь и вновь.
Это качество в сердце у многих живёт
И о боли других позабыть не даёт.
И оно поважней, чем лиц красота.
Догадались, что это?
( Доброта)
- Какая же тема нашего классного часа?
- Правильно, сегодня мы с вами поговорим о доброте, что это слово значит, можно ли жить без доброты и так далее. Какие цели мы должны поставить перед собой, прежде чем начать занятие?
(ответы детей)
2. Постановка темы и цели занятия. Мотивация.
Доброта - душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим. Издавна люди с благодарностью воспевали всё, от чего человеку было хорошо, тепло и радостно. Так, в народных сказаниях, легендах, песнях и стало воспеваться всё доброе, сделанное во имя людей, их жизни, их счастья. И вы знаете, ребята, даже в древней азбуке буква «Д» означала «добро». Вот какие глубокие корни у этого понятия.
А что же такое доброта? Я прочитаю вам отрывок из сказки «Беспокойный цыплёнок» и задам несколько вопросов. Слушайте внимательно!
Отрывок из сказки:
Жил-был беспокойный цыплёнок. Однажды он спросил у мамы: «Что такое доброта?» «Ты ещё маленький. Подрастёшь – узнаешь», - сказала мама. Но цыплёнок был нетерпеливый. Он хотел поскорее узнать ответ и отправился в путь, чтобы найти его. По дороге он встретил плачущую козу, которая попросила его найти потерявшегося цыплёнка. «Мне некогда, - сказал цыплёнок, - я спешу узнать, что такое доброта». И он побежал дальше. На поляне он увидел девочку, которая пыталась достать шарик, повисший на дереве. «Цыплёнок, цыплёнок, помоги мне, пожалуйста, достать шарик», - попросила девочка. «Мне некогда, - ответил цыплёнок, - я спешу узнать, что такое доброта». «Мне мама часто рассказывает про добрых людей» - задумчиво произнесла малышка. «Расскажи мне тоже», - попросил цыплёнок. «Сначала достань шарик», - настаивала девочка. Цыплёнок взлетел и достал шарик.
- Вот ты и сделал доброе дело. Это и есть доброта.
- Так просто? – удивился цыплёнок.
- Так что же такое по-вашему доброта? И что значит быть добрым?
(Ответы детей)
- Правильно, доброта – это забота о благе других, готовность прийти на помощь тому, кто в ней нуждается. Быть добрым – значит проявлять заботу обо всём, что есть на земле: о людях, о животных, о природе. Быть добрым – значит заботиться обо всём окружающем не меньше, чем о себе самом.
3. Основная часть.
Посмотрите, на доске не просто солнышко – это Солнышко доброты, которое своими лучами согревает всех нас. Каждый лучик обозначает то, из чего складывается доброта:
милосердие (готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь)
доброжелательность (доброжелательное отношение к людям)
отзывчивость (готовность откликнуться на чужую нужду)
терпимость (умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению)
забота (деятельность, направленная к благополучию кого-либо)
сопереживание (сочувствие к другому )
взаимопомощь (помощь друг другу)
добронравие (хорошее поведение, хороший нрав)
- Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.
А теперь давайте немного поиграем. Ребята, все вы любите сказки. В них встречаются добрые и злые герои. Я буду называть имя сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой. Если добрый, вы поднимаете руки вверх, если злой — закрываете лицо ладошками. Итак, начали: Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, баба-яга, Золушка, Морозко, Мальвина, Снежная королева.
- Молодцы ребята, вы действительно хорошо знаете героев сказок! Но можете ли вы объяснить, почему вы считаете Кощея Бессмертного злым, а Дюймовочку доброй? Какие поступки они совершили, что произвели на вас такое впечетление?
- Ребята, какие добрые поступки вы совершили в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? Запишите их на лепесточках ромашки и соберите ее? (Ответы учащихся). Пусть больше вырастает таких вот чудесных ромашек доброты и добрых дел.
Примерные ответы:
Предлагаю вам попробовать нарисовать символ доброты.(5 минут). Дети рисуют символы доброты и защищают свои рисунки.
4. Итог.
- Поступать по законам доброты - это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках. Ребята! Будьте добры с теми, кто вас окружает. Делайте людям добро и, будьте уверены, они отблагодарят вас тем же. Помните, что без добрых дел нет доброго имени. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
- Как вы думаете какие добрые дела вы делали сегодня на уроке? Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? Что вы взяли себе на заметку из сегодняшнего урока? Как вы думаете добрый ли вы человек? И почему вы так думаете?
(Ответы детей.)
- Наш классный час подходит к концу. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми.