СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Гордимся, помним!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок Победы, посвященный 70-й годовщине Победы

в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Гордимся, помним!"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа 24 имени К.И. Недорубова













Единый Всекубанский классный час

«Гордимся, помним!»,

посвященный 70-й годовщине Победы

в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

(в 5 «А» классе)






Подготовила и провела:

учитель русского языка и литературы

Касько О.Н.






г. Хадыженск, 2015

Урок Победы, посвященный 70-й годовщине Победы

в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Главная цель классного часа: содействие в духовно-нравственном развитии и воспитании учащихся, в формировании российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отчеству, уважению к государственным Праздникам России.

Задачи классного часа:

- формирование у школьников российской гражданской идентичности личности посредством изучения материалов Великой Отечественной войны 1941-1945 г., осознание себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за её судьбу в современном мире;

- развитие у школьников чувства гордости за наш многонациональный народ, являющийся победителем во второй мировой войне, спасшим Европу от фашизма;

- формирование активной жизненной позиции учащихся, понимания сущности таких ценностей как: ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей;

- закрепить знания учащихся, о Великой Отечественной войне как о важнейшем историческом событии в жизни нашего народа.

Форма классного часа: информационный час.

Ход мероприятия:

I. Организационный этап.

Вступительное слово учителя.

Хорошо жить, когда ярко светит солнце, поют птицы; когда можно играть с друзьями, когда есть у тебя мама и папа, бабушка и дедушка! Хорошо жить, когда вокруг тебя, во всем мире только хорошие и добрые люди! Но так, к сожалению, не бывает. Живут на земле и добрые, и злые, и хорошие, и плохие. Бывает, что ссорятся и даже дерутся. Но когда дерутся два человека - это еще полбеды, а вот когда целые народы, армии - это уже беда! Тогда гибнут люди - и мамы, и папы, и дедушки, и бабушки, и дети; тогда разрушаются дома, уничтожаются леса, поля - и все это называется Война.

Та дата горькая близка любой семье...

22-ое, 41 - ый, лето...

70 уж лет прошло, но не забыть о той поре.

О той войне все помнят: взрослые и дети.

Годы Великой Отечественной войны уходят все дальше, но из памяти народной никогда не изгладятся события тех великих, героических лет.

Наше Отечество пережило годы смертельной опасности, и лишь колоссальное напряжение человеческих сил, мобилизация духа помогли пережить эту грозную и смертоносную трагедию.

Земной поклон всем нашим дедам и прадедам, отстоявшим наше право ЖИТЬ!

II. Мотивация.

Учитель. Посмотрите на карту, о чем она вам говорит? (Об оборонительных сражениях на Кубани.) Сегодня мы с вами вспомним о событиях 1941-1945 г.г., а также вы узнаете об оборонительных сражениях, получивших название «Голубая линия», и о тех, кто принимал в них участие.

III. Основная часть.

Звучит аудиозапись из сообщения о вероломном нападении Германии на СССР (Ю. Левитан).

1. Исторический экскурс «Назад в прошлое». СЛАЙД 2.

Учитель. Из сообщения мы с вами услышали, что на рассвете 22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны фашистская Германия напала на нашу Родину, прервав мирный труд русского народа. Началась Великая Отечественная война.

Весь советский народ встал на защиту своей Родины. Все взрослые (мужчины и женщины) уходили на фронт воевать, защищать свою Родину, свой дом, своих родных. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

2. Беседа. СЛАЙД 3.

- Все взрослые ушли на фронт, а кто остался дома? (Старики, женщины, дети)

Учитель. Дети полностью старались заменить своих взрослых родных, помогали на заводах, на фабриках, в партизанских отрядах.

- Знаете ли вы, кто такие Леня Голиков, Марат Казей, Лара Михеенко, Валя Котик, Зина Портнова, Валя Зенкина? (Пионеры-герои)

Учитель. И сейчас мы послушаем рассказы о героических подвигах детей, которые помогали взрослым во время Великой Отечественной войны.

3. Сообщения учащихся о пионерах-героях.

На фоне презентации «Пионеры-герои» учащиеся рассказывают о героических подвигах детей в годы ВОВ.

Ученик 1. Лёня Голиков. Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.

Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...

Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.

Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...

2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

Ученик 2. Марат Казей. ...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.

За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске...

Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.

Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.

За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

Ученик 3. Лара Михеенко. За операцию по разведке и взрыву ж\д. моста через реку Дрисса к правительственной награде была представлена ленинградская школьница Лариса Михеенко. Но вручить своей отважной дочери награду Родина не успела...

Война отрезала девочку от родного города: летом уехала она на каникулы в Пустошкинский район, а вернуться не сумела - деревню заняли фашисты. Мечтала пионерка вырваться из гитлеровского рабства, пробраться к своим. И однажды ночью с двумя старшими подругами ушла из деревни.

В штабе 6-й Калининской бригады командир майор П. В. Рындин вначале оказался принять "таких маленьких": ну какие из них партизаны! Но как же много могут сделать для Родины даже совсем юные ее граждане! Девочкам оказалось под силу то, что не удавалось сильным мужчинам. Переодевшись в лохмотья, ходила Лара по деревням, выведывая, где и как расположены орудия, расставлены часовые, какие немецкие машины движутся по большаку, что за поезда и с каким грузом приходят на станцию Пустошка.

Участвовала она и в боевых операциях...

Юную партизанку, выданную предателем в деревне Игнатово, фашисты расстреляли. В Указе о награждении Ларисы Михеенко орденом Отечественной войны 1 степени стоит горькое слово: "Посмертно".

Ученик 4. Валя Котик. Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников.

Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.

Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.

Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...

Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.

Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник. И сегодня пионеры отдают герою салют.

Ученик 5. Зина Портнова. Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.

Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...

Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Ученик 6. Валя Зенкина. Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. Рвались бомбы, снаряды, рушились стены, гибли люди и в крепости, и в городе Бресте. С первых минут ушёл в бой Валин отец. Ушёл и не вернулся, погиб героем, как многие защитники Брестской крепости.

А Валю фашисты заставили под огнём пробираться в крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия, указала место их расположения и осталась помогать нашим бойцам. Она перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам.

В крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить хотелось мучительно, но Валя снова и снова отказывалась от своего глотка: вода нужна раненым. Когда командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из-под огня, переправить на другой берег реки Мухавец - иной возможности спасти их жизнь не было, - маленькая санитарка Валя Зенкина просила оставить её с бойцами. Но приказ есть приказ, и тогда она поклялась продолжить борьбу с врагом до полной победы.

И Валя клятву сдержала. Разные испытания выпали на её долю. Но она выдержала. Выстояла. И свою борьбу продолжила уже в партизанском отряде. Воевала смело, наравне со взрослыми. За отвагу и мужество орденом Красной Звезды наградила Родина свою юную дочь.

4. Беседа.

- А чем могли еще помочь дети взрослым во время войны?

Учитель. Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, помогали раненым в госпиталях, писали письма солдатам на фронт, чтоб поддержать их боевой дух, чтобы не скучали наши защитники по своим близким. Приятно было солдату получить письмо, в котором чувствовалась любовь, забота, теплота пусть даже, если ему написал незнакомый человек. Согревало солдата в холодной землянке это письмо, и уходил он в бой, зная, что кто-то его любит и ждет!

Просмотр видеоролика с записью стихотворения К. Симонова «Жди меня, и я вернусь, только очень жди»

Учитель. Сегодня я хочу показать, как выглядели те письма. (показывает письмо-треугольник) Эти треугольники служили и конвертом и листом бумаги, на котором было написано письмо. СЛАЙД 4.

5. Рассказ о битве за Кавказ, «Голубой линии». СЛАЙД 5.




Ученик 1. СЛАЙД 6.

Битва за Кавказ была одной из крупнейших в годы Великой Отечественной войны. Боевые действия здесь велись с июля 1942 г. по начало октября 1943 г.

«Голубая линия» - система немецких укреплений на Таманском полуострове во время Великой Отечественной войны 1941—1945. Их обороняли части 17-й армии (генерал Э. Енеке). Общая численность Таманской группировки немцев достигала 400 тыс. чел.

Целью кавказской операцией были, конечно же, нефтеносные районы этого региона. Кроме того, нацисты намеревались обеспечить своё влияние не только на самом Кавказе, но и выйти к странам Ближнего Востока, которые ресурсно тоже были далеко не бедными. Кавказскую операцию Гитлер планировал провести в период с осени 1941 по осень 1942-го годов, но не сложилось…
Благоприятные условия для кавказского наступления сложились только после тяжёлого поражения советской армии в Харьковском сражении и в ходе Воронежско-Ворошиловградской оборонительной операции (в июле 1942 года). Русские войска были вынуждены отступить за Дон.
Ученик 2. СЛАЙД 7.

Немецкий план под кодовым названием «Эдельвейс» предусматривал взять в кольцо и уничтожить советские войска южнее и юго-восточнее Ростова, овладеть Северным Кавказом, потом обойти главный Кавказский хребет одной войсковой группой с запада, захватив Новороссийск и Туапсе, а другой – с востока, захватив Грозный и Баку. Выход в Закавказье позволял бы захватить базы Черноморского флота, и обеспечить немцам полное господство на Чёрном море, создать все условия для военного вторжения на Ближний и Средний Восток.

Соотношение сил сторон к началу битвы за Кавказ. СЛАЙД 8.

Силы и средства

Советские войска

Войска противника

Соотношение

Люди

112 тыс. чел

167 тыс. чел

1:1,5

Орудия и минометы

2,1 тыс.

4,5 тыс.

1:2,1

Танки

121

1130

1:9,9

Самолеты

130

1000

1:7,7

С немецкой стороны в наступлении на Кавказском фронте участвовала воинская группа «А», которой командовал генерал-фельдмаршал Вильгельм Лист. В состав группы входили 17-я армия, 1-я и 4-я танковые армии, румынская 3-я армия, часть сил 4-го воздушного флота. Всего в ней насчитывалось около 170 тыс. человек, 1130 танков, свыше 4,5 тыс. орудий и минометов, до 1 тыс. самолетов.
СЛАЙД 9-10. Со стороны СССР врагу противостояли войска Южного (генерал-лейтенант Р. Я. Малиновский) и Северо-Кавказского (Маршал Советского Союза С. М. Буденный) фронтов в составе 51, 37, 12, 56, 24, 9 и 47-й армий. С воздуха их поддерживала авиация 4-й и 5-й воздушных армий. Группировка советских войск насчитывала 112 тыс. человек, 121 танк, 2160 орудий и минометов, 230 исправных самолетов. При этом на приморском направлении сухопутные войска поддерживали Черноморский флот и Азовская военная флотилия.
Ученик 3.

Поначалу военные события для советской армии развивались неблагоприятно. Войска Южного фронта, не выдерживая натиска превосходящих сил врага, вынуждены были отступать на юг и юго-восток. В течение августа 1942 года последовательно пали города Ставрополь, Майкоп, Краснодар, Моздок, Новороссийск, на Эльбрусе был водружён немецкий флаг. Наконец, в сентябре 1942 года стремительное наступление немцев было остановлено в районе Малгобека.
Итогом этой части кавказской операции, времени отхода русских воинских подразделений, стало то, что, понеся немалые потери, немцы вынуждены были прекратить наступление и перейти к обороне. Красной Армии пришлось оставить районы Северного Кавказа и отойти к перевалам Главного Кавказского хребта и реке Терек. Это, однако, помогло выиграть время для планирования и подготовки контрнаступления.
Уже в феврале 1943 года советские войска освобождают от немецких оккупантов Краснодар. Далее красноармейцы пошли на Армавир, через всё Ставрополье, через кубанские районы, и победоносно вышли южнее Приморско-Ахтарска к Азовскому побережью. Предстояла сложная операция по прорыву Готенкопфа – «Голубой линии».
Ученик 4. СЛАЙД 11.

Готенкопф – это немецкое название (буквально можно перевести как «голова гота») рубежей немецкой обороны, более известной нам сегодня под названием «Голубая линия». Область этих рубежей проходила по реке Кубани до Чёрного моря, и это было достаточно сильно укреплённая немцами линия обороны (доходившая местами до 25 километров). Располагавшаяся здесь 17-я армия, три ряда заграждений, минные поля, доты и дзоты, - с наскоку такую оборонительную линию советские войска взять не могли.

Немецкое командование в этот период сосредоточило своё внимание на Таманском полуострове, куда оно постепенно отводит потерпевшие поражение в ходе Краснодарской операции (9 февраля — 16 марта) соединения и части. Для немцев Тамань являлась стратегическим объектом по нескольким причинам. Владея Таманским полуостровом, немцы гарантировали своему флоту свободное использование морских коммуникаций, при этом затрудняя свободу действий советского Черноморского флота. Кроме этого, Тамань и Новороссийск, где в начале февраля 1943 года Красная армия успешно обороняла плацдарм в районе Мысхако (знаменитая «Малая земля»), отвлекали на себя военные силы и средства всего Северо-Кавказского фронта, прикрывая с востока подступы к Крыму. Также развитая в Крыму аэродромная сеть германских ВВС могли наносить воздушные удары по нефтяным районам Кавказа и крупным промышленным объектам на юге Украины.
Преследуя отступающую 17-ю армию, советские войска захватили важные узлы обороны и в марте вышли к новому защитному рубежу немецких войск, находящемуся в 60-70 км западнее Краснодара, однако, сходу прорвать его не смогли. 16 марта войска Северо-Кавказского фронта тактически перешли к обороне, потихоньку подготавливаясь к новой наступательной операции - разгрому немцев на Таманском полуострове, именно такая задача поступила от советского командования.
Ученик 5. СЛАЙД 12.

Мощный узел немецкой обороны сохранялся в районе станицы Крымская – сюда были подтянуты две резервные немецкие пехотные и румынская кавалерийская дивизии. Понимая, что имеющимися войсками им не удержать Таманский плацдарм, немецкое командование планировало сорвать готовившееся советское наступление с помощью сил авиации. На аэродромах Тамани и Крыма сосредоточились свыше 1 тысячи боевых самолетов 4-го воздушного флота, лучшие эскадры "Удэт", "Мельдерес", "Зелёное сердце", а также дополнительные авиа-силы с Западного фронта и из Африки.
Авиационная мощь советской армии при этом гораздо уступала германской: в истребительной авиации, наряду с новейшими типами самолетов были устаревшие типы И-16 и И-153. Помимо этого, после зимних боев большое число самолётов нуждалось в ремонте. Учитывая это, Ставка Верховного Главнокомандования решила усилить ВВС фронта: во второй половине апреля 1943 года в их состав было переброшено несколько авиационных соединений. Усиливалась, в первую очередь, истребительная авиация - в неё влились части, вооружённые самолётами типа "Яковлев" и "Лавочкин".
Именно здесь, в апреле 1943 года, в районе «Голубой линии», и развернулись жесточайшие авиационные бои между Красной армией и немецкими войсками – таких боёв не было, наверное, ни до, ни после в период Великой Отечественной. В этих боях участвовали лучшие немецкие асы, например, Эрих Хартман. Со стороны Советов в воздушных боях участвовали такие бесстрашные и легендарные лётчики как Дмитрий Глинка, Александр Покрышкин. Именно во время этой напряжённой весны 1943 года сформировался особенный способ авианалётов, прозванный «кубанской этажеркой».

Учитель.

А.И. Покрышкин. СЛАЙД 13.

Скажу вначале об Александре Ивановиче Покрышкине – творце многих эффективных приемов воздушного боя. В борьбу с врагом на Кубани он вступил уже опытным летчиком и зрелым командиром. 

Если большинство наших воздушных бойцов по-настоящему освоили вертикальный маневр в первой половине 1943 года, то Покрышкин применял его еще осенью сорок первого. Летая на МиГ-3, на котором и сразил первого гитлеровца, он уже тогда убедился в том, что вражеские самолеты лучше сбивать на боевой вертикали, то есть сверху, имея хороший запас скорости для последующего ухода на высоту.

Первые бои на Кубани подтвердили правильность его суждений и расчетов. “Дух наступательной активности,– говорил Покрышкин,– целиком определил нашу летную жизнь. В небе Кубани летчики полка постигли основную формулу воздушного боя с решительными целями, формулу, пронизанную духом наступательной активности. Эта формула включала в себя четыре главных элемента: “Высота – скорость – маневр – огонь”. В бою с вражескими бомбардировщиками Покрышкин успешно применял тактический прием, названный им “соколиным ударом”. Это внезапная, молниеносная атака сверху, завершающаяся метким огнем с предельно малых дистанций. Стрельба почти в упор всегда обеспечивала поражение самолета. И этот прием стал применяться другими летчиками-истребителями.

За время Крымской операции было израсходовано бензина более 12 000 тонн. А сколько боеприпасов! Только на один день 29 апреля полкам и дивизиям потребовалось 2862 авиабомбы, 779 реактивных снарядов, 36 000 снарядов для бортовых пушек.

Учитель.

Ночные ведьмы. СЛАЙД 14.

Пусть эти тихие и скромные У-2,
Не из металла грудь и не из стали крылья,
Но сложатся легенды и в словах
Переплетется сказочное с былью...

СЛАЙД 15. За кубанское небо сражались отважные девушки на маленьких и слабо защищенных самолетах, прозванных в народе 'кукурузниками', наводили такой ужас на врага, что тот прозвал их 'ночными ведьмами'. . 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный Краснознаменный Таманский ордена Суворова 3-й степени полк. С марта по сентябрь 1943 года летчицы полка участвовали в прорыве обороны “Голубой линии” на полуострове и освобождении Новороссийска.

СЛАЙД 16. Полк был сформирован в октябре 1941. Руководила формированием Марина Раскова. Командиром полка была назначена Евдокия Бершанская, летчик с десятилетним стажем. Под ее командованием полк сражался до окончания войны. Порой его шутливо называли: “Дунькин полк”, с намеком на полностью женский состав и оправдываясь именем командира полка. 588-й авиаполк до своего расформирования остался полностью женским: только женщины занимали все должности в полку от механиков и техников до штурманов и пилотов. Тогда его численность составляла 115 человек – большинство в возрасте от 17 до 22 лет. Всех объединяли особый азарт и стремление доказать, что девушки могут быть в бою не хуже мужчин. Летчики, которые в него пришли, были яркими личностями, с высоким мастерством пилотирования. Штурманами у них стали в основном студентки вузов – математики, физики, историки, уже проявившие способность к науке и пожертвовавшие ею, чтобы помочь Родине.

Приказом от 8 февраля 1943 года полк был преобразован в 46 гвардейский ночной бомбардировочный авиаполк. Наш учебный самолет создавался не для военных действий. Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением – для летчика и штурмана. (До войны на этих машинах летчики проходили обучение). Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час. На самолете не было бомбового отсека, бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолета. Не было прицелов, мы создали их сами и назвали ППР (проще пареной репы). Количество бомбового груза менялось от 100 до 300 кг. В среднем мы брали 150–200 кг. Но за ночь самолет успевал сделать несколько вылетов, и суммарная бомбовая нагрузка была сравнима с нагрузкой большого бомбардировщика.

Учитель. СЛАЙД 17.

Пасько Евдокия Борисовна — штурман эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбордировочного авиационного полка 325-й ночной бомбордировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии старший лейтенант.











В октябре 1941 года ушла добровольцем в Красную Армию. Окончила ускоренный штурманский курс в Энгельской авиационной школе.

Принимала участие в самых ожесточенных и кровопролитных

боях на Кавказе, на «Голубой линии», при форсировании керченского пролива, при штурме и освобождении Севастополя, в Белоруссии, в Польше, при прорыве обороны противника на реке Одер и в ходе Берлинской операции. 26 октября 1944 года Указом Президиума Верховного Совета ей присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Ученик 6.

Прорыв «Голубой линии». СЛАЙД 18.

Воспользовавшись крупной авиационной победой советского флота в период с 17 по 24 апреля, части 18-й армии к концу месяца восстановили положение в районе Мысхако, который подвергался мощнейшему огневому давлению со стороны немцев. В начале мая была захвачена станица Крымская, являющаяся важным коммуникационным узлом на Таманском полуострове.
СЛАЙД 19. Путь к Тамани преграждали мощные оборонные узлы – Молдованский, Русский, Киевский, высота 121,4 (более известная как «Сопка Героев» - это солдатское название высоты появилось уже после прошедших тут боёв). Командование фронта принимает решение главный удар нанести на рубеже – Кеслерово, Киевское и Молдованское. Центром огневой атаки стала высота 121,4.
Штурм «Сопки Героев» начался 26 мая 1943 года. Сотни самолётов, танки и минометы беспощадно круглосуточно молотили эту многострадальную землю. Враг оборонялся отчаянно, до последней капли крови: только в боях за высоту 121,4 погибло 16 тысяч человек…
Бои на «Голубой линии» продолжались до сентября 1943 года. Успехи наступления советской армии на Украине весной 1943 поставили таманскую группировку вермахта в тяжкое положение, и 3 сентября 1943 Гитлер дал приказ на вывод войск с Кубани.

10 сентября Северо-Кавказский фронт перешел в новое наступление с целью освобождения Новороссийска и Таманского полуострова (Новороссийско-Таманская операция). В ходе боев советские войска овладели “Голубой линией” и 9 октября 1943 г. окончательно выбили немецкие войска с Таманского полуострова. “На Кубани и Таманском полуострове не осталось ни одного живого немца, кроме пленных” – эти слова рапорта генерала Петрова Сталину стали своеобразным эпилогом к Битве за Кавказ. СЛАЙД 20.

6. Просмотр видео «Оборона Кавказа. Майкоп — Туапсе», «Туапсе в годы войны», беседа об увиденном и услышанном.

7. Просмотр видеоролика «День Победы» (infourok.ru)

IV. Завершающий этап.

  • Как вы думаете, актуальна ли эта проблема в современном мире?

  • Как Вы думаете, можно ли в современном мире обойтись без войны?

  • Что нужно сделать разным народам, чтобы трагедия ХХ века не повторилась?

Учитель. Россия многонациональная страна, Краснодарский край, в котором мы живем, тоже многонациональный, какой - бы мы не были национальности - мы все равны, и сберечь мир между людьми разных национальностей задача всех людей и детей в том числе. Нужно уметь дружить и уважать друг — друга.

VI. Рефлексия.

- Что нового вы узнали в ходе классного часа.

Учитель. Идут годы, сменяются десятилетия, но подвигу народа в Отечественной войне – суждено навсегда остаться в истории.

Всё меньше и меньше ветеранов Великой Отечественной войны остаётся среди нас, и мы должны бережно относиться к ним, не забывать их и помогать во всем.