Классный час - игра, 4 класс.
Лекарственные растения
Цели:
- выявить знания детей о природе, лекарственных растениях, их пользе;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- прививать экологическую культуру.
Форма проведения: игра.
Музыкальное оформление: песни и инструментальные произведения о природе .
Ход классного часа
I. Игра-инсценировка.
Учитель.
Все ценное для человека принято сравнивать с золотом. Природа предоставляет человеку такое разнообразие даров — «золота», — что их трудно даже перечислить. Для сохранения и укрепления здоровья человека особую ценность представляют лекарственные растения. Скажите, как можно сказать о них еще.
1-й ученик. Травы жизни.
2-й ученик. Растения-целители.
3-й ученик. Живая сила.
4-й ученик. Растения, дарящие бодрость.
5-й ученик. Кладовая витаминов.
6-й ученик. Удивительная живая сила.
7-й ученик. Творение природы.
Учитель.
Как вы метко, ярко сказали о лекарственных растениях.
Учитель.
Сегодня ваша задача понять ценность подарка природы, познакомиться с целебными свойствами лекарственных растений, с их разнообразием, с некоторыми правилами сбора, сушки, хранения и применения. Для этого мы с вами отправимся в путешествие в Страну Лечебных Трав. Сейчас мы узнаем ,как хорошо вы знаете о них.
Я буду показывать лекарственные растения, а вы назовите их и опишите, для чего они применяются.
(Учитель показывает валериану, малину, шиповник .)
Валериана.(Приложение 1)
В лечебных целях используется корневище, имеющее характерный запах. Собирать валериану рекомендуется в апреле и сентябре. Применяется при желудочно-кишечных, сердечных заболеваниях, неврозах и бессоннице. Это хорошее успокаивающее средство.
Малина. (приложение 2)
Ее сушат, из нее делают варенье и компот. Применяют как потогонное средство при высокой температуре, ОРЗ.
Шиповник. (приложение 3)
Собирать его нужно в сентябре в сухую погоду. Это хорошее средство для повышения аппетита, в шиповнике содержится много витаминов.
Учитель.
Молодцы, ребята, приятно вы удивили меня своими знаниями. Но это еще не все испытания, которые я приготовила для вас. Предлагаю вам принять участие в викторине «Лесная аптека».
Викторина «Лесная аптека».
Если ты натер в пути ногу, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.) (приложение 4)
Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфангол.) (приложение 5)
Какая ягода может заменить лимон? (Клюква, содержит лимонную кислоту.) (приложение 6)
Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черная смородина, шиповник.) (приложение 7)
Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Отвар из цветков и листьев - хорошее средство от кашля.) (приложение 8)
Какие болезни лечит береза? (Почки березы используют как мочегонное и желчегонное средство.) (приложение 9)
Учитель.
- Спасибо, дети, вы очень хорошо всё знаете о растениях, их живительной силе, вырастете - будете народными целителями.
- Кто знает, какие растения нужны для витаминного чая?
Дети. Плоды шиповника, черной смородины, рябины (приложение 10), земляники (приложение 11), листьев малины, ежевики (приложение 12).
Учитель. Молодцы! Кто ответит , какие растения нужны для аппетитного чая?
Ученик Полынь горькая (приложение 13), тысячелистник (приложение 14).
Учитель. Большое спасибо, дети.
Учитель. Перед вами растения: листья мать-и-мачехи, подорожника, корень солодки(приложение 15), сосновые почки (приложение 16), шалфей (приложение 17).Когда нужно пить чай из этих трав?
Ученики. Сейчас похолодало, столько простуды, люди кашляют. Это прекрасный сбор для грудного чая.
Учитель. Молодцы! А теперь я загадаю загадки.
Белая рубашка,
Желтенький платок.
Как зовут целебный
Полевой цветок? (Ромашка.) (приложение 18),
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина.)
Учитель. Эти растения для потогонного чая при простудах.
Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш.) (приложение 19)
С запахом этого растения знаком даже тот, кто никогда не бывал в лесу, ведь у некоторых конфет такой же приятный вкус и запах именно благодаря этому растению. (Мята.) (приложение 20)
Учитель. Все активно работали, а теперь я предлагаю вам откушать нашего чудесного удивительного чая, чая бодрости.
II. Чаепитие.
Во время чаепития тихо звучит мелодия
Дети. Спасибо за чай.
III. Заключение.
Учитель. Дети, скажите, как можно изучать лекарственные растения?
1-й ученик. По картинкам.
2-й ученик. По гербариям.
3-й ученик. По живым растениям.
4-й ученик. На прогулках, экскурсиях.
Учитель. Какие правила надо знать, чтобы сохранялись природные сокровища леса, поля, реки, дары природы и живых ее обитателей?
1-й ученик. В природе, в лесу, на лугу нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
2-й ученик. Нельзя срывать растения для букетов.
3-й ученик. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
4-й ученик. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.
5-й ученик. Собирая лекарственные растения, нужно обязательно оставлять их и в природе, чтобы они размножались.
6-й ученик. Есть редкие растения, их рвать совсем нельзя - ландыш, валериана, первоцвет.
7-й ученик. Охранять надо не только растения, но и насекомых, птиц, животных.
Дети поднимают вверх картинки с нарисованными ландышами, фиалками, подснежниками, кувшинками, колокольчиками.
Дети. Этих цветов на земле очень мало. Их надо беречь. Мять, топтать, рвать для букетов - нельзя! Они занесены в Красную книгу.
Цветы можно нарисовать на карточке с двух сторон, прикрепить изображение к палочке, рейке и т. п.
Учитель. Молодцы дети, правильно.
Величава, богата, могущественна природа нашей Родины. Но и зеленый лес великан, и речка за околицей, и муравейник в парке нуждаются в нашей защите.
Вам спасибо за то, что вы очень хотите заботиться о родной природе. Всего доброго.
Приложение 1
ВАЛЕРИАНА
Приложение 2
МАЛИНА
Приложение 3
Шиповник
Приложение 4
Подорожник
Приложение 5
Сфагнум
Приложение 7
Клюква
Приложение 8
Чёрная смородина
Приложение 8
Мать-и-мачеха
Приложение 9
Берёзовые почки
Приложение 10
Рябина
Приложение 11
Земляника
Приложение 12
Ежевика
Приложение 13
Полынь горькая
Приложение 14
Тысячелистник
Приложение 15
приложение 16
Сосновые почки
Приложение 17
Шалфей
Приложение 18
Ромашка аптечная
Приложение 19
Ландыш
Приложение 20
Мята