СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час конфликты

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час конфликты содержит в себе конспект с тестами

Просмотр содержимого документа
«Классный час конфликты»

Тема мероприятия: «Учимся жить без конфликтов»

Форма мероприятия: час общения.

Возраст воспитанников: 14-15 лет

Обоснование выбора темы и формы мероприятия: обусловлена тем, что многие дети в 14-15-летнем возрасте не научены мирно решать конфликты. Причинами конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии.

Цель: способствовать формированию конфликтной компетентности и способности толерантного поведения.

Задачи:

  • способствовать актуализации представлений учащихся о конфликтах, их структуре, видах и причинах;

  • создать условия для понимания амбивалентного смысла конфликтов (положительного и отрицательного);

  • создать условия для выражения учащимися собственного мнения, воспитания активной жизненной позиции;

  • содействовать развитию социальной и коммуникативной компетентности, аналитического мышления, активности, рефлексивных способностей учащихся.

Оборудование: презентация (создана в программе Microsoft Power Point), фрагмент фильма “Большая перемена”, демонстрирующий конфликтную ситуацию; раздаточный материал.

Список литературы: https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2013/09/29/chto-takoe-konflikty (дата обращения: 05.03.2018)





















Ход мероприятия

Наименование этапа

Продолжительность этапа

Деятельность педагога

Деятельности воспитанника

Методы, приемы

Организационно-мотивационный

5-7 мин

“Общение – это то, что сопутствует человеку на жизненном пути. Но не все могут его осилить”. Я рада, что мне сегодня предстоит окунуться в тайны общения вместе с вами.

Слушают учителя.

Беседа

Создание проблемной ситуации: А о чём пойдёт речь на уроке, догадайтесь, просмотрев видеофрагмент.


Просмотр видеофрагмента из кинофильма “Большая перемена”

Пожалуйста, ребята. Кто хочет назвать, что это за ситуация? Как называются такие ситуации?

(ссора, спор, конфликт…)


Так о чём мы сегодня будем говорить на кл.часе?

(об отношениях, конфликтах…)

Действительно, мы будем рассматривать взаимоотношения людей.

Слушают учителя.

Основной этап мероприятия

25-30 мин

Конфликт – это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов, потребностей одного человека.

Слушают учителя.

Упражнение, беседа, тестирование.

Конфликты являются естественной частью нашей жизни. В нём есть как отрицательные, так и положительные стороны. К негативным сторонам конфликта можно отнести разрушение отношений между людьми, стресс, ухудшение здоровья. С другой стороны, конфликт – это источник развития, сигнал к изменению, возможность сближения, разрядки напряжения, “оздоровления” отношений. По словам Маргарет Фоллет, сам по себе конфликт как факт различия мнений, интересов, стремлений людей не может быть ни плох, ни хорош, и рассматривать его следует, отбросив этические предрассудки. Поскольку конфликта нельзя избежать, его надо использовать.

Слушают учителя.

Теперь проанализируем несколько ситуаций.

Ситуация для юношей:

а) Вам нравится девушка, и вдруг в ваши отношения вмешивается другой парень. Как вы будете реагировать, если это ваш друг; просто посторонний парень?

Ситуация для девушек:

б) До вас дошли слухи явно искаженного содержания. Как вы поступите, если источником дезинформации была ваша подруга; просто знакомая?

И повседневная ситуация для всех:

в) Вам на рынке продали бракованный товар. Брак вы заметили позже. Как вы поступите, если продавец младше вас; если комплекция продавца такова, что Арнольду Шварценеггеру, по сравнению с ним, делать нечего?

Анализируют ситуации, высказывают свое мнение.

Вы увидели, что не только в различных конфликтных ситуациях мы реагируем по-разному; даже и в сходных ситуациях, но с разными людьми, наша реакция может быть иной.

Слушают учителя.

Класс делится на пары. Каждая пара получает лист бумагиС этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя.

Необходимо взять одну ручку вдвоем и так, чтобы оба партнера держали ее, нарисовать рисунок на свободную тему.

Готовые рисунки обсуждаются по принципу, “почему нарисовали именно это”, “кто что рисовал”, “как вам рисовалось” и т. д. Выясняется, что школьники вели себя в этой ситуации совершенно по-разному: кто-то “рвался в бой” и рисовал сам, игнорируя партнера; кто-то пытался угадать намерения другого и предложить свои идеи, кто-то равнодушно рисовал “по очереди”, а кто-то вообще отдал рисунок на откуп напарнику.

Почему это так? Оказывается: в тех ситуациях, в которых наши интересы не совпадают с интересами другого человека (а именно так возникает конфликт!), можно вести себя совершенно по-разному.

Выполняют упражнение, отвечают на вопрос.

Причины конфликтов – это рассогласование:

  1. Целей, интересов.

  2. Взглядов, убеждений.

  3. Личностных качеств.

  4. Понимания информации.

  5. Ожиданий, позиций.

  1. Попадали ли вы когда-нибудь в конфликтные ситуации?

  2. Бывают ли у вас конфликты с родителями? В чём их суть?

  3. Что вы предпринимаете, чтобы избежать конфликтов в школе с друзьями и учителями, в семье?

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Молодцы! Вы стараетесь найти способы избежать конфликты, но всегда ли это удаётся, мы проверим с помощью Теста “Умеете ли вы держать себя в руках конфликтной ситуации?”

Одни люди не в состоянии оставаться спокойными во время ссоры, другие же способны сохранять душевное равновесие даже в момент наивысшего накала страстей. Умеете ли вы справляться с конфликтными ситуациями?

1. Можете ли вы в приступе ярости разбить посуду?

А. Да, это возможно.
Б. Ну, если меня спровоцировать, то безусловно. 
В. Нет, это только ухудшит ситуацию, да и посуду жалко.

2. Дискуссии, в которых участники придерживаются разных мнений...

А. Не нужны. 
Б. К сожалению, необходимы. 
В. Ничего не дают.

3. Двое друзей (подруг) начали горячую дискуссию.

А. Буду держаться в стороне. 
Б. Меня это развлечет.
В. Попробую быть посредником.

4. Что вы думаете по поводу изречения “Всегда уступает тот, кто умнее”?

А. Глупости – отговорка не для умных, а для слабых. 
Б. Подобная тактика способна сохранить много нервных клеток.
В. Перед тем как уступить, нужно все хорошенько обдумать.

5. Ваш (а) друг (подруга) несколько дней сильно раздражен (а).

А. Спрошу, что случилось.
Б. Попрошу его (её) быть сдержанным (ой). 
В. Буду избегать общения с ним (ней).

6. За соседним столиком в кафе кто-то делает бестактные замечания по вашему поводу.

А. Дам отпор.
Б. Я пересяду за другой столик, 
В. Меня это не волнует.

Результаты. Подсчитайте количество баллов, пользуясь таблицей.

6-9 баллов

Вы придаете большое значение гармонии отношений и поэтому стараетесь возникающие конфликты разрешать мирным путем. К сожалению, это не всегда возможно. Иногда, чтобы разрядить атмосферу, необходима “гроза”.

10-14 баллов

Вы никогда не поддаетесь на провокацию, и поэтому вас практически невозможно вывести из себя. Прежде чем начинать спор, вы всегда пытаетесь оценить ситуацию. Если начинается ссора, вы сохраняете завидное хладнокровие.

15-18 баллов

В любой ситуации для вас прежде всего важна ясность. И ее вы будете добиваться любой ценой, иногда даже через конфликт. И, конечно же, иногда вы бываете чересчур эмоциональны.


Отвечают на вопросы теста, подсчитывают баллы.

 Большинство конфликтов в школе начинается именно на уровне общения. Они возникают из-за неудачно сказанного слова, обидного сравнения, несправедливой оценки, повышенного эмоционального состояния. Без эмоций трудно убедить партнёра по общению в своей правоте. Эмоции помогают найти истину. Количество конфликтных эмоций велико. В этом мы убедимся, выполнив упражнение “Алфавит эмоций”.

Это у нас групповая работа. Сядьте удобнее, чтобы могли видеть и слышать друг друга.

Нужно записать названия эмоций и чувств в конфликте в алфавитном порядке (за исключением некоторых букв):

Выполняют упражнение.

К. Томас выделяет пять способов выхода из конфликтной ситуации. Тест К.Томаса «Стили разрешения конфликтов».

Инструкция: В каждом из 30 вопросов выберите один вариант ответа (А или Б), который больше подходит к тому, как Вы обычно поступаете или действуете.

1.А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Вместо того чтобы обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. А.Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б.Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

3. А.Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б.Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

4. А.Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б.Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5.А.Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б.Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6.А.Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

7.А.Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

Б.Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8.А.Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б.Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9.А.Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б.Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10.А.Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б.Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11.А.Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б.Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12.А.Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне на встречу.

13.А.Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14.А.Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б.Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15.А.Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

Б.Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16. А. Я стараюсь не задевать чувства другого.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. А. Если позиция другого кажется ему самому очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. А. Зачастую, я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30. А. Я стараюсь не задевать чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Ключ:


Конкуренция (соревнование) предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.
Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.
Компромисс представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной.
Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на задний план.
Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

  • «акулы» чаще используют соревнование»;

  • «черепахи» – уклонение;

  • «медвежата» – приспособление;

  • «лисы» – компромисс»;

  • «совы» – сотрудничество.

Стиль конкуренция – «акула»

Ориентация только на свои интересы и игнорирование интересов своего партнёра, то есть стремление добиться своих интересов в ущерб другому.

Использование:

  • Исход очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на разрешение возникшей проблемы;

  • Решение необходимо принять очень быстро;

  • Вы чувствуете, что у вас нет другого выбора и вам нечего терять;

  • Вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования.

Преимущества:

  • Не копятся отрицательные эмоции;

  • Подходит для экстремальных ситуаций.

Недостатки:

  • Конфликт не решается справедливо;

  • Постоянный конфликт со всеми.

Стиль уклонение – «черепаха»

Человек не отстаивает свои права, не хочет вступать в сотрудничество для выработки решения проблемы, а просто уходит от разрешения конфликта.

Использование:

  • Затрагиваемая проблема не столь важна для вас, и вы не хотите тратить силы на её решение;

  • Вы чувствуете, что находитесь в безнадёжном положении;

  • Вы чувствуете себя неправым и предчувствуете правоту другого человека;

  • Ваш собеседник обладает большей власть.

Преимущества:

  • Это «безопасный стиль в опасности»;

  • Человек сам конфликты не создаёт.

Недостатки:

  • Конфликт не решается и может возникнуть через некоторое время.

Стиль приспособление – «медвежонок»

Человек стремится уйти от конфликта, жертвует своими личными интересами в пользу интересов соперника, не пытаясь отстаивать собственные интересы.

Использование:

  • Исход дела важен для другого человека и не очень существенен для вас;

  • Другой человек обладает большей властью;

  • Необходимо смягчить ситуацию;

  • Важно сохранить отношения, а не отстаивать свои интересы.

Преимущества:

  • Сохраняются взаимоотношения между людьми.

Недостатки:

  • Конфликты не решаются, накапливаются и снова возвращаются.

Стиль компромисс – «лиса»

Человек озабочен и сохранением отношений, и разрешением конфликта, но не справедливым, а быстрым – никто ничего не теряет, но никто ничего не выигрывает.

Использование:

  • Устраивает временное решение проблемы;

  • Уступаете в своих интересах, чтобы удовлетворить их частично, и другая сторона делает то же самое.

Преимущества:

  • Быстрое разрешение конфликта, но не всегда справедливое.

Недостатки:

  • Может накапливаться неудовлетворённость у людей.

Стиль сотрудничество – «сова»

Стиль позволяет выработать наиболее удовлетворяющие обе стороны решение в конфликтных ситуациях.

Использование:

  • Решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет полностью от него устраниться;

  • У вас хорошие взаимоотношения с другой стороной;

  • У вас есть время поработать над возникшей проблемой;

  • Обе вовлеченные в конфликт стороны обладают равной властью.

Преимущества:

  • Справедливое, окончательное разрешение конфликта.

Недостатки:

  • «Совой» быть трудно, так как надо думать не только о себе, но и о других.

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными являются такие способы выхода из конфликта, как сотрудничество и компромисс. Однако любая из представленных Томасом стратегий может оказаться в разных ситуациях эффективной, поскольку имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Как бы нам ни хотелось этого, едва ли возможно представить и тем более осуществить совершенно бесконфликтное взаимодействие между людьми. Иногда даже важнее не избежать конфликта, а грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации и привести стороны к конструктивному соглашению.


Рефлексия

10 мин

Предлагаю вам создать «Кодекс поведения», в котором вы пропишите правила поведения при конфликтах.





Ученики вырабатывают правила поведения при конфликтах: «Кодекс поведения» (записывают на ватман и вывешивают в классе, работа с раздаточным материалом)


Беседа, упражнение.

Ребята, как вы считайте пригодятся ли вам знания, полученные на нашем кл.часу? Интересно ли вам было? Что нового вы узнали?

Высказываются.

Спасибо всем! Мне было очень приятно работать с вами.