Формирование толерантного отношения к детям
с ограниченными возможностями здоровья.
Классный час на тему "Люди так не делятся!"
Цель: формирование толерантности к детям и взрослым, имеющих ограниченные возможности здоровья, формирование способности к проявлению искренней заботы и дружбы.
Оборудование: интерактивная доска для показа видеороликов, прихватка-варежка кулинарная, конфеты, маркеры, листы А4, повязка на глаза или шарф, школьная доска, мел.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
– Все люди разные! Разных национальностей, разного вероисповедания. У кого-то светлые волосы, у кого-то – темные. У кого-то голубые глаза, а у кого-то – зеленые. Кто-то очень хорошо решает сложные задачи по алгебре, а кто-то красиво рисует. У кого-то есть две руки, и он может творить ими чудеса, про такого говорят «мастер на все руки». Но, к сожалению, бывает так, что у кого-то всего одна рука или их две, но одна рука почти не может двигаться. У кого-то есть тонкий музыкальный слух, а кто-то совсем не может слышать. Это говорит о том, что все мы разные и у нас у всех разные возможности.
- Наш сегодняшний классный час я бы хотела начать с прослушивания одного великолепного музыкального произведения. Если хотите, можете закрыть глаза. (Прослушивание произведения Людвига Ван Бетховена «К Элизе»). (Слайд 1)
- Скажите, пожалуйста, какое впечатление на вас произвела эта музыка?
- Что вы можете сказать о ней?
- А знаете ли вы, кто автор данного произведения? (Людвиг Ван Бетховен) (Слайд 2).
- А знаете ли вы, какая особенность была у этого композитора? (Он был глухим)
- А теперь давайте снова окунемся в мир прекрасного, теперь уже в мир поэзии, и послушаем стихотворение девушки, которую зовут Соня Шаталова. (Прослушивание стихотворения из фильма «Клеймо» с 19:50 мин. по 20:38 мин.) (Слайд 3).
- Какое впечатление на вас произвели эти стихи?
- А как вы думаете, что отличает Соню от других поэтов?
- У Сони Ранний Детский Аутизм. Тяжелая форма.
- А теперь взгляните, пожалуйста, на следующие слайды (Слайды 4- 6).
- Какое впечатление производят на вас эти картины?
- А вы знаете, кто автор этих картин?
- Автором этих картин является Элисон Лаппер. Женщина, у которой от рождения нет рук. (Слайды 7-8).
- Скажите, пожалуйста, что объединяет этих людей? (наличие недуга)
- А какими словами вы могли бы охарактеризовать этих людей? (талантливые, смелые, особенные и т. д.).
- А можно ли сказать, что эти люди ограниченные? (если только в плане здоровья)
- А как людей с ограниченными возможностями здоровья называют у нас? (инвалиды).
- А знаете ли вы, что означает слово «инвалид»? (Слайд 9).
- Слово «инвалид» произошло от латинского «in» - не (отрицательная приставка) и слова «valido» - ценный. То есть данное слово переводится как «не имеющий ценности».
- Стоит ли так называть людей, как вы думаете?
- Во вторник я приходила к вам и просила ответить вас на анкету.
Хочу немного остановиться на вопросах анкеты.
(Слайд 10).
Кого можно считать инвалидом и кто для тебя инвалид?
Человек с ограниченными возможностями – 74%
Просто несчастный человек – 2%
Человек, которому требуется помощь – 14%
Обычный человек, такой же, как и я – 10%
(Слайд 11).
Как ты относишься к людям с ограниченными возможностями?
С жалостью и сочувствием – 39%
Безразлично – 3%
Доброжелательно – 58%
(Слайд 12).
Как ты отнесешься к тому, что с тобой будет учиться ребенок-инвалид?
Вполне нормально, постараюсь с ним подружиться – 94%
Отрицательно, постараюсь его не замечать и не общаться с ним – 3%
Не ответил – 3%
(Слайд 13).
Если инвалид попросит у тебя помощь на улице или в общественном транспорте, поможешь ему?
Да, конечно – 100%
(Слайд 14).
Как ты поступишь, если твоим соседом в поезде или автобусе окажется человек в инвалидной коляске?
Буду помогать ему, если только он сам попросит – 39%
Буду помогать ему при малейшей возможности, не ожидая просьбы о помощи – 61%
(Слайд 15).
Твое отношение к инвалидам, занимающимся спортом, участвующих в соревнованиях?
Никогда не задумывался об этом – 3%
Нормально – наверное, это хорошо, хотя и непривычно –13%
Очень хорошо, они – молодцы – 84%
На одном листке анкеты было написано: «Я их уважаю!».
(Слайды 16-17).
Зимние паралимпийские игры 2014 проходили в Сочи с 7 по 16 марта 2014 года. В соревнованиях в 2014 году приняли участие 555 спортсменов из 45 стран
Страны участницы
Австралия (9) Австрия (13) Андорра (1) Аргентина (3) Армения (1) Белоруссия (10) Бельгия (2) Болгария (2) Босния и Герцеговина (2) Бразилия (2) Великобритания (12) Германия (13) Греция (1) Дания (2) Иран (1) | Исландия (2) Испания (7) Италия (34) Казахстан (5) Канада (49) Китай (11) Мексика (1) Монголия (1) Нидерланды (7) Новая Зеландия (3) Норвегия (32) Польша (8) Россия (69) Румыния (1) Сербия (1) | Словакия (16) Словения (1) США (80) Турция (2) Узбекистан (2) Украина (23) Финляндия (13) Франция (14) Хорватия (2) Чехия (18) Чили (2) Швейцария (8) Швеция (22) Южная Корея (27) Япония (20) |
Медальный зачет
Общее количество медалей | Всего |
Место | Страна | Золото | Серебро | Бронза |
1 | Россия | 30 | 28 | 22 | 80 |
2 | Германия | 9 | 5 | 1 | 15 |
3 | Канада | 7 | 2 | 7 | 16 |
4 | Украина | 5 | 9 | 11 | 25 |
5 | Франция | 5 | 3 | 4 | 12 |
6 | Словакия | 3 | 2 | 2 | 7 |
7 | Япония | 3 | 1 | 2 | 6 |
8 | США | 2 | 7 | 9 | 18 |
9 | Австрия | 2 | 5 | 4 | 11 |
10 | Великобритания | 1 | 3 | 2 | 6 |
Всего | 72 | 72 | 72 | 216 |
(Слайд 18). (5% не стали отвечать на этот вопрос)
Что можно постараться сделать в интересах инвалидов?
Главное, пересмотреть свое отношение к инвалидам – 42%
Даже не знаю, чем мы можем помочь инвалидам – 8%
Помощь инвалидам – забота государства - 34%
Отдавать часть своего дохода инвалидам – 10%
Также был вопрос о том, знаете ли вы, что такое толерантность.
Анализируя ваши ответы, я выяснила, что многие из вас (79% от числа опрошенных) знакомы с этим понятием.
Что же это такое? (Слайд 19).
Толерантность — терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ – НЕ ЗНАЧИТ РАВНОДУШИЕ!
На всех языках это слово обозначает практически одно и то же: (Слайд 20).
• в английском – готовность быть терпимым;
• во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
• в китайском – быть по отношению к другим великолепным;
• в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
• в русском – умение принять другого таким, какой он есть.
- А что значит, по-вашему, принимать человека таким, какой он есть? (быть с ним наравне)
Давайте поиграем в игру «Побудь в моей шкуре». Прошу выйти желающих.
«Прихватки-варежки»
(трудности мелкой/крупной моторики)
Наденьте прихватки на обе руки. Возьмите маркер и снимите колпачок. Возьмите маркер в левую руку и напишите на листочке слово «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».
Перелистайте страницы учебника, мне нужна 154 страница.
Люди с ограниченными возможностями могут иметь проблемы с навыками мелкой моторики, которые причиняют трудности с открытием колпачка и написанием в маленьком пространстве или между мелкими линиями на бумаге. Вот почему их тетрадки могут выглядеть по-другому и почему им нужно больше времени закончить работу.
«Пойми меня…»
Возьмите большую конфету (желательно круглую), положите её на верхнюю часть языка, потом повернитесь к своему соседу и скажите: «Привет, меня зовут _____ и мое любимое мороженое _______».
Было ли обидно пытаться общаться с людьми, когда люди их не понимали.
У некоторых людей могут быть нарушения артикуляционного аппарата. Но ни в коем случае нельзя смеяться над такими людьми, нужно поощрять детей с ограниченными возможностями здоровья к общению, например:
- Пожалуйста, говори помедленнее. Ты можешь мне показать, о чем ты говоришь? Повтори еще раз, пожалуйста. Ты можешь написать, о чем ты пытаешься рассказать?
Необходимо соблюдать, не прерывать, уважать время, которое нужно людям с нарушением артикуляционного аппарата на обдумывание и ответ. Спросите их о чем-нибудь и подождите полных 10 секунд перед тем, как задать другой вопрос или дать подсказку. Это даст им время на обработку информации и ответ.
«Чудо-художник»
Мне нужны два ученика. Завяжем им глаза. Одного попросим нарисовать дерево, дом и солнце мелом на доске. Другого попросим левой рукой написать слово толерантность. Наверняка, это получится смешной рисунок или текст.
Многие люди с ограниченными возможностями плохо видят или им трудно скоординировать свои движения.
А сейчас я предлагаю вам прослушать историю и посмотреть видеоролик о мужчине, живущем в Австралии.
«Ник Вуйчич родился 4 декабря 1982 года в городеБрисбене в Австралии в семье сербских эмигрантов и обладал редкой генетической патологией – тетра-амелией: у мальчика отсутствовали полноценные конечности – обе руки и обе ноги. Частично имелась одна стопа с двумя сросшимися пальцами, что позволило мальчику после хирургического разделения пальцев научиться ходить, плавать, кататься на скейте, серфинговой доске, играть на компьютере и писать.
Несмотря на физические недостатки, мальчик родился здоровым и, как только закон австралийского штата Виктория об инвалидах изменился, родители настояли на том, чтобы их сын стал посещать обычную школу.
В возрасте 10 лет после травли со стороны одноклассников он попытался покончить с собой. Его остановила мысль о том, сколько боли он может причинить своим родным.
С 1999 года начал выступать перед своей церковной группой и вскоре открыл некоммерческую организацию «Жизнь без конечностей», став проповедником.
В 2005 году Ник Вуйчич был номинирован на премию «Молодой австралиец года».
В 2009 году он снимается в фильме «Цирк бабочек», рассказывающем о человеке без конечностей Уилле и о его судьбе.
Он объездил более 45 стран, выступая в школах, университетах и других организациях. Участвует в телешоу и пишет книги. Его первая книга «Жизнь без ограничений» вышла в 2010 году, в 2012 году была переведена на русский.
В настоящее время проживает в Калифорнии, США. 12 февраля 2012 года он женился, а 14 февраля 2013 года у него родился сын – Кейси Джеймс Вуйчич».
Просмотр видеоролика (Слайд 21).
В России очень много детей и взрослых с ограниченными возможностями. Мамы таких детей стараются избегать людных мест. Гулять с малышами рано утром или вечером, потому что часто слышат оскорбительные слова, а также удивленные и брезгливые взгляды прохожих.
Я очень надеюсь, что после нашего урока, вы не останетесь равнодушными к проблемам таких людей, не будете смотреть на них с жалостью и насмешкой. И если кому-то понадобиться ваша помощь, вы не отвернетесь, а обязательно ему поможете, будь то маленький ребенок или взрослый человек. Ведь люди так не делятся!!!
Всем вам известный А. Энштейн сказал замечательную вещь: «Все мы гении. Но если судить рыбу по её способности лазить по деревьям, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой». (Слайд 22).
- Согласны вы с данным высказыванием?
Ну и еще раз, что такое толерантность.
Учащиеся читают по высказыванию. (Слайд 23).
(Слайд 24). Цветок толерантности.
Предлагаю вам посмотреть видеоролик о детях и взрослых с ограниченными возможностями.
(Слайд 25).
Заключительное задание “Дерево толерантности”
- Я попросила вас заранее вырезать свои ладошки, а сейчас я хочу, чтобы вы написали на них, ваши впечатления о сегодняшнем уроке добра, может быть это будут ваши пожелания, ваше мнение. Затем наклейте ваши бумажные ладошки на символический рисунок дерева без листьев. Это дерево мы повесим в коридоре.