СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час. Милосердие. Нужно ли оно в наше время?

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час.  Милосердие. Нужно ли оно в наше время?

Просмотр содержимого документа
«Классный час. Милосердие. Нужно ли оно в наше время?»

Классный час. Милосердие. Нужно ли оно в наше время?

Слайд. 1.Организационный момент Здравствуйте те, кто весел сегодня,

Здравствуйте те, кто грустит.

Здравствуйте те, кто общается с радостью.

Здравствуйте те, те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей…. Здравствуйте!!! Я - Т.В.Н. учитель русского языка МБОУ Побединской СОШ Нестеровского района, мне сегодня выпала возможность провести с вами разговор.

  1. Введение в тему. Хочу начать нашу беседу сказки В. Немировича-Данченко «Ключ врага милосердного» Слайд.

«Караван шел по пустыне… Солнце жгло. Золотые бугры песков пропадали в ослепительной дали. Колодцы остались позади, и путешественники взяли с собой воды на два дня. Только завтра они могут добраться до оазиса. Все замирало под строгим взглядом беспощадного солнца.… Все замирало, даже и душа человеческая! На пути встретился каравану умирающий араб; рядом лежал загнанный конь. Бесстрастно проходили мимо верблюды. Никто из людей даже не повернул головы туда, где лежал погибающий в пустыне.… Уже весь караван миновал его. Только старик, ехавший позади, вдруг слез с седла и наклонился над арабом.

- Что с тобой?

- Пить! – только и мог проговорить умиравший.

Старик посмотрел вслед каравану – он медленно двигался в ослепительную даль, никто не оглядывался назад. Старик снял мехи с водой, обмыл сначала лицо и рот умирающему, потом дал ему сделать глоток… другой.

Лицо умирающего оживилось.

- Ты из рода Оммиадов?

- Да… - ответил старик.

- Я угадал по знаку на твоей руке…. Мы ведь смертельные враги…

- В пустыне – мы только братья. Пей!.. Я стар, ты молод. Пей и живи…

Умирающий жадно припал к воде… Старик посадил его на своего верблюда…

- Поезжай.

- А ты?

- Мне все равно жить осталось мало.

- Поедем вместе.

- Нельзя. Верблюд мал, он не выдержит такой тяжести.

Араб колебался. Но он был молод, его ждала слава и любовь. Он, молча сел…

- Прощай!

Караван исчез в ослепительной дали… Солнце жгло… Небо тонуло в опаловом блеске. Старик завернул голову в покрывало и лег лицом к земле.

Прошло несколько месяцев. Та же пустыня. Так же путники взяли в последнем оазисе с собой воды на два дня… Сонно покачивались всадники на утомленных верблюдах, и вдруг проводник остановился… Слайд.

- Что там? – указал он вдаль. Все в изумлении глядели туда.… Там, среди бесконечных песков, видна была зелень, раскинулись пальмы, журчал источник, и веселый лепет прохладных струй наполнял тишину пустыни…

У ручья лежало нетленное тело милосердного старика. Его подняли, обернули в шелковые покровы и повезли в оазис его рода. А вновь рождённый оазис зовут с тех пор «ключом врага милосердного»


2. Постановка проблемы? Как вы думаете, почему на этом месте появился живительный источник? Как назван старик в сказке?

3. Работа по теме. Слайд. Милосердие. Нужно ли оно в наше время?

-Давайте попробуем, разобраться от каких слов произошло слово «милосердие»?

- Попробуйте объяснить значение слова «милосердие»? » Слайд. (Милость – отзывчивость, доброта, сердце. Милосердный человек – человек с добрым сердцем)

- В словаре Ожегова слово «милосердие» объясняется так слайд

4. Какое слово у вас ассоциируется с  милосердием (доброта)

Милосердие и доброта.… В последнее время мы чаще стали проявлять эти чувства. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближних. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро. Может быть, именно поэтому в старой азбуке буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами:

слайд З - «Земля», Л-«Люди», М-«Мысль», Д-«Добро», «Ж»- житие
Азбука как бы призывала:
Люди Земли, Живите, Мыслите, Думайте и Творите Добро. 

- Во все времена люди проявляли милосердие к окружающим. В годы второй мировой войны это качество в людях проявилось с особой силой.

Молодые медсёстры на своих хрупких плечах, рискуя своей жизнью, выносили с поля боя раненых бойцов.

Солдаты, освобождая селения от фашистских захватчиков, отдавали свои продуктовые пайки голодным женщинам и детям.

Мирные жители, рискуя собственной жизнью и жизнью своей семьи, укрывали в своих домах раненных бойцов, евреев от немецких оккупантов.


-Как вы думаете, нужно ли милосердие сегодня? (дети отвечают)

-Рассмотрите фотографии. Слайд. К кому можно проявить милосердие (дети рассматривают на слайде фото)

-И как бы вы это сделали?


- Ребята, а вы знаете, кто такие волонтёры?

- Слайд Волонтёры – это добровольцы, которые выполняют полезную для общества работу. Совершая добрые дела, они протягивают руку любви и помощи, пожилым людям, детям, оставшимся без родительского тепла, безнадёжно больным людям. Волонтёры работают бесплатно, на собственном энтузиазме.


- Как видите, в нашем мире много тех, кому необходима наша помощь, защита и забота, потому что нашем обществе пока ещё существует много жестокости и бессердечия.


5. Нужно ли милосердие в нормальной повседневной жизни?

-Действительно, куда чаще милосердие требуется в нормальной, повседневной жизни. В нашей стране есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердия. Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи. Для них очень важно неформальное, деликатное участие.


6. Релаксация. Упражнение  «Частичка сердца для тебя». (Слайд)

- А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: а где же находится царство милосердия  и доброты?
- В сердце человека.
- У каждого из вас есть  «сердечко». В течение полутора минут напишите на нем: что лично вы сделаете, проявляя милосердие.  ( Учитель проходит с гелиевым шаром в форме Сердца, ребята прикрепляют свои сердечки и говорят, как они проявят доброту и милосердие).

 - Вот мы и сложили  большое сердце доброты из частичек ваших сердец. Хотелось бы, чтобы все наши светлые помыслы реализовались в жизни.

- Я вижу, что будущее нашей страны в надёжных руках, ваши сердца наполнены добротой, сочувствием, заботой о ближнем.

- Ребята, делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга.


7. На память хочу подарить вам заповеди милосердия.

1. Никогда не бойся понять или простить!

2.Никогда не бойся просить прощения!

3. Никогда не бойся улыбнуться человеку, протянуть ему руку помощи!

4. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.

5. Умейте видеть достоинства людей, ценить их.

6. Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.

7.Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

8. Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.

9. Старайтесь прийти на помощь в  нужный  момент.

10. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.


Музыка « Маленького принца». Мы заканчиваем классный час, встанем в круг, на прощание давайте зажжём свечу и, передавая её из рук в руки, скажем друг другу доброе слово, пожелание (передают свечу)

И я вам советую: вечером, перед тем, как уснуть, подумайте: кого я сегодня простил? Чего от меня стало сегодня в мире больше – злобы или милости? 
И закончить классный час я хотела бы следующими стихами, вдумайтесь в них, проникнитесь ими:
Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живёт в нас сострадание,
Пока мечтаем мы и буйствуем,
Есть нашей жизни оправдание.


Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга.












 










 

 

 

 

 

 

 

 



- Вы объединились в пары, составляя высказывания известных в мире людей, которых доброта и милосердие затрагивали, но в то время, когда они жили. Обсудите в течение минуты,  обсудите, в чем заключается смысл этих высказываний, а затем поделитесь с нами вашим общим мнением.

(Слайд  3. Щелчок. Появляется цитата той пары, которая выступает)

Картинка удалена

5. Беседа.

- Почему милосердие можно сравнить с солнцем?  (Слайд  4. Солнышко)

 



(Слайд 5. Заповеди.)

 

- Как бы жизнь не летела

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

 

Давайте прочитаем некоторые заповеди милосердия:

    Никогда не бойся улыбнуться человеку и протянуть ему руку помощи

    Никогда не бойся понять и простить

    Никогда не бойся просить прощения



6. Релаксация. Упражнение  «Частичка сердца для тебя». (Слайд 6. «Частичка сердца для тебя».)

- А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: а где же находится царство милосердия  и доброты?
- В сердце человека.
- У каждого из вас есть  «сердечко». В течение 3 минут напишите на нем: что лично вы сделаете, проявляя милосердие.

- Ребята встаньте в круг. 

 

Учитель проходить с гелиевым шаром в форме Сердца, ребята прикрепляют свои сердечки и говорят, как они проявят доброту и милосердие.

 

- Вот мы и сложили  большое сердце доброты из частичек ваших сердец. Давайте его запустим, чтобы все наши светлые помыслы реализовались в жизни.

Запуск шарика, со словами учителя: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».



(Слайд  7. Пусть все будут счастливы!)

И мне, конечно, хотелось, чтобы в вашем сердце тоже была только доброта,
любовь, милосердие, забота о своих ближних и других людях.

Презентацию к внеклассному мероприятию на тему:"Милосердие вы можете скачать ниже"

МИЛОСЕРДИЕ.Microsoft Office PowerPoint.ppt


« Милосердие. Нужно ли оно в нашей жизни?»



  Цели: 
 1.Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.
 2. Способствовать усвоению понятий: «доброта», «чуткость», «милосердие», «гуманность», а также развитию нравственного самопознанию.
 3.Усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.


  Задачи:

  1. Помочь учащимся раскрыть содержание понятия «милосердие».  
  2. Способствовать развитию нравственных качеств учащихся.
  3.Обучать навыкам группового взаимодействия, умение работать в команде.  


  Технологии: технология проблемного обучения, информационные технологии, групповая технология.
 



  Эпиграф. "Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире".


  Содержание классного часа.  
 
  
 Красиво жить не запретишь
 И с Божьей помощью быть может,
 Ты где-то, в чем-то победишь,
 И верю, Бог тебе поможет!
 Поможет Он тебе любить,
 Быть добрым, честным и бесстрашным,
 Добро на всей земле дарить
 И жить в гармонии, в мире нашем!
 Я знаю, много есть всего,
 Чего бы ты хотел увидеть.
 Я знаю, есть добро и зло,
 Есть те, кого можно обидеть!
 Есть те, кто обижал тебя,
 Весь мир ты можешь упрекать.
 Поверь, всем надо жить любя.
 Поверь, надо уметь прощать!

Учитель. Добрый день, ребята! Как прекрасно, что человек живет не один на свете. Каждый должен это понять и почувствовать. 
  Скажите, а какие качества вы больше всего цените в людях? 
Дети зачитывают свои списки положительных качеств. Из ответов учащихся преобладают качества: доброта, забота, помощь, человечность и т.д. 
  
Тема нашего классного часа «Милосердие .Нужно ли оно в наше время?»

  Учитель: Что же такое милосердие? Как вы думаете? (отвечают дети)

  Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие».
(определение напечатано крупным шрифтом)
Назовите слова близкие по значению к слову милосердие (например: чуткий, отзывчивый, внимательный).  
 ( схема на доске в виде солнца, лучи которого согревают нас) давайте сейчас дадим имя каждому солнечному лучу из тех слов, что вы назвали Итак.. 
Вот сколько понятий включает в себя всего одно слово, но какое слово. 
Однажды учёные спросили многих людей: скажите, пожалуйста, каким характером вы бы хотели обладать?
Большинство ответило: «Я хотел бы быть твёрдым, решительным»
- А вы? (вопрос к ребятам?)

Тогда спросили людей: «А какими вы хотели бы видеть других?»

И почти все ответили: добрыми, милосердными.

- А вы? (вопрос к ребятам?)

Но вот беда – все чаще мы видим в современной жизни совсем другое. Около 500 тысяч брошенных детей при живых родителях – результат жестокости и эгоизма. Человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле, как будто это стало делом привычным. 
(Чтение отрывка из очерка « О милосердии» Д. Гранина)...

• Термин «милосердие», к сожалению , непопулярен сегодня. «Сестра милосердия», «брат милосердия» в словаре даны как устаревшие сочетания слов. 

Да, время жестоко. Многие люди живут в бедности, даже в нищете, многие взрослые не имеют работы, алкоголизм, наркомания. И очень много жестоких людей. Как теперь жить? В страхе забиться в угол? Самому стать жестоким, уверяя себя: «Если все люди злые, то и я буду таким же».

Нет, нет и нет! Мир всегда был жестоким, но всегда были люди, которые не ожесточались в ответ и старались быть добрее, старались любить людей и любить свой мир, свой век, своё время – потому что это же наше время, другого для нас не будет.

Класс делится на группы ( при помощи подаренных сувениров разных цветов).

Обсуждение в группах:

1. Нужно ли милосердие в нормальной, повседневной жизни? Почему? Если «да», то где можно проявить акт милосердия? Обосновать.
2. Нужно ли проявлять милосердие к бомжам, пьяницам, наркоманам…? Обосновать. Были ли в вашей жизни случаи проявления милосердия к таким людям? Обосновать.
3. Как вы считаете, нужно ли приносить себя в жертву ради помощи другим людям? Почему? А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим? Обосновать.

Идет беседа

Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, повседневной жизни. В нашей стране есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердия. Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи. Для них очень важно неформальное, деликатное участие.

Вывод:

 Помогать нужно всем, кто просит и ждет нашей помощи. Всем тем, кто обделен вниманием. И тут не надо раздумывать и пытаться выстроить в своем сердце «очередность». Помогать нужно до тех пор, пока есть такая возможность и силы. И не обманывать себя мыслью, что не уверен в своих силах, а потому лучше уж и совсем не начинать. Даже если мы пришли в больницу или детский дом всего только несколько раз, а потом поймем, что это нам не под силу — главное, что первый шаг уже сделан, и это, возможно, изменит чью-то жизнь .

Музыка « Маленького принца»

Мы заканчиваем классный час. На прощание давайте зажжём свечу и, передавая её из рук в руки, скажем друг другу доброе слово, пожелание (передают свечу)

И я вам советую: вечером, перед тем, как уснуть, подумайте: кого я сегодня простил? Чего от меня стало сегодня в мире больше – злобы или милости? 
И закончить классный час я хотела бы следующими стихами, вдумайтесь в них, проникнитесь ими:
Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живёт в нас сострадание,
Пока мечтаем мы и буйствуем,
Есть нашей жизни оправдание.


"О   МИЛОСЕРДИИ "

(беседа)

Классный руководитель

МОУ «Гимназия»

г.Тырныауза КБР

Криворотова Л.Н.



Цель: усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.



Эпиграф. "Без сострадания,  милосердия  невозможно жить в мире".

Зигфрид Ленц

  • Помнящий добро никогда не сотворит зла.

  • Помоги, раздели беду - и твоя не так давить будет.

  • Радость у кого-то - порадуйся за  него . В твоей душе посветлеет.

  • Любите друг друга. Любовь как благодатный дождик, после  него  даже сквозь самую твердую почву обязательно травка пробьется.

  •  Милосердие  - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

"Красота светит всем, но не каждому, не каждый в состоянии встретить ее. Но бывает - не красота, а что-то другое лучится в улыбке, в глазах человека, что-то на редкость удивительное, небывало хорошее".

Сегодня я приглашаю вас к разговору о  милосердии .



Как вы понимаете значение слова " милосердие "?

Приведите примеры  милосердия  из прессы, литературы, жизни.



Идет беседа

Вот так много фактов людского участия, щедрости, красоты человеческой души.  Милосердие  - готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.



 Милосердие  - традиционная черта россиян.

"Вернемся" на столетие назад.



В 1890 - 1894 гг. в России расходовали на дела милосердные за год:

  • в Санкт-Петербурге - 1981327 рублей;

  • в Москве - 1813060 рублей;

  • в Одессе - 709863 рубля;

  • в Риге - 504556 рублей.

Невозможно сравнить города те и нынешние, ну и, покупательную способность рубля тоже:

  • 7- 9 рублей стоила корова;

  • 3 - 5 рублей - костюм тройка;

  • 25- 40 рублей в месяц - зарплата квалифицированного рабочего.

В 1896 году благотворительных обществ, братств, попечительств насчитывалось по всей России 3555.

А сколько их интересно сегодня?

Кому они помогают?



Идет беседа



Сегодня мы поговорим об одном из главных  в   наше   время , на мой взгляд, нравственных понятий. А что это за понятия, ответите вы, прослушав пересказ очерка известного писателя Даниила Гранина (чтение очерка Д.Гранина «О  милосердии ).

  • Почему мог произойти такой случай?

  • Откуда же в людях равнодушие?

  • Почему бездушие, жестокость стали нормальными?

  • Почему утрачивается чувство  милосердия ?

Беседа по содержанию

    • Какую проблему поднимает Д. Гранин?

    • По какому поводу собирается он бить тревогу?

    • Об отсутствии какого нравственного начала в человеке тревожится? ( милосердие ).

    • Как вы понимаете значение этого слова?

(несколько ответов)

      • Найдем синонимы к слову « милосердие »

      • Подбор антонимов

      • А сейчас я попрошу вас подобрать антонимы к слову « милосердие ».

 Милосердие . Антонимы: равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.

Беседа « Нужно   ли   милосердие   в   наше   время ?»

        • Каких же слов больше получилось синонимов или антонимов?

        • Каких людей больше в нашей жизни? Отзывчивых или равнодушных?

        •  Нужно   ли   милосердие   в   наше   время ?

        • В чем  оно  проявляется? Примеры.

        • В чем причины людского равнодушия и невнимания?

        • Можно  ли  воспитать  милосердие  в себе?



Домашнее задание учащимся: Прочитайте материал о людях, несущих добро в нашу жизнь, посвятивших себя служению другим людям. Кратко рассказать о них.

Мать Тереза

Императрица Александра Федоровна (стихотворение Есенина)

Движение сестер  милосердия 

Красный крест

Доктор Л. Рошаль



Термин " милосердие " несколько не популярен сегодня. "Сестра  милосердия ", "Брат  милосердия " в словаре даны как устаревшие сочетания слов.



-  Нужно   ли   милосердие  сегодня?



Идет беседа

Изъять  милосердие  - значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Подлинное  милосердие  бескорыстно.



Однажды замечательного хирурга, изобретателя принципиально новых аппаратов для излечения травматизма доктора Г.А. Илизарова спросили: "Вы так много работаете для других, а когда же вы работаете для себя?" Врач - целитель страшно удивился: "Живу так, а не иначе, не потому что должен, а потому, что хочу помочь большему количеству людей".



Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.



Террористические акты, наводнения, землетрясения - это аварийные ситуации.



-  Нужно   ли   милосердие  в нормальной, повседневной жизни?

-  Нужно   ли  помогать пожилым, больным, бедным людям?



Идет беседа



Действительно, куда чаще  милосердие  и сочувствие требуются в нормальной, повседневной жизни. В нашей стране есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и  милосердия . Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи. Для них очень важно неформальное, деликатное участие.



Ученик читает стихотворение Э. Асадова.



Падает снег, падает снег –

Тысячи белых ежат…

А по дороге идет человек,

И губы  его  дрожат.



Мороз под шагами хрустит, как соль.

Лицо человека – обида и боль.

В зрачках два черных тревожных

флажка

Выбросила тоска



Измена? Мечты  ли  разбитой зов?

Друг  ли  с подлой душой?

Знает об этом только он

Да кто-то еще другой.

Случилась катастрофа, пожар, беда –

Звонки тишину встревожат.

У нас милиция есть всегда

И «Скорая помощь» тоже.



А если просто падает снег

И тормоза не визжат,

А если просто идет человек

И губы  его  дрожат?



А если в глазах у  него  тоска –

Два горьких черных флажка?

Какие звонки и сигналы есть,

Чтоб подали людям весть?!



И разве тут может в расчет идти

Какой-то там этикет,

Удобно иль нет, к  нему  подойти,

Знаком ты с  ним  или нет?



Падает снег, падает снег,

По стеклам шуршит узорным.

А сквозь метель идет человек,

И снег  ему  кажется черным…



И если встретишь  его  в пути,

Пусть вздрогнет в душе звонок,

Рванись к  нему  сквозь людской поток.

Останови! Подойди!



- Как вы считаете,  нужно   ли  приносить себя в жертву ради помощи другим людям?

- А можно  ли  приносить в жертву одних людей ради помощи другим?

-  Нужно   ли  проявлять  милосердие  к "падшим" людям: бомжам, пьяницам, наркоманам…?

Идет беседа



Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга.

ПАМЯТКА «ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ»

( Перечень примерный, каждый кл.руководитель самостоятельно прорабатывает памятку с классом)



        1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.

        2. Умейте видеть достоинства людей, ценить их.

        3. Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.

        4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

        5. Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.

        6. Старайтесь прийти на помощь в  нужный  момент.

        7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.



Предлагаю продолжить работу по теме классного часа.



1 группа

          • Прочитать материал о сестрах  милосердия . Кратко рассказать о них.

          • Вспомнить стихотворение И.С. Тургенева «Два бочага».

          • Как вы  его  понимаете?

2 группа

            • Прочитать продолжение статьи Д. Гранина «О  милосердии ».

            • Какой совет дает он читателю?

3 группа

              • Прочитать цитаты, пословицы, поговорки.

              • Обдумайте их. Объясните значение.

4 группа

                • Составить памятку, жизненные правила, которые помогут нам жить так, чтобы  милосердие  согревало жизнь.



«О  МИЛОСЕРДИИ » Д. Гранин

В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал... Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.
С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу — рот разбит.
Решил повернуть назад, домой.
Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не  нужно   ли  помочь. Я запомнил лица многих людей, — видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи...
Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.
Позже я раздумывал над этой историей. Могли  ли  люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд  ли  и производил такое впечатление. Но даже если и принимали за пьяного — они же видели, что я весь в крови, что-то случилось — упал, ударили, — почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить  времени , сил «меня это не касается» стало чувством привычным?
С горечью, вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное — желание отойти, уклониться, не ввязываться — и ее? мной было. Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как  оно  пригрелось, незаметно укоренилось.
Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако» призадуматься. Персонально виноватых нет. Кого винить? Оглянулся — и причин видимых не нашел.
Раздумывая, вспоминал фронтовое  время , когда в голодной окопной вахней жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо  него . Из твоей части, из другой — было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили... Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас — о главных жизненных правилах той поры.
Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек — я, например, — может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы  милосердие  согревало нашу жизнь. (По Д. А. Гранину. Из очерка «О  милосердии »)

  • Ответьте на вопрос: «В чем вы видите причины «снижения нашей отзывчивости»?»

  • Как бы вы ответили на вопрос, заданный Д. Граниным: «Что сделать, чтобы  милосердие  согревало"


Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему

Акимова Ольга Анатольевна, учитель русского языка

Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка

1.

Тема

Подготовка к сочинению – рассуждению на морально – этническую тему (урок первый: работа над содержанием).

2.

Тип урока

Комбинированный.

3.

Оборудование

Рабочая тетрадь, демонстрационный материал, справочные материалы.

4.

Цели

Специальные:

1. Познавательные:

  • Расширить словарный запас; продолжить  работу над четырьмя видами речевой деятельности: чтением, слушанием, говорением, письмом.

2. Практические:

  • Развивать внимание к слову и его лексическому значению, обучить умению связно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

Общепредметные:

1. Познавательные:

  • Познакомить с нравственными категориями, выражаемыми в языке через слова, словосочетания, предложения.

2. Практические:

  • Формировать общечеловеческие нравственные ценности; развивать операции логического мышления.

5.

Умения и навыки

Вычленять идею, определять тему, работать с образцом, обрабатывать информацию (анализ и синтез).

6.

Межпредметные связи

Литература, музыка, изобразительное искусство.

7.

Логика урока

От восприятия к осмыслению и пониманию, запоминанию, обобщению и систематизации.

Ход урока

1. Организационный момент:

  • формирование групп;

  • выбор (ответственного) руководителя группы;

  • рабочая тетрадь.

2. Целеполагание.

- Что такое сочинение?

Сочинение- это самостоятельная творческая работа, предполагающая изложение своих мыслей на заданную тему, где процесс письма – это создание, изобретение и творение.

- Какие две самые важные задачи каждый должен решить, приступая к сочинению?

Что, о чем писать? (содержание)

Как писать? (форма)

3. Работа над содержанием.

- Определимся в первую очередь с содержанием.

Частично тема уже задана.

а) Проведём словарную работу.

(по ходу урока дети самостоятельно делают записи в тетрадях)

- Как понимаете слова мораль, этика? (карточки со словами вывешиваются на доску)

- ответы учеников

- на доску помещаем определение из словаря Ожегова.

- К какому аспекту жизни человека отнесем эти понятия? (духовно- нравственному)

- Как вы понимаете значение слова «нравственность»?

- вот какое толкование дает словарь (на доску)

б) Подбор синонимов.

- Какие качества характера человека отнесем к нравственности? (опрос)

- Как можем назвать эти слова во взаимосвязи со словом «нравственность» (синонимы)

в) Работа с текстом (пересказ с изменением лица)

- Сегодня мы поговорим об одном из главных в наше время, на мой взгляд, нравственных понятий.

- А что это за понятие, ответите вы, прослушав пересказ очерка известного писателя Даниила Гранина (художественный пересказ от 3-его лица – заранее подготовленный ученик).

г) Беседа по содержанию.

- Какую проблему поднимает Д. Гранин?

- По какому поводу собирается он «бить тревогу»?

- Об отсутствии какого нравственного начала в человеке тревожиться? (милосердие)

- Как вы понимаете значение этого слова? (несколько ответов)

- Где мы найдем синонимы к слову «милосердие» (см. «нравственность»)

д) Подбор антонимов.

- А сейчас я попрошу вас подобрать антонимы к слову «милосердие».

Тетрадь: Милосердие. Антонимы-равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие,

Злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.

-Стенд (подбор картинок: дети-беспризорники, сироты, пенсионеры, Беслан…)

4. Планирование дальнейшей деятельности.

- Каких же слов больше получилось синонимов или антонимов?

- Каких людей больше в нашей жизни? Отзывчивых или равнодушных?

- Какие вопросы вы можете еще задать, чтобы ответить на них в основной части нашего будущего сочинения? (листочки- гипотезы с вопросами)

- Нужно ли милосердие в наше время?

- В чем оно проявляется? Примеры.

- В чем причины людского равнодушия и невнимания?

- Можно ли воспитать милосердие в себе?

5. Работа в группах.

- Чтобы ответить на некоторые из этих вопросов и наметить пути своих рассуждений, проработаем дополнительный материал, приготовленный мной и некоторыми вашими одноклассниками.

Задание группам: (в конвертах-тексты, фотографии, репродукции картин), (Приложение 1).

(самостоятельная работа сопровождается музыкой)

1 гр. – Вспомните притчи о блудном сыне и добром самарянине.

- Какой нравоучительный смысл несет каждая? Чему учит?

- Как можем их использовать в своем сочинении?

2 гр. – Прочитайте материал о людях, несущих добро в нашу жизнь, посвятивших себя служению другим людям. Кратко расскажите о них.

  • Мать Тереза.

  • Императрица Александра Федоровна (стихотворение Есенина).

  • Движения сестер милосердия.

  • Красный Крест.

  • Доктор Л. Рошаль.

3 гр. – Прочитайте материал о баронессе Юлии Петровне Вревской. Кратко расскажите о ней.

Выразительно прочитайте стихотворение в прозе, посвященное ей.

Вспомните стихотворение И. С. Тургенева «Два богача». Как сможем его

Использовать в работе?

4 гр. – Прочитайте сочинение ваших ровесников по теме нашего урока.

- Как они решили поставленную задачу?

- Что вам понравилось в этих работах?

Прочитайте продолжение статьи Д. Гранина «О милосердии».

-Какой совет он дает читателю?

5 гр. – Составьте памятку, жизненные правила, которые помогут нам жить так, чтобы милосердие согревало жизнь.

(Приложение 2).

6 гр. – Прочитайте цитаты.

Обдумайте их. Обьясните значение.

- Как сможем использовать в работе?

(Приложение 3).

6. Отчет групп о проделанной работе.

(тетрадь -запись примеров, какие сможем использовать).

7. Рефлексия.

1-2-3-…предложения.

- Ответы на вопросы (на листочках- гипотезах)

(опрос по цепочке)

8. Оценивание.

- Учитель – оценки тем, кто помогал

-Группе – капитан команды

(с кратким комментированием)

9. Домашнее задание (памятка).

- разбор и ответы на вопросы учащихся

(Приложение 2).

10. Итог урока.

- Стихотворение Э. Асадова Падает снег.

Падает снег, падает снег –
Тысячи белых ежат…
А по дороге идет человек,
И губы его дрожат.

Мороз под шагами хрустит, как соль.
Лицо человека - обида и боль.
В зрачках два черных тревожных
Флажка
Выбросила тоска.

Измена? Мечты ли разбитой звон?
Друг ли с подлой душой?
Знает об этом только он
Да кто-то еще другой.

Случись катастрофа, пожар, беда –
Звонки тишину встревожат.
У нас милиция есть всегда
И «Скорая помощь» тоже.

А если просто падает снег
И тормоза не визжат,
А если просто идет человек
И губы его дрожат?

А если в глазах у него тоска-
Два горьких черных флажка?
Какие звонки и сигналы есть,
Чтоб падали людям весть?!

И разве тут может в расчет идти
Какой-то там этикет,
Удобно иль нет к нему подойти,
Знаком ты с ним или нет?

Падает снег, падает снег,
По стеклам шуршит узорным.
А сквозь метель идет человек,
И снег ему кажется черным…

И если встретишь его в пути,
Пусть вздрогнет в душе звонок,
Рванись к нему сквозь людской поток.
Останови! Подойди!



Обет милосердия М илосердие в наше время становится такой диковинкой, что о его проявлениях теперь уже снимают телепередачи и дискутируют в прямом эфире.

"О МИЛОСЕРДИИ"

(беседа)


Цель: усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.


Эпиграф. "Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире".

Зигфрид Ленц


  • Помнящий добро никогда не сотворит зла.

  • Помоги, раздели беду - и твоя не так давить будет.

  • Радость у кого-то - порадуйся за него. В твоей душе посветлеет.

  • Любите друг друга. Любовь как благодатный дождик, после него даже сквозь самую твердую почву обязательно травка пробьется.

  • Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

"Красота светит всем, но не каждому, не каждый в состоянии встретить ее. Но бывает - не красота, а что-то другое лучится в улыбке, в глазах человека, что-то на редкость удивительное, небывало хорошее". Ну что, казалось бы, необыкно-венного сделала ведущая передачи "Основной инстинкт" I телевизионного канала Светлана Сорокина удочерила девочку. А как нам тепло стало от такого сообщения. Как будто на капельку солнца прибавилось в мире!


Сегодня я приглашаю вас к разговору о милосердии.


Как вы понимаете значение слова "милосердие"?

Приведите примеры милосердия из прессы, литературы, жизни.


Идет беседа

Вот так много фактов людского участия, щедрости, красоты человеческой души. Милосердие - готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.


Милосердие - традиционная черта россиян.

"Вернемся" на столетие назад.


В 1890 - 1894 гг. в России расходовали на дела милосердные за год:

  • в Санкт-Петербурге - 1981327 рублей;

  • в Москве - 1813060 рублей;

  • в Одессе - 709863 рубля;

  • в Риге - 504556 рублей.


Невозможно сравнить города те и нынешние, ну и, покупательную способность рубля тоже:

  • 7- 9 рублей стоила корова;

  • 3 - 5 рублей - костюм тройка;

  • 25- 40 рублей в месяц - зарплата квалифицированного рабочего.


В 1896 году благотворительных обществ, братств, попечительств насчитывалось по всей России 3555.


А сколько их интересно сегодня?

Кому они помогают?


Идет беседа

В тяжелые годы Великой Отечественной войны, в голодной окопной жизни было исключено, чтобы при виде раненого пройти мимо. Помогали, тащили на себе, подвозили.


Обсуждение видеофрагмента

Демонстрируется фрагмент видеофильма

"Фронтовой санбат".


И после войны самые добрые, самые горячие чувства взаимопомощи, взаимообязанности сохранялись. Люди делились всем. Тысячи детей, оставшихся без родителей, были усыновлены и удочерены.


Но вот беда - все чаще мы видим в современной жизни совсем другое. Около 500 тыс. брошенных детей при живых родителях - результат жестокости и эгоизма. Человек считает воз-можным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле.


Чтение и обсуждение статьи

(Ю.Владимирова "Жестокие игры" из газеты "Новый мир" от 26 июня 2004 г. или С.Березиной "Месть стаи" из журнала "Воспитание школьников" № 2, 1996 г.)


  • Почему мог произойти такой случай?

  • Откуда же в людях равнодушие?

  • Почему бездушие, жестокость стали нормальными?

  • Почему утрачивается чувство милосердия?


Милосердие убывало не случайно. Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий никому не позволяли оказывать помощь семьям пострадавших, нельзя было приютить детей арестованных, сосланных. Людей заставляли высказывать одобрение смертным приговорам. Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. Чувства, подобные милосердию, рассматривались как подозрительные, а то и преступные.


Обсуждение гл. 6-8 повести

Б.Васильева "Завтра была война"

(Отец Вики Люберецкой арестован. Намечено собрание, которое должно решить комсомольскую судьбу дочери "врага народа". Вика не может отказаться от отца. Молчаливое сочувст-вие девочке со стороны большинства учителей, директора, од-ноклассников, но не всех. Смерть Вики Люберецкой.)


Милосердие, действительно, могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, нарушать закон-ность, избивать, уничтожать.

Порой зародыш жестокости бывает таким микроскопич-ным, что его подчас очень трудно разглядеть. "- Ну, побей, по-бей бабушку, - говорит с умилением старая женщина трехлет-нему крепышу. - Ух, какой ты у нас сильный - пресильный, смотри как бабушке больно!" И такими невинными забавами внушается ребенку мысль, что причинять боль другому забавно и что в этом твоя сила, которой окружающие восхищаются.


Термин "милосердие" несколько не популярен сегодня. "Сестра милосердия", "Брат милосердия" в словаре даны как устаревшие сочетания слов.


- Нужно ли милосердие сегодня?


Идет беседа

Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Подлинное милосердие бескорыстно.


Однажды замечательного хирурга, изобретателя принципиально новых аппаратов для излечения травматизма доктора Г.А. Илизарова спросили: "Вы так много работаете для других, а когда же вы работаете для себя?" Врач - целитель страшно удивился: "Живу так, а не иначе, не потому что должен, а потому, что хочу помочь большему количеству людей".


Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого чело-века. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.


Террористические акты, наводнения, землетрясения - это аварийные ситуации.


- Нужно ли милосердие в нормальной, повседневной жизни?

- Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям?


Идет беседа


Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, повседневной жизни. В нашей стране есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердия. Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи. Для них очень важно неформальное, деликатное участие.


В стихотворении "Памятник" А.С. Пушкин подводит итог своей поэзии:


И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.


Как бы ни трактовали последнюю строку, в любом случае, она есть прямой призыв к милосердию.


Этот пушкинский завет пронизывает творчество Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, современного прозаика Г. Гальего. Эти писатели обращались к героям униженным и несчастным, падшим, таким, как Сонечка Мармеладова, Катюша Маслова.


  • Как вы считаете, нужно ли приносить себя в жертву ради помощи другим людям?

  • А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим?

  • Нужно ли проявлять милосердие к "падшим" людям: бомжам, пьяницам, наркоманам…?


Идет беседа


Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга, будьте готовым:am

Грехи любимых, без сомненья
Умейте сердцем отпустить,
Чтобы самим не ждать прощенья
За то, что не смогли простить.
Не ставьте гордость во приОре
Блефуя чувствами на Вы.
Ведь так случиться может вскоре,
Что не осилите игры.
И чтобы приступ сожаленья,
Вас не коснулся в поздний час
Умейте тем давать прощенье,
Кто его требует от вас.
Не про себя, а в полный голос,
Без самолюбия преград.
Чтоб ваше сердце не боролось
С обидой разума...сто крат.
Прощать умейте в одолженье
Не для проформы, а взаймы.
Ведь может выйти, что в прощеньи
Нуждаться будете и вы.
(Москалёв Сергей)

ПРОЩАТЬ НАДО УЧИТЬСЯ

(из сочинений-размышлений студентов 2-го курса педагогического вуза)

Прощение – это свойство человеческой души и сердца. Человек должен уметь прощать себе подобных… По-моему мнению, надо прощать людей потому, что Человек есть человек, он делает ошибки в течение всей своей жизни. Человек должен прощать всех людей, т.к. когда человеку не можешь простить, то у тебя к этому человеку возрастает ненависть, недоверие, отвращение, а это плохо. Людей надо обязательно прощать за их ошибки, и они будут прощать вас за ваши ошибки… Любовь это что-то высшее у человека. Так зачем этим пренебрегать, надо любить людей, а не ненавидеть (Игорь К.)

А может быть простить – это понять? А если поймёшь человека, автоматически не будешь держать зла. Ведь понять, это значит согласиться с тем, что в данной ситуации ты возможно поступил бы также… Прощение прощающему ещё более необходимо, чем тому кому оно адресовано, т.к. привязанность ко злу делает человека не просто несвободным, оно делает его рабом. Мысли о мести съедают его изнутри, не давая развиваться даже зачаткам хороших качеств (Ольга С.)

Каждому человеку необходимо научиться прощать. Ему будет легче в жизни, он будет притягивать своей душевной добротой и пониманием людей, он будет в мире с самим собой, и наверное, ближе к Богу (Оксана П.)

Прощение” является главной преградой для человека, потому что гордости в нём больше, чем благосклонности… (Светлана О.)

Мы должны прощать друг другу всё, а уже Бог решит кого и за что наказать (Елена Л.)

Если ты решил человека простить, то лучше его простить и не вспоминать об этом уже никогда, и самое главное – прощение должно идти из глубины души, а если прощение идёт не из глубины души, это ведь считается большим грехом… (Виктория Ф.)

Когда мы спрашиваем себя, стоит ли прощать людей, мы должны спрашивать себя: “Стоит ли нам любить людей?” Эти два понятия для меня неразрывно связаны. Если человек любит другого человека – он простит его и, чем больше он его любит, тем большее он способен ему простить. Если же мы любим себя гораздо больше другого человека, то нанесённую себе-любимому обиду мы этому человеку не простим никогда. Ведь прощаем же мы сами себе практически все поступки, оправдываем все неправильные ходы и действия, оправдываем, потому что любим. И лишь наша эгоистичность и недостаток любви к другим людям не позволяют по-настоящему простить и оправдать другого человека.

В конце концов, затаённая обида наносит вред и самому человеку, затаившего её, как и всякий дистресс, особенно длительного воздействия, он “съедает” нас изнутри; этим мы прямо портим своё же здоровье. Затем, если мы не можем простить людей, вполне адекватно ожидать того же и от них, а кому этого хочется?

И наконец, наши обиды и гнев мешают нам полнее радоваться жизни, а есть ли что-то важнее?.. Неумение прощать, это несомненно “минус”, за который каждый человек наказывает себя сам (Евгений Д.)

Прощать необходимо. Нельзя судить людей за совершённые ими действия, нужно поставить себя на их место и найти какое-то оправдание. Возможно, если мы будем прощать друг другу небольшие обиды, не будет и больших обид (Дарья Ф.)

Что такое прощать? Это значит уметь любить и не хранить зло на человека, который совершил его. Зло порождает зло. И умение прощать является одним из прекрасных свойств и качеств человека  (Анна М.)

Всё-таки надо прощать всё и всем, и тогда люди станут добрее… И может быть, если я научусь прощать всё, даже предательство (может быть это то зло, которое я когда-то причинила другому человеку и оно ко мне вернулось), то моя душа будет чиста и мне легче будет жить (Татьяна Н.)

 

Главное простить в душе, сердцем, а не внешне. Порой это бывает трудно сделать сразу, но “время лечит”. Простить лучше поздно, чем никогда… Прощать трудно, но необходимо всегда ставить себя на место обидчика. Ведь завтра ты можешь быть на его месте и так же просить прощения, к тому же “как аукнется, так и откликнется”. Прощать нужно, а судит пусть жизнь (Ольга Г.)

Если уметь прощать, тебя уже никто не обидит. И каждая обида указывает только на твой недостаток, который лучше искоренить. Обиды постигают до тех пор, пока не будешь выше их (Светлана С.)

Господь любит всех и прощает всем, почему же человек может позволить себе не простить кого-либо (Лидия С.)

Человек должен научиться прощать точно также, как научился ходить, разговаривать… (Алексей С.)

Простить нужно всё. Как бы тебе не было плохо, трудно, обидно, по “Высшим” законам ты должен простить (иначе будет ещё хуже самому себе)…Простить – значит забыть (Елена Б.)

Нельзя обиде, гневу или презрению затмить разум и, обвиняя во всём провинившегося перед вами человека, лишить его своего прощения…Нужно попытаться понять почему этот человек так поступил. И в конечном итоге, хорошенько обдумав, взвесив и разложив по полочкам все свои за и против, мы должны простить. Простить и жить дальше, ведь мы живы, жизнь продолжается и всё хорошее ещё впереди  (Александр Ц.)

Человек, который умеет прощать – умеет любить людей, себя и жизнь в целом (Идия К.)

Прощение – это прежде всего победа разума, воли, доброты над собой, во имя хорошего, светлого в отношении друг к другу (Катерина Ш.)

Почему надо прощать? Да хотя бы согласно той вечной истине, которая гласит: “Поступай с другими так же, как хочешь, чтобы поступали с тобой”. Я почему-то не могу найти убедительных причин и доводов, чтобы убедить человека, что прощать необходимо, потому что этот вопрос для меня не теорема, которую можно доказать, а аксиома, которая верна по своей природе, она очевидна и не требует никаких доказательств (Екатерина Б.)

 

Простить на самом деле можно всё. Если же мы не простим человека и будем думать о том как он поступил, тем самым мы станем источником отрицательной энергии, которая будет рождаться в нас и направляться на этого человека. А эта энергия может повредить человеку психически, физически и в первую очередь духовно, смотря в каком виде она придёт к нему. Таким образом, не простив кого-то, мы поступаем ещё хуже и в данной ситуации мы будем виноватей всех, принеся горе человеку, а тем самым и своей душе…

Надо уметь прощать! (Олеся Г.)

Чтобы научиться прощать, надо научиться видеть человека в различных ситуациях, так поставить себя на место другого человека и посмотреть, чтобы ты сделал на его месте.

Прощать надо учиться всех (Евгений Л.)

Прощать – это значит не держать зла на тех, кто причинил вред (зло) тебе или твоим близким (Сергей Л.)