Классный час
«Мы разные, но мы вместе!»
Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.
Задачи:
Дать представление о том, что такое толерантность и какими качествами должен обладать толерантный человек.
Развитие коммуникативных навыков.
Воспитание чувства уважения друг к другу.
Оборудование: презентация, раздаточный материал.
Ход классного часа
Организационный момент
Ребята, поприветствуйте друг друга хорошим настроением и улыбкой.
(Слайд 1)
Введение в тему
Послушайте притчу
Жила-была девушка по имени Любовь. Скучно ей стало жить одной на свете. Вот и обратилась она к старому, седому волшебнику:
- Помоги, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю жизнь.
- Приходи ко мне завтра утром…
Любовь пришла в условленное место и видит, стоят пять девушек одна другой краше.
- Вот, выбирай, - их зовут Радость, Доброта, Печаль, Удача, Красота.
(Слайд 2)
- Они все прекрасны, не знаю, кого и выбрать.
- А кого бы выбрали вы? Почему? (ответы детей)
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
- Почему Любовь выбрала Доброту? (ответы детей)
Что такое Доброта? (доброе отношение между людьми, терпимость друг к другу, сострадание и милосердие, умение прощать).
Знакомство с новым понятием
Да, всё, что вы перечислили, а также, умение принимать других такими, какие они есть, терпимость к чужим мнениям, поведению, уважение прав других, сотрудничество, уважение человеческого достоинства - все эти понятия можно назвать одним словом - толерантность.
Не всем знакомо и понятно это слово, но мы живем в обществе, где каждый общается друг с другом, поэтому смысл и значение его очень важны для нас.
Именно поэтому - 16 ноября объявлен Международным днем Толерантности.
(Слайд 3)
Закрепление понятия «толерантность»
И как солнце согревает своими лучами землю, так и мы должны согреть друг друга лучиками своего тепла.
Давайте объединим наши лучики, и пусть сегодня засияет солнце.
На ваших столах они лежат, каждый берет по одному лучику, выходит, читает, что на нем написано и прикрепляет на доску (учитель прикрепляет круг). Вот это все и называют толерантностью.
(Слайд 4)
Наблюдая за отношениями между людьми, мудрецы заметили:
Посеешь поступок – пожнешь привычку, Посеешь привычку – пожнешь характер, Посеешь характер – пожнешь судьбу.
(Слайд 5)
Многие наши поступки становятся судьбоносными. Как часто от маленького и необдуманного поступка, зависит наша судьба. Мы считаем, что поступаем правильно, но, к сожалению, это не всегда так.
Я хочу предложить вам разыграть сценку, которая называется “Две дороги”.
Сценка
Девочка и мальчик гуляли по городу. На асфальте сидел плохо одетый человек и стонал, в его глазах стояли слезы.
Девочка: - Подожди, я подойду к нему.
Мальчик: - Не вздумай, он грязный.
Девочка: - Отпусти, у него сломана нога и кровь на штанине.
Мальчик: - Он сам виноват, работать надо! Зачем ему помогать?
Девочка: - Я все равно пойду.
Мальчик: - А я не пущу, не смей общаться со «всякими».
Девочка: - Ему же больно! Больно, понимаешь? Надо помочь (девочка отталкивает мальчика)
Девочка: – (обращается к мужчине) Что с вами?
Мужчина: - Я сломал ногу и не знаю, где больница, я не из этого города. Мне очень больно.
Девочка: - Я вызову скорую помощь (обращается к мальчику) – Дай «мобильник»
Мальчик: - Вот еще!
Девочка: - Я больше знать тебя не хочу.
Мальчик: - Из-за этого бомжа мы поругались и расстались? Ты пожалеешь об этом!
Мужчина: - Спасибо девочка, у тебя доброе сердце, ты совершила хороший поступок и обязательно найдешь свое счастье.
1.А вы, ребята, как думаете, почему мальчик отказался помочь?
2. Как бы вы поступили в этом случае?
3. Что вы можете сказать о поступке девочки?)
(ответы детей)
Сделав хороший поступок, человек сам становится лучше, чище, светлее. Но, не надо забывать, что поступки бывают разные – и хорошие, и плохие. Какими бы не были поступки – они неизменно входят в наши привычки.
Ведь недаром мудрость гласит: Посеешь поступок – пожнешь привычку.
Мы сказали, что поступки могут быть хорошими и плохими, Что вы можете сказать о привычках? Они могут ли быть хорошими и плохими. А как мы называем плохие привычки? (Вредные)
Многие вредные привычки влияют на здоровье. Назовите их:
(Алкоголь, курение, наркотики)
Послушайте мой совет: Каждый должен стремиться избавиться от вредных привычек сам и помочь другим.
Мне хотелось бы знать, можете ли вы контролировать свои привычки? Давайте это проверим.
Игра: нос, пол, потолок.
Вы должны, глядя на меня, указывать на то, что я говорю, а не то, на что показываю.
Многие показали сегодня хороший результат. Но многим еще предстоит поработать над собой.
Посеешь привычку – пожнешь характер.
Приобретая те или иные привычки, мы формируем свой характер. У каждого человека он свой.
Вы со мной согласны?
Отчего это зависит? (ответы детей)
(От семьи , от воспитания ,от окружения, от социального положения.)
На нашей планете около 5 млрд. жителей. Посмотрите как много людей на Земле!
(Слайд 6)
Но среди них мы не найдём двух совершенно одинаковых людей. Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худенькие, лысые и с косичками, умные и не очень.
Каждый человек – это целый мир! И каждый должен стараться стать лучше.
Поразмышляем над вопросом: «Какой Я?»
У вас на столах лежат листы, на одном я предлагаю написать за 1 минуту ваши положительные черты характера, а на другом отрицательные.
Пожалуйста, прочитайте только положительные черты вашего характера.
(Дети зачитывают свои положительные черты характера.)
Мы не будем озвучивать отрицательные черты, а вы постараетесь от них избавиться.
И сделаем это необычно. Главное условие: не смотреть друг на друга и не задавать вопросов. Повторите! Какое главное условие? Итак, начинаем.
Игра
Возьмите лист, сложите его пополам, еще раз сложите и еще раз. Оторвите левый угол, оторвите правый угол, сложите еще раз пополам, оторвите левый угол, оторвите правый угол.
Разверните и посмотрите, что у вас получилось, покажите всем.
Вот видите, выполняя одни и те же действия, получили разный результат, потому что мы разные.
Какими качествами характера обладает человек, такую и судьбу он себе создаст. А судьба – это и есть наша жизнь.
Таким образом, Посеешь характер – пожнешь судьбу.
5. Обобщение
Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково, но для этого нам надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.
Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путём? А можем ли мы изменить себя?
Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нём хорошие, добрые слова. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали. Давайте и мы с вами докажем друг другу, что мы добрые, понимающие, толерантные люди. Для этого мы воспользуемся методикой незаконченного предложения: «Спасибо за то, что ты…» Доскажите это предложение соседу по парте.
Вот, ребята, вы и доказали, что вы можете жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т. е. быть толерантными.
(Слайд 7)
Я пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в этот мир
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам,
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.
Потому что я – это я, а ты – это – ты.
Итог
Вы сказали сегодня друг другу много добрых слов. Пусть дружба всегда царит в нашем классе, и тогда мы сможем одолеть любые трудности.
(Слайд 8)
Толерантность - это дружба,
Труд и уважение.
И для нас она не служба,
А одно спасенье.
Толерантным будь всегда!
Ненависть откинь ты.
И гуманность навсегда,
Закрепи ты в мире.
Совладать сумей с собой,
Слушай своих близких.
В мире мы живем семьей,
Нет поступков низких!
Доверяй своим друзьям!
Будь, терпим и вежлив!
Не кричи по пустякам!
Не кати ком снежный!
Кто в беде покинет друга,
Сам узнает горечь бед,
И на сердце будет вьюга,
Если дружбы в сердце нет!
7. Рефлексия
А теперь мне отвечаем хором:
-Мы разные?
-Мы равные?
-Нам нет преград для дружбы?
-Друг друга будем уважать?
-Нам ссориться не нужно!
Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наш город и наша страна всегда будут маленькими Планетами Толерантности для всех!
Песня («Я рисую на стекле…»)