II Всероссийский дистанционный конкурс
среди классных руководителей на лучшие методические разработки
воспитательных мероприятий
Гражданское воспитание;
Тематическое направление
Классный час (с формой ролевой игры) «Мы в ответе за свои поступки»
Тема методической разработки
Автор: Васюкова Елена Александровна,
Классный руководитель 7 класса
Муниципальное казённое общеобразовательное
учреждение Гыданская школа-интернат
среднего общего образования
имени Натальи Ивановны Яптунай.
Пояснительная записка
Тематическое направление.
Гражданское воспитание — это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс освоения детьми и молодежью навыков демократического самоуправления, укрепления ответственности индивида за политический, нравственный и правовой выбор, за поддержание законопорядка, обороноспособности страны, за максимальное развитие личностью собственных творческих способностей, их реализацию в интересах прогрессивного устойчивого развития общества и достижения собственного жизненного успеха. Гражданское воспитание позволяет человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. Нравственная культура базируется на общечеловеческих моральных ценностях, а правовая культура выступает в качестве субъективной основы и предпосылки существования правового государства, для которого характерна высокая степень востребованности гражданских качеств людей.
Тема воспитательного мероприятия и обоснование её выбора.
Классный час под названием «Мы в ответе за свои поступки» направлен на создание условий для формирования у обучающихся норм социально приемлемого поведения, ответственности за свои действия, профилактику правонарушений несовершеннолетних, пропаганду правовых знаний у школьников 7 класса. Актуальность: Проблема правового воспитания ребёнка остаётся актуальной в современной школе. Именно здесь происходит становление интересов и ценностных ориентаций человека. Особое внимание должно уделяться детям среднего школьного возраста. Так как в этом возрасте активно формируется мировоззрение, ребенок подвержен влиянию окружающих его людей. Этот факт подтверждает и статистика, поскольку в волну преступности чаще всего оказываются втянутыми несовершеннолетние.
1.3. Целевая аудитория: Данный классный час разработан для школьников 6‒7 класса, но также подходит и для более старших школьников. Данное мероприятие может быть адаптированно под определенный возраст школьников, предполагает, как первичную профилактику, так и работу с детьми девиантного поведения.
1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя.
Построение системы воспитательной работы в классе является объективной необходимостью, так как мероприятия, вписанные в систему и связанные между собой, действительно помогают классному руководителю достичь воспитательной цели. В построении системы воспитательной работы я опираюсь на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, творческую и коммуникативную. Вся деятельность по моделированию, построению и развитию системы воспитательной работы в классе направлена на формирование творческой личности, обладающей рядом таких гибких навыков, как критическое мышление, умение работать в команде, эмоциональный интеллект, социальный интеллект, креативность. Для достижения данной цели были намечены следующие задачи:
изучение индивидуальных особенностей ребенка;
анализ увлечений и интересов учеников;
подбор мероприятий, отвечающих правовой культуре учеников, с целью применения знаний в социуме;
поиск способов проявления творческих способностей детей.
1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.
Цель: создание условий для формирования у обучающихся норм социально приемлемого поведения, ответственности за свои действия.
Задачи:
активизация разъяснительной работы среди обучающихся и по вопросам правопорядка;
привлечение самих обучающихся к укреплению правопорядка в школе;
повышение самосознания обучающихся через разнообразные формы работы.
развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию.
формировать у обучающихся понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям.
Планируемые результаты:
Формирование у учащихся навыков осознанного выбора жизненного пути.
Формирование психологической готовности учащихся сделать выбор, соответствующую умениям и увлечениям.
Расширение кругозора учащихся.
Развитие правового интеллекта и критического мышления учащихся.
Развитие у учащихся навыков планирования мероприятий.
1.6. Форма проведения: Классный час (с формой ролевой игры). Коротко проигрывается проблемная ситуация, после чего ученики имеют возможность ее обсудить, проанализировать и сделать выводы; такая форма помогает лучше понять проблему, прочувствовав ее через обыгрывание той или иной роли.
1.7. Педагогическая технология, методы, приёмы, используемые для достижения планируемых результатов.
информационно-коммуникативные технологии;
игровые технологии;
технология критического мышления;
групповые технологии;
Беседа.
Дискуссия. Дискуссия позволяет вовлечь детей в обсуждение поставленной проблемы, учит анализировать факты, отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать иное мнение.
Сюжетно-ролевая игра, позволяющая обсудить проблему, вызвать сопереживание, попытаться найти решение с помощью ролевой игры.
‒ карточки с заданиями;
‒ карточки с ситуациями.
1.8. Ресурсы, необходимые для проведения мероприятия:
Раздаточный материал, плакат о МРОТ, Конституция РФ, уголовный кодекс РФ, кодекс РФ об административных правонарушениях.
1.9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.
Данную методическую разработку можно использовать для организации подобного профилактического классного часа, взять за основу идею и этапы проведения мероприятия. Данную разработку можно адаптировать под другой возраст школьников, поменяв ситуации и задания, отталкиваясь от возраста детей.
Таким образом, данная методическая разработка обладает практической ценностью для воспитательного процесса.
2.Основная часть
Описание подготовки воспитательного мероприятия;
На данном этапе необходимо:
разработка концепции классного часа;
подбор материала, работа с литературой;
подготовка раздаточного материала;
разработка ситуации для сюжетно-ролевой игры;
выбрать среди учеников «актеров» и прорепетировать с ним роль.
2.2.Ход классного часа
Классный руководитель: Добрый день! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме - о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях.
Тема нашего классного часа «Мы в ответе за свои поступки»
Эпиграфом к нашему мероприятию взяты следующие слова Л.Н. Толстого (на доске):
«Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают».
Тема «преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).
Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет.
Почему? Как вы думаете? Обратите внимание на слова Л.Н. Толстого. Действительно ли «Все так делают»? Почему «невинные шалости» часто превращаются в правонарушение? Об этом мы с вами поговорим на нашем классном часе.
Задание 1
В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?
Законы записаны в Конституции РФ – основном законе государства. (Демонстрация книги.)
Кроме Конституции РФ существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс РФ», «Гражданский кодекс РФ», «Трудовой кодекс РФ», «Уголовный кодекс РФ», «кодекс РФ об административных правонарушениях».
- в нашей школе тоже есть главный документ – Устав школы. В главе 8 Устава МКОУ «Гыданская ШИ им.Н.И. Яптунай» прописаны права и обязанности участников образовательного процесса.
Давайте подумаем, какие мы имеем права… (таблички с правами вывесить на доске).
- Поговорим о наших обязанностях… (таблички с обязанностями прикрепить на доске).
Права
- получение общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
- обучение в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по индивидуальному учебному плану;
- знакомство с Уставом ОУ, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, основными образовательными программами, реализуемыми образовательным учреждением и иными документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;
- ускоренный курс обучения как форму индивидуальной программы для обучающихся, проявляющих выдающиеся способности в учении;
- выбор профиля обучения;
- получение квалифицированной психологической помощи и коррекцию имеющихся недостатков развития;
- отдых, в том числе организованный, между уроками, в выходные и праздничные дни.
- обучающимся профильных классов предоставляются широкие возможности для реализации творческих запросов различными средствами развивающей деятельности, на развитие творческих способностей во внеурочное время, факультативах, кружках;
- ребёнок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей), продолжить образование в ОУ;
- бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами;
- уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение своих взглядов и убеждений;
- свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;
- добровольное привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой;
- добровольное вступление в общественные организации;
- защиту от применения методов физического и психического насилия;
- условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья;
- льготы, установленные законодательством Российской Федерации;
- участие в управлении ОУ в форме, предусмотренной настоящим Уставом;
Обязанности
- выполнять Устав ОУ, Правила для обучающихся, приказы директора и решения органов самоуправления ОУ;
- сознательно относиться к учебе, своевременно являться на уроки и другие занятия, соблюдать порядок на рабочем месте;
- беречь имущество ОУ;
- уважать права, честь и достоинство других обучающихся и работников ОУ, не допускать грубости, насилия и бестактного отношения с ними, выполнять требования работников ОУ в части, отнесенной Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка к их компетенции;
- участвовать в дежурстве по ОУ, классу;
- быть дисциплинированными, соблюдать общественный порядок в ОУ;
- быть аккуратными и опрятными в одежде;
- не мешать образовательному процессу, стремиться к самостоятельному овладению знаниями, выполнению заданий учителя в классе и дома.
Ответственность
Исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе нарушения Устава школы.
Возмещение причиненного вреда.
За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность. Народная мудрость гласит «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность»
Задание 2
Учитель. Вам дано три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление»
Необходимо к этим понятиям найти определения.
Проступок. Правонарушение. Преступление
Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.
Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.
Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
Рассмотрим несколько ситуаций:
Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?
(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)
- Что же он все-таки нарушил, тем, что не посещал уроков в школе?
(Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.
- Устав нашей школы находится на стенде на первом этаже школы.
- Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы?
(Проступком)
- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?
(Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)
- Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.
Ситуация № 2. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В парке около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?
(это правонарушение, так как они распивали спиртные напитки в общественном месте.)
- Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».
- Представьте себе следующую ситуацию.
Ситуация № 3. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что, если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?
(эти ребята совершили преступление)
- Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
(Учитель показывает издание «Уголовный Кодекс Российской Федерации»)
- В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.
- Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.
Задание 3
Выберите из данных преступлений, за что учащиеся 14 лет несут ответственность
- убийство,
- умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью,
- кражу,
- грабеж,
- вымогательство,
- уничтожение или повреждение имущества
- терроризм
- захват заложника
- заведомо ложное сообщение об акте терроризма,
- вандализм
- хищение либо вымогательство наркотических веществ
Однако если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на профилактический учёт в подразделение по делам несовершеннолетних, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.
- За остальные преступления ответственность наступает с 16-ти лет.
Задание 4
Поработаем с уголовным кодексом РФ и рассмотрим какие наказания предусмотрены законом.
игра «Судья» (ситуации проигрывают сами обучающиеся)
«Ложный звонок»
Ситуация 1: В класс вбегает ученик:
– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!
Судья (ученик зачитывает): Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве или поджоге, создающих опасность гибели людей—наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
- Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК РФ, предусматривающая конкретное наказание!
Тоже можно сказать и о ложных вызовах пожарных. А ведь может случиться так, что при настоящем пожаре уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии, ложных вызовов скорой помощи, полиции.
«Нанесение побоев»
Ситуация 2: К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.
Судья (ученик зачитывает): Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда или арестом до трех месяцев.
- Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК РФ - побои.
– Это нас-то, маленьких?!! Какой с нас штраф? - может ответить ученик
- В этом случае действует Гражданский кодекс РФ, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере
расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ст. 1087 ГК РФ.
«Порча чужого имущества»
Ситуация 3: На перемене:
– Дай телефон, музыку послушать, а то что-то скучно!
– Не дам, он новый, только вчера купили.
– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.
Судья (ученик зачитывает): Статья 167 УК РФ - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 МРОТ, либо лишением свободы сроком до пяти лет.
-Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только человеку, но и его имуществу, а ст. 1064 ГК РФ предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред. Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь не нарочно!»), но это ст. 168 УК РФ штраф до 200 МРОТ, либо лишение свободы до двух лет.
«Угроза «болтовней»»
Ситуация 4: В классе идет спор двух учащихся:
– ... Еще раз прицепишься прибью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.
Судья (ученик зачитывает): Статья 119 УК РФ - Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.
«Оскорбление»
Ситуация 5: Две девочки в классе ссорятся:
– А ты некрасивая!!!
– А ты сама глупая!!!
Судья (ученик зачитывает): Статья. 130 УК РФ - оскорбление - штраф в размере до 100 МРОТ, либо исправительные работы на 6 – 12 месяцев.
«Осквернение зданий и транспорта»
Ситуация 6: В класс вбегают мальчишки:
– А «Динамо» выиграл, а никто не знает!
– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!
– Клево, вот люди порадуются!
– Давай на стене баллончиком напишем, чтоб лучше видно было!
Судья (ученик зачитывает): Статья 214 УК РФ – вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 МРОТ и возмещение ущерба.
- Каждый день, заходя в школу, мы видим следы пребывания наших детей. Разрисованные стены, сломанные двери, исписанные и исцарапанные парты. А знают ли детишки, что действия их попадают под статью?
- А так как гуляют детки компаниями, следовательно, и шалят компаниями (в одиночку-то страшно), то следует им знать, что по ст. З5 УК РФ совершение преступлений группой лиц - влечет более строгое наказание.
К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний (ст.88):
➣штраф;
➣лишение права заниматься определенной деятельностью;
➣обязательные работы;
➣исправительные работы;
➣арест;
➣лишение свободы на определенный срок.
Мозговой штурм. Выявление причин правонарушений (на карточках негативные и позитивные причины, дети выбирают те, которые приводят к правонарушениям)
пренебрежительное отношение к учебе, знаниям;
стремление к примитивному времяпровождению;
зависть;
преобладание материальных потребностей различных вещей и других материальных ценностей;
жадность;
резкое падение уровня жизни большей части населения;
социальная незащищенность;
неуверенность в завтрашнем дне;
стремление лица удовлетворить противозаконным способом свои интересы;
низкий материальный уровень жизни населения;
низкий уровень правовой культуры граждан;
алкоголизм и наркомания;
ответственное отношение к учебе, знаниям;
обладание внутренним миром;
Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.
Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем.
Раздать ученикам памятки.
Памятка школьнику
Дорогой друг, ты учишься в школе, в которой тебе ещё учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают одноклассники и учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.
Во-первых, не теряя времени, узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.
Во-вторых, запомни все, что касается тебя и твоего обучения.
В-третьих, ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.
В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.
В-пятых, веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.
В-шестых, ты должен аккуратно вести тетради, ведь это твоё лицо.
В-седьмых, если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.
В-восьмых, помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.
В-девятых, как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.
В-десятых, если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи классному руководителю. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.
P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.
Рефлексия. Учитель: Как видите в руках у меня две нити.
(нити прикреплены к доске, одна прямая, другая извилистая и запутанная)
- Эти нити ребята можно сравнить с жизнью.
- Вот перед вами нить прямая, что это может означать?
(Отвечают дети: полная, благополучная, счастливая семья, здоровые родители и дети, здоровый образ жизни в семье и т.д.)
- А что означает запутанная нить?
(Отвечают дети: неблагополучная семья, плохое воспитание, неудовлетворительные условия для проживания, отсутствие денег и т.д.)
- Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Вы вступили в сложный, но интересный возраст 14-15 лет. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь!
Список использованной литературы.
Закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ.
Конвенция ООН о правах ребенка.
Конституция РФ.
Уголовный кодекс РФ.
Гражданский кодекс РФ.
Семейный кодекс РФ.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
С. А. Ветошкин \\ Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Рабочая программа для студентов всех форм обучения. Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2007.
Система работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных учреждениях. // Сост.Г.А. Ромашкина.- Волгоград: ИТД «Корифей»,2006.
0Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений // Под общ. редфк.-М.:Гуманитар. изд. центр « Владодос»,2006.
Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних, взаимодействие субъектов профилактики, комплексная работа управления образованием, система работы образовательного учреждения, нормативная документация // Авт.-сост.: Е.П. Картушева,Т.В. Романенко.- М.: Изд « Глобус», 2009.
Сборник «Классный час – эффективная форма воспитания классного коллектива в системе воспитательной работы школы».