СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему "Добрые дела живут века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему "Добрые дела живут века"»

Классный час в 4 классе.

Тема: «Добрые дела живут века»

Цель: формировать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, доброту и милосердие

Задачи:

1. расширить знания школьников о доброте и о ее роли в жизни каждого человека;

2. развивать умение сопереживать, сочувствовать, внимание к близким людям,

3. воспитывать стремление совершать добрые дела, поступки.

Оборудование:мультимедиа, презентация,солнышко, карточки с пословицами, карточки с «волшебными» словами, сказочные персонажи, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, запись песни «Дорогою добра», ватман, детали аппликации:дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей.

Ход классного часа

Учитель:

- Добрый день, ребята! Каждый день мы слышим «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер». Как вы думаете, почему люди, приветствуя другу друга, желают добра?

Ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о доброте, добрых словах и поступках.

- Послушайте стихотворение Л. Никоненко «Доброта»

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час,

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты?

Что от этой доброты?

Приживаются цветы?

Рыбки, ежики, птенцы?

Я отвечу тебе прямо:

Это-мама, мама, мама!!!

- Что такое добро? Это все хорошее, доброе красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама, учитель… (дети продолжают).

- Посмотрим, что об этом говорится в словаре. (Можно зачитать определение из «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой).

- Что же такое зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье.

- Мы живем с вами на планете Земля. Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые дела.

- Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло?

- Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправились с вами на ракете в космическое пространство. Итак, мы приземлились на планету Добра.

- Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем. (ответы детей)

- А теперь вернемся на родную планету, чтобы делать добрые дела.

Стать добрым волшебником

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить

Желанье другого –

Одно удовольствие,

Честное слово!

На клумбе цветок,

Его листья повисли.

Грустит он…О чем?

Угадал его мысли?

Он хочет напиться.

Эй, дождик, полей!

И дождик спустился из лейки твоей.

А что же сестренка

Скучает в сторонке?

Волшебное что-нибудь

Сделай сестренке!

И ты обернулся

Ретивым конем –

Галопом сестренка

Помчится на нем!

Хоть мама

Еще не вернулась с работы,

Не трудно узнать

Ее думы, заботы.

«Вернусь,

Хорошо бы пошить, почитать…

Да надо с уборкой возиться опять».

И ты совершаешь великое чудо _

Пол засверкал,

Засияла посуда!

И ахнула мама,

Вернувшись домой:

- Да это, как в сказке,

Волшебник ты мой!

- Какого же человека можно назвать добрым? (ответы детей)

Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит природу и бережет ее.

Кто любит собак

Или прочих животных,

Серьезных котят

И щенков беззаботных,

Кто может любить и козла , и осла –

Тот людям вовеки не делает зла.

Р. Сеф

Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

Давайте послушаем стихотворение Агнии Львовны Барто «Признание».

- Подумайте, добрые в этих стихотворениях герои или нет.

Поди узнай, поди пойми,

Что стало с парнем лет восьми?

Он всех в один из ясных дней

Чуть не довел слез,

Его зовут – стоит как пень,

Как будто в землю врос.

- Смотри, не пей воды сырой!

Советует сосед.

Один стакан, потом второй

Андрюша пьет в ответ.

Поди узнай, поди пойми,

Что стало с парнем лет восьми?

- Придешь обедать к трем часам,-

Ему сказала мать.

Он пробурчал: - Я знаю сам…

И сам явился в пять.

- Ну что с тобой, Андрюшенька?

И сын признался ей:

- Когда я вас не слушаюсь,

Я выгляжу взрослей!

- Можно ли назвать Андрюшу добрым?

- А прибавит ли грубость ему лет?

- Станет ли он непослушания и невежливости взрослым? (ответы детей)

Да, вы совершенно правы. Невоспитанность и грубость совсем не делают человека старше.

- Как вы думаете, почему стихотворение называется «Признание»?

Послушайте другое стихотворение Агнии Барто. Оно называется «Три очка за старичка».

- За что осуждает Агния Барто Ларису в своем стихотворении?

Стоит Лариса у доски,

Девчонка в пышной юбке,

И переводит на очки

Хорошие поступки.

Вся в цифрах классная доска.

- За помощь маме – два очка,

За помощь брату-малышу

Очко Никитину пишу,

А Горчакову три очка –

Водил он в гости старичка.

- За это мало трех очков! –

Кричит Андрюша Горчаков

И вскакивает с лавки. –

Три очка за старичка?!

Я требую прибавки!

Я с ним провел почти полдня,

Он полюбить успел меня.

Стоит Лариса у доски,

Любовь кладет на счеты

И переводит на очки

Вниманье и заботы

А две подружки в стороне

Ворчат, поджавши губки:

- И трех очков не дали мне

За добрые поступки!

- И я не этого ждала,

Когда купала братца.

Тогда за добрые дела

Совсем не стоит браться!

Стоит Лариса у доски,

Девчонка в пышной юбке,

И переводит на очки

Хорощие поступки.

Ох, даже слушать тяжело,

Не верится, ребята,

Что за сердечное тепло

Нужна кому-то плата.

А если плата вам нужна,

Тогда поступку грош цена!

- За что осуждает Агния Барто Ларису в своем стихотворении?

- Почему вы так решили?

- Настоящее добро должно быть бескорыстным, мы не должно ждать платы за совершенные хорощие поступки.

- А какие хорошие, добрые поступки можете совершить вы?

- Прочитайте пословицу:

Доброе слово и кошке приятно.

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Скажите, ребята, часто ли вы употребляете добрые слова.

- Как по-другому называют добрые слова? (волшебные)

- А сейчас прочитайте еще одну пословицу и объясните ее смысл:

Доброе слово человеку что дождь в засуху.

- Какие добрые, волшебные слова мы говорим каждый день? Давайте их назовем.

Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы встречаемся в жизни. И есть приветствия и пожелания, в которых входит само слово «ДОБРО».

Добро пожаловать! (Вежливое приветствие и гостеприимное приглашение прийти, приехать, войти в дом)

В добрый час! (Пожелание удачи, благополучия при начинании какого-либо дела)

В добрый путь! (доброе пожелание тому, кто уезжает куда-нибудь).

А знает ли вы историю слова «ДОБРО»?

Это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок. Слышали ли вы и такие выражения, как «дать добро» и «получить добро».

- А как вы понимаете смысл этих слов?

Дать добро – дать согласие, разрешение на что-либо, одобрение.

Много теплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу. Но только ли добрые слова нужны людям?

- Как вы думаете, только по количеству добрых слов, которые произносит человек можно судить о том, добрый человек или нет?

- Ребята, послушайте стихотворение А. Антонова «Вежлив ли Витя или нет» и скажите, а вежлив ли Витя?

Малыша обидел Витя,

Но пред школою в строю

Витя просит:

«Извините, я ошибку признаю».

На урок пришел учитель,

Положил на стол журнал.

Следом Витя:

«Извините, я немного опоздал»

Спор давно ведется в классе:

Вежлив Витя или нет?

Разберитесь в споре нашем

И скажите нам ответ.

- Ребята, а вежлив ли Витя или нет?

Не только слова, но и дела должны быть добрыми. Ведь как гласит пословица: «Не одежда красит человека, а его добрые дела».

- Как вы думаете, трудно ли быть добрым?

- Что для этого нужно иметь?

-Ребята, вы все любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои.

Презентация

- Давайте поиграем в игру. Я называю сказочного героя, если он добрый, вы хлопаете в ладоши, а если злой – то топаете ногами. (Мальвина, Буратино, Кошей Бессмертный, Конек-горбунок, Иван-царевич, Золотая рыбка, Змей Горыныч, Карабас-Барабас, Дюймовочка, Крокодил Гена, Гуси-лебеди, Красная Шапочка, Баба-Яга, Золушка, Морозко, Кот-Базилио, Белоснежка, Водяной)

- А на какого героя вы хотели бы быть похожими?

- Давайте представим, что у каждого из вас есть маленькое солныщко. Это солнышко – доброта. Она очень нужна и вам самим, и близким вам людям, вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружает. Ведь любовь и помощь согревают как солнце. Один мудрец заметил, что человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил дерево и воспитал ребенка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.

На лист ватмана каждый ребенок наклеивает заранее заготовленный из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей. Получается красивая аппликация.

- Ребята, как назовем эту картину? («Как прекрасен этот мир»)

- Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно радостно).

Итог: - Сегодня мы много говорили о доброте. Скажите, что такое доброта? Добрые поступки, добрый человек?

- Наш классный час подошел к концу, давайте улыбнемся друг другу и споем песню «Дорогою добра»