Классный час в 4 классе.
Тема: «Добрые дела живут века»
Цель: формировать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, доброту и милосердие
Задачи:
1. расширить знания школьников о доброте и о ее роли в жизни каждого человека;
2. развивать умение сопереживать, сочувствовать, внимание к близким людям,
3. воспитывать стремление совершать добрые дела, поступки.
Оборудование:мультимедиа, презентация,солнышко, карточки с пословицами, карточки с «волшебными» словами, сказочные персонажи, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, запись песни «Дорогою добра», ватман, детали аппликации:дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей.
Ход классного часа
Учитель:
- Добрый день, ребята! Каждый день мы слышим «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер». Как вы думаете, почему люди, приветствуя другу друга, желают добра?
Ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о доброте, добрых словах и поступках.
- Послушайте стихотворение Л. Никоненко «Доброта»
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?
Что от этой доброты?
Приживаются цветы?
Рыбки, ежики, птенцы?
Я отвечу тебе прямо:
Это-мама, мама, мама!!!
- Что такое добро? Это все хорошее, доброе красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама, учитель… (дети продолжают).
- Посмотрим, что об этом говорится в словаре. (Можно зачитать определение из «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой).
- Что же такое зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье.
- Мы живем с вами на планете Земля. Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые дела.
- Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло?
- Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправились с вами на ракете в космическое пространство. Итак, мы приземлились на планету Добра.
- Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем. (ответы детей)
- А теперь вернемся на родную планету, чтобы делать добрые дела.
Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие,
Честное слово!
На клумбе цветок,
Его листья повисли.
Грустит он…О чем?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться.
Эй, дождик, полей!
И дождик спустился из лейки твоей.
А что же сестренка
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь
Сделай сестренке!
И ты обернулся
Ретивым конем –
Галопом сестренка
Помчится на нем!
Хоть мама
Еще не вернулась с работы,
Не трудно узнать
Ее думы, заботы.
«Вернусь,
Хорошо бы пошить, почитать…
Да надо с уборкой возиться опять».
И ты совершаешь великое чудо _
Пол засверкал,
Засияла посуда!
И ахнула мама,
Вернувшись домой:
- Да это, как в сказке,
Волшебник ты мой!
- Какого же человека можно назвать добрым? (ответы детей)
Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит природу и бережет ее.
Кто любит собак
Или прочих животных,
Серьезных котят
И щенков беззаботных,
Кто может любить и козла , и осла –
Тот людям вовеки не делает зла.
Р. Сеф
Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.
Давайте послушаем стихотворение Агнии Львовны Барто «Признание».
- Подумайте, добрые в этих стихотворениях герои или нет.
Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем лет восьми?
Он всех в один из ясных дней
Чуть не довел слез,
Его зовут – стоит как пень,
Как будто в землю врос.
- Смотри, не пей воды сырой!
Советует сосед.
Один стакан, потом второй
Андрюша пьет в ответ.
Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем лет восьми?
- Придешь обедать к трем часам,-
Ему сказала мать.
Он пробурчал: - Я знаю сам…
И сам явился в пять.
- Ну что с тобой, Андрюшенька?
И сын признался ей:
- Когда я вас не слушаюсь,
Я выгляжу взрослей!
- Можно ли назвать Андрюшу добрым?
- А прибавит ли грубость ему лет?
- Станет ли он непослушания и невежливости взрослым? (ответы детей)
Да, вы совершенно правы. Невоспитанность и грубость совсем не делают человека старше.
- Как вы думаете, почему стихотворение называется «Признание»?
Послушайте другое стихотворение Агнии Барто. Оно называется «Три очка за старичка».
- За что осуждает Агния Барто Ларису в своем стихотворении?
Стоит Лариса у доски,
Девчонка в пышной юбке,
И переводит на очки
Хорошие поступки.
Вся в цифрах классная доска.
- За помощь маме – два очка,
За помощь брату-малышу
Очко Никитину пишу,
А Горчакову три очка –
Водил он в гости старичка.
- За это мало трех очков! –
Кричит Андрюша Горчаков
И вскакивает с лавки. –
Три очка за старичка?!
Я требую прибавки!
Я с ним провел почти полдня,
Он полюбить успел меня.
Стоит Лариса у доски,
Любовь кладет на счеты
И переводит на очки
Вниманье и заботы
А две подружки в стороне
Ворчат, поджавши губки:
- И трех очков не дали мне
За добрые поступки!
- И я не этого ждала,
Когда купала братца.
Тогда за добрые дела
Совсем не стоит браться!
Стоит Лариса у доски,
Девчонка в пышной юбке,
И переводит на очки
Хорощие поступки.
Ох, даже слушать тяжело,
Не верится, ребята,
Что за сердечное тепло
Нужна кому-то плата.
А если плата вам нужна,
Тогда поступку грош цена!
- За что осуждает Агния Барто Ларису в своем стихотворении?
- Почему вы так решили?
- Настоящее добро должно быть бескорыстным, мы не должно ждать платы за совершенные хорощие поступки.
- А какие хорошие, добрые поступки можете совершить вы?
- Прочитайте пословицу:
Доброе слово и кошке приятно.
-Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Скажите, ребята, часто ли вы употребляете добрые слова.
- Как по-другому называют добрые слова? (волшебные)
- А сейчас прочитайте еще одну пословицу и объясните ее смысл:
Доброе слово человеку что дождь в засуху.
- Какие добрые, волшебные слова мы говорим каждый день? Давайте их назовем.
Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы встречаемся в жизни. И есть приветствия и пожелания, в которых входит само слово «ДОБРО».
Добро пожаловать! (Вежливое приветствие и гостеприимное приглашение прийти, приехать, войти в дом)
В добрый час! (Пожелание удачи, благополучия при начинании какого-либо дела)
В добрый путь! (доброе пожелание тому, кто уезжает куда-нибудь).
А знает ли вы историю слова «ДОБРО»?
Это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок. Слышали ли вы и такие выражения, как «дать добро» и «получить добро».
- А как вы понимаете смысл этих слов?
Дать добро – дать согласие, разрешение на что-либо, одобрение.
Много теплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу. Но только ли добрые слова нужны людям?
- Как вы думаете, только по количеству добрых слов, которые произносит человек можно судить о том, добрый человек или нет?
- Ребята, послушайте стихотворение А. Антонова «Вежлив ли Витя или нет» и скажите, а вежлив ли Витя?
Малыша обидел Витя,
Но пред школою в строю
Витя просит:
«Извините, я ошибку признаю».
На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал.
Следом Витя:
«Извините, я немного опоздал»
Спор давно ведется в классе:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И скажите нам ответ.
- Ребята, а вежлив ли Витя или нет?
Не только слова, но и дела должны быть добрыми. Ведь как гласит пословица: «Не одежда красит человека, а его добрые дела».
- Как вы думаете, трудно ли быть добрым?
- Что для этого нужно иметь?
-Ребята, вы все любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои.
Презентация
- Давайте поиграем в игру. Я называю сказочного героя, если он добрый, вы хлопаете в ладоши, а если злой – то топаете ногами. (Мальвина, Буратино, Кошей Бессмертный, Конек-горбунок, Иван-царевич, Золотая рыбка, Змей Горыныч, Карабас-Барабас, Дюймовочка, Крокодил Гена, Гуси-лебеди, Красная Шапочка, Баба-Яга, Золушка, Морозко, Кот-Базилио, Белоснежка, Водяной)
- А на какого героя вы хотели бы быть похожими?
- Давайте представим, что у каждого из вас есть маленькое солныщко. Это солнышко – доброта. Она очень нужна и вам самим, и близким вам людям, вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружает. Ведь любовь и помощь согревают как солнце. Один мудрец заметил, что человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил дерево и воспитал ребенка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.
На лист ватмана каждый ребенок наклеивает заранее заготовленный из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей. Получается красивая аппликация.
- Ребята, как назовем эту картину? («Как прекрасен этот мир»)
- Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно радостно).
Итог: - Сегодня мы много говорили о доброте. Скажите, что такое доброта? Добрые поступки, добрый человек?
- Наш классный час подошел к концу, давайте улыбнемся друг другу и споем песню «Дорогою добра»