Классный час на тему «Свобода и ответственность»
Автор: Лунина Татьяна Александровна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «СШ№9»
Luninat76@mail.ru
Аннотация
Классный час по теме «Свобода и ответственность» предназначен для обучающихся 9 класса, целью проведения мероприятия является способствование духовно – нравственному развитию ребенка.
В представленном мероприятии обучающимся дается возможность познакомиться и задуматься над понятиями «свобода», «выбор» и «ответственность», соотнести эти категории, сформировать правильное толкование терминов «свобода», «выбор», «ответственность».
Учитель. Свобода без ответственности – это путь в никуда. Полной
свободы в природе не существует вообще. Такая свобода не
предполагает жизни. Свободный человек отличается тем, что он
готов нести личную ответственность за свой выбор, не
перекладывая вину за последствия на других. Пр
В процессе реализации классного часа решаются обучающие, развивающие и воспитательные задачи.
Мероприятие будет полезно классным руководителям и учителям – предметникам при проведении классных часов и уроков по обществознанию и праву.
Учитель. Свобода без ответственности – это путь в никуда. Полной
свободы в природе не существует вообще. Такая свобода не
предполагает жизни. Свободный человек отличается тем, что он
готов нести личную ответственность за свой выбор, не
перекладывая вину за последствия на других. Пр
Целевая аудитория: обучающиеся 9 класса
Целеполагание:
Воспитывающая:
-развивать у обучающихся осознанное понимание значимости данных понятий в реальной человеческой жизни,
-развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах
Развивающая:
- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы
- формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную
Методы и приемы достижения воспитательного эффекта, уровней воспитания: убеждение, опора на личный жизненный опыт, мозговой штурм, дискуссия, эвристическая беседа.
Ход классного часа:
Классный час начинается со вступительного слова учителя, в котором он сообщает о цели встречи и обозначает все многообразие подходов к теме. Для того чтобы активизировать ребят на собственные размышления о понятии «свобода», «ответственность», учитель предлагает познакомиться с определениями данного понятия, взятыми из различных словарей.
Свобода — это:
отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в деятельности;
сознательный выбор человека из ряда возможных направлений в его мыслях и поступках какого-либо одного направления;
способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на знание объективной необходимости;
не стесняемое никакими ограничениями развитие сил и способностей, полное раскрытие личности;
степень самостоятельности личности, возможность и полнота удовлетворения потребностей, развития способностей;
один из основополагающих принципов правового государства.
Учащимся предлагается выбрать из указанных вариантов тот, который наиболее близок им, и обосновать свою точку зрения. Если среди предложенных нет определения, которое отражало бы личное понимание категории «свобода», ребята пытаются сами сформулировать его.
Примеры из высказываний:
«Удовлетворение личных потребностей напрямую связано с самостоятельностью и ответственностью человека за свои поступки, поэтому свобода — это не только независимость, но и воля, готовность выполнять свои обязанности».
«Если каждый будет думать, что свобода — это только отсутствие ограничений, то в мире будет хаос».
«Безграничная свобода невозможна, она слишком близка к тому, чтобы делать зло другим людям».
Учитель. Свобода — категория, рассуждения о которой звучат на всем протяжении истории человечества. В обобщенном виде ее можно представить как возможность выбора личностью всех составляющих своего существования, возможность целеполагания, совершения действий и поступков.
Бесконечно число словосочетаний со словом «свобода».
Вместе с классом учитель вспоминает ставшие привычными выражения: «свобода личности», «свобода духа», «политические свободы», «свобода слова», «свободное время» и т.д.
В ценности и значимости этого понятия вряд ли кто-то усомнится. Лишение свободы — одно из самых тяжких наказаний в жизни человека. Каждый из нас готов сейчас вкладывать в это понятие свои смыслы, но с течением времени наши взгляды могут изменяться, и эта трансформация объясняется, кроме прочего, тем, что в течение жизни изменяется число предоставляемых человеку свобод.
Попытаемся проанализировать подобные изменения на примере своей жизни. Заполним таблицу.
Таблица
Я свободен в принятии решений |
Раннее детство | Настоящее время | Взрослая жизнь |
| | |
| | |
Таблица заполняется либо индивидуально, либо в ходе общего обсуждения. Делаются выводы об увеличении с возрастом не только числа предоставляемых свобод, но и степени их серьезности, глубины, смысла, а соответственно — возрастает личная ответственность за совершаемые поступки.
Вопросы для обсуждения:
За что мы ценим свободу?
Может ли человек быть абсолютно свободен?
В чем проявляется стремление к абсолютной свободе?
Что ограничивает это стремление?
Какими будут последствия моей свободы для меня и окружающих меня людей?
Учитель. Стремление человека к свободе подталкивает его к попыткам расширить круг своих свобод. Какие пути для этого возможны?
Обычно ребята называют целый список возможностей: богатство, авторитет, знания, власть, творчество, преступления и т.д. Целесообразно рассмотреть все предлагаемые пути и обсудить их с точки зрения приемлемости в современных условиях, оправданности, целесообразности для личности.
В ходе таких рассуждений непременно возникает понятие ответственности.
Учитель. Понимание ответственности как особого социального и морально-правового отношения личности к обществу не может возникнуть в жизни человека спонтанно. Оно формируется в ребенке в процессе воспитания в течение длительного времени — через принятие в свою жизнь тех требований, которые предъявляются к детям со стороны взрослых, сверстников.
Самое привычное, повседневное понимание ответственности — это способность отвечать. Но в таком случае естественно возникают вопросы: «За что и перед кем?» Есть ли обстоятельства, за которые мы не обязаны брать на себя ответственность? Что включает в себя понятие «ответственный человек»?
Класс разбивается на четыре микрогруппы, каждая из которых предлагает свои варианты ответов на один из вопросов:
«Я ответственен за...» (за что я могу и готов принять на себя ответственность);
«Я ответственен перед...» (перед кем и перед чем я готов быть ответственен);
«Я не обязан нести ответственность за...» (за какие аспекты жизни я не хочу или не готов брать ответственность на себя);
«Ответственный человек — это...» (какие качества личности соответствуют такому определению человека).
После работы в группах предложенные варианты выносятся на общую схему на доске, подробно обсуждаются, при необходимости дополняются некоторыми характеристиками. Таким образом выстраивается своеобразный «круг ответственности».
В качестве обобщения и эмоциональной точки в занятии участникам предлагается выразить свое отношение к рассмотренным категориям через написание синквейнов (нерифмованных пятистиший по правилам). Если это первый опыт такой работы, целесообразно предложить создать варианты в микрогруппах.
Правила написания синквейна:
1-я строка: название темы, выраженное одним словом (существительным или местоимением);
2-я строка: определение темы в двух прилагательных или причастиях;
3-я строка: три глагола, показывающие действия в рамках данной темы;
4-я строка: фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме;
5-я строка: завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.
Темы (первые строки) задаются исходя из тех ключевых слов, которые оказались самыми значимыми для ребят в течение занятия. Варианты созданных синквейнов зачитываются.
Примеры синквейнов на темы СВОБОДА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ДОСТОИНСТВО:
Свобода. Независимая. Самостоятельная. Мыслить. Делать. Быть. Всего дороже на свете. Полет. | Ответственность. Самостоятельная. Честная. Была. Есть. Будет. Тяготит тебя или радует. Свобода. |
Свобода. Независимая. Достойная. Думать. Говорить. Действовать. Свобода — право каждого человека. Независимость. | Ответственность. Надежный. Обязательный. Обещаю. Выполню. Смогу. Всегда отвечу за слова! Исполнительность. |
Достоинство. Личное. Возвышенное. Ценить. Отвечать. Уважать. Достигай величия любой ценой. Честь. | Достоинство. Надежный. Уверенный. Уважать. Действовать. Решать. Должно быть в человеке. Самоуважение. |
Учитель: Становясь старше, мы становимся более свободны в выборе решений, определяющих нашу жизнь. В то же время возрастает наша ответственность, потому что возможность самому строить свою жизнь означает также дисциплину, без которой невозможно достичь поставленной цели. Поэтому многие люди боятся свободы и избегают ответственности. Свобода означает также полную ответственность за свою жизнь. Вы сами, а не правительство или его представители решаете, какой будет ваша жизнь. Если за вас отвечает кто – то другой, значит, вы не полностью свободны.
Стихотворение Александра Петровского «Свобода»
(читает Евсеева Полина)
Свобода – слово не простое,
И без ума – оно пустое.
И если нет иного строя,
Свобода жизни вашей стоит.
Свобода голову дурманит,
И не к добру она ведёт.
Когда свободным люд весь станет,
Мир тут же с воплями умрёт.
Ответственность – другое слово,
И тоже ничего простого.
Для человека не пустого –
Возможность ближе быть к основам.
И, если кто затеял выбор,
Он, очевидно, не так прост,
С одного бока пьяный идол,
С другого – всё уже всерьёз.
Список литературы
1 Боголюбов Л. Н. Обществознание М Просвещение, 2016.
2 Дубинин Н. П. Что такое человек.// М.: Мысль, 2014.
3. Иваненков С. П. Проблема социализации современной молодежи.// М., 2013.
4. Кравченко А.И. Обществознание. М.: Русское слово, 2017.
5. Курбатов В.И. Обществознание. Ростов: Феникс, 2016.
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка М: Русское слово,2010
7. Словарь философских терминов М: Просвещение 2009
8. Сечина Т.И. Справочник учителя истории и обществознания Волгоград, 2015
10