Класс: 2 "В"
Ф.И.О. учителя:Мамаева А.М.
Тема: Наше здоровье в наших руках.
Цель: научить обучающихся быть здоровыми и душой и телом, формировать ценности здоровья, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья; расширить знания и навыки обучающихся по гигиенической культуре; развивать умение работать в малой группе, уважать мнение товарищей, слушать ответ, грамотно и тактично задавать вопросы.
Оборудование:
Ход классного часа
Учитель: Всем известна пословица: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, а здоровье потерял – все потерял». Почему так говорят?
(Ответы детей: «Нездоровый человек не может полноценно жить, работать, учиться, радоваться жизни. Ему мешают боль, болезнь» и т.д.)
Учитель:Сегодня мы ознакомимся со слагаемыми здоровья и выясним, что мешает нам быть здоровыми людьми. Ребята, а что нужно для того, чтобы быть здоровым человеком?
(Ответы: «соблюдать режим дня, заниматься спортом, правильно питаться» и т.д.)
Учитель:Итак, назовем первую необходимую предпосылку здоровья.
I. Рациональное питание
(На доске лист с рисунком и надписью: «Любой жует, да не любой живет».)
Учитель: На первом месте, конечно, должно быть правильное, рациональное, т.е. разумное, питание. Мы то, что мы едим. Другими словами, наш организм состоит из того, что мы потребляем в пищу. А что мы едим? (Ребята перечисляют продукты питания.)
1. Игра «Полезные и вредные продукты»
На столе разложены рисунки продуктов питания, творог, жвачки, чипсы, пакетик сухариков, бутылка газировки и т.д.
Задание. Разделите продукты питания: в одну сторону – безусловно вредные, а в другую – нужные и полезные для организма.
Учитель: Важно не только то, что мы едим, но и в какое время. Принимать пищу нужно 4-5 раз в день маленькими порциями, ни в коем случае не переедая на ночь. Почему все в один голос утверждают, что это вредно? Давайте выясним.
3. Сообщение учащегося «Почему нельзя есть на ночь?»
Давайте разберемся, почему же нельзя есть на ночь. Желудок перерабатывает пищу не моментально, как правило, ему на это требуется 3-4 часа. Именно по этой причине последнее употребление пищи должно быть произведенно за три часа до сна.
Если же вы наедаетесь на ночь, это повлечет просто огромное количество проблем. Первая - неблагоприятное воздействие на желудочно-кишечный тракт, вторая - вы начнете набирать вес, от которого впоследствии, будет очень трудно избавиться. Следует так же сказать о том, что в ночное время желудок должен отдыхать, как и вы. Поэтому съеденная перед сном пища не перевароивается полностье, а её остатки начинают наслаиваться на стенки желудка и гнить. Поэтому появляется неприятный запах изо рта. Может так же ухудшиться состояние кожи. Если вы хотите этого избежать, то вам следует полностью отказаться от потребления пищи на ночь.
Учитель: Итак, кто мне скажет, почему же нельзя есть на ночь? Чему это вредит?
(Ответы детей)
4. Сообщение учащегося «Удивительная травка»
Эта травка растет у нас под ногами. Она самая обыкновенная. Ее можно встретить и в деревне, и в городе. Называют ее по-разному: птичий горец, гусятник, трава-мурава, птичья гречишка, а по-научному ее называют спорыш. Ходим мы по ней, не замечаем и серьезной ее не считаем. А ведь она удивительная целительница и помогает при болезнях желудка, кишечника. Спорыш – это эффективное противовоспалительное, средство, а при гриппе и ангине – сильное жаропонижающее. Витаминов в ней больше, чем в малине, аскорбиновой кислоты больше, чем в черной смородине, поэтому она помогает при авитаминозе.
Учитель: Как по научному называют траву? Что лечит эта трава?
(Ответы детей)
II. Активная деятельность
(На доске лист с рисунком и надписью: «Жизнь – это движение».)
Учитель: Все мы знаем, что нужно каждый день делать зарядку. А зачем ее нужно делать сейчас мы это узнаем.
Сообщение учащегося «Зачем нужна зарядка?»
Утренняя зарядка полезна и нужна не только детям, но и взрослым. Так как она позволяет окончательно проснуться, привести мышцы и организм в тонус, подготовиться к активному дню. При правильно подобранных упражнениях, на зарядке без особых усилий разминаются практически все группы мышц, это полезно для общего здоровья и физического развития, особенно деткам :)
Учитель: Итак, мы делаем зарядку. А где ее лучше делать? (На свежем воздухе.) Это уже закаливание. Чем оно полезно? Давайте послушаем.
3. Сообщение учащегося «Зачем нужно закаливание?».
Закаливание — это в первую очередь тренировка защитных сил организма. Именно умение адаптироваться помогает противостоять неблагоприятному воздействию окружающей среды. Особую важность это имеет для детей, которые в силу возраста и недостаточно крепкого иммунитета более восприимчивы к инфекциям и температурным перепадам. Не менее ценно закаливание и для ослабленных и часто болеющих людей.Основой закаливающих процедур являются перепады температур. Организм учится справляться с ними собственными силами. Благодаря этому человек становится неуязвимым перед холодом, а значит и перед простудными заболеваниями, распространенными в осенне-зимний период.Даже если закаленному организму не удается противостоять простуде, он способен справиться с ней за короткий срок и без помощи медикаментозных средств. У закаленных людей практически никогда не развиваются осложнения после болезни.
Учитель: Ну и конечно, соблюдение личной гигиены – это тоже активная работа над своим здоровьем. Что такое гигиена? (Ответы учащихся.) Вы соблюдаете те ее? Давайте поиграем в игру «Незаконченное предложение». Я начну, а вы по цепочке продолжайте.
6. Игра «Незаконченное предложение»
Я аккуратный, чистоплотный человек. Я умею следить за собой, потому что я взрослый, мне 8 лет. Я соблюдаю правила личной гигиены.
Утром я ...
В школе я ...
Когда прихожу из школы ...
А вечером я всегда ...
Существует прекрасное выражение: «В жизни все в твоих руках – держи их в чистоте!»
Итог. Соблюдение личной гигиены закаливание, зарядка – все это составляющие активной деятельности.
III. Положительные эмоции
Учитель:А что зависит от самого человека? Что может и должен делать сам человек, чтобы иметь не только физическое, но и психическое здоровье?
(Надо быть добрыми, помогать друг другу, говорить друг другу комплименты...).
1. Игра «Давайте говорить друг другу комплименты». По кругу ребята кидают друг другу мяч, делая комплименты. Кто не находит нужных слов – выбывает из игры.
Сегодня мы поговорили с вами о самом дорогом для человека. И я хочу вам сказать, что быть здоровым может каждый из вас. Нужно только очень захотеть. Вы наше будущее, поэтому заботиться о своем здоровье нужно начинать сейчас. Мне было очень приятно работать с вами. Спасибо.