Классный час по теме:
«2017 год-год экологии»
Цели: -активизировать познавательную деятельность, расширять объем природоведческих знаний, интегрирование их с навыками и умениями по другим предметам;
- формировать навыки овладение правилами игры, развивать логическое мышление, сообразительность, память, внимание, интеллект, любознательность, правильную конструктивную речь;
- воспитывать экологически культурную личность, способную любить родную природу, охранять и беречь её;
- коллективная работа: изготовление поделки - «Лепбук».
Оборудование: игровое поле: название секторов, конверты с заданиями, изображения животных, бочонок с заданиями, таблички с названиями игры и команд.
Оформление:
а) на доске – эпиграф:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя! Е.Евтушенко
б) Четыре закона экологии
1. Всё связано со всем.
2. Всё должно куда-то деваться.
3. Ничто не даётся даром.
4. Природа знает лучше.
Ход игры
Организационный момент
Подготовить игровое поле: разложить название секторов, конверты с заданиями. Подготовить игроков: команды придумывают название, выбирают эмблемы (заранее). Команды усаживаются за столом вокруг игрового поля.
Сообщение цели и темы игры
Учитель: - Здравствуйте, уважаемые игроки и гости! Желаю всем сегодня отличного настроения и радостных побед! Мы проводим путешествие и интеллектуальную игру для знатоков природы.
- Давайте с ними познакомимся. Мы с вами отправляемся в путешествие на поезде по стране Экология на каждой станции нас ждет интересный материал и увлекательные игры. Давайте узнаем, что такое экология.
5 января 2016 года Владимир Владимирович Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии. Как вы понимаете что такое экология?
Современное значение понятия экология имеет более широкое значение, чем в первые десятилетия развития этой науки. В настоящее время чаще всего под экологическими вопросами ошибочно понимаются, прежде всего, вопросы охраны окружающей среды. Вот некоторые возможные определения науки «экология»:
Экология — биологическая наука, которая исследует структуру и функционирование систем надорганизменного уровня (популяции, сообщества, экосистемы) в пространстве и времени, в естественных и изменённых человеком условиях.
Экология — наука о местообитании, проживании. Она изучает взаимоотношения растений, животных и человека. В последнее время экология занимается сохранением растений, животных, то есть сохранением жизни на Земле. Она учит нас бережно относиться к окружающему миру.
По мнению Эрнста Геккеля экология -это наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы.
Дорогие друзья, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по России. В пути вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу, а не винить за неудачи и ошибки. Действуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача.
- Как вы думаете, сможем ли мы преодолеть такой большой путь?
- Сможем ли мы исследовать новые просторы и вспомнить то, что уже знаем о нашей огромной стране?
- Я думаю, что у вас все получится, а я буду идти с вами рядом по этому нелегкому пути. Итак начнем.
(Класс делится на две команды. Подготовьте название команды, эмблему, девиз.)
Представление команд
Команда “Друзья природы”(приложение)
Команда “Хранители природы”(приложение)


Посмотрите на доску. В этих красивых вагончиках мы с вами будем путешествовать.
Внимательно послушайте правила игры.
1.Игра состоит из раундов.
2.В каждой станции располагаются конверты с заданиями: письма ваших друзей - животных. Есть сектор «Зеро» - пустой конверт – рекламная пауза
3.На обдумывание и обсуждение задания команде дается указанное время, когда игрокам разрешается общаться между собой.
4.После обсуждения вопросов отвечать имеет право либо капитан команды, либо игрок, уверенный в правильности своего ответа.
5.Подводить окончательные итоги игры и анализировать ваши ответы будет жюри (представление членов жюри).
6.Жюри следит за вашей работой, определяет команду – победителя и в каждой команде – лучшего игрока.
- Все ли готово? Можем ли отправляться в путешествие? (Нет.) Почему? (Вагоны есть, но нет тепловоза, который тянет вагоны.)
- Какие вы наблюдательные! К какой стороне мы должны прицепить паровоз, если нумерация идет с первого вагона?
- Где поезд делает остановки? (На станциях.)
- Прочитайте, по какому маршруту мы будем ехать, на каких станциях будем останавливаться и о чем говорят нам названия этих станций?
(Природная - о природе. Солнечная - о солнце, Воздушная - о воздухе, Родниковая - о воде, Сказочная - о сказках, Закаляйся - о закаливании, Бережливая - о бережливости.)
- А как он подает сигнал? (Дети показывают, как подается сигнал, произносят «ту-ту, ту-у-у».)
- Поехали!
Станция «Природная».

Учитель: - Мы прибыли на станцию «Природная».
- Что такое природа? (Природа - это все то, что нас окружает, но не сделано руками человека.)
- Какая бывает природа? (Живая и неживая.)
-Что такое живая природа? (Это то, что растет, дышит и производит себе подобных.)
- Что такое неживая природа? (Неживая природа не растет, не дышит, не производит себе подобных.)
- Посмотрите на плакат «Живая и неживая природа». Назовите картинки неживой природы. (Солнце, небо, облака, вода, камень, ветер.)
-Назовите картинки живой природы. (Птица, сосна, бабочка, цветок, собака, голубь.)
Мы получили первый свой конверт в станции «Природная» - он называется «Природа – не природа!»
- Я называю слова, а вы говорите, природа это или нет. Если это природа вы должны хлопать, а если нет то топать: ромашка, телевизор, трава, ветер, школа, стол, река, рыба, самолет, ящерица, море, кирпич, дом, тетрадь, куст, дерево, озеро, поле, поезд, клубника.
- Игра «Найди лишнее слово».
1. Глухарь, рябчик, перепелка.
2. Камбала, карась, щука.
3. Сирень, жасмин, рябина.
4. Дыня, арбуз, кабачки.
5. Рожь, овсюг, просо.
6. Корень, букет, листья.
7. Трава, земля, воздух.
8. Дрозд, воробей, соловей.
9. Бегемот, морж, тюлень.
10. Венера, Земля, луна.
11. Креветка, чайка, медуза.
12. Кузнечик, шмель, полевка.
Хорошо справились с заданием на этой станции, едем дальше.
Станция «Солнечная».

Учитель: - Поезд подходит к станции. Читаем ее название. (Солнечная.)
- Ребята, а что такое солнце? (Солнце - это ближайшая к Земле звезда.)
- А как вы думаете, солнце больше или меньше Земли по размеру? (Солнце во много раз больше Земли.)
- Какую форму имеет солнце? (Форму шара.)
- Сможем ли мы жить без солнца? Послушайте сказку К. Чуковского «Краденое солнце». (Читает.)
- Почему все звери заплакали, заревели? (Без солнца мы жить не сможем, потому что оно дает нам свет, тепло.)
- А если представить, что у солнышка есть лицо, то какое оно будет? Выберите из двух рисунков тот, который подходит солнышку.
1.Долгожданная пора!
Детвора кричит: Ура!
Что ж за радость это?
Наступило ...
(Лето)
2.Теплый, длинный-длинный день,
В полдень - крохотная тень,
Зацветает в поле колос,
Подает кузнечик голос,
Дозревает земляника,
Что за месяц, подскажи-ка?
(Июнь)
3.Жаркий, знойный, душный день,
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Время ягод и грибов.
Дни его - вершина лета,
Что, скажи, за месяц это?
(Июль)
4.Листья клёна пожелтели,
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за месяц, подскажи?
(Август)

5.Он огромен и велик,
У него огромный рот,
Он в Африке живет.
И зовется (Бегемот)
6.Его не спрячешь из-за роста в шкаф -
Потому что он (Жираф)
В Африке бананов и фиников на пальме поляна,
А любит их есть африканская (Обезьяна)
7.Что за птица - всех боится
Головой, нырнув в песок.
Бегать быстро мастерится
Нам ее не догнать дружок? (Страус).
8.В Африке сторожил
Пасть зубастую открыл.
Место обитания Нил -
Это зеленый (Крокодил)
9.В Африке есть свой Аполлон -
Огромный, ушастый, с хоботом (Слон)
10. Царь зверей, его мы знаем,
И, конечно, уважаем.
Всем опасен его гнев.
Догадались, это — …(лев).
11. Можно с ним и поиграться.
Только надо опасаться.
Раз — и вместо всяких игр,
Вам клыки покажет…(тигр).
12. Крупный он и необычный,
На носу имеет рог,
Догадаются ребята,
Это точно …(носорог)

- А теперь вместе с песенкой «Пусть всегда будет солнце» мы едем дальше
Станция «Воздушная».

Учитель: - Оболочка вокруг Земли, состоящая из смеси газов, водяных паров и пыли, называется атмосферой. По сравнению с величиной Земли она очень тонка. Представим себе, что наша планета - это глобус, и если на этот глобус натянуть воздушный шарик, то атмосфера - это тонкие стеночки резинового шарика. И если чуть ущипнуть шарик, то он прорвется. Вот так же легко мы и губим атмосферу. Вы, наверное, слышали про озоновые дыры?
Значение атмосферы, такой тонкой и хрупкой, очень велико. Оно состоит в следующем: обеспечивает нас воздухом, необходимым для жизнедеятельности растений, животных и людей; защищает Землю и все живое на ней от избытка солнечной радиации; регулирует температуру и распределяет влажность по поверхности Земли.
Загрязняя атмосферу дымом, гарью и ядовитыми отходами промышленных предприятий, мы рискуем погубить этот тончайший слой, защищающий и поддерживающий жизнь на Земле.
-Каким газом мы дышим? (Кислородом.)
- Посмотрите на схему «Воздух».
-Откуда мы получаем кислород? (Кислородом нас снабжают растения.)
- На этот раз мы получили конверт от жителей леса – от белочки и медведя. Это запасливая белочка для вас приготовила задания. На обдумывание заданий дается 3 минуты. После этого вы зачитываете задание – даете ответ.
Команда 1
1) Ты натер в пути ногу. Как облегчить боль? (приложить лист подорожника)
2) Стоит в лесу кудряшка. Белая рубашка. (Береза)
3) Эту травку ты не тронь. Жжется больно, как огонь. (Крапива)
Команда 2
1) Лист какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусах насекомых? (лист подорожника)
2) Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает.(Подснежник)
3) Ты простудился. Какие лекарственные растения тебе помогут быстрее избавиться от простуды? (лук, чеснок, лимон, малина, алоэ, ромашка).
- Молодцы! Жюри подводит итоги, а мы продолжаем наше путешествие.
Станция «Родниковая».

Учитель: - Ребята, закройте глаза и сидите тихо. Подумайте, на какую станцию мы с вами приехали. (Родниковая.)
- Посмотрите на модель Земли - глобус. Какого цвета на нем больше? (Голубого.) Голубым цветом на глобусе изображена вода.
- Много у нас воды? (Много.)
- Раз воды много, можно ее не беречь? (Нет, воду надо беречь всегда.)
- Да, воды-то много. Но не всю воду могут употреблять человек, животные, растения для своей жизни. Для живых существ пригодна только пресная вода, а остальная вода, в океанах, морях, соленая. Пресной же воды очень мало, всего 3 процента от общего водного пространства.
- Посмотрите на схему. Видите, какая это маленькая часть. Ею нужно дорожить, пресную воду необходимо экономно расходовать.
Вода — очень интересное вещество. Она одна-единственная бывает в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном.

- Пары воды - это газообразное ее состояние. При какой температуре вода кипит и превращается в пар? (При ста градусах.)
- При какой температуре вода начинает замерзать? (При ноле градусов.)
- При какой температуре лед начинает таять? (При плюс одном градусе.)
- Кто же губит воду? (Человек.)
Необходимый источник жизни - воду — загрязняет и губит человек. Каждый день в реки, озера и моря устремляются потоки сточных вод, мутных и ядовитых. То и дело мы узнаем о новых, губящих морскую живность нефтяных катастрофах и не менее ужасных последствиях кислотных дождей. Промышленные предприятия буквально прячут «концы в воду», ежедневно сбрасывая туда тонны ядовитых веществ. Страшно, что один из самых драгоценных ресурсов планеты — вода - может быть отравлен окончательно.
- А ведь как приятно в жаркий день утолить жажду глотком холодной родниковой воды!
Помните: воду надо беречь.
На этой станции мы получили конверт от жителей морей и рек. Они хотят проверить знаете ли вы правило поведения на водоёмах. Ваша задача – составить как можно больше правил безопасного поведения на воде. На обдумывание заданий дается по 7 минут..
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДЕ
1. Купаться следует в специально оборудованных местах: пляжах, бассейнах, купальнях.
2. Не входите в воду в состоянии алкогольного опьянения. Алкоголь блокирует нормальную деятельность головного мозга.
3. В воде следует находиться не более 10-15 минут. При переохлаждении тела могут возникнуть судороги.
4. При судорогах помогает укалывание любым острым предметом (булавка, щепка, острый камень и др.).
5. Не подплывайте близко к идущим судам. Вблизи идущего теплохода возникает течение, которое может затянуть под винт.
6. Опасно прыгать или нырять в воду в неизвестном месте - можно удариться головой о грунт, корягу, сваю и т.п., сломать шейные позвонки, потерять сознание и погибнуть.
7. Не допускайте грубых игр на воде. Нельзя подплывать под купающихся, «топить», подавать ложные сигналы о помощи и др.
8. Не оставляйте возле воды малышей без присмотра. Они могут оступиться, упасть, захлебнуться водой или попасть в яму.
9. Очень осторожно плавайте на надувных матрасах и надувных игрушках. Ветром или течением их может отнести далеко от берега, а волной - захлестнуть, из них может выйти воздух, что может привести к потере плавучести.
10. Не используйте гребные и моторные плавсредства, водные велосипеды и мотоциклы в зонах пляжей, в общественных местах купания при отсутствии буйкового ограждения пляжной зоны и в границах этой зоны.
11. Не заплывайте в зону акватории, где передвигаются катера и гидроциклы. - Понравилось вам на этой станции? Следуем дальше с песней «Веселый ветер».
Поехали дальше. А пока едем, отгадайте загадки
Загадки
1.Золотое яблочко по небу катается,
С утра улыбается, а улыбки-лучи
Очень горячи. (Солнце.)
2.Кто всю ночь по крыше бьет
Да постукивает,
И бормочет, и поет, убаюкивает? (Дождь.)
3.Без рук, без ног по полю рыщет
Поет да свищет, деревья ломает,
К земле приклоняет. (Ветер.)
- Молодцы! Жюри подводит итоги, а мы продолжаем наше путешествие.


Станция «Сказочная».

Учитель: - Послушайте сказку «Кто важнее и нужнее?».
Встретились как-то в чистом поле три товарища: Солнце, Воздух и Вода. Заспорили, кто из них важнее и нужнее. Ясно Солнышко сказало:
— Я самое главное и нужное людям. Я им свет даю и теплом согреваю. Свежий Воздух возразил:
— Нет, я самый главный. Если меня не будет, то люди и животные задохнутся.
Холодная Вода заклокотала:
— Позвольте не согласиться, я самая главная, потому что без меня человек и животные погибнут от жажды, а растения засохнут от жары.
Долго они спорили, чуть не подрались. Но тут прилетел Быстрый Ветер и помирил их:
— Зря вы спор завели. Жить вам придется всем вместе и дружно, потому что людям, животным и растениям одинаково нужны и свет, и тепло, и воздух, и вода, так как все взаимосвязано.
С тех пор так и живут в мире и дружбе Солнце, Воздух и Вода.
— Кто главные герои сказки? (Солнце, Воздух, Вода и Ветер.)
— Кто завел спор? (Солнце, Воздух и Вода.)
— О чем он заспорили? (Кто из них важнее и нужнее.)
— Кто разрешил их спор? (Ветер.)
— Что он им сказал? (Ветер сказал, что все они главные.)
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер, тише, тише, тише.
Деревцо все ниже, ниже.
- На этой станции мы получили конверт жителей деревни «Сказка» .Они хотят проверить знаете ли вы пословицы. Ваша задача –правильно собрать половицу. На обдумывание заданий дается по 3 минуты.
«Что природа дала, ….(того мылом не отмоешь.)»
«Гони природу в дверь, …(она влетит в окно.)»
«Кто не сажал дерева, …(тому не лежать в тени.)»
«Что летом родится, …..(то зимой пригодится.)»
«Кто земле дает, …. (тому земля втройне отдаст.)»
«Не поклонясь до земли, … (и грибов не поднимешь.)»
«Готовь сани летом, … (а телегу зимой.)»
«Не всё стриги,…(что растёт.)»
- Молодцы! Жюри подводит итоги, а мы продолжаем наше путешествие.
Станция «Бережливая».

Учитель: - Наше путешествие подходит к концу. Посмотрите из окон вагонов. Что вы видите? (Дети, воображая, рассказывают, что они видят за окном.)
- Последняя станция «Бережливая». О чем она нам напоминает? (Мы должны беречь и охранять природу.)
- Все ли в порядке на нашей Земле? Кто виноват в этих нарушениях? К сожалению, сами люди. Не все и не всегда берегут Землю. И разных нарушений очень много. Посмотрите на картинки. Как человек губит природу?
Экологи придумали прекрасный праздник - День Земли. Люди всех стран отмечают его каждый год 22 апреля.
В этот день люди вспоминают, что они живут в одном, общем для всех доме. И каждый думает: «Как я прожил этот год? Сделал ли я что-то хорошее для Земли? Не сделал ли я чего-нибудь плохого?»
- В этот раз мудрый царь зверей Лев прислал для наших капитанов свои задания.
- Капитаны бьются в блицтурнире “Вопрос - ответ”. Кто даст больше верных ответов?
Вопросы для капитана команды №1.
1.У каких деревьев осенью листья красного цвета? (клен, рябина, осина)
2.Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? (кукушка)
3.Какой осенний месяц следует за августом? (сентябрь)
4.Сколько ног у паука? (8)
5.Умываются ли звери? (да)
6.Какие грибы получили название деревьев, под которыми растут? (подосиновик, подберезовик)
7.Какое ядовитое растение ты знаешь? (вороний глаз, вех, белена, дурман)
8.Какой цветок весной появляется из - под снега? (подснежник)
9.Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (едкая жидкость)
Задание 2.
Расшифруй слова, может помочь команда

Ответ: воробей, ворона.
Вопросы командиру II команды.
1.Кто на себе свой дом носит? (улитка)
2.У каких деревьев вместо листьев иголки? (сосна, ель, кедр, пихта, лиственница)
3.Птенцы какой птицы не знают свою мать? (кукушка)
4.У какого растения семена напоминают парашюты? (одуванчик)
5.Назови животное леса, у которого есть рога? (лось, олень, лань)
6.Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму свои листья? (лиственница)
7.Какие ягоды мы собираем в лесу? (землянику, бруснику, чернику, костянику)
8.Какие несъедобные, ядовитые грибы ты знаешь? (мухомор, бледная поганка, сатанинский гриб, свинушка)
9.Назови всеядное животное? (медведь)
Задание 2
Расшифруй слова:
Ответ: сорока, снегирь
- Предлагаю изготовить плакат нашего путешествия - это будет итогом нашей работы сегодня.
Учитель: - передайте шаблоны : Земли, бабочки, материков. Давайте составим плакат «Берегите природу».
-Что у нас главное? (Земля.)
-Кто является хозяином Земли? (Человек.)
-Что должен охранять и беречь человек? (Природу.)
Вот такой плакат у нас получился.
XI. Итоги игры
- Наша игра подошла к концу. Вы сегодня держались достойно, давали правильные ответы и успешно справились со всеми заданиями своих удивительных друзей. Молодцы! Жюри подводит окончательные итоги, и мы узнаем победителей сегодняшней игры. Жюри готовы объявить итоги конкурса.
Подведение итогов.
Поздравление и награждение победителей.
Приложение 1
Игра «Найди лишнее слово».
1. Глухарь, рябчик, перепелка.
2. Камбала, карась, щука.
3. Сирень, жасмин, рябина.
4. Дыня, арбуз, кабачки.
5. Рожь, овсюг, просо.
6. Корень, букет, листья.
7. Трава, земля, воздух.
8. Дрозд, воробей, соловей.
9. Бегемот, морж, тюлень.
10. Венера, Земля, луна.
11. Креветка, чайка, медуза.
12. Кузнечик, шмель, полевка.
Приложение 2
1.Долгожданная пора!
Детвора кричит: Ура!
Что ж за радость это?
Наступило ...(Лето)
2.Теплый, длинный-длинный день,
В полдень - крохотная тень,
Зацветает в поле колос,
Подает кузнечик голос,
Дозревает земляника,
Что за месяц, подскажи-ка? (Июнь)
3.Жаркий, знойный, душный день,
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Время ягод и грибов.
Дни его - вершина лета,
Что, скажи, за месяц это? (Июль)
4.Листья клёна пожелтели,
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за месяц, подскажи? (Август)
5.Он огромен и велик,
У него огромный рот,
Он в Африке живет.
И зовется (Бегемот)
6.Его не спрячешь из-за роста в шкаф -
Потому что он (Жираф)
В Африке бананов и фиников на пальме поляна,
А любит их есть африканская (Обезьяна)
7.Что за птица - всех боится
Головой, нырнув в песок.
Бегать быстро мастерится
Нам ее не догнать дружок? (Страус).
8.В Африке сторожил
Пасть зубастую открыл.
Место обитания Нил -
Это зеленый (Крокодил)
9.В Африке есть свой Аполлон -
Огромный, ушастый, с хоботом (Слон)
10. Царь зверей, его мы знаем,
И, конечно, уважаем.
Всем опасен его гнев.
Догадались, это — …(лев).
11. Можно с ним и поиграться.
Только надо опасаться.
Раз — и вместо всяких игр,
Вам клыки покажет…(тигр).
12. Крупный он и необычный,
На носу имеет рог,
Догадаются ребята,
Это точно…. (носорог)
Приложение 3
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДЕ
Купаться следует в специально оборудованных местах:
пляжах, бассейнах, купальнях.
2. Не входите в воду в состоянии алкогольного опьянения. Алкоголь блокирует нормальную деятельность головного мозга.
3. В воде следует находиться не более 10-15 минут. При переохлаждении тела могут возникнуть судороги.
4. При судорогах помогает укалывание любым острым предметом (булавка, щепка, острый камень и др.).
5. Не подплывайте близко к идущим судам. Вблизи идущего теплохода возникает течение, которое может затянуть под винт.
6. Опасно прыгать или нырять в воду в неизвестном месте - можно удариться головой о грунт, корягу, сваю и т.п., сломать шейные позвонки, потерять сознание и погибнуть.
7. Не допускайте грубых игр на воде. Нельзя подплывать под купающихся, «топить», подавать ложные сигналы о помощи и др.
8. Не оставляйте возле воды малышей без присмотра. Они могут оступиться, упасть, захлебнуться водой или попасть в яму.
9. Очень осторожно плавайте на надувных матрасах и надувных игрушках. Ветром или течением их может отнести далеко от берега, а волной - захлестнуть, из них может выйти воздух, что может привести к потере плавучести.
10. Не используйте гребные и моторные плавсредства, водные велосипеды и мотоциклы в зонах пляжей, в общественных местах купания при отсутствии буйкового ограждения пляжной зоны и в границах этой зоны.
11. Не заплывайте в зону акватории, где передвигаются катера и гидроциклы.