Классный час "Правила жизни без ссор".
1-й класс
Цель: создать условия для понимания учащимися того, что в обществе существуют определенные нравственные нормы, которые помогают людям жить вместе, общаться.
Задачи классного часа:
Образовательные:
- создать условия для понимания учащимися того, что в обществе существуют определенные нравственные нормы, которые помогают людям жить вместе, общаться;
- накопление учащимися опыта общения, опыта решения жизненных ситуаций.
Развивающие:
- развитие личностных качеств, толерантности;
- развивать логическое мышление, навыки монологической и диалогической речи
Воспитательные:
- воспитание доброты, уважения к одноклассникам;
- воспитывать умение работать в группе.
Планируемые результаты:
Предметные:
- учащиеся понимают, что в обществе существуют определенные нравственные нормы, которые помогают людям жить вместе, общаться;
- учащиеся накопили опыт общения, опыт решения жизненных ситуаций.
Личностные:
- у учащихся сформирован интерес к развитию положительных взаимоотношений с окружающими людьми;
- сформированы умения бережно относиться к окружающим людям;
- учащиеся понимают свою ответственность за правильное поведение в обществе.
Метапредметные:
Познавательные:
- у учащихся развиты способности правильных взаимоотношений;
- учащиеся могут делать выводы на основании имеющихся знаний.
Регулятивные:
- сформированы умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условия ее реализации, предвосхищать результат, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Коммуникативные:
- учащиеся умеют формулировать собственное мнение и позицию, свои затруднения;
-сформировано умение работать в группе
Оборудование: за несколько дней до классного часа детям на маленьких "тучках" из бумаги было предложено написать то, что они считали злом и неприятностями в нашем классе.
Ход классного часа
I. Организационный момент
- Ребята, у нас сегодня много гостей! Давайте мы повернёмся к гостям, улыбнемся им и пожелаем всего хорошего!
- Улыбнитесь друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню. Тихо садитесь.
II. Вступительное слово учителя
Ребята, посмотрите, какие мы все разные. Кто-то выше ростом, кто-то хорошо решает задачи по математике, а кто-то выразительно читает стихотворение. Мадина рисует хорошо, а Дженнет пишет сочинения по русскому языку. Мы разные, но мы все учимся в одном классе и живем дружно. Сегодня мы научимся быть еще дружнее и лучше узнаем друг друга.
III. Формулирование темы и цели занятия
1. - Мы с вами уже говорили о том, какие надо иметь качества, чтобы нам в классе было хорошо. Сегодня мы подумаем о том, как необходимо относиться друг к другу, что мешает хорошим отношениям, что нужно делать, чтобы жить без ссор, чтобы в классе было радостно и приятно.
- Давайте подумаем, от чего может быть общая радость?
(От общего дела. Это очень важно, когда в коллективе есть такая радость.)
- А бывает еще радость оттого, что всем всегда хорошо в классе каждый день.
- Хотелось ли вам, чтобы было так?
- Как вы думаете. Что для этого надо?
(Надо стараться видеть рядом с собой другого человека, одноклассника и помнить о нем. Думать, как твое поведение отзовется на других)
- Как этого добиться?
Чтобы лучше это представить, давайте вспомним некоторые эпизоды из жизни нашего класса, когда нам всем было радостно, и когда мы огорчались.
(Дети вспоминают).
- Когда была радостно, у нас было тепло и светло, так бывает, когда светит солнце.
(На доске появляется солнце)
- А когда случались неприятности, то будто тучи закрывали солнце и становилось холодно и неуютно.
(На доске появляется туча, в которую вложены маленькие тучки)
- Давайте попробуем разгадать тайну тучи, а для этого попробуем назвать все неприятности, которые проделывает она в нашем классе.
(За несколько дней до этого детям было предложено на тучках написать, что они считают злом в нашем классе, в отношениях друг с другом)
2. Разбор "тучек".
Ябедничество, жалобы.
СОНЕЧКА
Тронь её нечаянно-
Сразу: - Караул!
Ольга Николаевна,
Он меня толкнул!
Ой, я укололась! -
Слышен Сонин голос. -
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!
Дома снова жалобы:
-Голова болит:
Я бы полежала бы,
Мама не велит
Сговорились мальчики:
- Мы откроем счет:
Сосчитаем жалобы -
Сколько будет в год?
Испугалась Сонечка
И сидит тихонечко.
А.Л.Барто.
- Всегда ли надо идти к учителю или к родителям жаловаться и ябедничать на кого-то?
!!! Не ябедничай за спиной у товарища!!!
Драки.
- Почти все маленькие дети иногда дерутся - точно так же, как и животные. Для животных драться более естественно, чем для людей, потому что животные не умеют мирно улаживать споры. Можно спокойно договориться с одноклассником, братом, сестрой - и проблема будет решена без всякой драки. И это самый лучший способ улаживать конфликт. В драке вы рискуете получить серьезную травму и сам и твой противник, потому что многие дети сами не знают, сколько у них силы.
"Вредные советы"
Решил подраться - выбирай
Того, кто послабей.
А сильный может сдачи дать,
Зачем она тебе?
Чем младше тот, кого ты бьешь,
Тем сердцу веселей.
Глядишь, как плачет, и кричит,
И мамочку зовет.
Но если вдруг за малыша
Вступился кто-нибудь,
Беги, кричи, и громко плачь,
И мамочку зови.
Г.Остер.
!!! Не дерись без обиды!!!
!!! Сам ни к кому не приставай!!!
- А значит, будь терпимым, справедливым, умным.
Обзывалки, обижалки.
ТУПИЦА
Мальчишка круглолицый
Хитро прищурил глаз.
- Слыхали, я тупица,
Тупица я у нас!
А если я тупица,
Что в школу торопиться?
Шестьсот гусей на тридцать
Помножить я не мог.
"Петров, не будь тупицей!" -
Сказал мне педагог.
Все стали веселиться:
"Тупица он, тупица!"
Прилипло, словно пластырь,
Ко мне это словцо!
"Привет, тупица, здравствуй"-
Мне все кричат в лицо.
Смеются все: тупица!
А матери не спится:
Во двор бы заходила-
Нет, там я не тупой,
Я первый заводила,
И все за мной толпой.
А в школе я тупица.
Ну что ж мне - утопиться?
Нет, я не унываю,
Я прицеплюсь к трамваю
И еду, напеваю.
Тот-мямля, тот-тупица,
А этот бестолков.
Нельзя ли обходиться,
Друзья, без ярлыков?
И.Токмакова. ОБИЖАЛКИ
Мы с моей соседкой Галкой
Сочиняли обижалки.
Вот придет обидный срок,
А у нас готово впрок:
Я скажу ей ты - ворона,
А она мне ты - глухарь.
Я скажу ей - макарона,
А она мне ты - сухарь.
Я ей - мышь!
Она мне - крыс!
Стой-ка!
Чем мы занялись?
Для чего нам обижалки?
Мы стоим соображаем:
Мы совсем друг друга с Галкой
Никогда не обижаем!
А.Л.Барто.
!!! Почаще говори: "Давай дружить! Давай играть!" Не выставляйся!!!!
- А когда пропадают на небе тучи, когда пройдет дождик, на небе появляется солнце, становится тепло, распускаются цветы. И вот сегодня у нас распустилась "ромашка".
Физминутка
Ты дрозд и я дрозд
У тебя нос и у меня нос
У тебя щечки красненькие
У меня щечки красненькие
У тебя губки аленькие
И у меня губки аленькие
Мы два друга, мы любим друг друга. (обнимаются)
3. "Ромашка" (ситуации для разбора)
1. Рома постоянно дергал Зину за косички. Она сердилась и старалась его стукнуть.
Что можно посоветовать Роме и Зине?
2. Надя ни за что не хотела сидеть с Алешей за одной партой. Что мог чувствовать Алеша?
Права ли Надя?
3. Скажите доброе слово своему соседу по парте. Начни такими словами: Мне нравится в тебе: Мне нравится в тебе, что ты: Я одобряю тебя за то: Меня радует, что ты:
4. Коля и Паша шли по улице. Коля поскользнулся и плюхнулся на землю. Паша засмеялся и сказал: "Ну, как посадка прошла?" Коля обиделся и ушел. Что плохого сказал Паша? Объясни, как мальчикам надо поступить, чтобы снова быть вместе?
5. Витя и Дима учились в одном классе, но не были друзьями. Дима был маленьким по росту, спокойным, не любил шумные игры. Витя, втихаря, чтобы не знала учительница, обзывал Витю и смеялся над ним. Дима сначала молча терпел, а потом стал обзываться на Витю сам. Но Витя не прекращал, и Дима не знал, что ему делать.
Помогите ребятам разрешить эту ситуацию.
- Я думаю, что многие со мной согласятся, что лучше всего, когда светит солнце. Давайте подумаем, какими же мы должны быть, чтобы у нас в классе чаще светило "солнце" и реже появлялись "тучи" и закрывали это солнце.
- Сразу после дождя, когда начинает светить солнце, на небе появляется что?
Отгадайте загадку:
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил. /Радуга/
Вот такая радуга появится сегодня у нас, она нам поможет еще раз повторить, что нам нужно делать и какими быть, чтобы у нас не было ссор.
4. Работа с радугой
(На листе формата А3 белым восковым мелком или свечкой нарисована радуга и на полосках записаны слова: не ябедничать, быть терпимыми, уважать друг друга, не драться, не обзываться, быть миролюбивыми, помогать друг другу. На глазах у детей учитель акварельными красками нужного цвета закрашивает полоски радуги, и в это время проявляются эти слова.).
Нравятся вам эти правила? Постараемся их соблюдать, тогда у нас будет общая радость добрых отношений друг к другу. А теперь давайте встанем в круг, давайте никогда не будем ссориться. И скажем друг другу слова известного героя - терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!» И мне думается, что этот праздник даст начало той большой дружбы, которую мы пронесѐм всю школьную жизнью. И в честь нашей дружбы я предлагаю устроить салют.
5. Игра «Салют»
Круг разбивается на 3 команды: «красные», «жѐлтые», «зелѐные». По команде «Красный!» хлопает 1-я команда, «Жѐлтый!» - 2-я команда, «Зелѐный!» - 3-я команда. Затем учитель даѐт команду: «Красный! Жѐлтый! Зелѐный!». (Общий салют.)
Спасибо, ребята! До новых встреч!