СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час « Правильно ли мы говорим?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час "Правильно ли мы говорим?" составлен  с целью обратить внимание учащихся на речь с точки зрения таких её свойств, как грамотность,соответствие нормам  культурной речи, научить анализировать и оценивать говоримую (устную) речь.

 

                        

Просмотр содержимого документа
«Классный час « Правильно ли мы говорим?»»

Классный час « Правильно ли мы говорим?»


Цели: - развивать и совершенствовать речь у учащихся;

- научить анализировать и оценивать говоримую (устную)

речь с точки зрения таких её свойств, как грамотность,

соответствие нормам культурной речи, уровень владения

языком.

I. Беседа о значении речи.

1) Анализ рассуждений Эзопа.

-Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить на классном часе?

-Да, сегодня наш разговор о речи. Есть такая пословица: «По речи узнают

человека». И мы постараемся понять и объяснить смысл этой пословицы.

-А начать наше занятие я хотела бы одной притчей (рассказ учителя).

Однажды философ Ксанф, рабом которого был Эзоп, пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить обед. В первый день на первое, на второе и третье Эзоп приготовил язык. – Почему ты подаёшь одни языки? – спросили Эзопа. – Мне приказали приготовить самый худший обед, а что может быть хуже языка? Только потому, что есть язык, мы огорчаем друг друга, бранимся, лжём, обманываем, хитрим и ссоримся. Язык делает людей врагами, разрушает города, даже целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло. Может ли быть что-нибудь хуже языка? Во второй день Эзоп снова подал языки. Хозяин и гости изумились. – Мне велели приготовить самый лучший обед, – пояснил Эзоп, – а что для философа может быть лучше языка! При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, решаем различные вопросы, просим, приветствуем, миримся, даём, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи языка строятся города, развивается культура. Думаю, что нет ничего лучше языка. 

-Согласитесь ли вы с Эзопом?

2) Анализ русских пословиц и поговорок.

- Не только в Древней Греции размышляли о значении речи в жизни

человека. У нашего народа тоже есть немало мудрых высказываний о

речи и языке. Вспомните их ( дети называют пословицы и объясняют их

смысл).

-Для чего людям нужна речь? Какой должна быть наша речь?..

-Но всегда ли мы умеем правильно: грамотно и понятно рассказать,

передать нужную информацию друг другу?

II. Беседа об «озорных словах».

1) Давайте послушаем один разговор. Потом вы мне расскажите, что вы

поняли, о чём шла речь (сценка А. Барто «Сильное кино»)

- Удалось ли вам понять, какую картину смотрел мальчик? О чём она?

Умеет ли он рассказывать?

- Что бы вы ему посоветовали?...

2) Да, устной речи нужно учиться, чтобы все понимали, что вы хотите

сказать. Но это нелегко сделать: на вашем пути много препятствий.

Прежде всего, это озорная компания слов, слов «паразитов», которые

любят проникать в устную речь. Попробуйте найти их в стихотворении

Э. Мошковской « Такая, в общем, история» (Дети работают в парах)

- Объясните свой выбор. Сверьтесь по образцу.

- Как вы думаете, когда и почему эти слова появляются в нашей речи?....

3) –Надо знать много слов и уметь их заставить подчиняться вам.

О богатстве русского языка писал известный писатель К. Г.

Паустовский:

« Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине

волшебный русский язык». И мы обязаны это всегда помнить.

Русский язык имеет огромный лексический запас слов. Например:

О верном друге можно сказать словами: надёжный, неизменный,

преданный, постоянный, готов в огонь и в воду....

Подберите синонимы к словам: дом, трусливый

И даже для обозначения одного действия мы можем подобрать большое

количество слов. Например: смеяться.

4) Найдите точное описание слова (на доске записаны слова и их значения,

нужно их соединить – дети работают группами)

хихикнул негромко, исподтишка

хмыкнуть

усмехался внезапно

фыркнуть

улыбнулся еле заметно

прыснуть

загоготать громко, раскатисто

завизжать

расхохотаться резко

залился смехом в переносном значении

Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться- учиться упорно и терпеливо. Писатель А. Н. Толстой говорил:

« Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». Чтобы грамотно говорить, надо знать много слов, иначе может произойти вот какая история.

Сценка « Правильно ли мы говорим?»

-Что можно посоветовать герою этого сюжета?..

III. Теперь давайте вернёмся к пословице и объясним её смысл.

-Как по речи узнают человека?

-Какой же должна быть наша речь?

А в заключении я хотела процитировать слова И. С. Тургенева

« Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»


Я желаю вам совершенствовать свою речь, не забывать о вежливых словах при обращении друг к другу. Стараться избегать « озорных» слов, которые засоряют нашу речь, делая её менее понятной.

На этом наше занятие закончилось. Всем спасибо.