Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №5»
г. Брянска
Конспект классного часа в 4 классе
«Правильное питание»
подготовила
учитель начальных классов
МОУ «Гимназия №5» г. Брянска
Грибанова Елена Владимировна
Классный час на тему «Правильное питание»
Цель: формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Задачи:
1. Обобщить и расширить знания учащихся о правильном рациональном питании, его роли в сохранении и укреплении здоровья.
2. Приобщать учащихся к здоровому образу жизни.
3. Формировать умение работать в группе, умение выслушать товарища, высказать и обосновать свою точку зрения.
4. Учить детей проявлять доброжелательность, доверие, оказывать помощь.
Класс делится на 5 групп. Каждая группа получает предварительное задание:
1 группа – подготовить сообщение о белках,
2 группа – подготовить сообщение о жирах,
2 группа – подготовить сообщение об углеводах,
4 группа – подготовить сообщение о витаминах,
5 группа – подготовить сообщение о минеральных веществах.
Оборудование: мультимедийный проектор; материалы, подготовленные учащимися к классному часу; раздаточный материал (задания для работы в группах - приложения 1,2).
Ход классного часа:
Учитель: Пища – основной источник жизни любого живого существа. Хорошее состояние кожи, волос, ногтей, нормальная работа органов и систем человеческого организма – всё это и многое другое зависит от правильного питания, от приёма разнообразной пищи. При однообразном питании организм не получает нужных ему веществ, и здоровье человека начинает разрушаться.
Итак, тема нашего классного часа – «Правильное питание» (слайд №1).
Мы должны получить новые знания о том, как строить дневной рацион так, чтобы организм получал все необходимое для нормальной жизнедеятельности; научимся составлять сбалансированное меню на весь день; сформулируем основные правила правильного питания (слайд №2).
Когда-то древние люди считали, что земля держится на трёх китах. Так вот здоровое правильное питание держится на пяти китах. Итак, их имена – белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества.
Отчет групп о проделанной ранее работе
Учащиеся заслушивают сообщения групп о белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных веществах. Сообщения сопровождаются показом слайдов № 3 - 22.
Учитель: Пища – это химическая энергия. А единица измерения этой энергии – калория. Энергетическая ценность каждого продукта считается в килокалориях: 1 килокалория = 1 000 калорий.
Пища перерабатывается в органах пищеварения. Их переработанной пищи организм получает необходимую энергию. Благодаря этой энергии человек живет, работают его органы и системы. Сколько энергии человек расходует, столько он должен получить её с пищей.
Взрослые должны получать до 3 000 калорий в сутки. Но если человек занимается спортом, тяжёлым физическим трудом эта цифра возрастает до 4 000 калорий. Людям, ведущим сидячий образ жизни, необходимо меньше калорий, чем тем, кто много двигается.
Подростки 11 - 13 лет должны получать в сутки:
мальчики – 2 700 калорий,
девочки – 2 450 калорий (запись на доске).
Если калорийность питания будет меньше этой цифры, то может наступить истощение организма. А вот лишние калории не выводятся из организма, а откладываются в виде жира.
Практическая работа (задания выполняются в группах)
Каждой группе раздаются задания (РМ – приложение 1). На листе записаны разнообразные блюда и продукты, каждое из которых имеет свою энергетическую ценность, но она не указана.
Задача группы – составить меню на день для школьника из данного перечня блюд и продуктов: завтрак, обед, полдник, ужин.
Условия выполнения задания:
меню должно быть разнообразным, включающим блюда и продукты, богатые белками, жирами и углеводами;
в меню должны входить овощи и фрукты;
более питательными должны быть завтрак и обед, т. е. приёмы пищи в первой половине дня.
После того, как ребята составят меню в группах, им даётся второй листок (РМ – приложение 2), где уже напротив названий блюд и продуктов указана их энергетическая ценность. Учащиеся подсчитывают энергетическую ценность составленного меню и сравнивают её с цифрами на доске.
Учитель: У какой группы меню по своей энергетической ценности ближе всего к цифрам, записанным на доске?
А сейчас настал главный момент. Нам надо вывести «золотые» правила здорового питания. Какая же из групп будет наиболее результативной?
Сформулировать истины правильного питания нам поможет народная мудрость, а именно народные пословицы.
Самые точные часы – желудок.
Учащиеся формулируют правило: Соблюдайте режим питания, стремитесь есть в твёрдо установленные часы и ничего не ешьте в промежутках между 3-4-мя основными приёмами пищи.
Не ем, так не могу; а поем, так ног не сволоку.
Учащиеся формулируют правило: Никогда не ешьте до явного перенасыщения, когда в подложечной области возникает ощущение тяжести; если поев небольшую порцию, но очень калорийную, вы чувствуете, что не насытились, съешьте что-нибудь из овощей и фруктов.
Не ложись сытым – встанешь здоровым.
Учащиеся формулируют правило: Ужинать следует не менее чем за 2 часа до сна. Мясные, рыбные, жирные блюда на ужин нежелательны. Они медленно перевариваются, долго задерживаются в желудке. Кроме того сон будет беспокойным, неглубоким, т. к. животный белок возбуждающе действует на нервную систему.
Зелень на столе – здоровье на 100 лет.
Обед без овощей – праздник без музыки.
Учащиеся формулируют правило: Ешьте больше овощей, фруктов, зелени. Они богаты витаминами, минеральными веществами. А клетчатка, содержащаяся в овощах и фруктах, способствует хорошей работе желудочно-кишечного тракта.
Спеши на работе, а не за едой.
Хорошо прожуёшь – сладко проглотишь.
Учащиеся формулируют правило: Не торопись во время еды. Плохо прожёванная пища хуже усваивается, раздражает стенки пищевода, желудка, кишечника.
Покуда ем, так и глух, и нем.
Учащиеся формулируют правило: Во время еды не ведите серьезных разговоров, не читайте и не смотрите телевизионные передачи. Это тормозит работу желудочно-кишечного тракта, что отрицательно сказывается на пищеварении.
Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу.
Учащиеся формулируют правило: Больший объем пищи должен приходиться на первую половину дня.
Учитель: А наш классный час я хочу завершить ещё одной народной пословицей, которая учит нас тому, что правильное питание – одно из условий здорового образа жизни.
Ешь правильно – и лекарств ненадобно.
Итог классного часа, рефлексия
Приложение 1
Раздаточный материал
Название блюд, продуктов | Энергетическая ценность (кал) | Название блюд, продуктов | Энергетическая ценность (кал) |
Напитки (стакан) | | Мучные изделия | |
Чай | | Хлеб чёрный (кусочек) | |
Кисель | | Хлеб белый (кусочек) | |
Компот | | Хлеб с маслом | |
Сок | | Булочка | |
Какао | | Пирожок | |
Молоко | | Блины (порция) | |
Кефир | | Бутерброд с ветчиной | |
Йогурт | | Бутерброд с сыром | |
Первые блюда (порция) | | Рыбные и мясные блюда (порция) | |
Овощной суп | | Жареная рыба | |
Суп с крупами или макаронами | | Отварная рыба | |
Борщ | | Колбаса | |
Суп с рыбой | | Мясо | |
Суп с мясом | | Котлета | |
Молочный суп | | Пельмени | |
Салаты (порция) | | Гарниры (порция) | |
Овощной | | Макароны | |
С мясом или рыбой | | Жареный картофель | |
Яйцо | | Отварной картофель или другие овощи | |
| | Каша | |
Десерты | | Фрукты | |
Пирожное | | Банан | |
Печенье (50 г) | | Яблоко | |
Сырники или запеканка | | Киви | |
Конфета шоколадная | | Груша | |
Конфета - карамель | | Апельсин | |
Приложение 2
Раздаточный материал
Название блюд, продуктов | Энергетическая ценность (кал) | Название блюд, продуктов | Энергетическая ценность (кал) |
Напитки (стакан) | | Мучные изделия | |
Чай | 70 | Хлеб чёрный (кусочек) | 40 |
Кисель | 150 | Хлеб белый (кусочек) | 100 |
Компот | 100 | Хлеб с маслом | 200 |
Сок | 130 | Булочка | 250 |
Какао | 150 | Пирожок | 270 |
Молоко | 130 | Блины (порция) | 250 |
Кефир | 110 | Бутерброд с ветчиной | 200 |
Йогурт | 110 | Бутерброд с сыром | 170 |
Первые блюда (порция) | | Рыбные и мясные блюда (порция) | |
Овощной суп | 130 | Жареная рыба | 200 |
Суп с крупами или макаронами | 180 | Отварная рыба | 150 |
Борщ | 200 | Колбаса | 170 |
Суп с рыбой | 170 | Мясо | 220 |
Суп с мясом | 230 | Котлета | 270 |
Молочный суп | 200 | Пельмени | 400 |
Салаты (порция) | | Гарниры (порция) | |
Овощной | 70 | Макароны | 200 |
С мясом или рыбой | 150 | Жареный картофель | 300 |
Яйцо | 160 | Отварной картофель или другие овощи | 150 |
| | Каша | 300 |
Десерты | | Фрукты | |
Пирожное или кусок торта | 300 | Банан | 100 |
Печенье (50 г) | 180 | Яблоко | 50 |
Сырники или запеканка | 250 | Киви | 30 |
Конфета шоколадная | 75 | Груша | 50 |
Конфета - карамель | 35 | Апельсин | 75 |
Литература
Боровская Э. Здоровое питание школьника. – М.: Эксмо, 2010. – 320 с.
Каневская Л. Я. Питание школьника. – М.: Медицина, 1989
Кудашева В. А. Чудесная диета, или как стать стройными: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991. – 64 с.
Полный справочник диетолога. – М.: Эксмо, 2009.
Справочник школьника. 1-4 «О здоровом питании» – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011.
9