Классный час
Тема «Такие разные профессии» Проведено 2018-2019 учебный год
возраст обучающихся 14 лет
Цели: расширить представление детей о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору
Технологии: проблемного обучения, применения ИКТ, учебной игры, коллективного способа обучения.
Средства обучения: комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран), карточки с профессиями.
Ход классного часа
Вступительное слово
- Здравствуйте, ребята. Прочитайте эпиграф к нашему классному часу:
У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?
В.В. Маяковский
Человек в своей жизни постоянно сталкивается с проблемой выбора. Выбор профессии – одно из наиболее серьезных, самых важных жизненных решений. Сделав выбор, мы не только определяем основное занятие на всю жизнь, но и часто определяем этим свой круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу.
Один человек не в состоянии справиться со всем тем, что ему необходимо сделать для того, чтобы жить. Поэтому уже с древних времен возникло разделение труда и появился многообразный мир профессий. Что же такое профессия? (Слово профессия произошло от латинского «profiteer , что переводится как «объявлять своим делом», «говорить публично», «заявлять». Профессия означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником существования.)
Сегодняшний классный час мы проведем, путешествуя в мире профессий. Скоро вам предстоит окунуться в этот взрослый мир и выбрать свое место в нем. В мире насчитывается более 50 тысяч профессий. Но где можно узнать о профессиях? Первым источником, конечно, станет книга (выставка книг), также вы можете необходимую информацию узнать в интернете. А сегодня мы поговорим лишь о некоторых профессиях.
Итак, тема классного часа: Такие разные профессии .
Скажите мне, пожалуйста, как вы понимаете слово «профессия». (Успех, интерес, любимая работа, зарплата, труд…).
- Да, профессия – это дело, которым занимается человек и получает за это деньги.
Выделяют пять типов профессий: человек - знаковая система, человек - техника, человек - природа, человек - художественный образ, человек - человек. Назовем характерные черты каждого типа профессий, какие качества необходимы для людей данной профессии и примеры профессий.
Человек - знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны обладать отвлечённым мышлением, устойчивым вниманием, усидчивостью, хорошо оперировать с числами. Это бухгалтеры, учёные, чертёжники, астрономы, телефонисты, операторы ЭВМ, инженеры, кассиры, фармацевты, а также люди, работающие в лабораториях, научных центрах.
Человек – техника. Профессия требует от человека сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости, умения работать с чертежами. Это могут быть пилоты, водители, машинисты, матросы, электромонтёры, слесари, токари, каменщики, часовщики и представители других профессий, использующие технические устройства.
Человек – природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы. Они обладают хорошей наблюдательностью, выносливостью (ветеринар, агроном, зоолог, зоотехник, пчеловод, гидролог, садовод, овощевод, лесник, пекарь, механизатор, тракторист).
Человек - художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это артисты, архитекторы, портные, дирижёры, искусствоведы, кинорежиссёры, композиторы, фотографы.
Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности – необходимость воздействия на других людей. К этому типу профессии относятся учитель, врач, журналист, следователь, адвокат, библиотекарь, экскурсовод, переводчик, продавец.
Задание:
Распределить карточки с изображёнными на них профессиями по типам профессий. (Ч-Т: водитель, лётчик, машинист. Ч-Ч: врач, библиотекарь, продавец. Ч-П: пожарный. Ч-З: инженер, программист, бухгалтер. Ч-Х: актёр, фотограф, дирижёр.)
Игра – разминка: типы профессий.
Я буду называть профессию, а вы определять её тип, но не называя, а выполняя определённое задание.
Ч – Т – поднять правую руку вверх (водитель, слесарь, токарь)
Ч – Ч – поднять левую руку вверх (врач, учитель, продавец)
Ч – П – встать – сесть (лесник, садовник, ветеринар)
Ч – Зн. сист. – топнуть ногой (кассир, инженер)
Ч – Худ. обр. – поаплодировать (актёр, пианист, фотограф).
Самые редкие профессии
- Как вы думаете, чем занимается титестер? Титестер - дегустатор чая. По вкусу, запаху, виду этот специалист может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора, способ хранения и переработки. Титестер обладает особым талантом - исключительно тонким обонянием. А еще титестеры должны от многого отказаться: не есть жареного, копченого, не употреблять специй, не пить, не курить, не пользоваться парфюмерией. Титестеры страшно боятся насморка. Крупнейшие компании страхуют носы своих титестеров на миллионы долларов, ведь от этих носов зависят судьбы огромных партий чая, которые стоят миллионы. А чай, который мы с вами пьем, - смешанный. В нем может быть до 18 сортов. Титестеры подбирают смеси так, чтобы подчеркнуть основной аромат, улучшить вкус.
Еще одна редкая профессия - постижёр. Это специалист по изготовлению париков, усов, бород и бакенбардов. Эта профессия тесно связана с творчеством - в театре пастижер не просто делает парик, а создает образ. Часто в театре пастижеры - это еще и гримеры, художники, создающие внешний облик героев. Для этой профессии требуется завидное терпение и усидчивость, потому что приходится специальным крючком вплетать в основу волосок к волоску. Профессия пастижера является довольно редкой, но сейчас она все больше и больше востребована в связи с развитием рекламы и шоу-бизнеса.
Создатели рекламных роликов знают, что самая дефицитная профессия - это мастера спецэффектов. Эти мастера придумывают эффекты, которые заменяют настоящие продукты. Газированные напитки, йогурты, шоколад, прозрачное пиво с шариками воздуха - все, что вы видите на рекламе, - это не настоящие продукты, а их заменители. В роли пива на экране часто выступает бензин, или масло, или другая жидкость. Чтобы пельмени на экране красиво падали в кипяток, они должны быть пластиковыми, а вода - холодной. Видимость кипения создают сразу два устройства: компрессор, наподобие тех, что используются в аквариумах, и специальный моторчик, заставляющий воду бурлить. Потом все изображение корректируется на компьютере. Такие эффекты стоят очень дорого. И специалисты оплачивается соответственно.
Сейчас для вас конкурсы.
Конкурс «Он – она».
Задание: вам даны названия профессий для женщин, а вы должны дать название этой же профессии для мужчин и наоборот.
Она учительница – он учитель и т.д.
Она актриса - актер
Она балерина – танцовщик
…проводница – проводник
… конькобежка – конькобежец
… писательница – писатель
…художница – художник
…швея – швец, портной
…медсестра – медбрат
…доктор – доктор
…профессор – профессор
Он певец – певица
… повар – повариха
… пилот – пилот
… машинист –машинистка
…спортсмен – спортсменка
… водолаз – водолаз
… строитель – строитель
…маляр – малярша
Игра «Самая -самая».
Давайте выясним, насколько вы информированы о мире профессий, много ли профессий вы знаете. Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать профессии.
Итак, слушайте следующие характеристики:
Самая зеленая профессия (садовник, лесник)
Самая сладкая (пчеловод, кондитер, дегустатор, повар)
Самая волосатая (парикмахер)
Самая детская (воспитатель, помощник воспитателя)
Самая смешная (клоун)
Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник)
Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог)
Самая быстрая (гонщик)
Самая требовательная (тренер)
3. Игра «Ребусы». (Зашифрованы слова – профессии)
1.
Ювелир
2.
Сапожник
3.
Кондитер
4.
Почтальон
5.
Журналист
6.
Воспитатель
7.
Космонавт
10.
Дворник
«Угадай профессию».
Задание – переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получилась профессия.
- рвач – медицинский работник.
- терка – театральная и кинематографическая профессия
- кулон – веселая цирковая профессия
- марля – «разноцветный» рабочий
- старина – младший медицинский работник
- фошер - человек, управляющий транспортным средством
- паров – человек с профессией специальностью которого является приготовление пищи
- рипакрехам – специалист в области создания стиля человека с помощью прически.
Игра «Все работы хороши, выбирай на вкус!» Конкурс загадок.
У этой волшебницы,
Этой художницы
Не кисти и краски,
А гребень и ножницы. (парикмахер)
На работе день –деньской
Управляет он рукой,
Поднимает та рука
Сто пудов под облака. (крановщик)
Ему нужны такие вещи:
Молоток, тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней сноровка! (слесарь)
В семь часов он начал дело,
В десять сумка похудела,
А к двенадцати часам
Все разнес по адресам. (почтальон)
Никто на свете так не может:
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики. (милиционер)
В заключение занятия давайте поиграем в игру “Доскажи словечко”.
Учитель читает начало предложения, учащиеся хором заканчивают.
Трактор водит – … (тракторист),
Электричку – … (машинист),
Стены выкрасил – … (маляр),
Доску выстругал – … (столяр),
В доме свет провел – … (монтер),
В шахте трудится – … (шахтер),
В жаркой кузнице – … (кузнец),
Кто все знает – … (молодец)!
Заключительное слово учителя
Сегодня вы узнали о разных профессиях, о том, как правильно выбирать свое дело в жизни. Задача эта нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. А чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышления, психики. Для этого надо узнавать себя, изучать себя, наблюдать за собой, знать свои сильные и слабые стороны. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правильный выбор.
Подведение итогов
Что интересного вы узнали сегодня? О чем можно задуматься?