КЛАССНЫЙ ЧАС
Тема: Тепло родного очага.
Цель:
Знакомство с юртой, обычаями и традициями бурятского народа.
Воспитание любви, ласковое и чуткое отношение к близким людям, уважение и почитание старших, соблюдение правил бурятского этикета.
Оборудование:
Выставка рисунков “Моя семья”.
Пословицы, поговорки, благопожелания о семье, об очаге.
Компьютер, мультимедиа, экран, презентация.
Атласные ленты.
Ход урока:
Тема нашего классного часа - «Тепло родного очага».
- Как вы думаете, а что такое очаг?
- В толковом словаре Ожигова, дано такое толкование: очаг - устройство для разведения и поддержания огня. Домашний очаг - родной дом, семья.
Ученик рассказывает историю возникновения выражения “родной очаг”.
- Очаг, который был для первобытного человека первой ночью, он ценил больше всего. Именно вокруг очага люди стали устанавливать крышу, возводить стены, строить дом. Вокруг очага, от которого исходило тепло, собиралась семья. В современном мире выражение “родной очаг” - стало обозначать - семью, дом.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о доме, семье)
В старину буряты жили в юртах. Бурятская юрта (гэр) имеет круглую форму. Ее конструкция подчинена специфическому укладу жизни кочевого народа, его обычаям, традициям, эстетическим вкусам. Большая часть жизни кочевников проходила в его микрокосмосе - юрте. Юрта-это модель Вселенной, освоенное пространство, свой маленький тёплый мирок, противостоящий прочему миру. И строился он, как и все жилища мира по своим строгим законам.
Юрта – лучшее жильё, придуманное человеком-кочевником. Она недорогая, лёгкая, быстро обогревается, легко выдерживает сильные ветра и морозы. В юрте нет бесполезных зон, углов. Многие народы Земли жили и живут в этом удобном универсальном жилье. Она собирается и разбирается за один час и состоит из войлока и лёгких деревянных реек.
Юрта всегда была ориентирована дверью строго на юг, делилась на 4 сектора.
Северный сектор, расположенный напротив двери, под зодиакальным знаком
мыши, символизировал богатство. Здесь хранилось всё самое ценное и дорогое: домашний алтарь с буддийскими атрибутами, сундуки с парадной одеждой и обувью, драгоценности, украшения и другое добро. Сюда усаживали родичей и почётных гостей. Он считался “чистой” стороной жилища и соответствовал голубому или синему тону — Вечности, Постоянству, Нерушимости. Называлось это пространство хойто тала (северная сторона) или хоймор — почётное место.
Западная часть юрты - баруун тала- именовалось мужской половиной.
Она находилась под зодиакальным знаком курицы (тахяа ) и олицетворяла собой белый цвет- Мужество, Благородство и Торжество добрых начал. Здесь располагалась мужская кровать, охотничье и боевое оружие, всё то, без чего немыслима жизнь мужчины.
Противоположная, восточная часть — зуун тала, попадавшая под зодиакальный знак зайца (туулай), по традиции считалась женской. Она предназначалась для кровати и постельных принадлежностей женского состава семьи, запасов продуктов, других
предметов домашнего обихода. Она воспринималась в зелёном цвете — Рост, Размножение, Расцвет.
Южная часть жилища (урда тала), где располагалась дверь, находилась под знаком коня (морин). Его отличительным цветом был красный, олицетворяющий Солнце, Огонь, Жизнь, чувства Радости, Счастья, Торжества. Здесь, по левую сторону от входа, помещались конская сбруя, орудия животноводства, сосуды с кумысом. По левую сторону от входа располагались закрытые шкафы, полки с посудой, кухонные и хозяйственные приспособления.
Юрта - это не только жилище, а еще и солнечные часы!
До этого отсчет времени велся по углу падения солнечного луча через дымник юрты на перекладины (уни), составляющие каркас крыши.
Весь распорядок дня строился по показаниям солнечных часов. Буряты использовали монгольскую систему счета времени, по которой один час равнялся двум часам, т.е. 120 минутам.
час тигра (4.00) - время дойки;
час зайца (6.00) - время выгона скота на пастбище;
час дракона (8.00)- время кипятить молоко, начинать уборку;
час змеи (10.00) - время изготовления сыра, сушеных пенок;
час лошади (12.00) - время дойки овец;
час овцы (14.00) - время домашних и других дел;
час обезьяны (16.00) - время возвращения скота с пастбищ;
час курицы (18.00) - время вечерней дойки.
Час собаки (20.00)
Час свиньи (22.00)
Час мыши (24.00)
Час быка (2.00)
Центром юрты был очаг — гал гуламта, место обитания хозяйки огня-богини Сахала-хатан или хозяина огня — Сахяадай-убугуна. Очаг — связующее звено между предками и потомками, символ преемственности поколений. С огнём надо вести себя уважительно.
Огонь- живое, родственное существо, поэтому с ним разговаривают, ему рассказывают о своих делах, его просят о помощи и поддержке. Огонь не должен гаснуть всю ночь, он живёт в очаге всегда. Горящий огонь очага - символ жизни семьи.
Первоначально божество огня представлялось божеством женским. Слово «эхэ» добавляется к названию божества и указывает на то, что это – мать, начало всех начал. Огонь, как олицетворение женского начала, считается источником плодородия, богатства, а очаг - хранителем и дарителем жизненной силы-hyлдэ детей и животных.
В эпоху патриархата хранителем родового очага становится мужчина, младший сын, но за женщинами долго сохраняется обрядовая роль в культе огня.
Правила обращения с огнем передавались из поколения в поколение.
Какие правила вы знаете?
Огонь очага берегли от осквернения, запрещали бросать в него мусор, шишки («чтобы не залепить бабушке смолой глаза» – эвенки), касаться огня чем-либо острым, лить в него воду. Духа-хозяина огня, покровителя домашнего очага, семьи, рода постоянно «кормили» кусочками лучшей пищи и вином, к нему обращались с различными просьбами. На свадьбах молодую жену, вводя в дом мужа, обводили вокруг очага: она «кормила» огонь, прикасалась к почитаемым предметам, имеющим к нему отношение. У бурят был известен обряд – приобщение новорожденных к семейному очагу: ребенка вносили в жилище и мазали ему лицо сажей, говоря: «Огонь, не принимай за чужого, свой пришел».
Культ огня тесно связан с почитанием духов. По представлениям бурят, их предков научили обращаться с огнем духи-хозяева. Поэтому огонь выступал «посредником» между людьми и божествами, духами. Огонь мог передавать информацию хозяйки тайги, духов-хозяев таежной местности и влиять на будущие события. Перед промыслом буряты «советовались» с огнем: если в ответ их мыслям или словам пламя костра горело ровно, это предвещало удачу. Направление полета искры указывало охотнику нужный путь. Резкий треск или шипение огня предвещали неудачу, и тогда охотник откладывал выход на промысел. Огонь мог предсказать скорый приезд гостей. При гадании о предстоящем пути, близкой судьбе огонь «чертил» на бараньей лопатке дороги человека или семьи. Огонь обладал очистительными свойствами, мог уничтожить или изгнать злых духов, поэтому использовался в лечебных и шаманских обрядах. Над огнем «очищали» промысловое снаряжение при длительной охотничьей неудаче. Перешагиванием через огонь костра очищались участники похорон. Культ огня неотделим от культа предков.
С очагом и огнем связан ряд важных запретов, от соблюдения которых зависит благополучие семьи. Цель их — ни в коем случае не допускать осквернения очага и оскорбления хозяйки огня, ибо это может привести к распаду семьи, гибели ее членов, угасанию рода. Запрещалось лить воду на огонь. Этот запрет известен многим народам Евразии (якутам, бурятам, монголам, таджикам, русским и др.) Запрещалось касаться огня ножом или острыми предметами, нельзя протягивать к огню ноги, нельзя бросать в огонь мусор, грязь, особенно волосы, плевать на огонь, топить плохими дровами.
Самая страшная клятва бурята “Пусть потухнет мой очаг”.В случае осквернения огня совершали обряд моления огню (гал тай-ха) .
Очищающие и целебные свойства огня были известны и славянским народам древности. Огонь использовался и в обрядах, и на массовых гуляниях в весенне-летний период: на Масленицу (проводы зимы) и в праздники летнего солнцестояния (Троица, день Ивана Купалы). Чтобы на целый год избавиться от малярии, полагалось перепрыгнуть через такой костер. Человек, надевший на голову венок из чернобыльника в то время, когда горит церемониальный костер, предохранял себя от болезней и привидений. Венки из чернобыльника считались особо действенными против глазных болезней. Девушки смотрели на костры сквозь гирлянды диких цветов и просили огонь укрепить их глаза и ресницы. Троекратное повторение просьбы позволяло рассчитывать на избавление от глазных болезней в течение года.
Существуют определенные правила при посещении бурятских юрт. При входе в бурятскую юрту нельзя наступать на порог юрты, это считается невежливо. В старые времена гость, наступивший умышленно на порог, считался врагом, объявляющим о своих злых намерениях хозяину. Оружие и поклажу в знак своих добрых намерений надо обязательно оставить снаружи. Нельзя входить в юрту с какой-либо ношей. Считается, что человек, сделавший это, имеет дурные наклонности вора, грабителя.
Мы с вами познакомились с юртой, с обычаями и традициями бурятского народа, узнали что такое очаг, домашний очаг. Это- дом, семья. - А что такое семья? (мама, папа, дети).
- Семья - это взрослые и дети, которые живут вместе. Замечательно, если она большая. Однако семья может быть и маленькая: например мама и сын. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.
Представьте, что мы с вами большая дружная семья. Чтобы в нашем доме было хорошо, давайте соберём то, что нам для этого необходимо? Мне нужна в семье ЛЮБОВЬ.
А вам?
Дети : ДОБРОТА, ПОНИМАНИЕ, УЮТ, ЗАБОТА, УВАЖЕНИЕ.
А сейчас расскажите пословицы, поговорки, стихи, песни о семье.
Эжитэй хун эльгэ дуурэн. У кого мама, у того душа полна.
Хун ахатай, дэгэл захатай. У людей бывают старшие, у шубы ворот.
Эсэгэ тэнгэри мэтэ,,эхэ дэлхэй мэтэ. Отец, как небо, мать, как земля.
Турэлхидтоо муу хун, тумэрhоо хуйтэн. Кто родителей не почитает, тот холоднее железа и т.д.
Давайте скажем благопожелания. Кто говорит благопожелания берет в руки ленту.
-Ундэр гэр дээрэтнай наранай туя унажа байг, hэеы гэр дээрэтнай hарын гэрэл унажа байг.
-Пусть в светлый час, когда приходит утро, льнёт к вашей юрте солнца яркий луч.Пусть в час полночный войлочную юрту свет лунный обнимает из-за туч.
-Удхалаhан галнай утаан мунхэ бадараг, ушарhан уулзаhан хоёрнай амар мэндэ жаргаг.
-Огонь, который освещён,да не погаснет на ветрах времён! Да будет счастлива семья- хранилища вечного огня!
-Урхоор ороhон наран туяагаа угэг, уудээр ороhон убгэд уреэлээ угэг. Удэр бури уреэлэй баяр дулажа бай, hара бури hайн заяанай оршотой бай.
-Пусть же солнце наполняет дом лучами, входят старцы в дом с добрыми словами. Пусть же радость каждый день приносит, Пусть счастливой будет и весна и осень.
Тулиhэн галнай тумэн жэл бадараг, турэhэн гараhан урэнэрнай мунхэ мэндэ жаргаг!
Пусть в очаг огонь, как жизни цвет, пылает ярко десять тысяч лет! Пусть наши дети и потомки дети несут в себе счастливое бессмертье!
Из лент выстраивается юрта.
Пусть в нашей юрте всегда будет ТЕПЛО, ДОБРОТА, ПОНИМАНИЕ, УЮТ, ЗАБОТА, УВАЖЕНИЕ.