Каждый день дети после уроков говорят: «Я пошел домой». А задумывались ли они о том, что такое дом? Для каждого из них он свой особенный, но есть и что то общее. Понять, что есть общего между разными домами, поможет классный час.
ТЕПЛО РОДНОГО ДОМА.
Классный час
4 класс
Ход занятия.
Учитель:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них покоится от века
По воле бога самого
Самостоянье человека -
Залог величия его.
(А.С. Пушкин)
- Это стихотворение А.С.Пушкина станет эпиграфом нашей встречи. О чем оно? Какова его основная мысль? (Это стихотворение о любви к Родине).
- Родина, родной дом - это исток, начало начал. У каждого дом свой. Родной дом - это и детство в нем, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг.
- Когда строят дома? (Дом строят когда надо где-то жить).
(Дом строят, когда создается семья).
- Ассоциативный ряд к слову «дом» выглядит так:
Дом - изба - квартира - жилище.
- Изначально дом - жилище, изба. В древнерусском языке слово истба означало «баня, теплое помещение». Сравните слова истопить, топить, тепло. А кто живет в доме? (Семья.)
- Что такое семья? (Мама, папа, бабушка, дедушка, дети. Все родственники).
- Представьте, что мы с вами - семья. Чтобы всем в нашем доме было хорошо, давайте соберем необходимое для этого. Мне нужна в семье любовь. А вам?
(Доброта, понимание, уют, забота, уважение.)
Учитель размещает на доске «бревна», на которых написаны слова. В результате выстроен «дом». На «крыше» написано слово тепло.
ТЕПЛО
ЗАБОТА
УВАЖЕНИЕ
ПОНИМАНИЕ
ДОБРОТА
ЛЮБОВЬ
Вот мы построили дом, в котором тепло.
Соберите в ладони свое тепло.
Пусть его будет много.
Почувствуйте это тепло.
Поделитесь своим теплом друг с другом.
- У каждого из нас есть свой дом, и мне хотелось бы, чтобы вы рассказали, какой он у вас.
Выслушиваются рассказы детей.
- А теперь я предлагаю составить рассказ по неоконченным предложениям. основой вашего рассказа станет синквейн.
Учитель записывает понятие на доске.
- Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает свое отношение к чему-то или к кому-то. Эти пять строк сочиняют по определенным правилам, в строгом порядке.
Порядок написания синквейна
Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное понятие.
Третья строка - три глагола, показывающих действие понятия.
Четвертая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к кому-то или чему-то.
Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
- Пусть первой строкой в вашем стихотворении станет слово дом.
Дети пишут стихи
- Прочитайте, что у вас получилось.
Дом. Дом
Надежный, любимый. Красивый, надежный.
Охраняет, оберегает, защищает. Защищает, оберегает, любит.
Он нужен каждому. В доме уютно.
Любовь. Это главное.
ИТОГ
- Что же такое дом? (Дом это вся жизнь, радость, воспоминания…)
И само слово «Родина» начинается здесь, в доме … Все от этого корня, от дома отца, сработанное своими руками, на своей земле, в своей «и только тогда своей» стране…