СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Цена хлеба"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие предназначено для учащихся начальной школы и направлено на воспитание у детей бережного отношения к хлебу. Ребята знакомятся с трудом хлеборобов, читают стихи, составляют пословицы о хлебе. 

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Цена хлеба"»

МБОУ «СОШ №1» п.Палатка

















КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ



« ЦЕНА ХЛЕБА »











Учитель: Романенко Галина Александровна







День открытых дверей

17 апреля 2015 г.

Слайд. Здравствуйте ребята и уважаемые гости нашего мероприятия. Мы собрались здесь, чтобы поговорить о хлебе. Мы ежедневно покупаем хлеб в магазинах, едим в столовой, дома и не задумываемся о том, как хлеб пришёл к нам на стол.

Мы не думаем о том, что может произойти такая ситуация: однажды, сев обедать на вопрос :»Мама, дай хлеб». Мама пожала бы плечами и сказала :»Хлеба нет».

Какое значение имеет хлеб в нашей жизни, сейчас и расскажут ребята



Прожить нетрудно без котлет,

Кисель не часто нужен,

Но плохо, если хлеба нет

В обед, на завтрак, ужин.



Он - царь еды, хоть скромен вид.

От древности доныне

Средь блюд различных хлеб стоит

В почёте посредине.



Ему десятки тысяч лет,

Веками бились люди,

Пока не стал таким наш хлеб,

Каким лежит на блюде.



Его найдёшь ты на столе

У римлян и у грека,

В войну, в годину лютых бед,

Спасал хлеб человека.



И ныне кормит хлеб людей_

Врачей, солдат, рабочих.

И этот дар земли своей

Должны беречь мы очень!



Хлеб- непременный участник любой трапезы. Как повседневная еда, так и праздничное застолье редко обходятся без хлеба. Хлеб нужен всем, но относимся к нему мы по-разному. Один человек говорит просто «хлеб». А другой ласково произносит «Хлебушек». И сразу становится ясно, кто из них знает настоящую цену хлеба.

Выходит Иван. Под мышкой держит батон хлеба.

-Здравствуй, Иван. Что это ты несёшь?

Здравствуйте! Это батон хлеба. Взял его из дома, хотел птиц покормить, да лень стало в парк идти, думаю, куда бы его выкинуть!

-Ты хочешь выкинуть хлеб?

Да! А что здесь такого? Не таскаться же мне с ним целый день!

Так с хлебом поступать нельзя. Давайте все вместе послушаем легенду о хлебе!

Легенда.

Однажды путник уронил в пустыне крошку хлеба. Он остановил караван и стал её искать, потому что хлеб выбрасывать нельзя. Да разве найдёшь её в песке? Дело близится к ночи. Путник пометил место, воткнув свой посох. С рассветом он вернулся, чтобы найти хлеб. А его посох стал золотым. Путник получил награду за своё бережное отношение к хлебу. Эта легенда учит нас, что хлеб – бесценный дар.

Берегите хлеб!

-расскажите мне ещё про хлеб!

-Хорошо, надеюсь после этого ты станешь относится к нему с уважением!



Самый вкусный, несравненный,

Всем знакомый с детских лет-

Это наш обыкновенный

И любимый русский хлеб:



Каравай пахучий, знатный,

Кренделя и калачи,

Бублик с маком ароматный,

А на Пасху куличи.



Можно с мёдом есть и маслом,

С сыром, рыбой, ветчиной

И с икрой, кружком колбасным

Белый хлеб или ржаной



Пироги же –хлеб особый,

Их на праздник подают,

И готовят всё со сдобой

И с начинкою пекут.



Пышки, пончики, ватрушки

Спрыгнуть с противня хотят-

Это хлебные игрушки,

В праздник радость для ребят.





Или пряники печенье-

То, что мама испечёт,

Для детишек объеденье

Разевай пошире рот!



Как же появился хлеб? Давайте послушаем ЮЛЮ:

Однажды древний человек нашёл какие-то семена. Какими вкусными показались семена людям. Ученые предполагают, что это был дикорастущий ячмень. Прошло время, человек научился добывать огонь и применять его для приготовления пищи. Он стал поджаривать размельчённые зёрна диких злаков, смешивал их с водой. Позже люди стали выпекать хлеб в виде лепёшки из густой зерновой каши – теста.

Слово «хлеб» пришло к нам из древней Греции. Греческие мастера выпекали хлеб в глиняных горшочках, которые назывались «хлибанос».

Да, не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.



- Как же приходит хлеб на стол? Мы сейчас узнаем

Хлеб рождается в бороздках.

Посмотри-ка на поля,

Ведь земля- земля не просто,

А кормилица Земля!

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.



Вот об этом – то как раз

Начинается рассказ.

За лесами, за лугами

Раздаётся в поле гром:

Это тракторы плугами

Пашут лёгкий чернозём.



На широкие долины

Вышли новые машины.

Глянь в раскрытое окно-

Сеют сеялки зерно.

Сколько в этом зёрнышке

Вложено труда

Знают только солнышко,

Ветер и вода.



Посеяли хлеб хлеборобы весною,

Созрел он и стал золотою стеною,

И слышит страна: за уборку пора,

Для хлеба комбайны нужны, трактора.



Хлеб созрел, но к нам на стол

Прямо с поля не пошёл.

С поля даже в магазины

Хлебу ехать рановато,

Он уселся на машину

И спешит на элеватор.



В элеваторе для нас

Хлеб хранится про запас.

Здесь ему тепло, удобно,

Скажет он, как будто дома,

Сколько нужно отдохнуть,

И опять собраться в путь…



Едет хлеб на мельницу

Здесь пышней, чем облака,

И в любом количестве

Получается мука

По воле электричества.

И. наполнив этим грузом

Необычный круглый кузов,

Богатырь- муковоз

На завод муку привёз…



На большом хлебозаводе

Станешь тестом ты, мука.

Тесту тесно, мало места,

«Ох, пустите», - шепчет тесто.

Ладно, пустим,

В печь давай-

Нарядился каравай.



От завода-автомата,

Льётся тёплый хлебный запах.

Поздно ночью спят ребята,

А завод готовит завтрак:

Всё, что хочешь испечёт

Этот сказочный завод.

Вот такой длинный и тяжёлый путь проходит наш хлеб, прежде чем появится у нас на столе.

Слайд. Испокон веков хлеб был непростой едой. Он был не только показателем общественного благосостояния, но и человеческой совести. Хлебом-солью встречали друзей. Хлеб выражает пожелание богатства и благополучия, а соль защищает от вражеских сил и влияний.

Считалось, что от обращения с хлебом зависят сила, здоровье, удача людей.



Давайте послушаем сказку о хлебе.

Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но гордая и жестокая. Однажды мать Инге испекла хлеб и сказала: «Доченька, отнеси этот хлеб нашей бабушке». Инге надела лучшее платье и нарядные башмачки и отправилась в путь. Дорога проходила через болото. Жалко стало Инге своих нарядных башмачков. Бросила она хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через лужу. Но только Инге наступила на хлеб, как хлеб вместе с нею стал стремительно погружаться в болото. И оказалась Инге в зловонном подземелье у ядовитой старухи-болотницы. Злая болотница превратила девочку в истукана. Руки и ноги её окаменели, жирные пауки оплели её свреё паутиной. Пастухи видели, что случилось с девочкой и вскоре повсюду узнали историю об Инге, которая наступила на хлеб.

Однажды горячая слеза упала на голову окаменевшей Инге. Это плакала её1 мама. «какой толк, что мать теперь хнычет обо мне»- подумала Инге, и душа её от этих мыслей становилась всё грубее.

Однажды эту историю услышала маленькая девочка. «Бедная, бедная Инге- заплакала она.-Как бы я хотела, чтобы Инге попросила прощенья и ей позволили вернуться на землю». Слова эти дошли до самого сердца Инге. И она залилась слезами раскаянья.

В тот же миг луч света проник в зловонное подземелье, и Инге маленькой птичкой вылетела на волю. Она вернулась в родительский дом. Инге и её мама снова стали счастливыми, потому что девочка научилась ценить и беречь хлеб.

Чему нас учит эта сказка?

О хлебе сложили много пословиц и поговорок. Знаете ли вы их, сейчас проверим. У вас на партах лежат пословицы, которые надо собрать.



Хлеб всему голова

Без труда хлеб не родится никогда

Хлеб в закромах – счастье в домах.



Ребята, как вы думаете, почему, один хлеб чёрный, а другой белый?



Это связано с ем, что белый (пшеничный) хлеб пекут из пшеничной муки, а чёрный из ржаной муки. (показать колоски)

- Ребята, а выращивают ли у нас на Колыме хлеб?

-Почему здесь нельзя выращивать хлебные растения?

-как же мы тогда ежедневно покупаем хлеб в магазинах, едим в столовой, печём торты и пироги?



На Руси поначалу пекли только белый хлеб. Ржаной появился позднее, 800 лет назад.

А кто знает, какие продуты нужны, чтобы выпечь хлеб? (Мука, вода, дрожжи, яйцо, соль) Некоторые добавляют сахар и масло. Слайд.

В России существует единственный музей хлеба, который находится в Санкт-Петербурге.

В этом музее есть всё, что связано с выпечкой хлеба. Слайды

Раньше город Санкт-Петербург назывался Ленинград. В годы ВОВ этот город окружили фашисты и люди голодали. В блокадном Ленинграде в годы войны выдавали в день по 125 граммов хлеба на детей и 250 граммов хлеба на взрослых. Посмотрите, какой это маленький кусочек! Впрочем этот кусочек трудно назвать хлебом: его готовили из жмыхов, крапивы, лебеды, опилок, хвои и совсем немного ржаной муки. Слайд. Дети, кто знает, что такое жмых? Жмых – это то, что остаётся после растений после выжимки из него сока или масла. Блокадный хлеб пекли без соли, т.к.её в городе не было.

И такой хлеб помогал людям выжить в то суровое время. Наши бабушки и дедушки знают цену каждой крошке хлеба. Цена… каждый это понимает по-своему. Для одних это бумажная бирочка с цифрами, для других истинная стоимость, которую очень трудно и даже стыдно переводить в деньги. Посмотрите на следующий слайд. Что вы на нём видите? Дети собирают колоски с зерном в голодные послевоенные годы на изрытых снарядами полях? слайд.

А сейчас давайте послушаем наших учеников, которые расскажут нам о судьбе одной лениградской семьи, семьи Тани Савичевой. Слайд.

На столе в конверте у вас находятся карточки с названиями продуктов (мука пшеничная, мука ржаная, сахар, соль, масло, молоко, крапива, лебеда, дрожжи, опилки, хвоя, картофель,жмых).

Вы должны будете выбрать те продукты, которые входили в состав хлеба военных лет.

Один ребёнок будет работать у доски, он выберет натуральные продукты (должен выбрать муку ржаную, крапиву, опилки, лебеду, жмых, картофель, хвою)

Проверим: Какие продукты выбрала?

Поднимите руку, кто выбрал те же продукты.

Задание для группы История хлеба. Из предложенных названий продуктов выберите те, которые входят в состав нынешнего хлеба .



Давайте послушаем стихотворение «О хлебе».

Я видел однажды: по дороге

Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.

И ловко били хлеб шальные ноги.

Играл, как мячиком, мальчишка озорной.

Тут подошла старушка и, нагнувшись,

Взяла батон, заплакав вдруг, ушла.

Мальчишка вслед глядел ей, улыбнувшись.

Решил, что это нищенка была.



А утром, в День Победы, ветераны,

Все при параде, в школу ту пришли.

Мальчишке показалось очень странным,

Что ветераны хлеб с собой несли.



И та старушка, что ушла с батоном,

Сидела рядом, грудь вся в орденах.

В глазах мальчишки голубых, бездонных

Вдруг, со слезами появился страх.



Она, разрезав хлеб, взяла горбушку,

Мальчишке нежно в руки подала.

И быль, рассказанная той старушкой,

Его в блокадный Ленинград перенесла.



Вот перед ним возник холодный город

Во вражеском кольце, кругом бои.

Свирепствует зима и лютый голод…

И тот батон, что поднят был с земли.



Прижав батон, он мчится по дороге.

Он знает: мать его больная ждёт.

Торопится он к ней, замёрзли ноги.

Но счастлив он, что хлеб домой несёт.



А дома бережно батон он режет,

Куски считая, чтоб хватило им.

Пусть он сухой и пусть не очень свежий.

Он был единственным и очень дорогим.



Нарезав хлеб, сметает крошки в руку.

И матери своей кусок несёт.

В глазах её он видит боль и муку.

И тот немой вопрос «Ты ел, сынок?»



Но, вспомнив, как он бил батон ногою,

Он выхватил тот хлеб у ней из рук,

Мать закричала «Что, сынок, с тобою?

Дай хлеба, я умру от этих мук!»



Он зарыдал, и вновь перед глазами

Старушка, что батон с земли берёт.

Она стоит, и нежными руками

Мальчишке хлеб душистый подаёт.



Он понял цену тем слезам и хлебу,

Который дерзко превратил он в мяч.

На землю вновь его вернули с неба

Слова старушки «Ешь, сынок, не плач…»

Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Нередко мы видим, когда несъеденные кусочки хлеба просто выбрасываютя. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Трактористы, комбайнёры в поле, пекари на хлебозаводах работают не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно беречь!

Давайте прочитаем памятку о бережном отношении к хлебу и запомним её на всю жизнь.



А закончить наш классный час хочу следующими словами

Есть хлеб – будет жизнь. Хлеб и жизнь эти 2 слова всегда стоят рядом. Вечна жизнь – вечен хлеб. Они не отделимы друг от друга.