Тренинговое занятие «Ценность каждого»
для обучающихся 3 класса
Педагог-психолог: Халудорова Г.Ш.
Дата 17.11.2023г..
Цель: формирование у обучающихся чувства ценности жизни любого человека.
Форма проведения: тренинговое занятие.
Процедура проведения
Вступительная часть
Ведущий приглашает участников в круг и рассказывает о предстоящем занятии.
Ведущий: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы обсудить такую важную тему, как ценность человеческой жизни, добро и доброе отношение друг к другу. Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое добро и сделаем это в виде небольших игр, а также узнаем, как делиться добром с другими людьми. Давайте же начинать!»
Разминка
Упражнение 1 «Цвет моего настроения» Время: 5 минут.
Цель упражнения: создание дружелюбной доверительной атмосферы, повышение настроя на совместную работу.
Ведущий предлагает участникам группы по очереди поприветствовать друг друга, представившись по имени и назвав какого цвета у них настроение в данный момент, и что это означает.
Ведущий: «Давайте поздороваемся сегодня друг с другом, не просто назвав имя, а скажем еще какого цвета сегодня у вас настроение, и что это означает. Давайте начнем с меня. Меня зовут (называет ИМЯ) и цвет моего настроения зеленый – для меня это означает спокойствие и стабильность».
В конце тренингового занятия можно повторно провести это упражнение, спросив какое настроение сейчас, изменился ли цвет настроения и если да, то что это означает, какое настроение в данный момент.
Основная часть
Упражнение 2 «Пять добрых слов» Время: 10 минут.
Цель упражнения: создание позитивного образа себя и другого, ресурсного состояния.
Необходимый инструментарий: листы бумаги А4, цветные карандаши, ручка или карандаш.
Ведущий: «Ребята, я прошу вас нарисовать на листе бумаги свою ладошку и на полученном рисунке руки написать свое имя. Затем нужно отдать соседу слева свой рисунок, и все должны написать на одном из «пальчиков», полученного от соседа рисунка, что-то хорошее о нем. Каждый рисунок должен побывать у пятерых участников и так пять раз, чтобы заполнились все пальчики. В результате к каждому из вас вернется его ладошка с надписями на пяти пальчиках».
Участники выполняют задание.
Ведущий: «Ребята, какие чувства вызвало у вас выполнение этого задания? Какие мысли и впечатления? Какие чувства вы испытали, когда читали надписи
на вашем рисунке? Все ли вы знали о себе, что прочитали? Трудно ли было писать о достоинствах других?»
Происходит обсуждение и обмен опытом.
Ведущий: «Я рекомендую вам оставить этот рисунок себе».
Упражнение 3 «Позитивное во мне» Время: 20 минут.
Цель упражнения: фокусирование на позитивных аспектах личности, повышение самооценки.
Ведущий предлагает участникам по очереди назвать свои положительные черты или качества и затем представить ситуации, в которых данные качества могли бы помочь преодолеть сложности, а также ситуации, обстоятельства в жизни, которые могли бы помочь развить эти качества еще сильнее.
Ведущий: «Ребята, давайте сейчас попробуем обратиться к себе, и в кругу по очереди будем вспоминать свои положительные черты или качества. После того, как вы вспомните эти качества, нужно будет вспомнить или представить ситуации, в которых эти качества могли бы развиться еще сильнее. Давайте я приведу пример: мои положительные качества – спокойствие и уравновешенность, еще сильнее эти качества я могу развить в ситуациях, где нужно разрешить какую-то проблемную и может быть даже конфликтную ситуацию».
Далее обсуждаются представленные случаи, и группа анализирует, за счет чего можно развить в себе то или иное качество.
Упражнение 4 «Стереотипы»
Время: 15 минут.
Цель упражнения: ознакомление с понятием «стереотип», развитие мышления, собственного мнения о разных людях.
Ведущий рассказывает про то, что у всех людей есть стереотипы. Это мнения о конкретных людях или группе людей (профессии, нации и пр.), которые не связаны с вашим реальным опытом, а существуют как бы сами по себе. Причем чаще всего это негативные представления, которые мешают нормальному общению. Далее ведущий вместе с группой выбирает двух-трех персонажей, по поводукоторых у ребят присутствует больше всего стереотипов (двоечник, иностранец,
«ботаник» и пр.).
Ведущий предлагает каждому из группы задумать свой стереотип по отношению к первому персонажу (например, к двоечнику). Этот стереотип должен быть в форме «ты-высказывания», произнесенного от первого лица.
Затем в круг ставится пустой стул – на него как будто «садится» задуманный персонаж. Каждый участник, по кругу произносит, обращаясь к этому выдуманному персонажу на пустом стуле, свое стереотипное высказывание. Ведущий следит за соблюдением моральных и нравственных норм при формулировании высказываний, не допускает нецензурных выражений, помогает переформулировать фразу, уточняя, что имеет в виду участник.
После завершения круга в той же последовательности каждый из участников садится на «пустой стул» и становится задуманным персонажем. Его задача в нескольких предложениях ответить на свое собственное обращение, объяснить причину того, что он «такой» или дать другой ответ.
Такая последовательность отрабатывается с двумя-тремя наиболее актуальными для данной группы обучающихся «стереотипными» персонажами.
Далее происходит обсуждение.
Ведущий:
Было ли трудно отвечать от лица задуманного персонажа? Что вы чувствовали?
Что вы в результате этого узнали для себя нового?
Не кажется ли вам, что своими стереотипами мы поощряем людей вести себя так, как мы думаем о них заранее?
Упражнение 5 «Иные»
Время: 15 минут.
Цель упражнения: способствование развитию эмпатии к людям, которые отличаются от большинства, от основной группы.
Необходимый инструментарий: фотографии представителей разных рас.
Ведущий: «Наверное, из уроков биологии, географии вы знаете, что
человечество разделяется на три основные расовые группы: монголоидную (узкие глаза, уплощенное и широкое лицо, сильно выступающие скулы, кожа с желтоватым оттенком, темные прямые волосы); негроидную (полные губы, курчавые темные, жесткие волосы, темная кожа); европеоидную (светлая кожа, мягкие волосы, широко открытые глаза, выступающий нос) и др. (см. иллюстративный материал к упражнению «иные»). И это только внешние различия, а еще религия, географическое положение, традиции, одежда, питание, взгляды и многое другое. Предлагаю поиграть в игру «Иные», и для этого нужно каждому участнику вытянуть фотографию представителя одной из рас».
Фотографии никому не показываются. Участники, двигаясь свободно по помещению с фотографией, задают только один вопрос одному участнику для нахождения «своих». Например: «Ты любишь жару?», «Тебе нравится степь?» и др. Нужно постараться не остаться «одиночкой», т.е. без «своих». Постепенно все распределяются на три «группы-расы». Участники, ошибочно определившие «свою расу», остаются в центре круга – они «одиночки».
Далее идет обсуждение. Все участники открывают свои фотографии в группах, объединенных по расовым признакам.
Рефлексия упражнения, ведущий задает вопросы:
Легко ли было быть «одиночкой»?
Что помогло вам определилиться и объединиться в группы?
Тяжело ли быть непохожим, «иным»?
Как вы теперь при встрече отнесетесь к «иному», отличному от вас человеку?
Ведущий подводит итог: «На земном шаре существует около двухсот государств со своим языком, культурой, традициями, которые могут отличаться друг от друга. Но и общего между людьми тоже много – принято уважать и почитать родителей и старших, любят и берегут детей и семью, ценят дружбу и знания. Поэтому всегда можно найти общий язык, договориться с окружающими нас людьми, проявить взаимоуважение, оказать помощь друг другу».
Завершение
Упражнение 6 «Мое богатство» Время: 15 минут.
Цель упражнения: рефлексия прошедшего занятия, прощание.
Ведущий: «Наша сегодняшняя встреча подходит к концу. Занятие было насыщенным, мы сегодня много общались и рассуждали на тему ценности каждого из вас и в целом человеческой жизни, и в завершение хотелось бы предложить вам немного расслабиться. Сядьте максимально удобно на стульях так, чтобы ноги касались пола, закройте глаза, расслабьтесь, позвольте себе ни о чем не переживать и просто сидеть расслабленно с закрытыми глазами. А теперь попробуйте почувствовать, что приходит в голову при мысли, чем я сегодня обогатился? Вы можете представить какую-то емкость. Это может быть сумка, мешок, корзина или контейнер, куда вы можете в виде неких образов складывать полезные знания и навыки, приобретенные за время сегодняшней встречи».
Также можно повторить упражнение «цвет моего настроения», обратив внимание, на цвет настроения в конце тренингового занятия и про что этот цвет. Далее ведущий и участники группы благодарят друг друга и завершают встречу.