СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Удивительное - рядом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного мероприятия  : привить любовь ко  всему  живому, видеть в привычном  необычное.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Удивительное - рядом"»

Классный час : «Удивительное - рядом»

Цели: развивать познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном; вызывать чувство удивления, восхищения; воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении природных богатств.

Оборудование: словарь Ожегова, иллюстрации пчёл, бабочек, муравьёв, дождевых червей, рыб, растений, письмо – просьба от цветов.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

- Сегодня вы узнаете много о мире природы. Но прежде всего отгадайте несколько загадок.

Загадки

Летит орлица по синему небу,

Крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)

Кто всю ночь по крыше бьёт

Да постукивает

И бормочет, и поёт.

Убаюкивает? (Дождь)

- Итак, вначале мы поговорим о погоде. Как мы узнаём о том, что будет дождь или ветер, похолодание или потепление?(Можно по телевидению, из газет, по радио)

- Да, эти сведения нам дают синоптики. Кто такие синоптики? (Это люди, которые наблюдают за погодой и сообщают прогноз погоды)

(Вывешивается табличка со словом «синоптик»)

_ Давайте заглянем в словарь Ожегова и узнаем точное толкование этого слова: Синоптик – специалист по прогнозированию погоды».- А как вы думаете, есть ли в природе синоптики?

(Выслушиваются высказывания детей)

- Знаете ли вы , что погоду предсказывают около 400 растений и более 600 животных? Их называют растениями и животными синоптиками. Посмотрите, с какими животными-синоптиками мы сегодня познакомимся6пчёлы, бабочки, муравьи, пауки, дождевые черви. Могут предсказывать погоду и рыбы.

(Учитель показывает иллюстрации по ходу беседы)

Растения и животные в процессе развития выработали множество приспособлений, в том числе и таких, которые могут служить сигналами о предстоящем изменении погоды. Многие из таких сигналов давно подмечены и стали народными приметами. Ну не удивительно ли? Вы сегодня не раз ещё удивитесь, потому что наш классный час так и называется «Удивительное рядом».

Животные- синоптики

- Отгадайте загадку.

Домовитая хозяйка

Полетала над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком. (Пчела)

- Посмотрите, чей это домик?(Показывает изображение улья)

Да, в этом чудо –домике живут трудолюбивые пчёлы. Пчёлы – верные предсказатели погоды. Утром перед дождём они не вылетают из ульев, сильно гудят, даже если светит солнце. А если они рано отправляются за добычей и рано возвращаются вечером, то будет хороший день.

- о ком речь в следующей загадке?

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка

Я сорвать его хотел-

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Бабочка – крапивница безошибочно предсказывает дождь. Перед дождём она среди дня начинает готовиться к ночлегу – прикрепляться к потолку сарая, свесив крылья.

- О каком синоптике пойдёт речь в следующей загадке?

На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он.

А жильцов в нём - миллион. (Муравьи)

Вы наблюдали за муравьями? Муравьи перед дождём или грозой прячутся и закрывают входы в муравейник. Если вода попадёт в него, муравьи погибнут. Поэтому никогда не разрушайте в лесу муравьиные домики- пирамидки.

-Ещё одна загадка.

Восемь ног, как восемь рук,

Вышивают шёлком круг.

Мастер в шёлке знает толк.

Покупайте, мухи, шёлк! (Паук)

Кто видел тонкие шёлковые кружева в лесу? Оказывается, пауки – тоже синоптики, особенно крестовик и домашний паучок. Если пауки появляются ранним утром, значит, приближается ненастье: они боятся сырости, а перед ненастьем росы нет. В жаркий полдень, боясь зноя, пауки предпочитают «отсиживаться дома». Если же паук появился в жару, значит, он запасается кормом, следовательно, смело можно предсказывать грозу. А если увидели паука вечером, можно смело сказать, что дождя не будет.

- О ком говорится в следующей загадке?

У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Рыбы)

Кого из вас папа или дедушка брали с собой на рыбалку? Всегда ли рыба клюёт? Почему? Оказывается , в засуху перед дождём рыба в водоёмах перестаёт клевать.

Предсказывают погоду и другие животные. Земляные черви перед сильным ненастьем выползают на поверхность, так как могут быть затоплены их норы. Сильное стрекотание кузнечиков поздним вечером предвещает хорошую погоду на следующий день, а мухи, комары перед дождём становятся назойливее. Издавна люди наблюдали за животными. Так появились народные приметы.

Паук усиленно плетёт сети – к сухой погоде.

Паук забился в угол – к ветру.

Лягушки расквакались – к непогоде.

Муравьи прячутся в гнезде – к грозе.

Ласточки летают низко – перед дождём.

На устах акации много пчёл – перед дождём.

Растения –синоптики

Предсказывают погоду и растения. Чаще всего растения реагируют на дождь, потому, что им вредит влага. Перед дождём закрывают свои цветки оранжевые ноготки, полевой вьюнок, белая кувшинка.

Отгадайте загадку: о каком синоптике пойдёт речь?

Горел в траве росистой

Фонарик золотистый.

Потом померк, потух

И превратился в пух.

На нём платок пуховый,

Всегда слететь готовый. (Одуванчик)

Одуванчики складывают пере дождём свои пушистые шарики. А есть растения, которые перед дождём «плачут « - выделяют лишнюю влагу. К таким растениям относится клён, который предсказывает сильное ненастье за трое-четверо суток. «Льют слёзы» при хорошей погоде овёс, пшеница. Если в солнечный день на пёрышках молодого овса или пшеницы выступили капельки влаги, надо ждать дождя. Будьте наблюдательны, ребята, расскажите своим друзьям о своих наблюдениях в природе.

- Ещё одно удивительное свойство есть у растений. Послушайте стихотворение и догадайтесь какое.

Удивительные часы.

Выйди летом за село –

От цветов светлым – светло.

Можешь смело здесь играть

И не бойся опоздать.

Вовремя придёшь домой –

Здесь часы всегда с тобой.

Глянь вокруг – и каждый раз

Будешь знать который час.

Время точное растения

Знают все без исключения .

От росы и до росы

Счёт часам ведут часы.

На всё лето каждый год

Солнце им даёт завод.

Оказывается, если мы пошли на прогулку и забыли часы, сориентироваться во времени нам помогут растения. Их называют цветочными часами. Ну не удивительно ли? А посмотрите, как радуют нас цветы.

(Показать иллюстрации разных цветов)

Здравствуй, милый мой цветок,

Леса гост весенний!

Как красиво ты расцвёл

Здесь , в уединении!

Улыбнётся ветерок

И с тобой играет.

Солнце целый день тебя

Весело ласкает.

- Какие вы знаете лесные цветы? (Ромашки, колокольчики, фиалки, герань лесная).

- Среди них есть такие, которых на земле осталось очень мало, поэтому они охраняются законом. Рвать их нельзя! Один из охраняемых цветов – красавец – колокольчик.

(Учитель показывает названные растения на картинках)

У лесной дорожки –

Цветок на тонкой ножке.

У самой сердцевинки –

Свежие росинки.

Ветерок тронет венчик –

Зазвонит бубенчик!

Быстро вянут лесные цветы, собранные в букеты. Всё меньше остаётся их в наших лесах. Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить лесную красоту, чтобы и другие люди могли восхищаться тем, что создала природа.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

(Учитель показывает письмо, и кто –то из учеников читает его.)

Ребята, вам цветы прислали письмо с просьбой: «Уважаемые дети! Пожалуйста, Будьте так добры, не обрывайте зря цветы!» Что мы ответима цветам? (Ответы учеников)

Игра «Спорим»

Учитель произносит фразу, после которой ребята должны хором сказать: «Мы не спорим!», если они согласны с утверждением, или «Спорим-спорим!», если не согласны. Чтобы не затягивать игру, лучше ограничиться небольшим количеством утверждений:

Осенью идут дожди. (Мы не спорим!»)

Ждёт весна нас впереди. (Мы не спорим!)

Птицы с юга прилетели,( Мы не спорим!»)

Лист кленовый опадает. ( … ) .

Ландыш белый расцветает.

Яблоки в саду поспели.

В роще соловьи запели,

Мы капусту посолили.

И каток водой залили.

На полях лежит туман.

В огороде лишь бурьян.

И каникулы всех ждут.

День победы тут как тут.

Загорать пойдём гурьбою.

Ждёт экзамен нас с тобою.

Дни становятся длиннее.

Скоро будет холоднее.

Лужи стали замерзать.

Птицы стали улетать.

Без конфет нам трудно очень.

Скоро осень, между прочим.

Обману я вас сейчас.

Вы ошиблись много раз.

- молодцы. А теперь скажите, какое отношение наша игра имеет к миру природы. (Ответы детей)

Подведение итогов

-Сегодня вы узнали много удивительного о временах года и явлениях природы, о насекомых, животных и растениях – наших верных друзьях и помощниках.

Учитель благодарит учеников за активность и в краткой беседе закрепляет знания. Можно предложить второклассникам привести примеры народных примет о погоде.