Классный час : «Удивительное - рядом»
Цели: развивать познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном; вызывать чувство удивления, восхищения; воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении природных богатств.
Оборудование: словарь Ожегова, иллюстрации пчёл, бабочек, муравьёв, дождевых червей, рыб, растений, письмо – просьба от цветов.
Ход классного часа
Вступительное слово учителя
- Сегодня вы узнаете много о мире природы. Но прежде всего отгадайте несколько загадок.
Загадки
Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)
Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает
И бормочет, и поёт.
Убаюкивает? (Дождь)
- Итак, вначале мы поговорим о погоде. Как мы узнаём о том, что будет дождь или ветер, похолодание или потепление?(Можно по телевидению, из газет, по радио)
- Да, эти сведения нам дают синоптики. Кто такие синоптики? (Это люди, которые наблюдают за погодой и сообщают прогноз погоды)
(Вывешивается табличка со словом «синоптик»)
_ Давайте заглянем в словарь Ожегова и узнаем точное толкование этого слова: Синоптик – специалист по прогнозированию погоды».- А как вы думаете, есть ли в природе синоптики?
(Выслушиваются высказывания детей)
- Знаете ли вы , что погоду предсказывают около 400 растений и более 600 животных? Их называют растениями и животными синоптиками. Посмотрите, с какими животными-синоптиками мы сегодня познакомимся6пчёлы, бабочки, муравьи, пауки, дождевые черви. Могут предсказывать погоду и рыбы.
(Учитель показывает иллюстрации по ходу беседы)
Растения и животные в процессе развития выработали множество приспособлений, в том числе и таких, которые могут служить сигналами о предстоящем изменении погоды. Многие из таких сигналов давно подмечены и стали народными приметами. Ну не удивительно ли? Вы сегодня не раз ещё удивитесь, потому что наш классный час так и называется «Удивительное рядом».
Животные- синоптики
- Отгадайте загадку.
Домовитая хозяйка
Полетала над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела)
- Посмотрите, чей это домик?(Показывает изображение улья)
Да, в этом чудо –домике живут трудолюбивые пчёлы. Пчёлы – верные предсказатели погоды. Утром перед дождём они не вылетают из ульев, сильно гудят, даже если светит солнце. А если они рано отправляются за добычей и рано возвращаются вечером, то будет хороший день.
- о ком речь в следующей загадке?
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел-
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Бабочка – крапивница безошибочно предсказывает дождь. Перед дождём она среди дня начинает готовиться к ночлегу – прикрепляться к потолку сарая, свесив крылья.
- О каком синоптике пойдёт речь в следующей загадке?
На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он.
А жильцов в нём - миллион. (Муравьи)
Вы наблюдали за муравьями? Муравьи перед дождём или грозой прячутся и закрывают входы в муравейник. Если вода попадёт в него, муравьи погибнут. Поэтому никогда не разрушайте в лесу муравьиные домики- пирамидки.
-Ещё одна загадка.
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шёлком круг.
Мастер в шёлке знает толк.
Покупайте, мухи, шёлк! (Паук)
Кто видел тонкие шёлковые кружева в лесу? Оказывается, пауки – тоже синоптики, особенно крестовик и домашний паучок. Если пауки появляются ранним утром, значит, приближается ненастье: они боятся сырости, а перед ненастьем росы нет. В жаркий полдень, боясь зноя, пауки предпочитают «отсиживаться дома». Если же паук появился в жару, значит, он запасается кормом, следовательно, смело можно предсказывать грозу. А если увидели паука вечером, можно смело сказать, что дождя не будет.
- О ком говорится в следующей загадке?
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбы)
Кого из вас папа или дедушка брали с собой на рыбалку? Всегда ли рыба клюёт? Почему? Оказывается , в засуху перед дождём рыба в водоёмах перестаёт клевать.
Предсказывают погоду и другие животные. Земляные черви перед сильным ненастьем выползают на поверхность, так как могут быть затоплены их норы. Сильное стрекотание кузнечиков поздним вечером предвещает хорошую погоду на следующий день, а мухи, комары перед дождём становятся назойливее. Издавна люди наблюдали за животными. Так появились народные приметы.
Паук усиленно плетёт сети – к сухой погоде.
Паук забился в угол – к ветру.
Лягушки расквакались – к непогоде.
Муравьи прячутся в гнезде – к грозе.
Ласточки летают низко – перед дождём.
На устах акации много пчёл – перед дождём.
Растения –синоптики
Предсказывают погоду и растения. Чаще всего растения реагируют на дождь, потому, что им вредит влага. Перед дождём закрывают свои цветки оранжевые ноготки, полевой вьюнок, белая кувшинка.
Отгадайте загадку: о каком синоптике пойдёт речь?
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух.
На нём платок пуховый,
Всегда слететь готовый. (Одуванчик)
Одуванчики складывают пере дождём свои пушистые шарики. А есть растения, которые перед дождём «плачут « - выделяют лишнюю влагу. К таким растениям относится клён, который предсказывает сильное ненастье за трое-четверо суток. «Льют слёзы» при хорошей погоде овёс, пшеница. Если в солнечный день на пёрышках молодого овса или пшеницы выступили капельки влаги, надо ждать дождя. Будьте наблюдательны, ребята, расскажите своим друзьям о своих наблюдениях в природе.
- Ещё одно удивительное свойство есть у растений. Послушайте стихотворение и догадайтесь какое.
Удивительные часы.
Выйди летом за село –
От цветов светлым – светло.
Можешь смело здесь играть
И не бойся опоздать.
Вовремя придёшь домой –
Здесь часы всегда с тобой.
Глянь вокруг – и каждый раз
Будешь знать который час.
Время точное растения
Знают все без исключения .
От росы и до росы
Счёт часам ведут часы.
На всё лето каждый год
Солнце им даёт завод.
Оказывается, если мы пошли на прогулку и забыли часы, сориентироваться во времени нам помогут растения. Их называют цветочными часами. Ну не удивительно ли? А посмотрите, как радуют нас цветы.
(Показать иллюстрации разных цветов)
Здравствуй, милый мой цветок,
Леса гост весенний!
Как красиво ты расцвёл
Здесь , в уединении!
Улыбнётся ветерок
И с тобой играет.
Солнце целый день тебя
Весело ласкает.
- Какие вы знаете лесные цветы? (Ромашки, колокольчики, фиалки, герань лесная).
- Среди них есть такие, которых на земле осталось очень мало, поэтому они охраняются законом. Рвать их нельзя! Один из охраняемых цветов – красавец – колокольчик.
(Учитель показывает названные растения на картинках)
У лесной дорожки –
Цветок на тонкой ножке.
У самой сердцевинки –
Свежие росинки.
Ветерок тронет венчик –
Зазвонит бубенчик!
Быстро вянут лесные цветы, собранные в букеты. Всё меньше остаётся их в наших лесах. Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить лесную красоту, чтобы и другие люди могли восхищаться тем, что создала природа.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
(Учитель показывает письмо, и кто –то из учеников читает его.)
Ребята, вам цветы прислали письмо с просьбой: «Уважаемые дети! Пожалуйста, Будьте так добры, не обрывайте зря цветы!» Что мы ответима цветам? (Ответы учеников)
Игра «Спорим»
Учитель произносит фразу, после которой ребята должны хором сказать: «Мы не спорим!», если они согласны с утверждением, или «Спорим-спорим!», если не согласны. Чтобы не затягивать игру, лучше ограничиться небольшим количеством утверждений:
Осенью идут дожди. (Мы не спорим!»)
Ждёт весна нас впереди. (Мы не спорим!)
Птицы с юга прилетели,( Мы не спорим!»)
Лист кленовый опадает. ( … ) .
Ландыш белый расцветает.
Яблоки в саду поспели.
В роще соловьи запели,
Мы капусту посолили.
И каток водой залили.
На полях лежит туман.
В огороде лишь бурьян.
И каникулы всех ждут.
День победы тут как тут.
Загорать пойдём гурьбою.
Ждёт экзамен нас с тобою.
Дни становятся длиннее.
Скоро будет холоднее.
Лужи стали замерзать.
Птицы стали улетать.
Без конфет нам трудно очень.
Скоро осень, между прочим.
Обману я вас сейчас.
Вы ошиблись много раз.
- молодцы. А теперь скажите, какое отношение наша игра имеет к миру природы. (Ответы детей)
Подведение итогов
-Сегодня вы узнали много удивительного о временах года и явлениях природы, о насекомых, животных и растениях – наших верных друзьях и помощниках.
Учитель благодарит учеников за активность и в краткой беседе закрепляет знания. Можно предложить второклассникам привести примеры народных примет о погоде.