Классный час. Тема: "Дружба крепкая не сломается…".
Цель : Познакомить учащихся с понятие «друг», «приятель», «дружба» и законами дружбы. Формировать у детей понятия «доброта и добрые поступки», учить различать «хорошее и плохое», вызвать желание дарить добро
Задачи:
1) Образовательная
- способствовать углубленному осмыслению понятия «дружба», «друг», осознании своих обязанностей перед друзьями.
2) Коррекционно-развивающая
- развивать в ребенке духовно-нравственные качества, умение воспринимать и создавать положительные эмоции;
- способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования личностей учащихся;
- формировать умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения;
3) Воспитательная
- воспитание нравственных качеств учащихся; умение дружить, беречь дружбу.
Организационный момент. Звучит музыка. Учитель читает отрывок из стихотворения:
Настоящий друг везде
Верен в счастье и в беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь – он спать не может,
И во всем без дальних слов,
Он помочь тебе готов.
Учитель.
- Дети, вы видели мультфильм про кота Леопольда?
- Какой он - кот Леопольд? (Добрый).
- Какие слова он говорил постоянно мышатам?
«Давайте жить дружно!»
И мы с вами сегодня попробуем понять, что такое «добро» и каким образом каждый человек может быть добрым. А также попробуем сплотить нашу классную семью, наш 1 класс, подарим тепло друг другу, зажжем еще одну звездочку добра и любви. И помогут нам в этом наши товарищи и друзья. Ну что, поехали!
Первая остановка - "Круг радости и добра.".
Учитель. - Я приглашаю всех на наш круг радости и добра. (Дети и учитель встают в круг, держась за руки проговаривают стихотворение, которое подготавливает детей к восприятию темы классного часа . Стихотворение дети заучивают заранее.)
Кто в дружбу верит горячо.
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадёт,
А если и споткнётся вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.
А теперь улыбнуться друг другу. И по очереди каждый скажите: «Я желаю тебе(вам) сегодня…»
Вторая остановка - "Цветущий сад".
Учитель. - У нас в классе выросло дерево. Оно непростое, это «Дерево добра». Но на нем не хватает плодов. У вас на партах лежат яблочки, а на них записаны добрые пожелания людям. Возьмите эти яблочки и украсьте ими наше деревце. (Дети украшают деревце.)
А теперь проверим, хорошо ли вы умеете различать, что такое хорошо, а что такое плохо.
Поиграем в игру "Да и нет".
- Бабушке мальчик помогал,
Он, дети, добрый мальчик? (Да.)
- Теперь все скажите мне:
В ссоре жить хорошо? (Нет.)
-А когда нет драчунов,
Тогда всем прекрасно? (Да.)
- Как красиво поет мальчик!
А вам нравится? (Да.)
- А когда лица у всех грустные,
Мрачные, злые? Вам хорошо? (Нет.)
- Кричит, ломает все мальчишка,
Это тоже плохо, дети? (Да.)
- Тогда еще скажите мне:
Когда дети дерутся, хорошо? (Нет.)
- Когда вам лучше жить:
Когда смеются дети? (Да.)
Третья остановка - "Наш общий дом"
Учитель.- Что мы называем общим домом? Как нам в нем живется?
- Посмотрите на наш дом, который называется школа. В ней много просторных и светлых кабинетов. В каждом из них учатся дети. Это одноклассники. Что у них общее?
Можно ли их назвать товарищами, друзьями? Как дети становятся друзьями? Что для этого надо?
(Общие интересы и занятия, одинаковые взгляды на жизнь ...).
Учитель. Послушайте, пожалуйста стихотворение о дружбе Г.Герасимова
Как хорошо, когда друг рядом есть!
Всегда поймет, всегда утешить сможет.
И если кто-то сердце потревожит,
С улыбкой встретит радостную весть.
Бывает разной дружба, просто верь,
Что с другом невозможное возможно.
И как бы тяжко ни было и сложно,
Нет ничего важней твоих друзей.
Упражнение "Неоконченное предложение"
Учитель. Интересно, а как вы понимаете, что такое «дружба». Сейчас я каждому из вас буду говорить неоконченное предложение ваша задача его закончить.
1 Для меня дружба это…
2 Друг для меня это…
3 Дружба в моей жизни занимает…
4 Мне нужна дружба для того чтобы…
5 Если я поссорюсь с своим другом то я…
6 Секрет моей дружбы в том что…
7 Я хочу научиться дружить чтобы…
8 Я дружу с ребятами, которые…
9 Кого можно назвать настоящими друзьями…
Учитель.Молодцы! Продолжить я хочу рассказом.
Рассказ учителя: Мальчик – Огонек.
Жил на свете маленький горячий огонек. И очень ему хотелось сделаться мальчиком, чтобы было у него две ловкие руки, две крепкие ноги, два зорких глаза – словом, все, как у ребят. Он попросил Фею Огня, и она превратила его в мальчугана. «Только помни, - сказала Фея, - тебе нужно остерегаться воды». Еще она сказала ему, что если он попадет в воду – то погаснет. И не будет тогда ни мальчика, ни Огонька. Крепко подружился он с ребятами. Всегда были они вместе, только на реку купаться Огонек с товарищами не ходил. Однажды он шел по берегу реки и улыбался солнцу, реке, деревьям, траве и цветам. И вдруг увидел: тонет один из его друзей, уже голова его едва видна над водой. А поблизости никого нет. Что делать? Вспомнил Огонек слова волшебницы: «Попадешь в воду – погаснешь, и не буде тогда ни мальчика, ни Огонька». Вспомнил и … бросился в воду. Подплыл, поддержал мальчишку и спас его. Выбрались они на берег. И тут почувствовал Огонек, что начал гаснуть, и погас. Остались на песке только черные угольки. Начал и мальчишка корить себя за то, что не уберег друга, глядя на эти черные угольки. И слезы катились по его щекам. Все это с неба видело солнце. Ясное, справедливое. Оно собрало все свои лучики в один сильный, живой горячий луч, направило на угольки и снова превратило их в мальчика- огонька, у которого было большое любящее сердце.
Вопросы:
1.Можно ли назвать мальчика – огонька верным другом? Как вы это определили?
2. А бывают ли ложные друзья?
3.Как их распознать?
4.Известно, что с таким понятие «друг» существует еще понятие «приятель» чем они отличаются?
Приятель – это человек, с которым вы просто учитесь в одном классе, занимаетесь в кружке, здороваетесь во дворе, это человек, с которым вы время от времени обсуждаете какие-либо события.
5. Сколько у человека может быть друзей и приятелей?
6. Как и в чем проявляется искренняя дружба?
Игра "Острова" Класс делится на две группы. На полу нарисованы два небольших «острова». Под музыку дети выполняете любые движения, а когда она заканчивается, то быстро занимаете место на своем "острове". (чтобы разместиться на нем некоторым из вас придётся проявить коллективную помощь, командный дух и главное чтобы все это прошло в дружеском настрое). Та команда, которая дольше всех сумеет удержаться на «острове» - самая дружная.
- Что помогло вам справиться с заданием?
Учитель. Я расскажу одну притчу, которая научит нас смотреть на мир по-другому.
Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: “Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину”. Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул и его друг спас его. Когда он пришел в себя, то высек на камне: “Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь”. Первый спросил его: – Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил: – Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.
- В чем смысл притчи?
Ребята, запомните эту истину, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг.
Рефлексия.
Круг "От сердца к сердцу" под музыку
Учитель. Я приготовила для вас небольшой сюрприз. Мне очень захотелось вас порадовать. Посмотрите в моих руках волшебная шкатулка. Она не обычная. Открыв эту шкатулку, вы увидите человека, который знает, зачем и почему нужна дружба. А еще вы увидите человека, который умеет дружить, который старается ни с кем не ссориться. Вы встретите человека с которого можно брать пример. Посмотрите на него внимательно. Запомните этого дружелюбного, умного и, хорошего человека. Улыбнитесь ему.
Учитель дает ребятам шкатулку на дно внутри наклеено зеркало.
Дети поют песню «Дружба - не работа».