Классный час в 3 классе по профилактике правонарушений
«Правила поведения учащихся в школе и на улице»
Цели: формирование умений учащихся правильно себя вести в школе и на улице.
Задачи: приобрести знания о правилах поведения в школе и на улице (дороге); развивать познавательные процессы, самостоятельность мыслительной деятельности; умение находить решение проблемы, используя знания; воспитывать ответственность детей за свое поведение.
Форма проведения: беседа с элементами игры и путешествия
Оборудование: мультимедийная презентация, рисунки детей на тему «Поведение в школе»
Ход урока
1.Организационный этап.
Ребята! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в необычную страну - Страну Порядка. Человек с самого рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и открывает свои возможности. И для того, чтобы каждый из нас мог добиться своей цели, мы должны стремиться к тому, чтобы в нашем обществе всем было хорошо и уютно. Для этого каждый из нас должен знать свои права и обязанности.
2. Сообщение темы и целей урока.
Рассмотрите внимательно рисунки. Расскажите что на них изображено?
На какие группы можно их разбить?
1) поведение в школе.
2) поведение на улице.
Вы правы, разбив рисунки на такие группы. Что в них общего? (Они показывают, как не надо себя вести)
Проблемный вопрос:
Почему же так происходит? (Дети не знают правил поведения в школе и на улице).
Попытайтесь из всего сказанного сформулировать тему классного часа.
Тема классного часа: «Правила поведения учащихся в школе и на улице».
Ребята, на нашем занятие мы исследуем разные ситуации, попробуем сделать выводы, для чего нужно соблюдать правила поведения.
Сегодня на нашем занятии присутствуют гости. В конце классного часа они вынесут решение, поняли ли вы, почему необходимо правильно себя вести в школе и на улице.
3. Работа по теме
Итак, мы начинаем наше путешествие и первая остановка «Наш школьный дом». Послушайте стихотворение Бориса Заходера «Перемена». Какие ошибки в поведении допустил Вова?
«Перемена, перемена!» -
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним – бо-о-ольшая перемена!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
(Ваське, Кольке и Серёжке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом.
Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил.
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи -
Словом, сделал всё, что мог!
Не угонишься за Вовой!
Ну а тут – опять звонок.
Вова в класс плетётся снова.
Бедный! Нет лица на нём.
- Ничего, - вздыхает Вова,
- На уроке отдохнём.
Почему Вова допустил эти ошибки? (потому что не знает, что на перемене нужно подготовиться к следующему уроку и отдохнуть)
Сейчас мы попробуем изложить правила поведения учащихся в школе. Я буду называть первую строчку, а класс – последнее слово.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и …(внимательным).
Всё пиши, не отставая,
Слушай не …(перебивая).
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё …(понятно).
Если хочешь отвечать,
Надо руку … (поднимать).
На математике считают,
На перемене … (отдыхают)
Будь прилежен на уроке.
Не болтай: ты не … (сорока).
Если друг стал отвечать,
Не спеши … (перебивать).
А помочь захочешь другу –
Подними спокойно … (руку).
Знай: закончился урок,
Коль услышал ты … (звонок).
Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда … (готовым).
Чтоб не тревожились врачи,
На переменах не … (кричи).
Вы рисовали на тему «Правила поведения в школе», где попытались показать, как нужно правильно себя вести, чтобы не было нарушений в школе.
(обращение к выставке)
6.Оздоровительная минутка.
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Вторая остановка «Улица зовет»
Читает ученик.
Николай Николаевич Носов «Автомобиль».
Когда мы с Мишкой были совсем маленькими, нам очень хотелось покататься на автомобиле, только это никак не удавалось. Сколько мы не просили шофёров, никто не хотел нас катать.
Однажды мы гуляли во дворе. Вдруг смотрим – на улице, возле наших ворот, остановился автомобиль. Шофёр из машины вылез и куда – то ушёл. Мы подбежали. Мишка потрогал бампер руками и предложил сесть. «Проедем немного и спрыгнем».
Тут пришёл шофёр и сел в машину. Мы прицепились. Машина тронулась и как помчится! Мишка испугался и говорит:
- Я спрыгну!
И уже начал опускать одну ногу. А за нами другая машина мчится. Люди на тротуаре останавливаются, на нас смотрят. На перекрёстке милиционер засвистел в свисток. Мишка перепугался, спрыгнул на мостовую, а руки не отпускает, за бампер держится, ноги по земле волочатся.
Автомобиль остановился. Подбежал милиционер, номер записывает. Шофёр из кабины вылез – все на него набросились:
- Не видишь, что у тебя сзади делается?
А про нас забыли. Отошли мы в сторонку и бегом в переулок…
Высказывания учащихся:
Мы считаем, что герои рассказа совершили правонарушение. Они подвергали не только свою жизнь опасности, но и жизни других людей. И подвели водителя.
Ни в коем случае нельзя цепляться сзади к автомобилю – это опасно для жизни!
Сообщение учащихся
Неприятности с уличным движением начались с тех пор, как люди поселились в городах. Автомобилей тогда, конечно, ещё не было – по улицам медленно ездили колёсные повозки, запряжённые лошадьми и быками. Но пешеходы и транспорт уже в то время стали мешать друг другу. Затем появились трамваи, легковые автомобили, автобусы. И сейчас разнообразный транспорт, пешеходы с утра до вечера двигаются по улицам города. Движение не прекращается даже ночью.
Нетрудно вообразить, что было бы, если бы каждый водитель и пешеход двигался, как ему вздумается. Если бы никто не подчинялся никаким правилам, происходили бы сплошные столкновения. Для этого существуют единые Правила дорожного движения.
Ученик читает стихотворение:
По городу, по улице не ходят просто так.
Когда не знаешь правил ты, легко попасть впросак.
Всё время будь внимательным и помни наперёд:
Свои имеют правила шофёр и пешеход.
Составление памятки по правилам поведения на улице (оставьте только те высказывания, которые на ваш взгляд подходят к правилам поведения на улице, а те, которые не подходят вычеркните)
Ходи только по тротуару!
Играй на проезжей части улицы
Переходя улицу, посмотри налево, а потом направо!
Переходи улицу только на зелёный сигнал светофора.
Переходи улицу там, где захочешь.
Не перебегай дорогу перед близко идущим транспортом!
Не устаивай игры и не катайся на коньках, лыжах и санках на проезжей части улицы.
Езда на велосипедах по улицам и дорогам разрешается детям не моложе 14 лет!
Катайся на велосипеде, где захочешь.
Физминутка.
А сейчас, чтобы не было нарушений на улице, мы поиграем в игру «Светофор»
Я читаю стихи С. Михалкова, вы хором говорите недостающие слова.
Если свет зажёгся красный,
Значит, двигаться … (опасно).
Жёлтый свет – предупрежденье –
Жди сигнала для … (движенья).
Свет зелёный говорит:
«Проходите, путь … (открыт).
- Когда я покажу зелёный сигнал светофора, все маршируют на месте
Когда жёлтый – все хлопают в ладоши, а когда красный – стоите неподвижно.
Третья остановка «Наши законы и правила»
Чтобы не было нарушений, люди создали законы. И сейчас ребята расскажут, что такое законы и когда они возникли.
ЗАКОН — нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке. Обладает высшей юридической силой.
Правосудие, или закон, возникло, когда люди вступили в какие – то общественные отношения между собой. Например, Робинзон Крузо, живший в одиночестве, совсем не нуждался ни в каких законах. Ему было не с кем выяснять отношения. Но как только появился Пятница, возникла возможность споров между ними. Стал нужен закон.
Цель закона – установить и ясно определить отношения между отдельными людьми и отношения человека с обществом.
Законы обычно развивались из привычек людей. Самая ранняя система законов была сформирована около 1700 года до н.э. Хаммурапи, царём Вавилона. Он выработал полный свод законов, в котором определил права личности. Позже законы вытекали из решений, принятых судами, и из книг, в которых юристы излагали всё, что они изучили.
Великими творцами законов были римляне.
Обязанность каждого члена общества, будь то взрослый или ребенок, соблюдать законы и правила страны, в которой он живет. Это обязанность каждого человека.
Знаете ли вы, что у нас с самого рождения есть права, которые защищает самая главная организация на нашей планете – Организация Объединённых Наций.
Права детей записаны в очень серьёзном документе – Конвенции о правах ребёнка. Она была принята в 1989 году. Конвенцию подписали почти 150 стран мира, в том числе и Беларусь.
Этот документ призывает взрослых и детей строить отношения на уважении.
О правах ребенка мы говорили с вами в прошлом году на уроках курса «Человек и мир». Вспомним некоторые из них (дети читают)
Основные права детей.
Право на отдых
Право на сохранение здоровья
Право на защиту от жестокости и насилия.
Право на образование.
Право свободно выражать своё мнение.
Кроме прав у людей должны быть и обязанности – это действия, которые нужно выполнять непременно, безусловно, т.е. обязательно. У вас на партах есть листочки, на которых написаны права и обязанности ребенка. Вы должны их разделить на две группы: права и обязанности.
на образование
на отдых
бережно относится к природе и вещам
на защиту от жестокости и насилия
уважать старших
быть вежливым
хорошо учиться;
на сохранение здоровья
на полезное и качественное питание
быть доброжелательным и приходить на помощь друзьям
Попробуйте сделать вывод: Для чего нужно соблюдать правила?
Ответы учащихся: для того чтобы меньше было нарушений нужно соблюдать правила поведения в школе; прислушиваться к советам родителей и учителей; учить и соблюдать правила дорожного движения.
Вывод: Соблюдая правила, мы устанавливаем порядок и бережём своё здоровье и здоровье окружающих. Помните об этом.
4. Подведение итогов занятия
Вывод (учителя): Сегодня мы попытались ответить на вопрос «Для чего нужно соблюдать правила поведения в школе и на улице».
Думаю, что все вы со мною согласитесь, нужно соблюдать правила и не нарушать закон. Надеюсь, что каждый из вас уйдёт с частичкой знаний по этой теме и желания как можно больше знать, чтобы сделать правильный вывод и выбрать в жизни правильный путь.
Рефлексия____________________________
Я желаю всем мира и добра. Спасибо всем.
2