Правовой классный час в начальной школе
Правовое воспитание в начальной школе
Классный час в 3 классе на тему «Конвенция о правах ребенка»
Задачи:
1. Познакомить детей с Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребенка.
2. Дать представление о правах ребенка.
Оборудование: картинки, раздаточный материал.
Ход классного часа:
Организационный момент
- Здравствуйте, дети! Я с вами поздоровалась.
- Как вы думаете, что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья)
- А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают).
Актуализация знаний
- А какое настроение у вас сейчас? Почему? (Дети объясняют)
- Для чего важно хорошее настроение? (Ответы детей)
- Молодцы!
Самоопределение к деятельности
- Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: что люди могут делать и что не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. В конце концов удалось решить главные вопросы и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека, в которой изложено много различных прав взрослых людей.
А права детей записаны в Конвенции о правах ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН) в 1989 году.
Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.
- Придумайте знаки, отражающие основные статьи Конвенции о правах ребенка. (Дети придумывают их сами и рисуют.) Среди них есть знаки запрещающие и разрешающие:
1. В каждом ребенке необходимо воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между народами.
2. Ни один ребенок не может быть продан или куплен.
3. Каждый ребенок имеет право на бесплатное и обязательное образование.
4. Ни один малолетний ребенок не может быть разлучен со своей матерью, кроме исключительных случаев.
5. Каждый ребенок нуждается в любви и внимании.
6. Каждый ребенок со дня рождения имеет права на гражданство и собственное имя.
(Дети рассматривают рисунки друг друга и обсуждают.)
- Мы все разные, но нам приходится находить общий язык, уважать мнение других людей, быть терпимым к другим. Я прошу вас об этом помнить, когда вы будете работать в группах.
Кто хочет стать взрослым; успешным человеком?
Видно, что вы все хотите вырасти, стать образованными, успешными людьми.
Думаю, что наш малыш тоже этого хочет (внимание - на фото ребёнка).
Что необходимо этому малышу, чтобы он вырос и стал умным, здоровым, успешным взрослым человеком?( Предполагаемые ответы: любовь, забота, условия для жизни и развития и т.д.)
( на доске закрепляются слова рядом с фото ребенка)
Любовь
Забота
Защита
Хорошие условия
Образование
- Все дети имеют право на заботу, любовь…..?
- Ребята, как вы думаете, есть ли в мире такой документ, который бы закрепил все эти и другие права детей?
- Кто из вас знает, как называется этот документ?
Этот документ называется Конвенция о правах ребенка. (на доске закрепить лист с текстом:
Конвенция – это международный договор, содержащий перечень прав; документ носящий обязательный характер.)

20 ноября 1989 год - принята Конвенция о правах ребенка.
(Информация для учителя: Конве́нция ООН о права́х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Значение Конвенции о правах ребенка состоит в том, что она является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматриваются на уровне международного права. )
- Тема нашего классного часа «Твои права, ребёнок»
В Статье № 1 Конве́нции ООН о правах ребенка сказано, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
- Как вы думаете, для чего был принят этот международный правовой документ ? (Для защиты прав детей.)
- Значит, нашему малышу может что-то помешать стать таким человеком, каким он хочет? А что может помешать? (Предполагаемые ответы: неблагоприятные условия помешают ему выжить; если не получит образование, он не сможет развиваться; если ему угрожает опасность, например болезнь, угроза его жизни, т.е. нет защиты; если ребенка ограничивать в участии жизни семьи, общества)
(на доске закрепить лист с текстом: 4 важных группы прав в Конвенции
право на выживание (жизнь)
право на участие
право на развитие
право на защиту )

Работа по теме классного часа
- Мы с вами назвали самые важные 4 группы прав детей, которые закреплены в Конвенции. Это право на выживание (жизнь), на развитие, защиту и участие. 1.Что необходимо, чтобы выжить?
Право ребенка на жизнь и реализацию основных потребностей, обеспечивающих его существование.
2. Что необходимо детям, чтоб развиваться как людям?
Права, которые нужны детям для полноценного роста и развития как человеческого существа.
3. Ребенок имеет право на безопасность и защиту?
Права на защиту касаются вредных факторов, от которых должны быть защищены дети – формы дурного обращения, пренебрежения, причинения мучений и т.д.
4. Ребенок имеет право принимать участие в жизни общества?
Дети должны играть важную роль в жизни их сообществ и народов.
- Ребята, а кто мне скажет на что ещё имеют право все дети?
Предполагаемые ответы:
Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.
Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды.
Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.
Дети имеют право на медицинский уход.
Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.
Дети имеют право на отдых.
Дети имеют право на бесплатное образование.
Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.
Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы или солдат.
Дети имеют право говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.
Дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.
Физкультминутка.
Упражнение “Вверх по радуге”.
Встаньте, дети. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте, что вместе с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, а, выдыхая, съезжаете вниз, как с горки. Проделаем это несколько раз. Настроение и чувства улучшатся.
Закрепление изученного материала
Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька»
Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. …он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. ..
«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе велела мне почистить селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт меня чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности…»
Обсуждение.
- Какие права были нарушены? (жестокое обращение, недостаточный уровень жизни для развития, плохое питание)
- Давайте прочитаем эпизод из нашей с вами жизни.
Семья: бабушка вяжет, мама готовит, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын:
- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)
Мать:
- С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын:
- Это насилие над личностью!
Бабушка:
- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын:
- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.
Мать:
- Помой посуду, сынок.
Сын:
- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец:
- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын:
- Это проявление жестокости, папа. Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!
- Скажите, прав ли сын в этой семье?
- Согласны ли вы с тем, что были нарушены его права?
Найдите ошибки в поведении членов семьи.
Ответы детей:
У каждого человека есть не только права, но и обязанности.
соблюдать правила личной гигиены;
помогать старшим;
добросовестно учиться.
Все встают в круг. Глядя соседу в глаза, первый игрок должен сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу (игра идет по кругу): «Я уважаю твое право на учебу и не стану отвлекать тебя на уроке...». И т. д.
Рефлексия.
- Что вам особенно запомнилось из сегодняшнего занятия?
- Права есть и у взрослых, и у детей. Главное право – право на любовь и защиту, гаранты этих прав – мама и папа. И у нашего малыша есть эти гаранты и мы верим, что он вырастет и станет умным, здоровым, успешным взрослым человеком. В современном обществе у каждого человека с рождения очень много прав. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.
И помните такие слова – обращение к каждому:
Товарищи взрослые и дети!
За своё будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!
Подведение итогов
- В каком международном документе записаны права детей?
- Какие основные права вы запомнили?
- Кто является ответственным за обеспечение прав ребенка?
ВЫВОД: Наше государство провозглашает равными перед законом всех людей. Человек может использовать свои права, но и не должен нарушать права других людей. Взаимопонимание, уважение друг к другу – единственный способ решения всех конфликтов. Помните об этом, ребята.