СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час в 7 классе на тему: «КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час в 7 классе на тему: «КУЛЬТУРА РЕЧИ»»


Дата: ______________


Классный час в 7 классе на тему:

«КУЛЬТУРА РЕЧИ»


Форма проведения: беседа с игровыми моментами, тестирование.

Цель:

• показать учащимся важность и значение культуры речи в жизни человека;

• установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой;

• воспитывать любовь и уважение к родному языку;

• формировать и развивать навыки культуры речевого общения.

Содержание классного часа 

Обороты речи — это своего рода одежда, в которую облачены мысли.

И. Энгель

1.Вступительное слово классного руководителя.

Язык — это наша история, наше богатство и культура.

Это язык А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Л.H. Толстого, К.Г. Паустовского и других великих хранителей красоты, могущества и образности родного языка.

В речи человека, как в зеркале, отражаются его культура, воспитанность. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного.

Великий французский философ Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена».

Каждое молодое поколение использует в своей речи так называемые сленговые выражения. В разговорном обиходе некоторые из них живо, эмоционально и даже органично вплетаются в речь. Однако существуют слова-паразиты, которые свидетельствуют о крайне ограниченном словарном запасе их пользователя, а также о его мыслительных способностях.

«Речь — удивительно сильное средство, да нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им», — говорил Гегель.

Наверное, каждый из вас использует в своей речи какие-нибудь «блатные», «хипповские» или просто молодежные слова вроде «в натуре», «чмо», «лох» или в худшем случае такие распространенные и общепринятые, как «пацан», «прикол», «тусовка». Однако надо помнить, что этот стиль языка принято называть уголовным, или криминальным, жаргоном (или «феней»), так как основное хождение он имеет прежде всего в криминальной среде. Подобный сленг очень распространен в «крутых» американских детективах и среди нашей «братвы» — представителей уголовного мира. Сложение плотное, взгляд мрачный, голос грубый, татуировки. Словарный запас крайне ограничен, состоит из нецензурных выражений (употребляемых, как правило, в первозданном виде, без использования приставок и суффиксов) и двух десятков фраз, составляющих профессиональный сленг, при этом речь сопровождается обильной жестикуляцией («пальцовкой»).

Однако некоторые ребята могут не иметь к такой «братве» никакого отношения, но считают «высшим шиком» подражать бандитам, употребляя нецензурную брань, иметь «приблатненный» вид, разговаривать на блатном жаргоне. Это происходит из желания не «быть, как все», у них появляется потребность выделиться, продемонстрировать свою индивидуальность, правда, в худшем ее выражении.

2. Выступление учащихся «Как мы говорим».

3. Слово классного руководителя.


Надо отметить:

           1) Использование школьниками жаргона – это объективная реальность. И хотя некоторые ученые считают увлечение жаргонными словами “ детской болезнью, существует опасная тенденция жаргонизации литературного языка. Действительно, есть о чем беспокоиться: такие слова, как “зашибись”, “улет”, “отпад”, “супер”, “круто”, ”классно”, ”клево” и многие другие постепенно вытесняют литературные выражения.

 2) Психологи утверждают, что достаточно четырех правил для борьбы с употребление матерных слов:

     - перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию;

     - избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова;

     - читать русскую классическую литературу;

     - запоминать стихотворения, афоризмы.

Причины употребления жаргонных слов.

     Причин употребления учащимися большого количества жаргонных слов несколько:

1.        Социальные факторы. Сейчас т.н. общий жаргон становится привычным не только в повседневном общении, но и звучит в теле и радиоэфире. Научно-технические революции делают общение чрезвычайно динамичной системой, стимулируя изменение социальных связей и форм человеческих коммуникаций.

2.        Потребность школьника в самовыражении и встречном понимании. Полноценное общение в молодежной среде невозможно без владения её языком. Молодежный же язык подразумевает использование жаргонных слов, бранных оборотов речи как своего рода междометий или просто способов связи предложений. Учителю важно показать подростку, что красиво, а что мерзко, что действительно приятно для слуха, а что вызывает лишь отвращение.

3.        Расширение сферы общения молодежи. Современные технологии раздвигают рамки общения. Например, появление Интернета позволило молодежи зависать в чатах (от английского слова chat – болтовня) и тем самым значительно расширить свой круг общения. И поскольку основная масса, общающаяся таким образом, - молодежь, то нет ничего удивительного в том, что происходит усвоение соответствующий нормы речи.

4.     Приветствие — один из самых важных знаков речевого этикета. С его помощью устанавливается контакт общающихся , выражаются отношения между людьми. Особенно это важно в сфере деловых отношений, где от симпатии или антипатии собеседников друг к другу может зависеть принятие решения. Приветствие с улыбкой является нормой повседневного общения деловых людей.

5.        В официальной обстановке  повседневного делового общения принято  выбирать универсальные этикетные формулы:


Формулы  приветствия

Добрый день (утро, вечер)!   

Здравствуйте!

Формулы прощания

До свидания!  

Всего доброго!  

Всего хорошего! 

До встречи! (если назначена встреча) Позвольте попрощаться!

  Счастливого пути (отъезжающему

 

Формулы благодарности

 

Спасибо!

Очень признателен вам...

Благодарю!

Большое спасибо!

Сердечно благодарю (благодарен)!

Разрешите поблагодарить вас! 

Очень вам признателен!

    Просьба

 

Будьте добры...

Будьте любезны...

Прошу вас...

Извинение   

Приношу свои извинения...

Извините, пожалуйста...

Прошу меня простить...

Простите, пожалуйста...

Предложение          

Позвольте предложить...

 Мне хочется предложить вам ...

Я хотел бы предложить вам...

Приглашение

Разрешить пригласить вас на…

Я приглашаю вас на...

От имени … приглашаю вас на …



Одна из важнейших функции этикета — снятие агрессии

 Она реализуется в правильном выборе тона общения, прежде всего в отсутствии категоричных оценок. Нужно помнить: что, чем вежливее говорящий, тем менее категоричны его высказывания. Это не лишает собеседника возможности судить о предмете самостоятельно.

 Вместо "Это чушь!", "Этого не может быть" используется "Мне кажется это не вполне убедительным"; "Боюсь, что не могу согласиться с вами"; "Едва ли это возможно" и т.п.

4. Как стать интересным собеседником. Беседа с учащимися.

1. Какими качествами должен обладать хороший собеседник?

2. Легко ли вы находите контакт с людьми?

3. Какие трудности испытываете вы в речевом общении?

4. Какая тема чаще всего является предметом вашего разговора?


Игровые моменты


«Правильно ли мы говорим?»


1. Повторите скороговорки

Все бобры для своих бобрят добры.

У боярина-бобра нет богатства, нет добра.

На дворе трава, на траве дрова.

Дед Додан в дуду дудел, Димку дед дудой задел.


2. Подберите синонимы к словам

Смелый — храбрый, отважный, решительный, бесстрашный, неустрашимый.

Победить — одержать победу, одолеть, побороть, осилить, сладить, справиться.

Холодный день — промозглый, ледяной, морозный, студеный, стылый, мерзлый.

Холодный человек — неотзывчивый, бездушный, черствый, сухой, нечуткий.


3. Объясните фразеологические обороты

Иголку негде воткнуть — о большом скоплении людей.

Крокодиловы слёзы — притворное сожаление.

Краем уха — невнимательно слушать.

Рукой подать — близко.

Как на духу — откровенно, чистосердечно.

Святым духом — как бы само собой, неизвестно как.

Душа в душу — полное согласие.

Во весь дух — очень быстро бежать или ехать.

В чем только душа держится — хилый, слабый.

Не верить своим глазам — удивляться чему-либо увиденному.

 

Советы Дейла Карнеги

У нас лишь четыре метода контактов с людьми. О нас судят на основании того, что мы делаем, как мы выглядим, что мы говорим и как мы говорим. Как часто нас оценивают по тому языку, которым мы пользуемся!

Ваша манера речи в значительной мере отражает вашу манеру общения с теми людьми, которые входят в вашу компанию. Проводите вечера, читая Шекспира и других великих поэтов и мастеров прозы. Делайте это, и ваш ум неизбежно обогатится.

На просмотр газет тратьте в два раза меньше времени, чем вы тратите сейчас, а сэкономленное время тратьте на чтение серьезных книг.

Читайте со словарем, лежащим на вашем письменном столе. Ищите незнакомые слова. Попытайтесь найти применение этим словам с тем, чтобы вы могли запечатлеть их в своей памяти.

Изучайте происхождение слов, которые вы употребляете. История этих слов совсем не скучная, и не сухая, и очень часто она полна романтики.

Будьте точными при выражении своих мыслей. Не называйте одним только словом (красивый) все, что ласкает ваш глаз. Вы можете выразить свою мысль более точно и более свежо, если вы примените какие- либо синонимы к слову (красивый), например: элегантный, необычный, приятный, симпатичный, стильный, изысканный, восхитительный, красочный, роскошный, замечательный и т.д.

Стремитесь к свежести в речи, создавайте свои собственные сравнения.

5. Подведение итогов классного часа.



Использованная литература:

1. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артухова И.С. Справочник классного руководителя (5-9 классы)/Под ред. И.С.Артюховой. – М.: ВАКО, 2006.