Тема: Значение и охрана воды
Цель: осознание учащимися необходимости охраны воды как долга и обязанности каждого человека, понимание того, какую воду можно пить.
Задачи:
сформировать у учащихся представление об источниках загрязнения воды и о мерах по ее охране;
способствовать осознанию учащимися необходимости употребления чистой воды с целью сохранения здоровья;
содействовать актуализации личностного смысла учащихся к изучению темы, осознанию практической и личностной значимости учебного материала (охрана воды – долг и обязанность каждого человека);
создать условия для развития умения использовать приобретенные знания в практической деятельности для решения бытовых ситуаций;
организовать ситуации для развития мыслительных навыков: вычленения, анализа, синтеза.
Учебно-методическое обеспечение урока и оборудование: учебное пособие; рабочая тетрадь; схемы «Значение воды», «Источники загрязнения воды», «Охрана воды»; материалы для проведения опытов: бумага, картофель, нож; альбом, фломастеры (карандаши); лист бумаги в форме капли; наглядный материал.
Ход урока
Организационный этап
Здравствуйте, ребята. Проверьте, все ли у вас готово к уроку.
Давайте мы с вами разгадаем загадку, которая связана с нашей сегодняшней темой урока.
Она по трубам в дом спешит,
Одежду нам стирает,
В кастрюле весело кипит
И в душе нас купает. (Вода.)
Этап проверки выполнения домашнего задания
Давайте с вами вспомним, где в природе встречается вода? (Вода течет по земле ручейками и реками. Вода наполняет океаны, моря, озера, болота. Облака и капли дождя – это тоже вода. Она всегда содержится в воздухе в виде невидимого пара. Заполняет подземные пустоты и трещины, пропитывает почву.)
С какими свойствами воды вы уже знакомы? (Вода текучая, прозрачная, бесцветная, не имеет запаха, не имеет вкуса, является растворителем.)
Какие свойства у чистой воды и у чистого воздуха одинаковые? (Прозрачность, бесцветность, не имеет запаха.)
Какие свойства воды человек использует в своей жизни? (Знания о свойствах воды люди используют в быту. Свойство текучести применяют, когда наливают воду в вазы, чашки, кастрюли. Прозрачность и бесцветность воды позволяют любоваться красотой рыбок, плавающих в аквариумах.)
Меня ждали, Много этого добра
Меня звали, Возле нашего двора,
Показался – убежали. (Дождь.) А рукою не возьмешь
И домой не принесешь. (Туман.)
Кто всю ночь по крышам бьет
Да постукивает, Утром бусы засверкали,
И бормочет, и поет, Всю траву собой заткали.
Убаюкивает? (Дождь.) А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем. (Роса.)
Одеяло белое
Не руками сделано. Не снег и не лед,
Не ткалось и не кроилось, А серебром деревья уберет. (Иней.)
С неба на землю свалилось. (Снег.)
Без досок, без топоров
Из-под облачных высот Через речку мост готов. (Лед.)
Быстрый ветер их несет,
Мчат, друг дружку обгоняя, Рыбам жить зимой тепло:
Как одна большая стая. (Снежинки.) Крыша – толстое стекло.(Лед.)
Перечислите слова, которые являются отгадками. (Дождь, туман, роса, снег, иней, лед, снежинки.)
О каких состояниях воды идет речь? (Вода бывает жидкого, газообразного и твердого состояния.)
Какое явление мы можем отнести к жидкому состоянию воды? (Дождь, роса.)
А к твердому? (Снег, иней, лед, снежинки.)
К газообразному? (Туман.)
Молодцы.
Основная часть
Сегодня на уроке мы будем говорить о значении воды и необходимости ее охраны. (У учащихся на партах распечатанный текст «Значение воды».)
Чтение текста учителем и беседа по вопросам
Без воды нет жизни, вода есть в каждом живом существе. Без пищи можно прожить гораздо больше, чем без воды. Человек и многие животные почти на 70% состоят из воды. А некоторые растения состоят из воды примерно на 80%.
Вода занимает 70% поверхности земного шара, и лишь 30% приходится на сушу. Вода – в океанах и морях, реках и озерах, под землей и в почве. Ледники и айсберги тоже вода, только замерзшая. Много воды в атмосфере: это облака, туман, пар, дождь, снег.
Вы удивляетесь, что и твердый лед, и легкий, как газ, пар тоже вода? Таково её свойство: она бывает жидкой, твердой и газообразной.
Есть у воды и ещё важное свойство: она легко растворяет в себе многие вещества. Вы, конечно, видели, как растворяется поваренная соль в супе. Так же вода растворяет различные соли, находящиеся в земле, и многие другие твердые тела и даже газы.
Совсем чистой воды в природе нет. Её удается получить только в лаборатории. Такая вода невкусная, в ней нет солей, нужных живому организму. А в морской воде растворено слишком много разных солей, поэтому она тоже для питья не годится.
Общее количество воды на Земле не меняется. С поверхности морей и океанов, рек и озер вода испаряется, образуются облака. Они проливаются дождем или сыплют снегом – и опять возвращают воду суше и океанам.
Но чистой воды становится на Земле все меньше. Люди все больше пользуются водой для нужд промышленности, загрязняют воду отходами производства. Инженеры уже придумали разные способы очистки воды. В нашей стране запрещается спускать в водоёмы промышленные отходы и сточные воды. Помните: воду надо беречь!
Сколько процентов на Земле занимает вода, а сколько суша? (Вода – 70%, суша – 30%)
Правда ли, что вода растворяет в себе многие вещества? (Да.)
Как можно получить совсем чистую воду? (Её удается получить только в лаборатории.)
Почему морская вода для питья не годится? (В морской воде растворено слишком много разных солей, поэтому она для питья не годится.)
Можно ли прожить без воды живым организмам? (Нет.)
Меняется ли общее количество воды на Земле? Почему? (Общее количество воды на Земле не меняется. С поверхности морей и океанов, рек и озер вода испаряется, образуются облака. Они проливаются дождем или сыплют снегом – и опять возвращают воду суше и океанам.)
Закрепление – составление кластера (чтение текста на с. 21-22 учебного пособия.)
Каково значение воды в природе? (Вода дает жизнь живым организмам, не дает планете замерзнуть, вода является местом обитания растений и животных, благодаря воде зародилась жизнь, вода активно используется в быту, с помощью воды люди тушат пожары, на воде люди перевозят грузы и сами перемещаются на различные континенты.)
Жизнь живых организмов
Не дает планете замерзнуть
Значение воды
Место обитания растений, животных
В быту
Зародилась жизнь
«дорога» для пассажиров и грузов
Тушить пожары
Как же человек использует воду? (рассказы детей по иллюстрации на с. 23)
Физкультминутка (повторяем 2 раза)
Я иду и ты идешь – раз, два, три. (Шагаем на месте)
Я пою и ты поешь – раз, два, три. (Хлопаем в ладоши)
Мы идем и мы поем – раз, два, три. (Прыгаем на месте)
Очень дружно мы живем – раз, два, три. (Шагаем на месте)
Практическая работа
Опыт
Разрезать клубень картофеля и срезом положить на бумагу. Останется мокрый след.
Вывод: в клубне есть вода.
Как вы думаете, вода выделяется из организма? (Да.)
Надо ли ее пополнять? Как? (Да, нужно пить чистую питьевую воду.)
Можете ли вы теперь доказать, что в растениях есть вода? (Да.)
Опыт
Разрезать клубень картофеля и срезом положить на бумагу. Останется мокрый след.
Вывод: в клубне есть вода.
Физкультминутка (повторяем 2 раза)
Я иду и ты идешь – раз, два, три. (Шагаем на месте)
Я пою и ты поешь – раз, два, три. (Хлопаем в ладоши)
Мы идем и мы поем – раз, два, три. (Прыгаем на месте)
Очень дружно мы живем – раз, два, три. (Шагаем на месте)
Любая ли вода нужна людям?
Чтобы узнать это, прочитайте текст на с. 22-23 учебного пособия.
А для чего нужна вода растениям и животным? Рассмотрите рисунок на странице 22. Расскажите, какие растения и животные живут в воде. (В воде обитают различные виды рыб, водорослей и т.д. Вода нужна всем живым организмам, так как вода – необходимое условие для жизни.)
Какой вывод вы сделали, прочитав текст? (Человеку нужна чистая вода.)
Скажите, а любую ли воду можно пить? Прочитайте текст на с. 22-23 учебного пособия и ответьте на этот вопрос. (Вода из пресных водоемов (ручейков, рек) прозрачная, но для питья не годится. В ней находятся мелкие соринки и опасные для здоровья микробы. Поэтому пить можно только чистую питьевую воду. Безопасна для здоровья кипяченая водопроводная вода и вода, пропущенная через фильтр.)
Молодцы. А как вы думаете, всегда ли вода остается чистой? (Нет.)
А почему? (Вода загрязняется из-за некоторых факторов.)
Давайте мы с вами прочитаем текст на с. 24 и составим схему «Источники загрязнения воды» и «Охрана воды».
Итак, вы прочитали текст, давайте с вами перечислим источники загрязнения воды. (Отходы предприятий, выброс мусора .)
Как вы думаете, а загрязняет ли водный транспорт воду? (Да.)
А что еще может загрязнять воду? (Аварии, мытье животных, автомобилей, стирка белья.)
Выброс мусора
аварии
Источники загрязнения воды
Отходы предприятий
Водный транспорт
Мытье животных
Мытье автомобилей
Стирка белья
Как можно охранять воду от загрязнения? (Не выбрасывать мусор в воду, фильтровать воду, не мыть машины возле водоемов, не расходовать воду понапрасну.)
Не выбрасывать в воду мусор
фильтры
Охрана воды
Не мыть машины возле водоемов
Не расходовать воду понапрасну
Этап первичной проверки понимания изученного
Каково значение воды для этих растений и животных: щука, речной рак, дельфин, кубышка желтая? (Место жизни.)
Можно ли сказать, что вода не только поит, но и кормит людей? (Да.)
Правда ли, что загрязнение воды не вредит человеку и другим организмам? (Нет.)
Сколько воды, по утверждению врачей, требуется человеку в день? (1,5-2л.)
Этап закрепления новых знаний и способов действий
Откройте страницу 8 в рабочей тетради. И посмотрите на задание №3.
Прочитайте, что нужно сделать. (Отметить пункты, в которых описано значение воды в природе.)
+ Дом для многих растений и животных;
+ Используется для полива растений;
+ Нужна для питья растениям и животным.
+ Мытье машин;
+ Стоки с ферм;
+ Отходы фабрик и заводов;
+ Мусор, оставленный отдыхающими;
+ Водный транспорт.
И последнее задание №5. Отметьте знаком - высказывания, с которыми ты не согласен.
-Можно пить воду из открытого водоема.
Этап обобщения и систематизации знаний
К схеме «Охрана воды» нарисуйте экологические знаки (например, в круге – консервная банка в воде перечеркнута красной линией, круг тоже красного цвета).
К сожалению, из-за неправильной деятельности человека некоторые водоемы уже настолько загрязнены, что в них нельзя купаться, в них погибают живые организмы.
Придумайте и нарисуйте условные знаки, запрещающие купаться в водоеме и пить из него воду.
Этап подведения итогов
О чем мы сегодня говорили на уроке? (О воде и ее значении в природе.)
Возможна ли жизнь без воды? (Нет.)
Почему воду нужно беречь? (Чистой воды становится на Земле все меньше. Люди все больше пользуются водой для нужд промышленности, загрязняют воду отходами производства.)
Вспомните, как можно охранять воду от загрязнения? (Не выбрасывать мусор в воду, фильтровать воду, не мыть машины возле водоемов, не расходовать воду понапрасну.)
Рефлексия
Прием «Капельки»
У каждого учащегося – лист бумаги в форме капли. На «капельке» он пишет главное слово урока и главную фразу.
Этап информирования о домашнем задании
Прочитать текст на с. 21-25 учебного пособия и ответить на вопросы из рубрики «Проверьте себя».
Пользуясь схемами «Источники загрязнения воды» и «Охрана воды», составить сообщения «Как загрязняется вода на планете?», «Как сохранить воду чистой?» - по желанию.