СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Значение и охрана воды"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Значение и охрана воды"»

Тема: Значение и охрана воды

Цель: осознание учащимися необходимости охраны воды как долга и обязанности каждого человека, понимание того, какую воду можно пить.

Задачи:

  • сформировать у учащихся представление об источниках загрязнения воды и о мерах по ее охране;

  • способствовать осознанию учащимися необходимости употребления чистой воды с целью сохранения здоровья;

  • содействовать актуализации личностного смысла учащихся к изучению темы, осознанию практической и личностной значимости учебного материала (охрана воды – долг и обязанность каждого человека);

  • создать условия для развития умения использовать приобретенные знания в практической деятельности для решения бытовых ситуаций;

  • организовать ситуации для развития мыслительных навыков: вычленения, анализа, синтеза.

Учебно-методическое обеспечение урока и оборудование: учебное пособие; рабочая тетрадь; схемы «Значение воды», «Источники загрязнения воды», «Охрана воды»; материалы для проведения опытов: бумага, картофель, нож; альбом, фломастеры (карандаши); лист бумаги в форме капли; наглядный материал.

Ход урока

  1. Организационный этап

  • Здравствуйте, ребята. Проверьте, все ли у вас готово к уроку.

  • Давайте мы с вами разгадаем загадку, которая связана с нашей сегодняшней темой урока.



Она по трубам в дом спешит,

Одежду нам стирает,

В кастрюле весело кипит

И в душе нас купает. (Вода.)



  • О чем мы будем сегодня говорить на уроке? (Про воду.)





  1. Этап проверки выполнения домашнего задания

  • Начнем мы наш урок с проверки домашнего задания.



  • Давайте с вами вспомним, где в природе встречается вода? (Вода течет по земле ручейками и реками. Вода наполняет океаны, моря, озера, болота. Облака и капли дождя – это тоже вода. Она всегда содержится в воздухе в виде невидимого пара. Заполняет подземные пустоты и трещины, пропитывает почву.)

  • С какими свойствами воды вы уже знакомы? (Вода текучая, прозрачная, бесцветная, не имеет запаха, не имеет вкуса, является растворителем.)

  • Какие свойства у чистой воды и у чистого воздуха одинаковые? (Прозрачность, бесцветность, не имеет запаха.)

  • Какие свойства воды человек использует в своей жизни? (Знания о свойствах воды люди используют в быту. Свойство текучести применяют, когда наливают воду в вазы, чашки, кастрюли. Прозрачность и бесцветность воды позволяют любоваться красотой рыбок, плавающих в аквариумах.)

  • Отгадывание загадок.



  • Сейчас слушайте внимательно. (Иллюстрации вывешиваю на доску.)



Меня ждали, Много этого добра

Меня звали, Возле нашего двора,

Показался – убежали. (Дождь.) А рукою не возьмешь

И домой не принесешь. (Туман.)

Кто всю ночь по крышам бьет

Да постукивает, Утром бусы засверкали,

И бормочет, и поет, Всю траву собой заткали.

Убаюкивает? (Дождь.) А пошли искать их днем,

Ищем, ищем – не найдем. (Роса.)

Одеяло белое

Не руками сделано. Не снег и не лед,

Не ткалось и не кроилось, А серебром деревья уберет. (Иней.)

С неба на землю свалилось. (Снег.)

Без досок, без топоров

Из-под облачных высот Через речку мост готов. (Лед.)

Быстрый ветер их несет,

Мчат, друг дружку обгоняя, Рыбам жить зимой тепло:

Как одна большая стая. (Снежинки.) Крыша – толстое стекло.(Лед.)



  • Перечислите слова, которые являются отгадками. (Дождь, туман, роса, снег, иней, лед, снежинки.)

  • О каких состояниях воды идет речь? (Вода бывает жидкого, газообразного и твердого состояния.)

  • Какое явление мы можем отнести к жидкому состоянию воды? (Дождь, роса.)

  • А к твердому? (Снег, иней, лед, снежинки.)

  • К газообразному? (Туман.)

  • Молодцы.



  1. Основная часть

  • Сегодня на уроке мы будем говорить о значении воды и необходимости ее охраны. (У учащихся на партах распечатанный текст «Значение воды».)



  1. Чтение текста учителем и беседа по вопросам

Без воды нет жизни, вода есть в каждом живом существе. Без пищи можно прожить гораздо больше, чем без воды. Человек и многие животные почти на 70% состоят из воды. А некоторые растения состоят из воды примерно на 80%.

Вода занимает 70% поверхности земного шара, и лишь 30% приходится на сушу. Вода – в океанах и морях, реках и озерах, под землей и в почве. Ледники и айсберги тоже вода, только замерзшая. Много воды в атмосфере: это облака, туман, пар, дождь, снег.

Вы удивляетесь, что и твердый лед, и легкий, как газ, пар тоже вода? Таково её свойство: она бывает жидкой, твердой и газообразной.

Есть у воды и ещё важное свойство: она легко растворяет в себе многие вещества. Вы, конечно, видели, как растворяется поваренная соль в супе. Так же вода растворяет различные соли, находящиеся в земле, и многие другие твердые тела и даже газы.

Совсем чистой воды в природе нет. Её удается получить только в лаборатории. Такая вода невкусная, в ней нет солей, нужных живому организму. А в морской воде растворено слишком много разных солей, поэтому она тоже для питья не годится.

Общее количество воды на Земле не меняется. С поверхности морей и океанов, рек и озер вода испаряется, образуются облака. Они проливаются дождем или сыплют снегом – и опять возвращают воду суше и океанам.

Но чистой воды становится на Земле все меньше. Люди все больше пользуются водой для нужд промышленности, загрязняют воду отходами производства. Инженеры уже придумали разные способы очистки воды. В нашей стране запрещается спускать в водоёмы промышленные отходы и сточные воды. Помните: воду надо беречь!



  • Сколько процентов на Земле занимает вода, а сколько суша? (Вода – 70%, суша – 30%)

  • Правда ли, что вода растворяет в себе многие вещества? (Да.)

  • Как можно получить совсем чистую воду? (Её удается получить только в лаборатории.)

  • Почему морская вода для питья не годится? (В морской воде растворено слишком много разных солей, поэтому она для питья не годится.)

  • Можно ли прожить без воды живым организмам? (Нет.)

  • Меняется ли общее количество воды на Земле? Почему? (Общее количество воды на Земле не меняется. С поверхности морей и океанов, рек и озер вода испаряется, образуются облака. Они проливаются дождем или сыплют снегом – и опять возвращают воду суше и океанам.)



  1. Закрепление – составление кластера (чтение текста на с. 21-22 учебного пособия.)

  • Каково значение воды в природе? (Вода дает жизнь живым организмам, не дает планете замерзнуть, вода является местом обитания растений и животных, благодаря воде зародилась жизнь, вода активно используется в быту, с помощью воды люди тушат пожары, на воде люди перевозят грузы и сами перемещаются на различные континенты.)







Жизнь живых организмов

Не дает планете замерзнуть











Значение воды



Место обитания растений, животных



В быту





Зародилась жизнь



«дорога» для пассажиров и грузов

Тушить пожары











  1. Как же человек использует воду? (рассказы детей по иллюстрации на с. 23)



Физкультминутка (повторяем 2 раза)

Я иду и ты идешь – раз, два, три. (Шагаем на месте)

Я пою и ты поешь – раз, два, три. (Хлопаем в ладоши)

Мы идем и мы поем – раз, два, три. (Прыгаем на месте)

Очень дружно мы живем – раз, два, три. (Шагаем на месте)



  1. Практическая работа


Опыт

Разрезать клубень картофеля и срезом положить на бумагу. Останется мокрый след.

Вывод: в клубне есть вода.



  • Как вы думаете, вода выделяется из организма? (Да.)

  • Надо ли ее пополнять? Как? (Да, нужно пить чистую питьевую воду.)

  • Можете ли вы теперь доказать, что в растениях есть вода? (Да.)



Опыт

Разрезать клубень картофеля и срезом положить на бумагу. Останется мокрый след.

Вывод: в клубне есть вода.



Физкультминутка (повторяем 2 раза)

Я иду и ты идешь – раз, два, три. (Шагаем на месте)

Я пою и ты поешь – раз, два, три. (Хлопаем в ладоши)

Мы идем и мы поем – раз, два, три. (Прыгаем на месте)

Очень дружно мы живем – раз, два, три. (Шагаем на месте)



  • Любая ли вода нужна людям?

  • Чтобы узнать это, прочитайте текст на с. 22-23 учебного пособия.

  • А для чего нужна вода растениям и животным? Рассмотрите рисунок на странице 22. Расскажите, какие растения и животные живут в воде. (В воде обитают различные виды рыб, водорослей и т.д. Вода нужна всем живым организмам, так как вода – необходимое условие для жизни.)

  • Какой вывод вы сделали, прочитав текст? (Человеку нужна чистая вода.)

  • Скажите, а любую ли воду можно пить? Прочитайте текст на с. 22-23 учебного пособия и ответьте на этот вопрос. (Вода из пресных водоемов (ручейков, рек) прозрачная, но для питья не годится. В ней находятся мелкие соринки и опасные для здоровья микробы. Поэтому пить можно только чистую питьевую воду. Безопасна для здоровья кипяченая водопроводная вода и вода, пропущенная через фильтр.)

  • Молодцы. А как вы думаете, всегда ли вода остается чистой? (Нет.)

  • А почему? (Вода загрязняется из-за некоторых факторов.)

  • Давайте мы с вами прочитаем текст на с. 24 и составим схему «Источники загрязнения воды» и «Охрана воды».

  • Итак, вы прочитали текст, давайте с вами перечислим источники загрязнения воды. (Отходы предприятий, выброс мусора .)

  • Как вы думаете, а загрязняет ли водный транспорт воду? (Да.)

  • А что еще может загрязнять воду? (Аварии, мытье животных, автомобилей, стирка белья.)



Выброс мусора

аварии



Источники загрязнения воды

Отходы предприятий



Водный транспорт





Мытье животных

Мытье автомобилей



Стирка белья





  • Как можно охранять воду от загрязнения? (Не выбрасывать мусор в воду, фильтровать воду, не мыть машины возле водоемов, не расходовать воду понапрасну.)



Не выбрасывать в воду мусор

фильтры





Охрана воды





Не мыть машины возле водоемов

Не расходовать воду понапрасну









  1. Этап первичной проверки понимания изученного



  • Каково значение воды для этих растений и животных: щука, речной рак, дельфин, кубышка желтая? (Место жизни.)

  • Можно ли сказать, что вода не только поит, но и кормит людей? (Да.)

  • Правда ли, что загрязнение воды не вредит человеку и другим организмам? (Нет.)

  • Сколько воды, по утверждению врачей, требуется человеку в день? (1,5-2л.)



  1. Этап закрепления новых знаний и способов действий

  • Коллективное выполнение заданий в рабочей тетради

  • Откройте страницу 8 в рабочей тетради. И посмотрите на задание №3.

  • Прочитайте, что нужно сделать. (Отметить пункты, в которых описано значение воды в природе.)

+ Дом для многих растений и животных;

+ Используется для полива растений;

+ Нужна для питья растениям и животным.

  • Следующее задание №4. Отметьте источники загрязнения воды.

+ Мытье машин;

+ Стоки с ферм;

+ Отходы фабрик и заводов;

+ Мусор, оставленный отдыхающими;

+ Водный транспорт.

  • И последнее задание №5. Отметьте знаком - высказывания, с которыми ты не согласен.

-Можно пить воду из открытого водоема.



  1. Этап обобщения и систематизации знаний

  • К схеме «Охрана воды» нарисуйте экологические знаки (например, в круге – консервная банка в воде перечеркнута красной линией, круг тоже красного цвета).

  • К сожалению, из-за неправильной деятельности человека некоторые водоемы уже настолько загрязнены, что в них нельзя купаться, в них погибают живые организмы.

  • Придумайте и нарисуйте условные знаки, запрещающие купаться в водоеме и пить из него воду.

  • Выставка рисунков



  1. Этап подведения итогов



  • О чем мы сегодня говорили на уроке? (О воде и ее значении в природе.)

  • Возможна ли жизнь без воды? (Нет.)

  • Почему воду нужно беречь? (Чистой воды становится на Земле все меньше. Люди все больше пользуются водой для нужд промышленности, загрязняют воду отходами производства.)

  • Вспомните, как можно охранять воду от загрязнения? (Не выбрасывать мусор в воду, фильтровать воду, не мыть машины возле водоемов, не расходовать воду понапрасну.)

  • Молодцы.



  1. Рефлексия

Прием «Капельки»

У каждого учащегося – лист бумаги в форме капли. На «капельке» он пишет главное слово урока и главную фразу.



  1. Этап информирования о домашнем задании

  • Прочитать текст на с. 21-25 учебного пособия и ответить на вопросы из рубрики «Проверьте себя».

  • Пользуясь схемами «Источники загрязнения воды» и «Охрана воды», составить сообщения «Как загрязняется вода на планете?», «Как сохранить воду чистой?» - по желанию.