СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Клеточный уровень: общая характеристика.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учащихся 9-х классов методические рекомендации по содержанию урока и домашнее задание.

Просмотр содержимого документа
«Клеточный уровень: общая характеристика.»

Тема: Клеточный уровень: общая характеристика

Цель: познакомиться с общей характеристикой клеточного уровня организации жизни.

Актуализация знаний

Вопросы:

1. Что общего и какие различия между клетками растений и бактерий?

2. Все ли организмы на Земле имеют клеточное строение?

Содержание нового материала

Все живые существа на Земле, за исключением вирусов, построены из клеток и могут быть одноклеточными (бактерии, некоторые водоросли, простейшие) или многоклеточными.

Клетка – элементарная единица жизни на Земле. Она обладает всеми признаками живого организма:

-растет;

-размножается;

-обменивается с окружающей средой веществами и энергией;

-реагирует на внешние раздражители.

Клетки различных органов животных, растений, грибов внешне не очень похожи друг на друга. Ну что общего, казалось бы, между нейроном нашего мозга, стрекательной клеткой гидры, инфузорией туфелькой и клеткой листа березы? И, тем не менее, между этими, да и всеми другими клетками, гораздо больше сходства, чем различий.

И хотя многие ученые пользовались микроскопами для изучения живых существ, техника XVII-XVIII веков была еще очень несовершенной. Лишь в начале XIX века Р.Броун смог увидеть внутри клеток листа плотное образование, которое он назвал ядром. К середине XIX века немецкие ученые Т. Шванн и М. Шлейден, обобщив сведения, полученные многими исследователями, сформулировали клеточную теорию, одну их основных в современной биологии. Каковы же ее главные положения?

1. Все живые существа, от одноклеточных до крупных растительных и животных организмов, состоят из клеток.

2. Все клетки сходны по строению, химическому составу и жизненным функциям.

3. Несмотря на то, что в многоклеточных организмах отдельные клетки специализируются на выполнении какой-то определенной «работы», они способны к самостоятельной жизнедеятельности, то есть могут питаться, расти, размножаться.

М. Шлейден и Т. Шванн ошибочно полагали, что клетки могут самопроизвольно зарождаться в жидкостях или во множестве рождаться внутри старых клеток. Однако немецкий биолог и врач Р.Вирхов доказал, что клетки способны делиться, и предложил следующее дополнение к клеточной теории:

4. Все клетки образуются из клетки. Таким образом, клетка – элементарная единица живого, лежащая в основе строения, развития и размножения всех живых организмов.

Закрепление

Вопросы:

1. Кто разработал клеточную теорию?

2. Почему клетку назвали клеткой?

3. Какие свойства объединяют все клетки живых организмов?

Обобщение

Сформулируйте вывод по уроку.

Домашнее задание:

1. Параграф 2.1. на страницах 42-43 учебника.

2. Вопросы 1-3 на странице 43 учебника.

3. Словарь: микроскоп, клеточная теория, ядро.