СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Княгиня Ольга Святая

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация о жизни и деятельности княгини Ольги

Просмотр содержимого документа
«Княгиня Ольга Святая»

Княгиня ольга

Княгиня ольга

Княгиня Ольга  – первая из женщин-правительниц на Руси, принявшая власть в качестве регента при своем сыне Святославе после смерти мужа от рук восставших древлян. В отличие от предшествующих ей правителей-мужчин, Ольга не организовывала походов, предпочитая решать внешнеполитические задачи дипломатическими методами. В течение правления занималась преимущественно внутренними делами государства, в чем достаточно преуспела и после взросления Святослав Игоревич нередко оставлял мать в Киеве, сам полностью посвящая себя походам и сражениям. Во время посещения Константинополя в 957 году Ольга стала первой правительницей-христианкой, что существенно укрепило позиции новой религии среди подвластных ей племён. Княгиня-неофитка продвигала христианство агрессивно, разрушая славянские капища и устанавливая кресты вместо статуй древних славянских богов, однако собственного сына ей не удалось уговорить пройти крещение – Святослав остался верен обычаям предков.
  • Княгиня Ольга  – первая из женщин-правительниц на Руси, принявшая власть в качестве регента при своем сыне Святославе после смерти мужа от рук восставших древлян.
  • В отличие от предшествующих ей правителей-мужчин, Ольга не организовывала походов, предпочитая решать внешнеполитические задачи дипломатическими методами. В течение правления занималась преимущественно внутренними делами государства, в чем достаточно преуспела и после взросления Святослав Игоревич нередко оставлял мать в Киеве, сам полностью посвящая себя походам и сражениям.
  • Во время посещения Константинополя в 957 году Ольга стала первой правительницей-христианкой, что существенно укрепило позиции новой религии среди подвластных ей племён. Княгиня-неофитка продвигала христианство агрессивно, разрушая славянские капища и устанавливая кресты вместо статуй древних славянских богов, однако собственного сына ей не удалось уговорить пройти крещение – Святослав остался верен обычаям предков.

Родители и происхождение

  • В некоторых летописях Пискаревский летописец, Холмогорская летопись приводится информация, что Ольга была дочерью Вещего Олега, следовательно, женив Игоря на ней он добавил к правящей династии собственную кровь.
  • В то же время, Иоакимовская летопись, приводимая В. Н. Татищевым в “Истории Российской . Татищев“История Российская”, кн 1, гл 4, раздел “G” , сообщает о том, что Ольга была “из рода Гостомысла” и звали её до свадьбы Прекраса. Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой “Житие святой равноапостольной княгини Ольги” . Высказывалась также версия о происхождении Ольги из БолгарииНа основе сообщения «Нового Владимирского Летописца», рукописного сборника XVI века, обнаруженного архимандритом Леонидом, настоятелем Троице-Сергиевой лавры, в 1887 году..
  • О матери Ольги информации не сохранилось, начало истории жизни княгини до сих пор вызывает споры между историками – летописи не упоминают никаких фактов из детства княгини, или других её родственниках. Фактически, Ольга появляется при упоминании свадьбы Игоря Рюриковича, устроенной Олегом Вещим в 903 году.

Князь Олег.Гравюра неизв. худ.

Свадьба Игоря и Ольги Согласно краткой записи Повести Временных Лет в 903 году Олег поженил молодого князя на Ольге, которой было на момент свадьбы 10-12 лет: В год 6411 (903). Когда Игорь вырос, то сопровождал Олега и слушал его, и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу.  “Повесть Временных Лет” Существует и другая легенда  изложена в Степенной книге (вторая половина XVI века), о случайной встрече Ольги с Игорем на переправе под Псковом. Князь охотился, но подойдя к быстрой реке не смог преодолеть её ввиду отсутствия лодки. И увидел он некоего плывущего по реке в лодейце, и призвал плывущего к берегу, и повелел перевезти себя через реку. И когда плыли они, взглянул Игорь на гребца того и понял, что это девица. То была блаженная Ольга, совсем еще юная, пригожая и мужественная. Первая встреча князя Игоря с Ольгой.  Художник В. К. Сазонов

Свадьба Игоря и Ольги

Согласно краткой записи Повести Временных Лет в 903 году Олег поженил молодого князя на Ольге, которой было на момент свадьбы 10-12 лет:

В год 6411 (903). Когда Игорь вырос, то сопровождал Олега и слушал его, и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу. “Повесть Временных Лет”

Существует и другая легенда изложена в Степенной книге (вторая половина XVI века), о случайной встрече Ольги с Игорем на переправе под Псковом. Князь охотился, но подойдя к быстрой реке не смог преодолеть её ввиду отсутствия лодки.

И увидел он некоего плывущего по реке в лодейце, и призвал плывущего к берегу, и повелел перевезти себя через реку. И когда плыли они, взглянул Игорь на гребца того и понял, что это девица. То была блаженная Ольга, совсем еще юная, пригожая и мужественная.

Первая встреча князя Игоря с Ольгой. Художник В. К. Сазонов

Пораженный красотой девушки, князь попытался было завести разговор и склонить её к любовной связи, однако получил отпор:

Что всуе смущаешь себя, о княже, склоняя меня к сраму? Зачем, неподобное на уме держа, бесстыдные словеса произносишь? Не обольщайся, видя меня юную и в одиночестве пребывающую. И не надейся, будто сможешь одолеть меня: хоть и неучена я, и совсем юна, и проста нравом, как ты видишь, но разумею все же, что ты хочешь обидеть меня… Лучше о себе помысли и оставь помысел свой. Пока юн ты, блюди себя, чтобы не победило тебя неразумие и чтобы не пострадать тебе от некоего зла. Оставь всякое беззаконие и неправду: если сам ты уязвлен будешь всякими постыдными деяниями, то как сможешь другим воспретить неправду и праведно управлять державой своей? Знай же, что если не перестанешь соблазняться моей беззащитностью, то лучше для меня будет, чтобы поглотила меня глубина реки сей: да не буду тебе в соблазн и сама поругания и поношения избегну.”

О случайном знакомстве Игорь вспомнил, когда пришло время искать себе невесту, и послал Олега за полюбившейся девушкой, не желая никакой другой жены. Вплоть до 945 года имя княгини Ольги не упоминается в летописях.

События накануне начала активной политической жизни княгини Ольги В 945 году Игорь Рюрикович поддался на уговоры дружины и решил сам во время полюдья собрать дань с древлян. Не удовлетворившись собранным, князь отпустил большую часть дружины, а сам решил вернуться и вновь пройтись по древлянским землям. Согласно традициям восточных славян того времени, победитель имел право претендовать на политический статус и все имущество побеждённого, поэтому после расправы над Игорем древляне решили направить своих послов в Киев: «Вот убили мы князя русского; возьмем жену его Ольгу за князя нашего Мала и Святослава возьмем и сделаем ему, что захотим». “Повесть Временных Лет” Всего навправленная делегация сватов насчитывала двадцать человек, спустившись вниз по реке в ладье они пристали к берегу близ Киева и направились к городу.

События накануне начала активной политической жизни княгини Ольги

В 945 году Игорь Рюрикович поддался на уговоры дружины и решил сам во время полюдья собрать дань с древлян. Не удовлетворившись собранным, князь отпустил большую часть дружины, а сам решил вернуться и вновь пройтись по древлянским землям.

Согласно традициям восточных славян того времени, победитель имел право претендовать на политический статус и все имущество побеждённого, поэтому после расправы над Игорем древляне решили направить своих послов в Киев:

«Вот убили мы князя русского; возьмем жену его Ольгу за князя нашего Мала и Святослава возьмем и сделаем ему, что захотим». “Повесть Временных Лет”

Всего навправленная делегация сватов насчитывала двадцать человек, спустившись вниз по реке в ладье они пристали к берегу близ Киева и направились к городу.

Месть древлянам за убийство мужаПервая месть

  • Приняв послов, Ольга поинтересовалась о цели визита, на что получила ответ:
  • «Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие, потому что берегут Деревскую землю, — пойди замуж за князя нашего за Мала»
  • Княгиня проявила выдержку и птворилась исполненной покорности судьбе:«Любезна мне речь ваша, — мужа моего мне уже не воскресить; но хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими; ныне же идите к своей ладье и ложитесь в ладью, величаясь, а утром я пошлю за вами, а вы говорите:
  • «Не едем на конях, ни пеши не пойдем, но понесите нас в ладье», — и вознесут вас в ладье». А сама, когда воодушевлённые древляне ушли, приказала вырыть широкую и глубокую яму во дворе перед княжеским теремом.На следующее утро, как и было обговорено, княжеским посланникам древляне объявили, что желают не идти или ехать верхом к Ольге от своей стоянки на реке, а чтобы их несли прямо в ладье. Когда процессия дошла до княжеского двора и ладью вместе с послами сбросили в приготовленную яму, Ольга наклонилась и спросила:
  • «Хороша ли вам честь?». Древляне сокрушённо ответили: «Горше нам Игоревой смерти». После чего княгиня приказала закопать их живьём.
Вторая месть Расправившись таким образом с самоуверенными древлянскими сватами, Ольга уже сама направила к ним послание: «Если вправду меня просите, то пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди». Древляне избрали наиболее благородных представителей и направили в Киев. По приходу княгиня предложила гостям сходить в баню после долгой дороги и после прибыть к ней на приём. Пока новые послы мылись, Ольга приказала своим людям зажечь баню и сожгла древлян. Вторая месть Ольги за убийство Игоря: сожжение вновь пришедших древлянских послов в бане.

Вторая месть

Расправившись таким образом с самоуверенными древлянскими сватами, Ольга уже сама направила к ним послание:

«Если вправду меня просите, то пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди».

Древляне избрали наиболее благородных представителей и направили в Киев. По приходу княгиня предложила гостям сходить в баню после долгой дороги и после прибыть к ней на приём. Пока новые послы мылись, Ольга приказала своим людям зажечь баню и сожгла древлян.

Вторая месть Ольги за убийство Игоря: сожжение вновь пришедших древлянских послов в бане.

Третья месть После этого Ольга вновь направила к древлянам посланников:   «Вот уже иду к вам, приготовьте меды многие в городе, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну по своем муже». Прибыв на место княгиня велела насыпать высокий холм на месте могилы мужа, затем начался похоронный пир. Древляне на тризне стали спрашивать, где их ранее посланные делегации, на что получили заверения Ольги о скором их прибытии вместе с частью её дружины. Когда древляне опьянели, княгиня приказала своим воинам перебить их (летописец указывает 5000 убитых древлян, отдельно отмечая, что были перебиты наиболее знатные представители племени  Татищев, “История Российская”, кн 2, гл 4 ), после чего возвратилась в Киев и начала собирать войска для похода по древлянской земле и подавления оставшихся очагов восстания. Третья месть Ольги за убийство Игоря: обильное угощение древлянских воинов вином и расправа с ними.

Третья месть

После этого Ольга вновь направила к древлянам посланников:

«Вот уже иду к вам, приготовьте меды многие в городе, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну по своем муже».

Прибыв на место княгиня велела насыпать высокий холм на месте могилы мужа, затем начался похоронный пир. Древляне на тризне стали спрашивать, где их ранее посланные делегации, на что получили заверения Ольги о скором их прибытии вместе с частью её дружины.

Когда древляне опьянели, княгиня приказала своим воинам перебить их (летописец указывает 5000 убитых древлян, отдельно отмечая, что были перебиты наиболее знатные представители племени Татищев, “История Российская”, кн 2, гл 4 ), после чего возвратилась в Киев и начала собирать войска для похода по древлянской земле и подавления оставшихся очагов восстания.

Третья месть Ольги за убийство Игоря: обильное угощение древлянских воинов вином и расправа с ними.

Четвертая месть

  • В 946 году Ольга собрала большое войско и вместе с сыном Святославом выступила в поход на древлян. Несмотря на предыдущую кровавую расправу на тризне, древляне собрали достаточно воинов, чтобы дать сражение киевлянам. Когда полки сошлись перед битвой, княжич Святослав первым по традиции метнул копьё в сторону противника, но так как был слишком мал – копье лишь пролетело между ушей его коня и ударило в землю перед ним.

Воеводы Асмунд и Свенельд призвали дружину к атаке:

«Князь уже начал биться, поступим и мы, братия, как он».

В открытом сражении древляне были разбиты и отступили в свои города, ожидая долгой осады.

Ольга в сопровождении сына направила войска на осаду столицы древлян – Искоростеня, ведь именно близ него был убит её муж Игорь, а другие города приказала осаждать своим воеводам.

Древляне, понимая, что на милость княгини рассчитывать не приходится, отчаянно отбивались из-за высоких стен своей столицы всё лето и спустя множество штурмов Ольга решила, что если силой взять Искоростень невозможно, значит придется вновь идти на хитрость.

Святослав с воеводами Свенельдом и Асмундом

Во время очередной передышки между штурмами к древлянам был направлен посланник, передавший от Ольги сообщение: «До чего хотите досидеться? Ведь все ваши города уже сдались мне и согласились на дань и уже возделывают свои нивы и земли; а вы, отказываясь платить дань, собираетесь умереть с голода». Изможденные долгой осадой древляне ответили, что и рады бы заключить мир, но боятся новой мести княгини, на что та отвечала: «Я уже мстила за обиду своего мужа, когда приходили вы к Киеву, и во второй раз, а в третий — когда устроила тризну по своем муже. Больше уже не хочу мстить, — хочу только взять с вас небольшую дань и, заключив с вами мир, уйду прочь». Когда древляне ответили, что у них нет никаких запасов, которые можно было бы отдать в качестве дани, Ольга проявила притворное великодушие: «Если ныне у вас нет ни меда, ни шкуры, я не хочу тягости налагать, как муж мой возложил на вас, но мало требую, дайте мне от двора по три голубя и по три воробья, и этим я буду довольна». Древляне приносят птиц по просьбе Ольги  Худ. С. Ефошкин.
  • Во время очередной передышки между штурмами к древлянам был направлен посланник, передавший от Ольги сообщение: «До чего хотите досидеться? Ведь все ваши города уже сдались мне и согласились на дань и уже возделывают свои нивы и земли; а вы, отказываясь платить дань, собираетесь умереть с голода».
  • Изможденные долгой осадой древляне ответили, что и рады бы заключить мир, но боятся новой мести княгини, на что та отвечала: «Я уже мстила за обиду своего мужа, когда приходили вы к Киеву, и во второй раз, а в третий — когда устроила тризну по своем муже. Больше уже не хочу мстить, — хочу только взять с вас небольшую дань и, заключив с вами мир, уйду прочь».
  • Когда древляне ответили, что у них нет никаких запасов, которые можно было бы отдать в качестве дани, Ольга проявила притворное великодушие: «Если ныне у вас нет ни меда, ни шкуры, я не хочу тягости налагать, как муж мой возложил на вас, но мало требую, дайте мне от двора по три голубя и по три воробья, и этим я буду довольна».

Древляне приносят птиц по просьбе Ольги Худ. С. Ефошкин.

Обрадованные возможностью прекратить наконец осаду, древляне собрали в городе птиц и передали княгине, после чего получили от неё заверения о мире и вернулись за стены. Ольга тем временем, раздала своим воинам — кому по голубю, кому по воробью, велела привязать каждой птице пучки сухой травы. Когда же стало смеркаться, Ольга приказала поджигать траву перед отпусканием птиц. Весь город почти одновременно загорелся, выбегающих в панике из-за стен защитников лекго хватали княжеские воины. Чать городских старейшин убили, некоторые из древлян были розданы людям княгини в качестве рабов, а прочие оставлены для выплаты дани. Сожжение Искоростеня по приказу княгини Ольги
  • Обрадованные возможностью прекратить наконец осаду, древляне собрали в городе птиц и передали княгине, после чего получили от неё заверения о мире и вернулись за стены.
  • Ольга тем временем, раздала своим воинам — кому по голубю, кому по воробью, велела привязать каждой птице пучки сухой травы. Когда же стало смеркаться, Ольга приказала поджигать траву перед отпусканием птиц. Весь город почти одновременно загорелся, выбегающих в панике из-за стен защитников лекго хватали княжеские воины.
  • Чать городских старейшин убили, некоторые из древлян были розданы людям княгини в качестве рабов, а прочие оставлены для выплаты дани.

Сожжение Искоростеня по приказу княгини Ольги

Изменение налогообложения

Княгиня понимала, что злоупотребления во время сбора дани могли вновь привести к восстанию на подконтрольной рюриковичам территории и приняла решение четко зафиксировать сроки и объемы собираемых в натуральной форме налогов. По современным понятиям Ольга провела налоговую реформу.

Под 947 годом летописи описывают путешествие Ольги на север, к Новгороду Погосты — бывшие села и торговые места — становились теперь и административными центрами княжеского управления. Один из таких погостов на Луге — Городец раскопан в последние годы ленинградскими археологами. На месте небольшого родового градка, не имевшего искусственных укреплений, в X веке сооружается настоящая крепость. Укрепляются склоны холма, насыпаются валы, поверх которых ставят частоколы.

Соответственно, если ранее князь с дружиной проезжал по территориям племён, обложенных данью, и собирал её, то теперь данникам необходимо было самим привозить меха и мёд (или любые другие ресурсы) на обозначенные по уставу погосты, без необходимости терпеть пребывание на своей территории не очень вежливых княжеских дружиников.

При погостах учреждалась должность тиуна – княжеского подчинённого, ответственного за прием, учет и дальнейшую транспортировку дани в столицу.

Уроки и уставы определяли объем и срок подвоза дани на погост, что должно было исключить злоупотребления.

Строительство и укрепление городов

Изменение налоговой системы стимулировало развитие и поддержание дорог (чтобы дань доставлялась от погостов как можно быстрее), возникновение новых укреплённых поселений на месте погостов и общее укрепление власти на подконтрольной территории.

Иоакимовская летопись сообщает о строительстве по приказу княгини нового города под 948 годом :

«Ольга послала в отечество свое, область Изборскую, с вельможами много злата и серебра и повелела на указанном от нее месте построить град на берегу Великой реки и, назвав его Плесков, населить людьми, отовсюду призывая.» Татищев, “История Российская”, кн.2 гл.4

Местная же церковная легенда дополняет этот эпизод мистическим знамением: якобы во время остановки на левом берегу реки Великой, Ольга увидела, как три солнечных луча сошлись в одной точке на высоком, заросшим лесом, скалистом мысу противоположного берега и сказала:

«На месте сем будет храм Пресвятой Троицы и град велик зело и славен будет».

Первые жилища на территории Пскова возникли, безусловно, задолго до рождения Ольги, однако именно в её княжение Псков из укрепленного поселения превращается в административный и торгово-ремесленный центр.

Путешествие в Византию

  • Период между 949-955 годом не содержит каких-либо данных в летописях. В 955/957У Константина Багрянородного в сочинении “О церемониях” дата визита обозначена 957-м годом. году Ольга отправилась в Константинополь. Свое путешествие она рассматривала одновременно и в качестве религиозного паломничества, и в качестве дипломатической миссии, и в качестве демонстрации военного могущества Руси. Сход льда и начало навигации по реке Днепр происходили весной, однако скорее всего, её корабли вошли в Суд (константинопольскую гавань) в конце июня – начале июля, так как первые месяцы были сложны для путешестия ввиду непогоды и бурного течения полноводных после таяния снега рек.

“ Ладьи на пути в Византию”. Худ. Н. Фомин

Татищев сообщает, что Ольга исключила прохождение обряда крещения в Киеве, где была в наличии церковь, так как опасалась гнева местных жителей:“…хотела в Киеве креститься, но учинить то было ей того без крайнего страха от народа никак невозможно. Того ради советовали ей ехать в Цареград, якобы для других нужд, и там креститься, что она за полезно приняла и ожидала удобного случая и времени

  • Состав посольства насчитывал более ста человек: в свиту княгини Ольги входили 8 её приближенных, знатнейших киевских бояр, возможно родственников, 22 «апокрисиария», так греки называли титульных представителей от русских князей и бояр, 44 торговых человека, люди Святослава, священник Григорий, 6 человек из свиты знати, 2 переводчика и приближенные женщины княгини. По мнению историков-византинистов, всего вместе с княгиней Ольгой прибыло в Царьград около 1 тыс. человек, включая охрану, корабельщиков, челядь и пр. В результате в Константинополь прибыла целая русская флотилия.По заключённому ранее договору, прибывающие русские купцы и посланники должны были входить в Константинополь строго в одни ворота, без оружия и группами не более пятидесяти человек. Это не считая обязательного наличия грамот с указанием от кого и по какому делу они прибыли в столицу Византии.
  • Первый приём у императора состоялся только 9 сентября, соответственно княгиня должна была прождать приёма около двух с половиной месяцев, что наверняка объяснялось греками необходимостью соблюдать этикет, но фактически было оскорблением. Состав посольства насчитывал более ста человек: в свиту княгини Ольги входили 8 её приближенных, знатнейших киевских бояр, возможно родственников, 22 «апокрисиария», так греки называли титульных представителей от русских князей и бояр, 44 торговых человека, люди Святослава, священник Григорий, 6 человек из свиты знати, 2 переводчика и приближенные женщины княгини. По мнению историков-византинистов, всего вместе с княгиней Ольгой прибыло в Царьград около 1 тыс. человек, включая охрану, корабельщиков, челядь и пр. В результате в Константинополь прибыла целая русская флотилия.По заключённому ранее договору, прибывающие русские купцы и посланники должны были входить в Константинополь строго в одни ворота, без оружия и группами не более пятидесяти человек. Это не считая обязательного наличия грамот с указанием от кого и по какому делу они прибыли в столицу Византии.
  • Первый приём у императора состоялся только 9 сентября, соответственно княгиня должна была прождать приёма около двух с половиной месяцев, что наверняка объяснялось греками необходимостью соблюдать этикет, но фактически было оскорблением.
  • Сначала Ольгу принял сам Константин в большом триклине (зале) древнего Магнаврского дворца, строительство которого приписывалось Константину I Великому. Император восседал на «троне Соломона», снабженном эффектными механизмами. Ольга вошла в триклин в сопровождении своих «родственниц-архонтисс» и служанок; прочие члены посольства остались в вестибюле, отгороженном от триклина занавесом. Когда Ольга встала на указанное ей место перед троном, заиграли органы, и трон вместе с сидевшим на нем императором внезапно взмыл вверх и затем плавно опустился вниз. После этого маленького представления логофет дрома (глава ведомства почты и внешних связей) от имени Константина задал «архонтиссе Росии» несколько предписанных этикетом вопросов — о здоровье самой государыни, ее вельмож и благоденствии ее страны. Пока чиновник произносил свою речь, механические львы у подножия трона, приподнявшись на лапах, зарычали и забили хвостами, а на ветвях стоявшего рядом золотого дерева искусственными голосами защебетали птицы. Почти тотчас дворцовые слуги внесли в зал дары Ольги, предназначенные василевсу ромеев. За ответными словами Ольги последовало несколько мгновений торжественной тишины; потом вновь зазвучали органы, и княгиня, поклонившись, вышла
Принятие крещения в Константинополе Подивившись уму и проницательности Ольги при общении, император заключил: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». Она же, поразмыслив, ответила царю: «Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам — иначе не крещусь». Принятие крещения в Константинополе при содействии самого императора добавляло политического веса как самой Ольге (становящейся таким образом крестной дочерью императора), так и союзу с Византией, торговля с которой была одним из существенных каналов дохода киевских князей. Крещение княгини Ольги в Константинополе  худ. И. А. Акимов

Принятие крещения в Константинополе

Подивившись уму и проницательности Ольги при общении, император заключил:

«Достойна ты царствовать с нами в столице нашей».

Она же, поразмыслив, ответила царю:

«Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам — иначе не крещусь».

Принятие крещения в Константинополе при содействии самого императора добавляло политического веса как самой Ольге (становящейся таким образом крестной дочерью императора), так и союзу с Византией, торговля с которой была одним из существенных каналов дохода киевских князей.

Крещение княгини Ольги в Константинополе худ. И. А. Акимов

В крещении Ольге было дано имя Елена, и согласно летописям после обряда перехода в новую веру император Византии Константин Багрянородный предложил Ольге стать его женой, однако она ответила отказом: «Как же меня хочешь взять, окрестив сам и нареча себе дщерью? У христиан же такого закона нету, как сам знаешь».На что император вновь удивился хитрости княгини, и преподнёс ей новые дары.Перед отбытием Ольга посетила византийского патриарха, попросив благословения: «Люди мои и сын мой язычники, — да сохранит меня Бог от всякого зла».Второй прием состоялся 18 октября и был совсем кратким: делегации русов вновь были преподнесены дары и после прощального пира Ольга отправилась домой. Благословение Ольги
  • В крещении Ольге было дано имя Елена, и согласно летописям после обряда перехода в новую веру император Византии Константин Багрянородный предложил Ольге стать его женой, однако она ответила отказом: «Как же меня хочешь взять, окрестив сам и нареча себе дщерью? У христиан же такого закона нету, как сам знаешь».На что император вновь удивился хитрости княгини, и преподнёс ей новые дары.Перед отбытием Ольга посетила византийского патриарха, попросив благословения: «Люди мои и сын мой язычники, — да сохранит меня Бог от всякого зла».Второй прием состоялся 18 октября и был совсем кратким: делегации русов вновь были преподнесены дары и после прощального пира Ольга отправилась домой.

Благословение Ольги

Ответный визит византийских послов В 958 году в Киев прибыли доверенные лица от императора – Константин просил Ольгу направить ему в помощь войско и товары, как и было обещано на прошедших переговорах: «Много даров я дал тебе. Ты ведь говорила мне: когда возвращусь в Русь, много даров пришлю тебе: челядь, воск, и меха, и воинов в помощь». Ольга понимала, что её подрастающему сыну сильные воины и ресурсы пригодятся не меньше чем предприимчивому греку, и нашла достойный ответ, не отказав прямо, но и не дав желаемого императору: «Если ты так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду, то тогда дам тебе».

Ответный визит византийских послов

В 958 году в Киев прибыли доверенные лица от императора – Константин просил Ольгу направить ему в помощь войско и товары, как и было обещано на прошедших переговорах:

«Много даров я дал тебе. Ты ведь говорила мне: когда возвращусь в Русь, много даров пришлю тебе: челядь, воск, и меха, и воинов в помощь».

Ольга понимала, что её подрастающему сыну сильные воины и ресурсы пригодятся не меньше чем предприимчивому греку, и нашла достойный ответ, не отказав прямо, но и не дав желаемого императору:

«Если ты так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду, то тогда дам тебе».

Распространение новой религии и разрушение капищ славянских богов Смена религии первым лицом государства была сильнейшим пропагандистским фактором — Ольга исполняла обязанности регента при своём ещё не достигшем совершеннолетия сыне Святославе, и её крещение подталкивало подданных к повторению поведения лидера. Согласно “Житию”, вернувшись из Константинополя княгиня-неофитка принялась рьяно распространять новое учение среди восточных славян: “ И посемъ святая нача требища и кумиры сокрушати по многимъ мѣстомъ, и въ тѣхъ мѣсто нача кресты Христовы поставляти…” “Житие святой равноапостольной княгини Ольги” Фактически, по приказу Ольги уничтожались места справления культов восточных славян, разрушались статуих древних славянских богов, а вместо них устанавливались символы новой религии – кресты. Уничтожение статуй славянских богов и строительство символов новой религии

Распространение новой религии и разрушение капищ славянских богов

Смена религии первым лицом государства была сильнейшим пропагандистским фактором — Ольга исполняла обязанности регента при своём ещё не достигшем совершеннолетия сыне Святославе, и её крещение подталкивало подданных к повторению поведения лидера. Согласно “Житию”, вернувшись из Константинополя княгиня-неофитка принялась рьяно распространять новое учение среди восточных славян:

И посемъ святая нача требища и кумиры сокрушати по многимъ мѣстомъ, и въ тѣхъ мѣсто нача кресты Христовы поставляти…” “Житие святой равноапостольной княгини Ольги”

Фактически, по приказу Ольги уничтожались места справления культов восточных славян, разрушались статуих древних славянских богов, а вместо них устанавливались символы новой религии – кресты.

Уничтожение статуй славянских богов и строительство символов новой религии

Привлечение миссионеров из Германии Очевидно, что продвигать христианство было проблематично, поэтому в 959 году Ольга направила к германскому королю Оттону I посланников с просьбой прислать епископа в помощь: “ Пришли к королю (Оттону I Великому) … послы Елены, королевы Ругов, которая при константинопольском императоре Романе крестилась в Константинополе, и просили посвятить для этого народа епископа и священников.” Адальберт Магдебургский “Хроника Продолжателя  Регинона” Убеждённому язычнику Святославу Игоревичу исполнилось 18 лет в 960 году, и миссия, посланная Оттоном I в Киев, потерпела неудачу, как о том сообщается в под 962-м годом : “ 962 год. В сем году возвратился назад Адальберт, поставленный в епископы Ругам, ибо не успел ни в чём том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными; на обратном пути некоторые из его спутников были убиты, сам же он с великим трудом едва спасся.”

Привлечение миссионеров из Германии

Очевидно, что продвигать христианство было проблематично, поэтому в 959 году Ольга направила к германскому королю Оттону I посланников с просьбой прислать епископа в помощь:

Пришли к королю (Оттону I Великому) … послы Елены, королевы Ругов, которая при константинопольском императоре Романе крестилась в Константинополе, и просили посвятить для этого народа епископа и священников.” Адальберт Магдебургский “Хроника Продолжателя Регинона”

Убеждённому язычнику Святославу Игоревичу исполнилось 18 лет в 960 году, и миссия, посланная Оттоном I в Киев, потерпела неудачу, как о том сообщается в под 962-м годом :

962 год. В сем году возвратился назад Адальберт, поставленный в епископы Ругам, ибо не успел ни в чём том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными; на обратном пути некоторые из его спутников были убиты, сам же он с великим трудом едва спасся.”

Неудачная попытка обратить сына в христианство Княгиня пыталась обратить своего сына Святослава в новую веру, однако молодой князь не поддавался на уговоры матери: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться».  Повесть временных лет” Несмотря на споры с матерью по этому вопросу, Святослав не препятствовал крещению своих воинов, если кто-то из них изявлял такое желание. Княгиня Ольга и Святослав  Худ. О. Маркелов

Неудачная попытка обратить сына в христианство

Княгиня пыталась обратить своего сына Святослава в новую веру, однако молодой князь не поддавался на уговоры матери:

«Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться». Повесть временных лет”

Несмотря на споры с матерью по этому вопросу, Святослав не препятствовал крещению своих воинов, если кто-то из них изявлял такое желание.

Княгиня Ольга и Святослав Худ. О. Маркелов

Смерть

  • Как и ранее, Святослав не горел желанием находиться в Киеве больше необходимого: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы».
  • Остановить его могли лишь укоры постаревшей и болеющей матери: «Видишь — я больна; куда хочешь уйти от меня?» — ибо она уже разболелась. И сказала: «Когда похоронишь меня, — отправляйся куда захочешь».Через три дня, 11 июля 969 года, княгиня Ольга умерла. Согласно её завещанию тризна не справлялась, обряд похорон проходил по христианскому обычаю при содействии её личного священника.
  • Такова биография княгини Ольги – первой женщины-правительницы на Руси. Её правление не было идеальным, но одно можно сказать точно – она смогла не только удержать доставшееся в управление государство, но и укрепила его, подготовив для свего сына Святослава и внука Владимира мощный фундамент, позволяющий продолжить развитие и расширение подконтрольных территорий.

Похороны княгини Ольги