Кодификатор элементов содержания и планируемых результатов обучения для проведения контрольной работы по географии в 6-х классах муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Костромы «Средняя общеобразовательная школа №36 (далее – кодификатор) является одним из документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов (далее – КИМ). Кодификатор является систематизированным перечнем требований к уровню подготовки учащихся 6-х классов и проверяемых элементов содержания, в котором каждому объекту соответствует определённый код.
Кодификатор элементов содержания по географии составлен на основе следующих документов:
В первом столбце обозначены коды разделов. Во втором столбце указан код элемента содержания (темы), для которого создаются проверочные задания.
Код раздела | Код элемента | Элементы содержания, проверяемые в ходе итоговой диагностической контрольной работы |
1. | |
| 1.1. | Открытие, изучение и преобразование Земли. |
| 1.2. | Земля – планета Солнечной системы. |
2. | Виды изображений поверхности Земли |
| 2.1. | План местности |
| 2.1.1. | Понятие о плане местности. |
| 2.1.2. | Масштаб. |
| 2.1.3. | Стороны горизонта. Ориентирование. |
| 2.1.4. | Изображение на плане неровностей земной поверхности |
| 2.1.5. | Составление простейших планов местности. Описание маршрута |
| 2.2. | Географическая карта |
| 2.2.1. | Форма и размеры Земли. Географическая карта. |
| 2.2.2. | Градусная сеть на глобусе и картах. Географическая широта. |
| 2.2.3. | Географическая долгота. Географические координаты. |
| 2.2.4. | Изображение на физических картах высот и глубин. |
3. | Строение Земли. Земные оболочки. | |
| 3.1. | Литосфера |
| 3.1.1. | Земля и ее внутреннее строение |
| 3.1.2. | Движение земной коры. Вулканизм. |
| 3.1.3. | Рельеф суши. Горы. |
| 3.1.4. | Равнины суши. |
| 3.1.5. | Рельеф дна Мирового океана. |
| 3.2. | Гидросфера |
| 3.2.1. | Вода на Земле. Части Мирового океана |
| 3.2.2. | Свойства вод океана. |
| 3.2.3. | Движение воды в океане. |
| 3.2.4. | Подземные воды. |
| 3.2.5. | Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. |
| 3.2.6. | Питание и режим реки. Каналы |
| 3.2.7. | Озера, происхождение озерных котловин. Хозяйственное значение озер, водохранилищ, болот. |
| 3.2.8. | Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. |
4. | |
| 4.1. | Атмосфера: строение, значение, изучение. |
| 4.2. | Температура воздуха. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. |
| 4.3. | Атмосферное давление. Направление и сила ветра. |
| 4.4. | Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. |
| 4.5. | Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения. |
| 4.6. | Причины, влияющие на климат |
5. | Биосфера. Географическая оболочка |
| 5.1. | Разнообразие и распространение организмов на Земле. |
| 5.2. | Природный комплекс. |
6. | Население Земли |
| 6.1. | Население Земли |
В первых двух столбцах таблицы приведены коды требований, в третьем – требования к уровню подготовки выпускников, соответствующие этим кодам.
Код раздела | Код контроли-руемого требования (умения) | Планируемые результаты обучения (ПРО) |
1. |
|
| 1.1. | Называть методы изучения Земли |
| 1.2. | Называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий |
2. | Виды изображений поверхности Земли |
| 2.1. | План местности |
| 2.1.1. | Объяснять значение понятий: «градусная сеть», «план местности», «масштаб», «азимут», «географическая карта». |
| 2.1.2. | Объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы». |
| 2.1.3. | Приводить примеры географических следствий движения Земли. |
| 2.1.4. | Читать план местности; определять (измерять) направления, расстояния на плане местности. |
| 2.1.5. | Называть масштаб плана, карты (глобуса) и показывать изображения разных видов масштаба на плане, карте (глобусе). |
| 2.1.6. | Приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой. |
| 2.1.7. | Производить простейшую съемку местности. |
| 2.1.8. | Классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории. |
| 2.1.9. | Ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов. |
| 2.2. | Географическая карта |
| 2.2.1. | Объяснять значение понятий: «градусная сеть», «географическая карта». |
| 2.2.2. | Находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте. |
| 2.2.3. | Определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе и карте. |
| 2.2.4. | Называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности. |
3. | Строение Земли. Земные оболочки |
| 3.1. | Литосфера |
| 3.1.1. | Объяснять значение понятий: «литосфера», «рельеф», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины». |
| 3.1.2. | Называть методы изучения земных недр и Мирового океана. |
| 3.1.3. | Приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами. |
| 3.1.4. | Определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей. |
| 3.1.5. | Классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению. |
| 3.1.6. | Объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана. |
| 3.1.7. | Составлять краткую характеристику гор, равнин по плану. |
| 3.2. | Гидросфера |
| 3.2.1. | Объяснять значение понятий: «гидросфера», «Мировой океан», «море», «заливы», «проливы». |
| 3.2.2. | Объяснять особенности движения вод в Мировом океане. |
| 3.2.3. | Составлять краткую характеристику моря, реки, озера по плану. |
4. | Атмосфера |
| 4.1. | Объяснять значение понятий: «атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс». |
| 4.2. | Объяснять особенности циркуляции атмосферы. |
| 4.3. | Измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц. |
| 4.4. | Составлять краткую характеристику климатического пояса, описывать погоду и климат своей местности. |
| 4.5. | Называть и показывать тепловые пояса, климатические пояса Земли. |
5. | Биосфера. Географическая оболочка |
| 5.1. | Объяснять значение понятий: «биосфера», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона». |
| 5.2. | Составлять описание природного комплекса. |
6. | Население Земли |
| 6.1. | Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды. |
| 6.2. | Приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях. |