Эссе
Традиционный учебный процесс, конечно, всегда будет существовать, он отработан многими учителями и обеспечивает хороший уровень образования, но в то же время он очень противоречив. К нему относятся противоречия: во-первых, между преобладающим фронтальным методом обучения и индивидуальным подходом к ученику, во-вторых, между информационной функцией учителя и требованием федерального государственного образовательного стандарта - деятельностного характера учения. В связи с этим возникает необходимость в применении новых технологий и форм обучения.
Исходя из выше сказанного, ставится следующая проблема – не умение школьников работать в коллективе и самостоятельно.
Цель работы: разработать свою модель использования коллективных форм организации обучения, опираясь на педагогические и психологические исследования в литературе.
Объектом исследования являются коллективные формы обучения.
Предметом исследования являются приемы организации коллективных форм обучения.
В нашем исследовании мы исходим из гипотезы: если детей обучать по коллективной форме обучения, то уровень самостоятельности у школьников значительно повысится; процесс обучения станет более интересным, так как эта форма обучения расширяет рамки общения, коренным образом изменяет характер участия учащихся в добывании знаний.
В соответствии с поставленной целью нашей работы, предметом и объектом исследования ставятся следующие задачи:
· изучить и проанализировать педагогическую, психологическую и методическую литературу по вопросам коллективных форм обучения;
· апробировать в учебном процессе коллективные формы работы;
· разработать свою модель коллективных форм обучения.
Практическая значимость данной работы состоит в разработке модели коллективной формы обучения.
Коллективное обучение – это такое обучение, при котором коллектив обучает каждого своего члена, и каждый член коллектива активно участвует в обучении своих товарищей по совместной учебной работе (по В.К. Дьяченко).
Технология коллективной формы обучения приводит к преобразованию всего педагогического процесса в школе в соответствии с зоной ближайшего развития каждого ученика. А это означает, что переход на коллективную форму обучения обеспечит развивающий характер обучения.
В рамках федерального государственного образовательного стандарта на занятиях по многим предметам в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано с её важностью в качестве основы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий и прежде всего - умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.
Таким образом, коллективная форма организации учебной работы – это обучение обучающих и обучаемых в динамических парах, или парах сменного состава.
Выделяют следующие признаки коллективной работы:
1. наличие у всех ее участников единой цели;
2. разделение труда, функций и обязанностей, привлечение участников работы к контролю, учету, управлению;
3. налаженное сотрудничество и товарищеская взаимопомощь;
4. осознанный общественно-общественно полезный характер всех и каждого ученика в отдельности задается деятельностью;
5. культивируется забота всех о каждом и каждого, обо всех;
6. достигается равенство объективных условий для каждого.
Для организации коллективной работы нужно разделить учеников на группы – рабочие коллективы, поставить перед каждым из этих коллективов учебные задачи, осуществляя при этом разделение труда между учащимися.
Однако, не вполне ясно, как подбирать членов групп, которые могли бы эффективно сотрудничать. Столь же неясно, как распределить обязанности между членами этих групп.
Высказанные опасения не относятся к простейшему виду коллективной работы – к парной работе. Во время нее учащиеся работают по двое – за общим
Например, это могут быть взаимные диктанты, когда ученики, подиктовав текст один другому, расходятся и работают с остальными учениками. Или взаимообмен заданиями по Мурманской методике, работа по вопросникам, над проектами и многое другое.
Модель организации коллективных форм обучения
Заинтересовавшись вопросом коллективных форм обучения, попробовали создать свою модель “Свободный класс”.
Неформальный и нетрадиционный подход к занятиям. Дети сами определяли интенсивность и продолжительность занятий. Ребенок мог заниматься какой-либо выбранной деятельностью целый день, неделю, но у него есть возможность закончить работу. Время не может быть определяющим фактором их деятельности. Ведь дома, в спокойных условиях, ребенок не ограничивает себя временем думать только 10 минут, он тратит на это столько, сколько ему надо. Специальные предметы – рисование, музыку, физическую культуру - вели специалисты (они не были включены в эксперимент) и эти предметы велись по расписанию.
Учитель – помощник и наблюдатель. Обязательные качества педагога – недюжинные организаторские способности. Учитель в таком классе – создатель творческой атмосферы.
Занятия предусматривали наличие одной учебной программы для начальных классов, но в целях углубления знаний возможно использование и других. Программа составлялась на каждого ученика с учетом его способностей и возможностей, но не ниже обязательного минимума. Она обсуждалась вместе с ребенком и родителями, предусматривала меньшую загруженность и предотвращала утомляемость ребенка.
Занятия предполагали: плавный переход от простого к сложному, работу с различными источниками информации, обязательное одобрение и применение на практике идей детей («музей достижений»), особое внимание игре, музыке, спорту, театру, 15-минутные уроки для всех в начале дня (учитель объясняет материал в сжатой форме, используя схемы, повторяем кратко с детьми по схеме, и она остается на доске или стене на всю неделю), обязательный контроль за знаниями, поощрения («книжечки-поощрялочки», или портфолио). Объединение в группы первый раз происходит по желанию детей. Программы обсуждаются вместе с детьми, вносятся коррективы.
Ученик сам определял содержание и объем задания на дом. Это вызывало много вопросов со стороны родителей. Но родительское собрание и постоянные контакты с родителями в первые же дни позволили установить правильный контроль за данной работой. Воспитательный аспект хотя и рассматривался при планировании этой формы работы, но показал удивительные высокие результаты.
Чувство свободного выбора помогает ребенку учебную задачу осознать как свободно выбранную, необходимые знания, определенные программой, переходят в лично значимые. С удовольствием проводились минуты отдыха с физическими упражнениями и релаксацией под спокойную музыку. Помещение должно помогать детям, отвечать их интересам. Оно разбито на отдельные центры: чтение, математика, домоводство и т.д. Каждый мини-центр снабжен необходимым материалом, оборудованием. Все в полном распоряжении детей. Такое гибкое использование помещения способствует возникновению творческих импульсов и вносит разнообразие в учебный процесс. На обычном уроке перемещение детей по классу было бы воспринято как нарушение дисциплины, а в данном случае это необходимость. О свободе пространства говорила и Мария Монтессори, которая призывала “сделать свободным развитие человека”.
Опыт показал, что такую систему можно использовать даже для детей с сенсорными и физическими нарушениями. Результаты всегда были положительными.
Выпускник современной школы должен обладать определенными качествами личности, определенными стандартом:
гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая знания, умело применяя их на практике
самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их преодоления, быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
грамотно работать с информацией (собирать, анализировать, выдвигать собственные гипотезы, решать новые проблемы);
быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях;
самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Добиться таких целей можно, используя такое обучение, чтобы личность ученика была в центре внимания педагога (ученик - информация (не только учебник) – учитель).
Безусловно, такая работа требует коррекции, дополнения, постоянного обновления, обогащения материалами. Учитель всегда должен помнить, что в ответе за воспитание личности ребенка, духовно богатой, внутренне свободной, способной строить жизнь. Учитель в ответе за Человека, умеющего быть счастливым и нести счастье людям.
Пожалуйс