Консультация для воспитателей
«Коллекционирование – одна из эффективных технологий
исследовательской деятельности дошкольников
для развития познавательной активности»
Подготовила: старший воспитатель
Бобкова Александра Александровна
Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.
За время работы по данной теме, изучив литературу, выяснилось, что до 2002 года педагоги-дошкольники нечасто использовали коллекционирование. Так, в статье Н.А. Рыжовой “Как стать коллекционером” (журнал “Игра и дети” №4-2004г.) имеется интересная информация о том, какие коллекции можно собирать с детьми, как лучше оформить коллекции, какие игры и опыты можно провести с экспонатами коллекций. Большой интерес для работы с дошкольниками представляют статьи Ю. Каспаровой, опубликованные в журналах “Мама и малыш” (2005г.) и “Игра и дети” (№3-2004г.). Автор предлагает собирать с детьми различные коллекции растений, дополнять гербарии интересными фактами, стихами и загадками о растении, дает практические рекомендации по использованию засушенных растений при изготовлении поделок, сувениров и дидактических игр типа “лото”.
Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность, внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Достоинством коллекционирования можно считать его связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным и творческим развитием.
В детях всегда заложена страсть к собирательству, поиску. И если родители, воспитатели поддерживают интересы ребенка, если направляют познавательную деятельность ребенка, то формируются ценнейшие черты личности: любознательность, познавательный интерес, наблюдательность.
Коллекционировать можно: ракушки, перышки, камешки, листья, фантики, открытки, игрушки из киндер-сюрпризов, предметы старины, солдатиков, самолетики, машинки и многое другое. Все дети, очень любят конфеты и, съедая их, остается много фантиков, которые потом выкидывают в мусор. Тогда можно дать фантику вторую жизнь и начать собирать коллекцию фантиков, сгруппировать их на отдельные темы и оформить альбом: фрукты, ягоды, животные, любимые сказки. Рассматривая в альбоме фантики «Любимые сказки», дети с удовольствием будут вспоминать и рассказывать знакомые сказки, что способствует развитию речи детей, воображению. Коллекцию фантиков можно использовать в образовательной деятельности, в качестве дидактических развивающих игр: рассортировывать фантики по размеру: большие и маленькие, по цвету: красные, жёлтые, зелёные и синие, смять фантики, сложить в стаканчики, а затем развернуть их и разгладить, сделать из фантика шарик и подуть на него. Поиграть с детьми в такие игры "Найди пару", "Какой лишний?", что позволит запомнить, из каких материалов изготавливают фантики, какими бывают фантики по структуре, с разными изображениями, сделать из фантиков разные поделки.
Можно организовать конкурс "Дизайнеры одежды", в котором в качестве материала использовать фантики, оберточную бумага, фольгу и пр.
В результате данного вида деятельности можно пронаблюдать активный рост познавательного интереса у детей. В процессе обследования фантиков дети учатся решать интеллектуальные задачи и овладевают предпосылками учебной деятельности. Коллекционирование стимулирует детскую любознательность. Собирая какие-либо материалы, классифицируя их, дети не просто приобретают новые знания, но и стремятся узнать больше, что ясно видно из бесконечных вопросов маленьких почемучек. А ведь без этих «почему?» нет развития. Собирая коллекцию, дети станут внимательнее к мелочам.
Так же данный вид организации детской деятельности предполагает тесное сотрудничество с семьей, ее активное вовлечение и посильное участие в процессе создания мини-выставок, предполагает неисчерпаемый обмен информацией о собранных экспонатах, участие в их изготовлении. Можно завести фотоальбом для сбора фотографий выставок, который в свою очередь будет являться накопительным "банком" творческой деятельности воспитателя. Для обмена опытом и организации взаимосвязи с другими возрастными группами можно организовать дни посещения выставок - пригласить детей других возрастных групп и провести мини-экскурсию, рассказав об экспонатах, причем сами дети (старшие дошкольники)- создатели коллекций являются экскурсоводами.
Мы, взрослые, должны окружать ребенка красотой - всем прекрасным, чем только сможем, по возможности познакомить детей с предметным миром, воспитывать у них интерес к миру предметов.