Правда о коллективизации в романе М.А. Шолохова «Поднятая целина»
Коллективизация сельского хозяйства
Цели
Создание в короткий срок крупных коллективных хозяйств с целью преодоления зависимости государства от единоличных крестьянских хозяйств в деле хлебозаготовок .
Обеспечение индустриализации дешевой рабочей силой за счет массового ухода крестьян из деревни
Ликвидация кулачества как класса
Перекачка средств из аграрного сектора экономики в промышленный на нужды индустриализации
Кризис хлебозаготовок в стране в 1927-1928 гг
Подходы в партийно-государственном аппарате к осуществлению коллективизации и прежде всего по вопросу кулачества
Сталин Бухарин
Чрезвычайные Экономические
репрессивные меры меры Осуществление коллективизации
1928 г – начало форсированного создания колхозов
1929 г. – «сплошная коллективизация», «год великого перелома»
1930 г. – ликвидация кулачества как класса, «Головокружение от успехов»
Голод 1932-1933 гг
(умерло от 5 до 7 млн. человек)
Фактическое приостановление коллективизации
1934 г.- начало завершающего этапа создания колхозов
1935г – принятие нового Устава колхозов
1937 г. – завершение коллективизации. 93% крестьянских хозяйств объединены в колхозы
Итоги и последствия коллективизации
Ликвидация слоя зажиточных крестьян
Уничтожение частного сектора в сельском хозяйстве
Отчуждение крестьян от собственности и земли
Потеря экономических стимулов к труду в сельском хозяйстве
Замедление темпов роста сельскохозяйственного производства и постоянное обострение продовольственной проблемы в стране
Причины формирования культу личности и массовых репрессий
Причины
Массовых репрессий
Формирования культа личности
- Репрессии как инструмент сохранения режима личной власти Сталина от его возможных противников
- Репрессии как главная форма внеэкономического принуждения населения
- Репрессии как определяющее условие сплочения, сохранения и укрепления тоталитарного общества советского типа
- Потребности в идеологическом обеспечении функционирования тоталитарной системы
- Низкий уровень культуры масс, допускавшей существование народной веры в величие и непогрешимость вождя. Личные качества Сталина.
Характерные черты советского общества в 30-е годы
В экономической сфере
В политической сфере
- Полное подчинение производителя государству
- Отсутствие свободы труда и замена ее внеэкономическим принуждением
- Монополия государства на средства производства
- Государственное регулирование имущественных отношений
В духовной сфере
- Однопартийная система
- Сращивание партийного и государственного аппаратов
- Унификация всей общественной жизни
- Отсутствие реальных свобод в обществе
- Наличие мощного репрессивного аппарата
В сфере национальных отношений
- Господство партийной идеологии
- Полный государственный контроль над образованием и средствами массовой информации
- Унификация духовной жизни
- Диктат атеизма
- Федеративное государство по форме, унитарное по сути
- Тенденция к русификации народов СССР
- Ограничение политических и экономических союзных и автономных республик
Коллективизация — процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства (колхозы) в СССР.
В романе Шолохова, колхоз-это идеальная модель хозяйства для крестьянина, у которого никогда не получится стать фермером по независящим от него причинам.( смотри эпизод «Вступление Кондрата Майданникова в колхоз»).
М. Шолохов говорит в своем произведении о том, что, на самом деле, все в колхозе зависит от руководства. Именно по этой причине колхозное строительство в СССР обернулось несчастьем для крестьян. Главной задачей советской власти было не облегчить жизнь крестьянам и улучшить хозяйство, а превратить крестьян в бесправных пролетариев
Читая «Поднятую целину», мы понимаем, что советские колхозы развалились только потому, что ими, как правило, руководили такие бездари, какими читатель видит главных героев в начале романа.
Но затем Шолохов преображает своих героев. Из людей неспособных руководить чем-либо и совершенно непонимающих крестьян, они превращаются в мудрых, добрых и честных лидеров, которые могут наладить отношения с крестьянами и заразить их личным примером. Через эволюцию своих героев Шолохов показывает и то, какими должны быть люди, руководящие колхозами
- Одним из самых ярких героев романа является Андрей Размётнов. Поначалу Размётнов предстает перед читателе этаким бесхребетным тюфяком и лентяем, который находится под каблуком у Марины Поярковой и не работает в поле, в то время как женщины пашут, не разгибая спины. Но в процессе прочтения романа мы понимаем, что Шолохов наделил своего героя такими чертами характера, которые могут быть только у положительного героя: честность, доброта, сострадание. У Андрея было трудное детство и юность: он вырос в бедной семье, участвовал в гражданской войне, пережил смерть жены. При всех этих потрясениях, Андрей не озлобился, он остался нормальным человеком, который всячески пытается спасти людей от боли, потому что сам знает, что это такое.
Еще одной центральной фигурой в произведении является Макар Нагульнов. Макар является бывшим красным партизаном, сейчас же он-секретарь гремяченской партячейки. Единственной целью Нагульнова существования является «мировая революция». Многие жители Гремячего Лога не любят и даже побаиваются Макара, который весьма не воздержан на язык и при случае вполне может пустить в ход кулак, а то и наган. Получив во время войны контузию, Нагульнов подвержен нервным припадкам. Но в то же время натуре Макара Нагульнова присущ и какой-то специфический идеализм, который не сразу удается разглядеть за его мрачной внешностью, резкими высказываниями и порой непредсказуемым поведением. По мре прочтения, мы понимаем, что на самом деле Макар - романтик, который мечтает построить счастье на Земле. Образ Макара Нагульнова обаятелен, ибо включает в себя абсолютную и непоколебимую веру в свое дело и преданность этому делу. Также весь романтизм Макара мы видим в его отношении к его жене Лукерье (Лушке). Ведь как должен мужчина любить женщину, чтобы простить ей измену.
Еще один главный герой романа Семен Давыдов тоже сильно меняется. Давыдов, бывший моряк и слесарь путиловского завода, приезжает в хутор Гремячий Лог для организации колхоза. Семен совершенно не умеет общаться с людьми, он смотрит на них как на бездушный материал. Но стоит и отметить, что у Семена много положительных качеств. Показателем того, что Давыдов действительно стоящий человек, является то, что гордые казаки приняли Семена. Давыдов не пытается заигрывать с «народом», он говорит понятным людям языком. Также Давыдову присуще такое важное качество, как умение посмеяться над собой. Семен также часто прощает людей, пытается найти даже в плохих людях положительные стороны. Также Давыдову не занимать упорства. Он лично выполняет посевную норму, чтобы показать крестьянам, которые жалуются на невыполнимость работы, что это возможно. Давыдов из несерьезного балагура постепенно превращается в «лапушку Давыдова».
Несмотря на то, что роман – идеализированный, конъектурный, заказной, в котором тютелька в тютельку выполняется заказ о том, чтобы показать коллективизацию, как благо для народа, Шолохов описывает идеальную коллективизацию, показывая, как и кто должен был проводить её .