СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Колокола памяти

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка внеклассного мероприятия о вкладе Костанайской области в Победу в Великой Отечественной войне.

Просмотр содержимого документа
«Колокола памяти»

Урок Мужества

«Колокола памяти». (Костанай и костанайцы в годы Великой Отечественной войны).

Цель:расширение и обобщение знаний о вкладе Костанайской области в Победу над фашизмом;

развитие интереса к истории родного края;

формирование чувства гордости за родной край и уважения к старшему поколению;

воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры.



Оборудование: электронная презентация, символика войны (Георгиевская ленточка, флажок, фляжка), цифровые данные, листочки для тренинга.

Форма проведения: виртуальная экскурсия

1 этап. (слайд 1-2)

(Звук свирели. Колокольный звон)



Чтец 1. Что это? Ты слышишь?

Чтец 2. Это колокола памяти….

Чтец 1. Памяти? А разве такие бывают?

Чтец 2. Бывают, слушай! Это говорит сама память.

Чтец 1. Но разве память бывает живой?

Чтец 2. А ты не веришь? Человек может умереть дважды! Там на поле боя, когда его догоняет пуля, а второй раз – в памяти народной.

Чтец 1.Второй раз умирать страшнее.

Чтец 2. Второй раз человек должен жить. (слайд 3)



Чтец 1. Гремят истории колокола,

Взывая к памяти моей

И в них набаты

Жестоких битв,

и созидательные даты,

И праздники, чья ширь и даль светла.

Чтец 2И, позабытый, вновь встает рассвет,

И кто-то в травы падает сраженный,

И город, артиллерией сожженный,

От дыма черен и от пепла сед.

Чтец 1.Они гремят, в них отзвук прежних,

Намек, подсказка, Предостережение.

Чтец 2. Кто помнит, тот не знает пораженья,

Кто помнит, тот беспамятных сильней



Ведущий. (слайд 4) Чем дальше в историю уходят годы, тем ярче видятся величие героического подвига советского народа в Великой Отечественной войне. Долгих 4 года полыхали бои, 1418 дней и ночей шел народ к светлому дню Победы. Этот трудный путь обильно полит потом и кровью миллионов людей. Мы, наше поколение, казахстанцы, к счастью знаем о войне по рассказам очевидцев, по документальным хроникам, из выпусков новостей. И поэтому может не всегда понимает, какое это страшное слово - ВОЙНА. Что такое война? Какие, ассоциации возникают у вас с этим словом?

( учащиеся в парах на листочках записывают ассоциации и вывешивают на доске.)



2 этап. Костанайская область в годы войны.



Ведущий.Ребята сегодня мы проводим классный час посвященный Победе Советского народа в Великой Отечественной войне. И говорить мы будем о костанайцах в годы войны.

Совершим с вами экскурсию в Парк Победы, познакомимся с памятниками героям войны расположенными на его территории. (слайд 5) Мы заходим в парк и проходим по главной аллее кВечному огню и памятнику Война –Освободителя. Здесь на мемориале выбиты имена тех, кто сражался и погиб на фронтах Великой Отечественной войны. (слайд 6 – 7)

С первых дней войны Кустанай жил по законам военного времени. Отправлялись на фронт эшелоны с мобилизованными кустанайцами. (слайд 8) Всего на фронт за годы войны из области ушло 73500 кустанайцев, 24 тысячи погибло в боях, 3500 человек умерли от ран в госпиталях, 16 тысяч пропали без вести. (слайд 9)

С 12 декабря 1941 года по приказу Верховного Главнокомандования в Кустанае начинает формироваться 151-я отдельная стрелковая бригада. Командиром бригады был назначен майор Яковлев Леонид Васильевич, прибывший к нм с Северо-Западного фронта. Большую часть бойцов и младших командиров бригады составили жители Кустанайской, а также Курганской и Челябинской областей. (слайд 10)

27 апреля 1942 года бригада была отправлена на фронт. Боевое крещение она получила 8 июня 1942 года.Кустанайцы героически сражались на фронтах, участвовали в боях за освобождение городов и населенны пунктов на территории России, Украины, Белоруссии, стран Прибалтики. Вместе с другими советскими солдатами освобождали от фашизма Польшу, Венгрию, Германию Чехословакию, Югославию, Румынию, Албанию, воевали с империалистической Японией. Примеры высочайшего мужества и стойкости показывали наши земляки- фронтовики. (слайд 11 – 12)

31 кустанайцев за проявленный героизм были удостоены звания Героя Советского Союза, 9 стали Кавалерами орденов трех степеней. Их подвиг увековечен наАллеей Героев. (слайд 13 – 14)

Летчики Леонид Беда и Иван Павлов дважды были удостоены звания Героя Советского Союза. (слайд 15)

Все для фронта, все для Победы – становилось смыслом работы и жизни каждого. Согласно требованиям военного времени перестраивалась работа предприятий области. (слайд 16)

В годы Великой Отечественной войны Кустанайская область находилась в глубоком тылу. Здесь не ступала нога фашистского солдата и земля не изрыта траншеями и окопами, но вклад кустанайцев в Победу над фашизмом огромен. Преодолевая трудности, холод и голод, самоотверженно трудились для фронта те, кто оставался в тылу. Женщины, старики, подростки работали по 16 часов, без выходных, выполняя и перевыполняя высокие нормы военных поставок. В кротчайшие сроки была перестроена на военный лад экономика области.

В 1941-1942 годах в области были созданы новые отрасли промышленности на базе заводов и фабрик эвакуированных из оккупированных врагом районов страны: швейная фабрика «Большевичка» из Херсона, завод искусственного волокна из Клина, номерные заводы № 222 (заводы сельхозмашин из г. Егорьевска и г Люберцы) и № 507(заводы искусственного волокна из городов Клин и Каменск), Симферопольский кожкомбинат, два кожзвода, мелькомбинат, московская перчаточная фабрика «Красный Восток», оборудование радиостанции и автомастерские № 278.

Подлинный трудовой героизм проявили труженики села. От зари и до темноты, на изношенной технике в режиме строжайшей экономии колхозники выполняли планы поставок зерна, мяса, другой сельскохозяйственной продукции для фронта. (слайд 17)

В честь тружеников тыла в Парке Победы установлен памятник. (слайд 18)

Летом 1942 года из Сталинграда в Кустанай была передислоцирована военно-авиационная школа № 7 имени Краснознаменного Сталинградского пролетариата, находившаяся здесь до 1946г. (слайд 19)

В костанайском парке Победы есть памятный знак, посвященный погибшим курсантам и пилотам этой школы. (слайд 20)

С первых дней войны было принято решение о передислокации военных госпиталей в тыл, вглубь страны, чтобы вдали от полей боевых действий бойцы могли пройти полноценное лечение и быстрее вернуться в строй. Эта работа была развернута и в городе Кустанае. (слайд 21)

В ноябре 1941 года в г. Костанае уже было развернуто три эвакогоспиталя на 1100 коек. Эвакогоспитали в Кустанае располагались в зданиях школ им. Крупской (ул. Тарана, ныне здание ЦОНа), им. Горького по ул. Ленина (ныне художественная школа по пр. Аль-Фараби), школы по ул. Крестьянской (ныне ул. Гагарина, Профессиональный лицей № 17), а также в зданиях роддома, пединститута и в больнице им. Ленина ( ныне городская больница). (слайд 22)

В память о скончавшихся от ран в госпиталях в парке установлен памятник и часовни у городской больнице и парке Победы.





Беседа: Итак, ребята мы совершили экскурсию по парку Победы

-Что- то явилось для вас новым?

- что для вас показалось интересным?

-А знаете ли вы кто из ваших близких, дедушек, бабушек воевал или трудился в тылу, может, был ребенком в годы войны и помнит о ней?

Этап 3. Тренинг на определение общечеловеческих ценностей.

Условия тренинга. Учащимся раздаются 16 листочков бумаги. Следует выполнить следующие задания: 1) разложить листочки по 4 в 4 ряда; 2) на листочках записать имена своих близких по одному на каждом;3) на листочках второго ряда – своих друзей и знакомых; 4) 3 ряд – свои любимые занятия; 5) 4 ряд – вещи которыми дорожишь; 6) листочки следует перевернуть написанным вниз. ( сопровождение видеофильм о начале войны)

Ведущий .Вот сейчас мы совершили виртуальную экскурсию по парку Победы, а теперь давайте перенесемся в тот далекий 1941 год 22 июня. Закончился мирный трудовой день 21 июня 1941 года. Советские люди спокойно отдыхают после трудового дня. А на границе зорко охраняют наш покой пограничники. Ночь тиха, и только слышны трели и щебетания ночных птиц. И вдруг мирный отдых, тишину границ нарушил грохот орудий, минометов, стрельба пулеметов, гул летящих бомбардировщиков… ( по ходу рассказа ведущий забирает листочки у участников).

22 июня в 4 часа утра фашистская Германия без объявления войны напала на нашу страну, принеся с собой смерть, разруху, горе и страдание. Какими же долгими и тяжелыми были дни войны. И наконец наступила долгожданная Победа. И теперь посмотрите что отняла у вас война? Что вам особенно было больно терять? Можете ли вы дополнить перечень ассоциаций к слову ВОЙНА

(кластер дополняется)



Этап 4. Памяти всех погибших. (слайд 23 - 25)


Мы всегда должны помнить, какое горе приносит война, и ценить мир. Ценить, уважать и благодарить тех, кто этот мир ценой жизни нам создал.


(песня «Ты же выжил солдат»).


Беседа по слайду 25:

- О чем может плакать старый солдат?

-Что бы вы хотите сказать ветеранам?


Чтец 1. Прогремел давно последний выстрел –

Тишина легла на поле боя.

Мало их осталось тех, кто выжил,

Кто пришел отравленный войною.

Мало их осталось, мало,

Тех, кто вынес на плечах все беды.

Снятся им дороги без привалов,

Помнится им первый День Победы.

Вед 2.Ордена не всем даны за это –

И живым и выбывшим из строя,

Тем, кто прошагал в огне полсвета,

Кто Отчизну – мать прикрыл собою.

Не о всех написаны романы.

И не всех мы помним поименно.

Держат, как и прежде ветераны

Кровью обагрённые знамена.


Ведущий .Всех погибших давайте почтим минутой молчания.



Чтец 1.Давно закончилась война.

Давно с войны пришли солдаты

И на груди их ордена

Горят, как памятные даты.

Вам всем, кто вынес ту войну –

В тылу и на полях сражений,

Принес победную весну –

Поклон и память поколений.



Чтец 2. Живым и мертвым низкий наш поклон

За то, что веру в битвах отстояли.

Нам не забыть сердец солдатских стон,

Их кровью окропленные медали.

Живым и мертвым наш поклон.



























































Звук свирели. Колокольный звон.(под звуки колокола ведущие говорят)

1 вед. Что это? Ты слышишь?

2 вед. Это колокола памяти….

1 вед. Памяти? А разве такие бывают?

2 вед. Бывают, слушай! Это говорит сама память.

1 вед. Но разве память бывает живой?

2 вед. А ты не веришь? Человек может умереть дважды! Там на поле боя, когда его догоняет пуля, а второй раз – в памяти народной.

1 вед. Второй раз умирать страшнее.

2 вед. Второй раз человек должен жить.





1 вед. Гремят истории колокола,

Взывая к памяти моей

И в них набаты

Жестоких битв,

и созидательные даты,

И праздники, чья ширь и даль светла.





2 вед. И, позабытый, вновь встает рассвет,

И кто-то в травы падает сраженный,

И город, артиллерией сожженный,

От дыма черен и от пепла сед.



1 вед. Они гремят, в них отзвук прежних лет,

Намек, подсказка и предостережение.



2 вед. Кто помнит, тот не знает пораженья,

Кто помнит, тот беспамятных сильней.



Давно закончилась война.

Давно с войны пришли солдаты

И на груди их ордена

Горят, как памятные даты.

Вам всем, кто вынес ту войну –

В тылу и на полях сражений,

Принес победную весну –

Поклон и память поколений.



Живым и мертвым низкий наш поклон

За то, что веру в битвах отстояли.

Нам не забыть сердец солдатских стон,

Их кровью окропленные медали.

Живым и мертвым наш поклон.