МАОУ «Школа-интернат № 1 СОО» городского округа
г. Стерлитамак РБ
«КОЛОКОЛА ПАМЯТИ»
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Подготовили:
воспитатель высшей категории
Давлетшина Альбина Вазиповна
воспитатель высшей категории
Газиева Фларида Саитнуровна
2020г.
Цели:
Познакомить с историческими фактами времён Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время.
Развивать способность чувствовать, сопереживать, формировать умение слушать окружающих.
Воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование:
Мультимедиа
Альбом с фотографиями
Звукозаписи: звон колокола, гул самолётов, разрывы снарядов
Плакаты, посвящённые войне
Манометр
Записи песен «Священная война», «День Победы», 9-я симфония Шостаковича, голос Левитана.
Мероприятие проводится в школьном музее боевой славы «Красная гвоздика».
(Звучат песни военных лет. Маленький ребенок и старшеклассник сидят за столиком и рассматривают альбом с фотографиями. Звон колокола.)
Малыш. Что это? Ты слышишь?
Старшеклассник. Это колокола. Колокола памяти…
Малыш. Памяти? А разве такие бывают?
Старшеклассник. Бывают, слушай! Это говорит сама память…
Малыш. Но разве память бывает живой?
Старшеклассник. А ты не веришь? Человек может умереть дважды:
Там на поле боя, когда его догонит пуля,
А второй раз – в памяти народной.
Второй раз умирать страшнее.
Второй раз человек должен жить!
Мальчик. Я – второклассник, мне девять лет.
Дайте кто-нибудь ответ!
Я спросил у всех ребят,
Что значит «шестьдесят пять»?
Может быть, столько погибло людей?
Или война эта столько шла дней?
Старшеклассник. Шла война четыре года, много полегло ребят,
Но закончилась победой шестьдесят пять лет назад,
Шестьдесят пять лет назад расцвела та весна,
Когда, наконец, прекратилась война.
Мальчик. Я не знаю про эту войну ничего.
Книгу я прочитаю. Увижу в кино.
Но так трудно сегодня поверить мне,
Что прадедушка мой был убит на войне.
Старшеклассник.А вот как это было.
(Гул самолётов сменяется звуками разрывов снарядов, затем звучит голос Левитана, который объявляет о начале Великой Отечественной войны. Звучит «Священная война» (первый куплет) и появляется плакат «Родина – мать зовёт!». На фоне мелодии второго куплета песни «Священная война» звучит стихотворение К. Симонова «Чтоб люди жили», показываются слайды военных лет).
Чтец. Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду.
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
Чтец. Сорок первый. Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времён
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно,
Кумачёвые звёзды
На полотнах знамён унося.
1 ведущий. Вслед за днем первым было еще 1418 суровых дней Великой Отечественной войны. Люди не думали о своей жизни. В мыслях было только одно: остановить врага! Хоть на день, хоть на час, хоть на немного, чтобы дать возможность собраться, подготовиться и дать отпор врагу.
Да сделали все, что могли мы.
Кто мог, сколько мог и как мог…
2 ведущий. Вся страна, армия и народ, тыл и фронт объединились под лозунгами: «Смерть немецким оккупантам!», «Все для фронта, все для победы!». Страна превратилась в единый грозный военный лагерь.
(звучит 9-я симфония Шостаковича, 1 и 2 вед.)
- Война – это 1725 разрушенных и сожжённых городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров взорванных железнодорожных путей.
- Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 г. хлеба в сутки.
- Война – это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как мы.
- Война…От Бреста до Москвы – 1000 км., от Москвы до Берлина – 1600 км. Итого : 2600 км., если считать по прямой. Самолётом примерно 4 часа. А вот перебежками и по-пластунски – четыре года, 1418 дней.
- Около 40 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит? Это значит – 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит – каждый восьмой житель страны погиб.
(звучит песня «Солдатам Великой Отечественной» в исполнении ученицы)
1. Старый крест деревянный стоит у дороги.
Рядом камень, на нём дата и имена.
Год рождения разный,
Год смерти у всех – сорок третий.
Это битва великая, это война!
Припев
Русые и тёмные
Шумные и скромные
Все такие разные
Шли в последний бой.
Юные и взрослые
Защищали Родину
Заслонили Родину собой.
2.Столько лет пролетело с великих сражений.
Но остались и в сердце, и в песнях навек
Тот московский ноябрьский парад,
Сталинградская битва,
И блокада, и битва на Курской дуге.
Припев.
(затем на фоне проигрыша звучит фрагмент стихотворения)
Что грозы железная мелодия
Радость или горькая нужда?
Всё проходит, остаётся Родина.
То, что не изменит никогда!
С эти чувством человек рождается,
С ним живёт и умирает с ним.
Всё пройдёт, а Родина останется,
Если мы то чувство сохраним.
Воспитатель. Сталинградская битва была самой ожесточенной из всех битв Великой Отечественной войны. Ни одна из мировых битв не может сравниться по масштабам, ожесточенности и своему значению со Сталинградской битвой.
«За Волгой для нас земли нет!»- с этим девизом сражались защитники волжской твердыни. Более двух месяцев держали они оборону «Дома Павлова», ставшего для немцев неприступной крепостью. «Дом Павлова» вошел в историю войны.
Воспитатель. Мамаев курган - господствующая над городом высота. В период Сталинградской битвы здесь шли самые ожесточенные бои. Защитники Сталинграда были сильнее смерти. В зареве пожарищ, в несмолкаемом грохоте разрывов они сражались за каждый дом, за каждый этаж, за каждую пядь земли,- и они победили.
Воспитатель. Здесь под Сталинградом были разгромлены несметные полчища врага, взято в плен до 90 тысяч гитлеровцев.
Воспитатель. В Сталинградской битве участвовали молодые и старые, мужчины и женщины, в том числе и девушки Башкирского эшелона. В далеком мае 1942 года ещё совсем юными девушками отправились они на Сталинградский фронт. Они не знали тогда, что попадут в самое пекло войны. Из уехавших 3-х тысяч не все вернулись домой.
В честь всех погибших в годы второй мировой войны объявляется минута молчания… (звук метронома). Прошу садиться.
Воспитатель. Если бы каждому погибшему в этой войне посвятить минутное молчание, то население всей Земли замолчало бы на 30 лет.
Воспитатель. С каждым днём война от нас всё дальше и дальше, мальчишкам и девчонкам, которым в дни Победы 1945 года было 18-20 лет. Давайте же бережно хранить память о ветеранах, ведь нашей жизнью мы обязаны им. Предлагаю посмотреть презентацию встреч с ветеранами, проходившими в нашей школе в прошлые годы.
Чтецы:
Я никогда не видела войны
И ужаса ее не представляю,
Но то, что мир наш хочет тишины.
Сегодня очень ясно понимаю.
Спасибо вам, что нам не довелось
Представить и узнать такие муки
На вашу долю все это пришлось-
Тревоги, голод, холод и разлуки.
Спасибо вам за солнца яркий цвет,
За радость жизни в каждом миге нашем,
За трели соловья и за рассвет,
И за поля цветущие ромашек.
(Звучит песня «День Победы», на экране появляются кадры: штурм рейхстага, знамя Победы над рейхстагом, парад Победы 1945 года, салют Победы в Москве.)
Да! Позади остался страшный час.
Мы о войне узнали лишь из книжек.
Спасибо вам. Мы очень любим вас.
Поклон вам от девчонок и мальчишек.
(Вручение цветов ветеранам и совместное фотографирование на память).
Литература
Поклонимся великим тем годам. Р.А.Храмова. Начальная школа.№3, 2000г.
Сценарий торжественного митинга. Н.С.Токарева. Нач. школа. №4, 2000г.
Колокола памяти. О.А.Коваль. Классный руководитель. №1,06г.
Это радость со слезами на глазах. Ю.И.Верисокин. Последний звонок. №1,05г.
Солдатами спасённая весна. Н.В.Белова. Педсовет. №1,07г.
6